Север контрастов

Пробег от Мурманска до «Мурманска»

Собственно идея пробега была сформулирована просто: проехать от Мурманска до «Мурманска». Тот, который в кавычках, — некогда лучший корабль ВМФ, ныне медленно умирающий на камнях у норвежского острова Соройа. А по пути нас ждали полуостров Рыбачий, норвежские фьорды и самая северная точка Европы — мыс Нордкап

В этом путешествии было много всего. В том смысле, что каждое из мест, которые мы посетили, достойно отдельной поездки. Но поездка по нескольким местам сразу хоть и калейдоскопична, зато интересна своими контрастами.

Контраст первый

Полуостров Рыбачий изъезжен вдоль и поперек, ежегодно там бывают сотни путешественников, но пару слов сказать стоит. Дикая, невероятно красивая в своей суровости природа никого не оставит равнодушным. Он и впрямь воспринимается краем земли, особенно мыс Немецкий, на котором стоят радары, маяк и одинокая метеостанция. Долгое время это была закрытая зона, где хозяйничали военные, готовившиеся в любую секунду дать отпор врагу. Потом военные с полуострова практически ушли, оставив за собой запустение. На следы «хозяйственной деятельности» наших войск натыкаешься буквально везде. И ладно бы это были брошенные или разрушенные казармы и дзоты времен Великой Отечественной. Нет, частенько попадаются ржавеющие остовы относительно современных автомобилей. На полуострове Среднем видны подпалины от попаданий артиллерийских снарядов — его используют в качестве артполигона. В общем, даже свою территорию военные рассматривают как театр военных действий, и потому не особенно заботятся о чистоте природы, бросая пришедшую в негодность технику где попало. И эти ржавые остовы сильно контрастируют с великолепием пейзажа, не давая поверить в то, что ты действительно на краю земли, среди дикой природы.

Контраст второй

После ночевки в палатках на полуострове Среднем, во время которой мы наблюдали редчайшее в это время года полярное сияние, наш путь лежал в Норвегию, в Киркенес. Дорога до границы по российским меркам очень неплохая. Несколько неровная, но не разбитая, машин мало, виды вокруг потрясающие. И уже у самой границы — город Никель. Таких в России не счесть: панельные пяти этажки, окутанные дымом от металлургического комбината. Забытая всеми окраина, смысл существования тут — положить здоровье на благо владельцев градообразующего предприятия, раз уж не удалось отсюда вырваться. Но стоит обогнуть озеро и проехать десяток километров, буквально за полчаса пройти все формальности на российско-норвежской границе, как вдруг обнаруживаешь, что жизнь-то в этих краях бьет ключом. На нешироких, но аккуратных дорогах оживленное движение. Чистый и аккуратный приграничный Киркенес, где все надписи дублированы на русском, имеет большой торговый центр, свой маленький, вполне уютный Арбат, современный большой отель. И сознание отказывается воспринимать, что до чадящего Никеля по прямой всего-то километров двадцать.

Контраст третий

От Киркенеса до Нордкапа по кратчайшей дороге чуть больше трехсот километров, но мы для разнообразия поехали через север Финляндии, рассудив, что фьордов еще насмотримся. Получилось пятьсот с лишним километров, зато мы могли наблюдать пасущихся у дороги оленей, которые частенько норовили перебежать дорогу перед машиной. Но ни одно животное не пострадало.

Нордкап, считающийся самой северной точкой Европы, находится на острове Магеройа, который с материком связывает подводный тоннель длиной 6,8 км и глубиной до 212 метров. Тоннель платный, проезд по нему стоит для легковой машины 145 норвежских крон плюс по 47 крон с человека, не считая водителя. Поскольку вы на острове, выезжать придется той же дорогой, и снова заплатить. Еще раз нужно будет раскошелиться при въезде на сам мыс, стоит это 320 крон с человека. Норвежцы умело эксплуатируют географию, правда, за эти деньги вы попадаете на ухоженную площадку на вершине скалы, где установлен металлический глобус. Туристов туда возят автобусами, все с радостью фотографируются, покупают сувениры и одежду с символикой в местном магазине, смотрят кино в кинозале.

Но фокус в том, что Нордкап — не самая северная точка. С него виден расположенный слева мыс Кнившелльодден, что означает «Лезвие ножа», который выдается в море на 1500 метров севернее. И представьте, чтобы туда попасть, денег платить не надо — только проехать назад несколько километров и возле указателя с надписью Knivskjellodden оставить машину на стоянке. Дальше девять километров пешком по едва заметной тропе на продуваемом ветром каменистом плато, следуя от одной каменной пирамиды к другой. Если пирамид не видно, ищите красные буквы «Т» на камнях — это указатели. Дорога в одну сторону займет минимум два часа, а в конце маршрута вы не обнаружите ни глобуса, ни магазина, ни кинотеатра — на «Лезвии ножа» из красного гранита для них просто нет места. Зато там есть стела и маленький ящик, в котором лежит тетрадь. Фразу «Здесь был Вася!» принято писать именно в ней. Самые отважные могут искупаться, но прибой сильный, скалы скользкие, а вода ледяная. Контраст с Нордкапом абсолютный. Сознание того, что ты добрался до истинно северной точки, а не доехал на машине до мнимой, добавляет хорошего настроения. Приподнятое настроение пригодится на обратном пути. Он сложнее не только потому, что уже появляется утомление, но и потому, что стоянка на 300 метров выше мыса и практически всю обратную часть пути ты идешь в подъем. Нашей группе на обратный путь понадобилось 2,5 часа, и когда мы дошли до машин, начало темнеть. Вообще, нужно рассчитывать с запасом, заложив на поход минимум 6 часов светлого времени — если в пути стемнеет, без GPS стоянку будет не отыскать, поскольку все ориентиры исчезнут во мраке. А ночевать на каменистом плато чревато проблемами со здоровьем.

Контраст четвертый

На остров Соройа, где лежит крейсер, нужно плыть на пароме, который ходит раз в день, поэтому лучше не опаздывать. Остров — как вся северная Норвегия. Прозрачнейшая вода, живописные скалы, неспешная жизнь рыбацкого поселка Сорвер с населением едва ли в 300 человек. Представьте себе их лица, когда наутро после рождественской ночи 1994 года они увидели у себя в бухте 200-метровый крейсер с направленными на поселок орудиями. По признаниям самих жителей, многие решили, что слишком хорошо попраздновали и это не явь. Но крейсер оказался самым настоящим. Некогда лучший корабль ВМФ «Мурманск» был продан в Индию на металлолом, но при буксировке во время шторма оторвался и «причалил» у норвежского острова. Там он пролежал 16 лет, на него даже возили экскурсии. Однако жители забеспокоились: в их чистейшую воду могло попасть то, что содержится внутри этой ржавой громадины, никак не вписывавшейся в местный пейзаж. Поэтому правительство Норвегии в 2009 году выделило порядка 40 миллионов евро на то, чтобы его распилить и убрать. Выгоды в этом никакой, за металлолом удастся выручить от силы два миллиона евро. Но норвежцы считают, что экология важнее. Сравните с подходом наших на Кольском, да и не только на нем.

Крейсер, правда, не желает превращаться в груду металлолома. Его надводную часть уже режут, распилили надстройки, баковые орудийные башни, однако из построенного вокруг него дока никак не удается откачать воду, она где-то сочится, и к корпусу крейсера с резаками не подступиться. По планам крейсер должен быть разделан до 2012 года, но сами работники, занимающиеся этим, не уверены, что успеют. Лучшие боевые корабли просто так не сдаются.

Контраст пятый

Мы ездили по камням Кольского и по «паркету» Норвегии на китайских Great Wall. В восприятии большинства китайские машины — это ненадежные неудобные поделки, которые и машинами-то называть нельзя. Пробег показал, что в случае с «Великой стеной» это не так. Глупо было бы восторгаться тем, что за 2000 км не самой тяжелой дороги не было ни одной поломки — у нормального автомобиля их и не должно быть. Другое дело, что и на раздолбанных дорогах Рыбачьего, и на гладеньком асфальте Норвегии машины оказались достаточно удобными и комфортными. Никаких комплексов от того, что еду за рулем «китайца», я не ощущал, он ничем особенно не отличается от недорогих представителей других марок. В общем, вопреки расхожему мнению, не все китайские машины одинаково плохи.

А Норвегия великолепна. Калейдоскопически меняющиеся виды фьордов, чистейшая природа, отличные дороги, спокойствие — сюда стоит приехать не один раз, ведь не даром здешние пейзажи считаются одними из красивейших в мире. Тем более что ехать от нас всего ничего.


Крейсер «Мурманск»

28 января 1953 года заложен на заводе № 402 (Северодвинск), спущен на воду 24 апреля 1955 года, вступил в строй 22 сентября 1955 года, вой дя в состав СФ. С 17 по 21 октября 1964 года нанес визит в Тронхейм (Норвегия) и с 10 по 14 мая 1978 года — в Бордо (Франция). С 1 ноября 1970 года по 31 июля 1971 года выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 28 января 1972 года по 30 ноября 1973 года прошел на «Севморзаводе» в Севастополе капитальный ремонт. В 1981-м крейсер «Мурманск» участвовал в учениях войск и сил флота Вооруженных Сил СССР на Балтике под условным наименованием «Запад-81». В 1988–1989 гг. начато переоборудование крейсера в КРУ, затрачено 24 миллиона рублей. За время службы признавался лучшим крейсером, лучшим надводным кораблем Северного флота, лучшим кораблем ВМФ СССР. 1 декабря 1989 года выведен из боевого состава, а 3 июля 1992 года разоружен и исключен из состава. 31 декабря 1992 года расформирован и в 1994 году продан в Индию для разделки на металл.

Некоторые характеристики
Водоизмещение, т14 700/16 300
Размерения, м210x22x7,3
Орудия12х152-мм, 12х100-мм, 32х37-мм
Скорость, узлы33,1
Дальность плавания, мили9000
Экипаж, человек1270

текст: Леонид КЛИМАНОВИЧ
фото: автор и фирма-производитель

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты