Подкаменная Уазка

По западному берегу Байкала на дизельном UAZ Patriot

Предваряя рассказ о маленьком путешествии по байкальским берегам, позволим себе напомнить несколько общеизвестных фактов о самом глубоком в мире озере. Если загадать здесь желание финансового характера, оно обязательно сбудется, причем вожделенная сумма не ограничена. Горы вокруг Байкала — антенны, предназначенные для связи с космосом. Нейтринного телескопа отечественной разработки в водоеме нет, зато имперского золота из Колчаковского поезда — валом

Есть в России небольшая категория путешественников, предпочитающая экзотическим Галапагосам, Кении и острову Ява поездку на Байкал. Отождествляем мы перечисленные заграничные маршруты с нашим, может быть, главным отечественным направлением оттого, что цены на них по большому счету сходны. Но «за бугром» туриста ждет сервис заданного качества. Например, в африканском заповеднике Масаи Мара можно заказать VIPпалатку с шикарной ванной и прочими пятизвездочными удобствами. В темное время суток каждого отдыхающего до бунгало будет сопровождать охранник с палкой — от змей и прочих навязчивых животных. Собственно, забота о жизни и здоровье драгоценного в прямом смысле слова иностранного гостя — при зашкаливающем уровне здешней безработицы на улице могут легко зарезать за зажигалку, не говоря уже про кошелек, — в той же Кении начинается еще по прилету в Найроби. А ночью постояльца просто-напросто не выпустят из отеля: в лучшем случае здоровенный гостиничный охранник в строгом костюме, дополненном «калашниковым», вызовет такси.

Понятное дело, что в прииркутском захолустье — в Бугульдейке, Малом Голоустном или поселке с названием Зады, приезжего так опекать не будут. Здесь почти в каждом доме на одного проживающего приходится по стволу — для защиты своих, а чужие там без надобности. Да и на берегу самого глубокого в мире озера ванну принять не удастся. По крайней мере, фирмаустроитель «Внедорожного парка приключений УАЗа на Байкале», в клиентах которой успешные холдинги, время от времени балующие сотрудников дорогими корпоративами, предоставила в распоряжение журналистов лишь так называемый дачный душ. Пользователь сам обеспечивает напор, попеременно надавливая на резиновые педали, а обслуживающий персонал следит за тем, чтобы в баке-наполнителе не заканчивалась озерная вода комфортной температуры в тринадцать с половиной градусов по Цельсию. Мало кто соблазнится таким комфортом за три тыщи евро на двоих. Впрочем, здешние красоты многое искупают.

Другое дело, что «дикий» байкальский отдых может быть и менее затратным. В «высокий» сезон — это когда до кромки воды можно добраться на обычной легковушке, — на берегу встречаются машины с нижегородскими и даже московскими номерами. Только вот поездка, например, из столицы в Улан-Удэ, а затем оттуда в УстьБаргузин через Горячинск, вполне сравнима с подвигом, причем не только в мирное, но и в военное время. Более того, по возвращении домой автовладельцу неплохо бы наведаться в сервис и перетряхнуть подвеску. Так что экономия на авиабилете, который из Москвы до Улан-Удэ обойдется примерно в 30 тыс. рублей — за эти деньги можно рвануть рейсом Москва-Гавана-Москва, — весьма мнимая. Но, собственно, если уж так приспичило на Байкал, то куда держать путь — в Прибайкалье или Забайкалье? Скромный опыт автора настоящего материала подсказывает — в Прибайкалье. Природа красивее — одни Тажеранские степи чего стоят. Можно наблюдать нерп, особенно в районе Малого моря, где вода прогревается лучше всего, черного аиста и других животных и птиц.

Местный автоколорит

Итак, маршрут нашей уазовской экспедиции пролегал по живописнейшей местности через населенные пункты с неславянскими названиями: Бегул, Баяндай, МРС, в зонах, где сотовая связь практически не работает. Большинство из местных жителей, с которыми нам выпало поговорить, сообщали, что «уазики» в здешних краях давно не считаются безальтернативным средством передвижения. По сухим дорогам и частично в межсезонье стараются ездить на старых «японках», составляющих ядро прибайкальского (да и забайкальского) автопарка. Те, кто побогаче, по возможности главной машиной берут подержанный или новый Land Cruiser Prado — сказывается географическая близость с фирмой-производителем, распространены и Toyota RAV4 предыдущих поколений. Даже в отдаленных деревнях уазы начинают утрачивать первенство — в гаражах зажиточных сельских семей стоят полноприводные японские универсалы и вэны, «козлики» если и есть, то как правило лифтованные — для использования зимой, когда проблематично передвигаться даже на тракторе.

Собственно, при многочасовых переездах наши Patriot с дизельными моторами Iveco хотя и демонстрировали фирменную проходимость, все же заставили экспедиционеров пережить несколько неприятных минут. Почти у всех автомобилей рано или поздно начинал падать заряд аккумулятора — при преодолении луж вода попадала на генератор. Спасались подручными средствами, а именно — пластиковыми поллитровыми бутылками, из которых вырезали щитки, предохраняющие электрику от влаги.

А вот однажды — как раз в Тажеранских степях, произошло досадное происшествие. Камешек, вылетевший изпод переднего колеса (передний мост был подключен), ударился о сливную пробку левого топливного бака и отогнул ее таким образом, что материал вокруг сливной пробки не выдержал и треснул — горючее стало вытекать на землю. Проблема заключалась в том, что левый бак на модификации с дизелем Iveco — основной, поэтому своим ходом машина продолжить путь не смогла. Прикрепленная к каравану «техничка» взяла ее на буксир и поволокла в ближайший авторизованный техцентр — в Иркутск. После этого все экипажи в срочном порядке отключили передний мост и более без надобности его не использовали.

Мне вспомнился случай, как в прошлом году дирекция Ульяновского автозавода приглашала журналистов по очередному торжественному поводу. В разговоре была поднята тема сливной пробки топливного бака. Как известно, она расположена несколько неудачно — практически в том самом месте, где дуга радиусом продольной проходимости касается днища. И если сдвинуть пробку буквально на 15–20 см вперед или назад, вероятность выхода ее из строя при движении по пересеченной местности — а владельцы жалуются на это с завидной регулярностью — куда меньше. Безусловно, камешек может попасть в любое место, и непосредственно к описанной ситуации положение пробки отношения не имеет. Однако в той беседе представители руководства обещали подумать над переносом пробки, так как сами признали ее положение «неустойчивым». Но воз и ныне там.

Другое дело, что по совокупным показателям живучести уазик еще долго будет опережать всех зарубежных конкурентов. Продажи российского внедорожника после кризиса растут, правда, на волне общей сильнейшей положительной динамики рынка. Но как ни крути, потребитель все чаще предпочитает подержанную иномарку новому автомобилю из Ульяновска даже в тех местностях, где с твердым покрытием дело обстоит неважно.


УАЗ в 2012 году

По берегам Байкала мы путешествовали на UAZ Patriot с дизельным двигателем Iveco мощностью 115 л.с. и максимальным крутящим моментом 270 Нм. Выпуск этой модификации прекращается в текущем году. В год следующий отечественный внедорожник входит с новыми моторами. Так, агрегат Iveco заменит российская разработка ЗМЗ-51432, соответствующая экологическому классу Евро-4, оснащенная системой питания и турбонагнетателем компании Garrett. ДВС выдает меньше «лошадей» — 110, но в силе тяги потери нет — те же 270 Нм. Он будет устанавливаться не только на Patriot, но и на Pickup и Hunter.

Также потребителю предложат исполнение Patriot с бензиновым двигателем ЗМЗ-40905 объемом 2,7 литра. Мотор показывает отдачу в 94 кВт (128 л.с.) при 4400 об/мин и крутящий момент в 217 Нм при 2500 об/мин. Им оснастят и все прочие модели. Кроме того, на Patriot, наконец-то, дебютирует электромеханический привод раздаточной коробки! Для российского внедорожника это самая настоящая революция, поговаривают и об автоматической коробке. Для Hunter такие комфортные опции будут недоступны.

Продолжится и выпуск специальных автомобилей. В этом сегменте представлены: патрульная машина, авто для перевозки заключенных и для дежурной части. Не забывают ульяновцы и о здравоохранении — у медслужб пользуется большой популярностью карета «скорой помощи». В ближайших планах завода — выпуск бронированных машин для инкассации, а также молоковозов. А вот промтоварная модификация и исполнение для перевозки продуктов доступны уже с октября текущего года.


текст: Сергей АРБУЗОВ
фото: автор


№11 ноябрь 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты