Очередной раунд игры «Найди снежного человека» компания Skoda провела на берегу озера Байкал. По дороге в заповедные места экспедиция посетила столицу Бурятии, старообрядцев села Десятниково, вечно живого ламу Итигэлова и одного всамделишного шамана города Усть-Баргузин. Попутно выяснилось, что автомобиль Yeti в состоянии перемещаться по сыпучему грунту, а вот животного йети в Забайкалье так и не обнаружилось
В гражданскую войну население Бурятии большей частью поддерживало красных. Реформы 90-х годов (частная собственность и т.п.) не внесли в их взгляды существенных изменений — республика осталась верна коммунистической платформе и на выборах в Думу регулярно прокатывала «дерьмократов». Неудивительно поэтому, что в Улан-Удэ до сего дня сохранились и памятники времен СССР, и названия улиц той поры.
Вот и главный проспект бурятской столицы носит имя Ленина. На площади Советов имеется Ильич, выполненная в бронзе. Читатель воскликнет: «Эка невидаль — Ленин в бронзе!» И будет не прав, потому что в данном случае монумент вождю представляет собой не набор привычных штампов эпохи соцреализма, а только голову, причем в сильно увеличенном, раз эдак в пятьдесят, масштабе. Итак, представьте себе: сопки, солнце, пихты, кедры, чистейший воздух; центральная площадь Улан-Удэ, окруженная кварталами малоэтажной застройки, и на постаменте — отлитая из недешевого цветного металла голова В.И. Ленина весом в сорок с лишним тонн…
П.Г. Зильберман, бывший в 1971 году главным архитектором Улан-Удэ, все рассчитал верно: чем выше стоимость памятника, тем меньше в удельном отношении добавит к смете Государственная премия СССР. Как говорится, не повторяется такое никогда.
Впрочем, Улан-Удэ, или, как его еще называют, «Бурятии моей звезда», идет в ногу со временем. Улица Ленина частью благоустроена под пешеходную зону, здесь же — почти ирландский паб. Вечер, веранда, ансамбль, неплохое пиво. Местная молодежь то и дело заказывает «Кино». Действует прейскурант, заявка подается через официантку, цена вопроса — 250 руб., между прочим… Прослушав «Белый снег, серый лед» в далекой от канонической, с легким креном в реггей, аранжировке, автор настоящей статьи решает провести эксперимент и просит исполнить любую песню группы «Зоопарк». Удивленная официантка приносит деньги назад: «В репертуаре этого нет». Не оказалось в ассортименте и произведений таких коллективов, как «Телевизор», «Урфин Джюс», «Центр», «Звуки Му», «АукцЫон». Цой, стало быть, в отличие от прочих действительно жив…
Дачная местность
Надо ли говорить, что автопарк УланУдэ и области почти полностью состоит из подержанных праворуких «японок». В городской черте качество асфальта примерно как в средней величины подмосковном городе вроде Серпухова, а вот то, что творится в сельской местности, жителю Европейской части РФ принять непросто. Впечатляет трасса Р 438, ведущая из Улан-Удэ через курорт Горячинск и Усть-Баргузин в Курумкан. Сейчас здесь активно укладывают асфальт, но большая часть пути — насыпная. Дробленый камень смешивают с землей, затем дорогу «обозначает» грейдер. Как говорят, «федералка» М 55, соединяющая Улан-Удэ и Читу, тоже не полностью укатана асфальтом.
Перемещаемся по Р 438 в небольшой поселок Усть-Баргузин, где имеется паромная переправа на полуостров Святой Нос — одну из составляющих Забайкальского национального парка. Заповедник вполне официально может посетить любой желающий — достаточно произвести оплату по таксе: 100 руб. за разовый пропуск легковушки, 50 руб./сутки на каждого члена экипажа. Вопреки мировой практике на полуострове нет отелей, поэтому любители экологического туризма наслаждаются отдыхом в привезенных с собой палатках. Проехать по местным грунтовкам на моноприводной машине можно лишь три летних месяца. До начала такой навигации и по ее окончании еще две-три недельки передвигаются на «уазиках», в остальное время года — на тракторе или вертолете.
Цель нашего пребывания на полуострове Святой Нос — исследование свойств Skoda Yeti на песчаном грунте. Но после пятичасовой тряски по ужасного качества Р 438 надо бы немного отдохнуть. Организаторы, по счастью, предусмотрели и горячее питание, и юрты, оборудованные буржуйками, и дровишки. А в большой палаткестоловой установили холодильник, который не иначе как обладал волшебными свойствами: горячительное в нем не переводилось! Видимо, по этой причине кефир, по ошибке оставленный комендантом лагеря в рефрижераторной установке, быстро пришел в негодность — не выдержал «теплового удара».
Песчаная трехкилометровая трасса, которую экипажи форсировали на Skoda Yeti с механической коробкой передач, не требовала от водителей устойчивого навыка вождения на бездорожье. Те, кто не забывал перед съездом с твердого грунта отключить ESP и держать 2500–3000 об/мин на второй передаче, преодолевали зыбучую дорогу без проблем. Тем же, кто имел неосторожность остановиться, приходилось пользоваться имеющимися в каждой машине лопатами и сенд-траками. Неожиданно участники этого легкого трофи получили возможность убедиться в преимуществах муфты Haldex, которая и устанавливается на Skoda Yeti. Некоторые из отдыхающих «дикарей» пытались повторить заезд по песчаной трассе на своих японских кроссоверах. Машины, оборудованные «разомкнутыми» муфтами, тотчас вязли и, даже когда их вытаскивали, самостоятельно двигаться по песку не могли. Не помогал им быстрый электромагнит, замыкающий диски таких муфт: электроника не успевала давать команду на сжатие, как машина «закапывалась». А вот Haldex, пусть и немного, но замкнута всегда.
Местный колорит
После внедорожных приключений покорителей сыпучих грунтов ожидала широкая фольклорная программа. В Иволгинском дацане каждый имел возможность убедиться в нетленности тела вечно живого ламы Итигэлова и, сам о том не догадываясь, прочитать молитву, крутанув несколько раз любой из приглянувшихся барабанов-хурдэ. Старообрядцы села Десятниково устроили искателям йети большое представление с песнями и свадебным обрядом, объяснив, по какой причине молодой семье желали произвести большое количество детей: медицину сельчане не признавали, поэтому до «супружеского» возраста, как правило, доживал только один. Про остальных, вздохнув, говорили: бог дал, бог взял…
Наибольший эмоциональный подъем вызвала творческая встреча с действующим бурятским шаманом. В молодости, которая пришлась на времена застоя, он числился в штате «Баргузинской правды» и частенько получал нагоняй за критику генеральной линии партии. Дошло до того, что оппозиционно настроенный смутьян наладил выпуск приложения «Шмель», сообщавшего подписчикам обо всех злоупотреблениях местных чиновников. На состоявшемся сеансе связи с коллегами по перу шаман в прямом и переносном смысле был в ударе, одним махом излечив присутствовавших от всех болезней.
Экспедиция в Забайкалье продолжалась несколько дней, в конце концов организаторы отказались от попыток отыскать йети. Тем не менее предприятие было признано небесполезным.
текст: Сергей АРБУЗОВ
фото: автор
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.