Машины этого класса вызывают в джиперской среде множество кривотолков. «Нанотехнологии», «супероружие», «полная переделка» — вот самые распространенные эпитеты для автомобилей, выигрывающих Чемпионат России по трофи-рейдам. Сегодня мы расскажем о том, что скрывается внутри Toyota Land Cruiser 70 Александра Николаева и Дмитрия Калинина, Чемпионов России в классе ТР2 в течение нескольких последних лет
В начале девяностых годов, а точнее, в 1990-м, сверкающая лаком Toyota скатилась с заводского конвейера. Оснащенная дизельным двигателем 1KZ с турбиной и ручной коробкой передач мощностью 125 л.с. машина, быть может, надеялась, что судьба будет к ней благосклонна и подобно большинству своих собратьев она благополучно проживет свой век, не удаляясь далеко от ровного асфальта европейских автобанов. Но, попав в Россию, спустя какое-то время эта модель стала заготовкой для постройки спортивного снаряда. В принципе можно считать, что ей повезло — достаточно жесткие техтребования категории ТР2 предписывают, чтобы автомобиль был во многом похож на стандартный (вот если бы из него стали строить прототип ТР3, то узнать в готовой конструкции то, что послужило исходным материалом, было бы проблематично).
От мотора до колес
Двигатель 1KZ снискал славу надежного и неприхотливого. С ним практически никаких манипуляций не производили — провели гидроизоляцию и сделали забор воздуха через шноркель. Сцепление и коробка передач остались штатными — только сапуны (как и у всех прочих маслонаполненных агрегатов) вывели повыше, чтобы ненароком не «хватанули» воды, так как глубина преодолеваемого брода для этой Toyota — около двух метров. В раздаточной коробке установлен «кит», повысивший крутящий момент на 55%. В мостах тоже заменены шестерни главной пары — их передаточное число теперь 5,29 — решение, проверенное временем: чтобы проворачивать колеса увеличенного диаметра, необходимо большее усилие, нежели для штатной размерности. Во время соревнований на автомобиль устанавливаются колеса Super Swamper Bogger 38.5 x 15 R15. Естественно, для того, чтобы удержать боковину колеса при езде по болотам на сверхнизком давлении, диски оснастили «бедлоками». Характер трасс Чемпионата России из года в год предусматривает большое количество слабонесущих грунтов, и, чтобы увеличить пятно контакта и удержать машину на поверхности болотистой почвы, колеса «стравливают» до давления, немыслимого на «гражданской» машине, — 0,5 атм и менее.
Подкачка
Еще одно полезное приспособление — система централизованной подкачки всех шин, давно перекочевавшая на спортивные машины с военной и специальной техники. Воздух, нагнетаемый автономным компрессором, поступает в полости шин через бронзовые втулки с манжетами, плотно соприкасающиеся с поверхностью полуосей и ШРУСов. Камни и бревна, коряги и глина не могут повредить эту систему. У штурмана на панели выведены манометры и клапаны для управления каждым колесом в отдельности. При незначительных повреждениях шин можно продолжать движение, постоянно подкачиваясь. Такая система позволяет очень быстро изменять давление во всех колесах прямо во время гонки, не тратя время на манипуляции с ниппелями и шлангами. Кстати, во время гонки для снижения массы машины запаску не возят — только запасную камеру на случай очень больших разрывов.
А подвеска машины совсем не напоминает ту, которая установлена у «гражданских» собратьев, — все стандартные детали вырезаны. Стойки Racer Runner с выносными расширительными бачками позволяют увеличить ход и одновременно жесткость, а также дают возможность для регулировки обоих параметров. Пружины, подобранные под вес машины, сдвоенные — одна жестче, другая мягче, что сделало их характеристики прогрессивными — сначала «работает» мягкая, а потом вступает в действие жесткая. Рычаги подвески значительно усилены (внутри этих «ребер жесткости» проложены трубки пневмосистемы). Трофимобили до места соревнования добираются на автовозе, поэтому про управляемость на асфальте можно забыть — тяга Панара штатная, а вот стабилизатор поперечной устойчивости демонтирован.
Владислав БОРИСОВ,
обладатель Кубка России на Toyota LC 70
Не место красит человека, а человек место. Мне кажется, что если Николаева посадить даже на «табуретку», то и на ней он приедет на призовое место. Его Toyota — сбалансированная машина, в ней нет каких-то узлов, выступающих по своим характеристикам над другими, хотя Toyota Land Cruiser сама по себе очень хороша.
Порой неопытный джипер пытается «вытащить» какой-то агрегат машины в ущерб всей конструкции, надеясь, что это «чудо-оружие» ему поможет. Но успех в трофи состоит в том, чтобы внедорожник оставался надежным, способным выдержать сложные трассы. Постройка хорошего автомобиля заключается в том, чтобы взять каждый узел и довести его «до ума», как это подсказывает «народная мудрость», технические требования и опыт других трофистов за последние годы, а потом собрать все это в одной машине. Грамотно построенный трофимобиль от неграмотного отделяет порой совсем немного. У «НИМАЛА» нет ничего сверхъестественного — общая надежность всех систем получилась, как в штатной машине, а ведь известно, что большинство «самоделок» получаются менее надежными, чем заводские изделия.
Единственное, что стоит отметить, — это система регулировки давления в колесах на ходу вкупе со штатным компрессором от кондиционера, приводимого в действие мотором, — такое в принципе давно известное приспособление используется далеко не всеми в Чемпионате России. Хорошие спортивные стойки позволяют быстро двигаться по пересеченной местности и преодолевать в спортивном режиме то бездорожье, в котором «гражданский» автомобиль неминуемо бы застрял. Усилено все, что в этом нуждается, удалено все, что не имеет отношения к спорту, инсталлировано все, что повышает проходимость и живучесть, и при этом все изменения проведены в рамках действующих техтребований Российской автомобильной федерации. Если бы я поехал в Чемпионате России в категории ТР2, то построил бы машину так же, как и Александр Николаев.
Все лишнее снять!
Силового обвеса на спортивных машинах не бывает — в борьбе за минимальный вес спортсмены избавляются от всего тяжелого и ненужного, ну а кузов таких автомобилей вовсе не берегут. Бампера изготовлены из дюралюминия Д16. Пороги, за которые можно зацепиться хай-джеком, приварены к раме. Защита передних тяг подвешена сверху на резинометаллических шарнирах, а снизу — на шарнире от рулевой трапеции грузовика ЗИЛ. При прыжках защита играет роль ограничителя хода переднего моста, препятствуя его проваливанию вниз.
Передняя лебедка — Giglepin, а задняя — WARN 9.5 (кстати, она позволяет лебедиться и вперед). Преимущество лебедки Giglepin в том, что у нее защищены все подшипники, больше точек крепления к машине, а вот внутренности — от WARN. Клюз штатный, более широкий, по размеру барабана. Проблему взаимодействия лебедочного троса, барабана и клюза мы подробно осветим в одном из следующих номеров. Барабан размыкается пневмоприводом. Управление лебедкой рядом с окном — оперировать можно как из-за руля, так и снаружи через водительскую дверь. В электрике лебедки, как и в системах жизнеобеспечения самолетов, введено дублирование — контакторы ( блок соленоидов) — две штуки, ведь лебедка — основное «оружие» участника Чемпионата.
Многие элементы кузова заменены на более легкие: например, стекла — поликарбонатные. Отсутствуют замок зажигания, обшивка дверей — все подчинено утилитарности и снижению массы. Сама конструкция машины рассчитана на то, чтобы не набирать лишнего веса за счет прилипшей и попавшей в полости грязи — она сливается и отпадает. Даже рама изнутри залита пеной. Колесные арки резаные, а кузов приподнят над рамой на 5 см за счет боди-лифта. Общий вес машины — в пределах 1900 кг.
Дизельный двигатель позволяет обеспечивать хорошую тягу на низких оборотах, что очень важно при движении по болоту. Запас топлива в баке, отделенном несгораемой перегородкой от салона, — 120 л, а его расход в гонке — около 15 л в час (говорить о тратах топлива на километр пробега в трофи не приходится). Автомобиль привозил своего хозяина, Александра Николаева, и его команду «НИМАЛ» на первую ступень Чемпионата и Кубка России, легендарной гонки «Арктик-трофи», многих других соревнований, и изменять ему спортсмен не намерен!
текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Денис КУЛИКОВ и автор
Обсудить на форуме