Война заставляет людей делать такие вещи, о которых в иное время они даже и не думали. Это касается всех видов человеческой деятельности, в том числе и автомобилестроения. Пример тому — колесный тягач Radschlepper Ost, сокращенно RSO, выпускавшийся на заводе компании Skoda в чешском городе Млада-Болеслав, попавшем в немецкую оккупацию в годы Второй мировой войны
Идея колесного тягачавнедорожника, способного передвигаться по заболоченной местности, перевозить грузы и буксировать тяжелые артиллерийские системы, в начале 40-х годов ХХ столетия была не нова, но ее актуальность для Германии оказалась очевидной в 1941м, после провала «блиц-крига» в СССР. Одной из причин своих военных неудач немцы считали отсутствие нормальных дорог в регионах, на территории которых велись военные действия. Решить проблему и был призван RSO.
Разработку проекта поручили Фердинанду Порше, у которого к тому времени уже имелся колоссальный опыт создания военных транспортных средств различного назначения. Он получил рабочее название Porsche type 174. Однако в самой Германии заводы были настолько загружены заказами, что выпускать «сверхтягач» было просто негде. Тогдато немецкое руководство и вспомнило, что в захваченной Чехословакии есть большой автомобильный завод в МладаБолеславе. Правда, к тому времени предприятие уже вовсю работало на военные нужды: оккупанты наладили там выпуск деталей авиационных двигателей, запчастей для Messerschmitt, взрывателей и целого ряда других изделий.
Не без помощи славян
В январе 1942 года в этот город приехал доктор Фердинанд Порше и о чем-то долго беседовал с главным конструктором завода Олдржичем Медуна. Оказалось, немец хочет привлечь инженера к проектированию спецтехники для восточного фронта. Не согласиться Медуна не мог, хотя новое задание и осложняло положение на самом предприятии. С этого времени главный конструктор Skoda был обязан две недели в месяц проводить в конструкторском бюро Порше в Германии, работая над новым проектом. Около полугода там же пришлось проработать и нескольким другим чешским конструкторам. Наконец проект был завершен, началась постройка прототипа, который был одобрен немецким начальством. А 2 сентября 1942 года предприятие в Млада-Болеславе приступило к серийному выпуску новинки.
Это был двухосный полноприводный военный тягач с колесной базой 3000 мм и полутораметровыми стальными колесами, снабженными грунтозацепами, обеспечивавшими движение по болотному грунту. Общие габариты RSO составляли 6220х2300х3065 мм. Машина комплектовалась четырехцилиндровым рядным двигателем воздушного охлаждения объемом 6024 см3 (115х140 мм) мощностью 90 л.с. при 2000 оборотов в минуту. Мотор располагался перед передней осью. Трансмиссия была механической пятиступенчатой плюс задний ход; дифференциалы блокирующиеся. Водитель и сопровождающий располагались в кабине, а груз или полтора десятка солдат без труда размещались на деревянной грузовой платформе, закрывавшейся брезентовым тентом. Выпускались также версии с трехместной кабиной и укороченной грузовой платформой.
Новинка обладала рядом интересных технических особенностей. В частности, чтобы иметь возможность без труда запускать двигатель в условиях суровой русской зимы (а у немцев к тому времени уже был обширный и горький опыт зимней войны в России), на RSO был предусмотрен «пускач» — маленький двухцилиндровый четырехтактный мотор, позволявший в любой мороз без особого труда дать старт основному двигателю. Любопытно, что для этой цели был приспособлен «ополовиненный» двигатель KdF — тот самый, что в свое время разрабатывался для знаменитых Volkswagen. Первая партия из 10 Radschlepper Ost была укомплектована такими моторами.
Предварительные испытания проходили неподалеку от Млада-Болеслава на заболоченной равнине в местечке Радуш. Порше снова приехал в Чехию, на этот раз для того, чтобы лично протестировать свое детище. В ходе испытаний он не был сторонним наблюдателем и несколько раз сам садился за руль. Конструктор остался не слишком доволен тестами, но решил, что машина вполне готова к прохождению официальных испытаний, а выявленные недостатки можно будет устранять по ходу дела. Официальные тесты были назначены на ноябрь 1942 года и прошли на полигоне Берке под Эйзенахом, где тогда испытывалась большая часть тяжелой немецкой техники, включая танковую.
Испытания признали успешными, хотя в их ходе у RSO и были выявлены довольно серьезные недостатки. Так, на пересеченной местности управлять семитонным тягачом было очень тяжело. Помимо этого, новинка оказалась фантастически «прожорливой». В обычном режиме эксплуатации на бездорожье при максимальной скорости 16 км/ч она расходовала 200 л топлива на 100 км пути. А на болоте под грузом или при буксировке расход горючего мог достигать 600 л на 100 км! Тем не менее для решения целого ряда специальных задач машина подходила, поэтому-то «монстра» и решили выпускать серийно.
Военная тайна
Сколько же всего было выпущено таких машин, и на каких фронтах они использовались? На первый вопрос ответить непросто. В специальной литературе можно встретить противоречивые данные. Разные источники называют разные цифры. Одни авторы утверждают, что за годы войны было выпущено около 300 или даже 400 «восточных» тягачей, другие приводят более скромные цифры — от 50 до 200. Кто же прав?
Ответ следует искать в архивах завода Skoda. Согласно сохранившимся там документам в 1942-м было собрано всего 10 машин. Следующий год стал самым продуктивным для этой модели — 154 экземпляра. А в 1943-м построено еще 42 тягача, после чего их выпуск окончательно прекратили. Некоторые современные исследователи утверждают, что произошло это из-за «трудностей, связанных с производством огромных стальных колес». Однако не в колесах дело, свою роль сыграли довольно узкая сфера применения RSO и его «сверхпрожорливоcть». Но главное, в 1944 году для выпуска подобной техники у терпящей поражение нацистской Германии уже не хватало ресурсов. Таким образом, за три года было выпущено 206 Radschlepper Ost, хотя вначале, судя по косвенным данным, планы были более серьезными. Об этом говорит и тот факт, что после окончания войны на заводе в Млада-Болеславе осталось довольно много пусковых моторов. Куда девать эти 12-сильные двигатели, чехи не знали, но в итоге ими стали комплектовать внутризаводской транспорт. Кроме того, по бумагам, было выпущено 430 основных моторов, часть которых также осталась невостребованной.
Использовались Radschlepper Ost на самых разных театрах военных действий. Одни действительно были отправлены на Восточный фронт, где и «погибли», другие применялись на Западном фронте, в Арденнах, третьи — на железных дорогах. Известно также, что несколько ходовых экземпляров успешно пережили войну и в дальнейшем оказались в Восточной Германии. По некоторым данным, они эксплуатировались в Германской Демократической Республике вплоть до 1960 года.
И хотя сама затея с созданием колесного вездехода, способного преодолевать любые препятствия, потерпела фиаско, свою лепту в историю автомобильной техники RSO все-таки внес. Целый ряд технических решений, использовавшихся на нем, нашел свое воплощение в конструировании внедорожной техники новых поколений.
текст: Константин ШЛЯХТИНСКИЙ
фото: из архива автора
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.