В этом году в нашей стране впервые стартовала открытая внедорожная серия — Can-Am Trophy. Ее второй этап прошел 23–25 июля в Пензе
Если мы слышим слово «Иваново», то сразу же возникает ассоциация с городом невест, при упоминании Тулы вспоминаем, что она неразрывно связана с самоварами и пряниками. Пенза же в сознании простых россиян не имеет никаких особенных достопримечательностей. Правда, и сами пензенцы не могут сразу сказать, чем же славен их город, какая у него визитная карточка. Опрос жителей показал, что для них это тихий провинциальный город, знаменитый разве что областной филармонией и носками с пяткой двойной вязки.
История развития трофи-спорта в России, да и во всем мире тесно связана с автомобилями. ATV появились в этом виде спорта относительно недавно — каких-то пять-шесть лет назад. Но квадроциклетное внедорожное движение быстро развивается, и ему стало тесно в рамках автомобильных соревнований. Как правило, участников зачета ATV на трофи-рейдах для автомобилей выпускали перед машинами по самым сложным, рассчитанным на прототипы трассам. При этом местами квадроциклы ехали в среднем в три раза быстрее автомобилей, а где-то физически не могли проехать, например, в глубоких бродах. Поэтому идея создания специальных соревнований исключительно для ATV давно зародилась в умах организаторов гонок, тем более количество квадроциклистов, участвующих в трофи в последние годы, позволяло не оглядываться на машины в силу экономических причин — обычно квадрозачет шел «в нагрузку» к автомобильным, и стартовые взносы от него являлись всего лишь побочным заработком прокладчиков трасс для автомобилей.
Только квадрики!
Весной 2010 года наконец-то было объявлено о старте специальной серии соревнований исключительно для ATV, в полной мере учитывающих особенности трасс для «квадриков». Серия состоит из трех этапов, проходящих под патронажем компании Rosan в Екатеринбурге, Пензе и Санкт-Петербурге. Главным призом являются два подготовленных к трофи-рейдам квадроцикла Can-Am. Первый этап успешно прошел на Урале, а с 23 по 25 июля в Пензе состоялся очередной этап открытой внедорожной серии Can-Am Trophy. Выбор Пензы не случаен — местный клуб объединяет немало приверженцев этого вида спорта, и логично, что для них была проведена «домашняя» гонка.
Привлечение новых участников невозможно без популяризации соревнования. Первый спецучасток прошел на мотодроме в городской черте, недалеко от центра. И хотя изнурительная жара загнала большинство зрителей на озера и пруды, настоящие ценители все равно пришли на специально проложенную трассу, состоящую из динамичных «прямиков» по пересеченной местности, «грязевых ванн» и целого озера, которое преодолевали участники зачета ATV-open. Болельщики могли видеть, как на большой скорости ATV плюхались, поднимая столбы брызг, в почти стометровое озеро, и форсировали его, на выходе борясь с глубокими грязевыми колеями.
Бизнес-составляющая гонки
Тенденции последних лет показали, что в офф-роудный спорт стали приходить реальные финансовые вливания. Серия Can-Am — одно из подтверждений этого. Попробуем разобраться, что же заставляет компанию Rosan спонсировать собственную серию. Не секрет, что в нынешнем виде спонсорство офф-роудных соревнований — в большей мере меценатство. Бизнесменам выгоднее направить те же деньги, скажем, на рекламу в прессе и получить гораздо лучший результат, чем финансировать трофимероприятия. Однако квадроциклетное сообщество отличается от трофи автомобильного в первую очередь тем, что здесь для большей части участников спорт — форма активного отдыха. Соответственно спортсмены охотнее едут на хорошо организованное мероприятие с большим объемом сопутствующего гонке сервиса, с хорошей PR-отдачей и освещением в СМИ. Кстати, работа со СМИ на CanAm поставлена на самом высоком уровне — это я могу подтвердить как непосредственный участник событий.
Таким образом, формирование вокруг себя некоего «клуба по интересам», наверное, и есть конечная цель подобной серии. Путь не новый, некоторые автомобильные трофи-клубы также формируют вокруг своих соревнований сообщества почитателей, но в мире ATV такое происходит впервые. Высокоорганизованное соревнование, проводящееся совместно одними из лучших трофиклубов России — екатеринбургским и санкт-петербургским, — просто не могло не привлечь множества участников. Глава компании Rosan Андрей Красилов, сам в недавнем прошлом чемпион России по трофи на ATV, изнутри знал, кому из организаторов можно доверить проведение этапов.
Сухие леса
Как и во всем Центральном регионе, жара в Пензенской области иссушила практически все водоемы. Болота, еще неделю назад заполненные водой, превратились в луга, а ручьи — в сухие канавы. Немного влаги осталось в озерах, и контрольные точки, расставленные в них, подарили участникам самые радостные минуты. Особенность проведения Can-Am Trophy — ориентирование по точкам GPS, причем использование логгеров — приборов, записывающих трек квадроцикла, и возможность OnLine-мониторинга позволяют практически непрерывно следить за спортсменами на трассе в сети интернет.
Временами возникали очаги пожаров — рядом с гонщиками ездили пожарные машины и заливали горящие участки. На многих лесных «точках» земля превратилась в золу, однако погодные катаклизмы не помешали спортсменам получить удовольствие от протяженной гонки и отдохнуть в базовом лагере. Серия Can-Am не завершена — впереди еще один этап в СанктПетербурге.
Победители второго этапа серии Can-Am | |||
---|---|---|---|
КАТЕГОРИЯ ATV-open | |||
1 | Антон Власюк, Сергей Карякин | Екатеринбург | Yamaha Grizzly 700 |
2 | Илья Ситников, Андрей Педченко | Екатеринбург | Kawasaki KVF750 |
3 | Олег Березин, Сергей Чернов | Златоуст/Сургут | BRP Can-Am Outlander 650 |
Категория ATV-original | |||
1 | Николай Новиков, Вадим Кувшинов | Пенз | Yamaha Grizzly 700 |
2 | Юрий Ермолаев, Сергей Столяров | Пенза | Yamaha Grizzly 700 |
3 | Николай Баранов, Юрий Загарин | Екатеринбург | CF moto 500 |
Категория ATV-twin | |||
1 | Денис Давыдов, Сергей Крюков | Пенза | BRP Outlander 800 Max XT |
2 | Вадим Дерябин, Владимир Мельников | Пенза | BRP Outlander 800 Max XT |
3 | Дмитрий Басалгин, Александр Калугин | Березовский/Екатеринбург | BRP Outlander 800 Max XT |
Категория UTV | |||
1 | Сергей Жулябин, Антон Бердников | Пенза | Polaris RZR S |
2 | Павел Гриньков, Дмитрий Макаров | Пенза | Polaris RZR S |
3 | Ирек Минниахметов, Ильшат Камалов | Казань | Polaris RZR S |
Квадроциклы в серии Can-Am делятся на четыре зачетные категории. ATV-open — это самые подготовленные аппараты. Их оснащают колесами увеличенного диаметра, гидрозащитой и защитами всех агрегатов, а также разрешают переделки узлов трансмиссии. ATVoriginal — почти стандартные квадроциклы. В зачете ATV-twin представлены двухместные «квадрики», члены экипажей которых сидят один за другим, что, с одной стороны, увеличивает массу аппарата, но, с другой, вдвоем легче выталкивать ATV из «засад». Наконец, UTV — почти мини-автомобиль с экипажем, располагающимся в установленных рядом сиденьях. Как ни парадоксально, но это, пожалуй, самый «легкий» класс, стихия UTV — быстрая езда по сильно разбитым дорогам, а вот в болотах им приходится тяжеловато. В Пензе был установлен абсолютный российский рекорд количества UTV на одном соревновании — на старт вышло девять экипажей. Эта категория в данный момент имеет самую высокую динамику роста. Во всех категориях разрешено наличие лебедки. Сложность трассы была пропорциональна уровню подготовки — самые тяжелые испытания выпали «открытой» категории. Всего в соревновании приняли участие 59 спортсменов.
текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Ольга МАРУГИНА и автор
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.