Трофи по-эстонски

Веселые гонки Klaperjaht в Прибалтике

Так сложилось, что в нашей стране сформировалось стереотипное мнение о жителях стран Балтии как о неторопливых и обстоятельных людях. В целом это так, но и зажигать по-настоящему они тоже могут. Представляем вам репортаж с гонки Klaperjaht 2011, проходившей в Эстонии в последние выходные августа

Прежде чем начать репортаж, позволю себе рассказать, чем закончилось пребывание российской команды на гонке Klaperjaht в Эстонии. После соревнования мы, несколько человек, по дороге домой проходим эстонский погранконтроль. На нас футболки с надписью «Klaperjaht», на голове национальные эстонские шапки и вообще нам хорошо и весело, потому что все, кроме водителя, перед прохождением границы дегустировали прекрасный напиток — яблочный сидр. Собрав паспорта, страж границы дежурно спросил, откуда мы возвращаемся. И весь наш коллектив почти хором ответил: с Klaperjaht. Пограничник же в свою очередь задал неожиданный вопрос: «А много ли дичи настреляли?». Вопрос оказался настолько несоответствующим нашему ощущению того, где мы были, что никто сразу и не нашелся, как на него ответить. И лишь после паузы мы сообразили, что поэстонски название гонки переводится как «Охота с гончими». И этот термин, ставший нарицательным названием трофи-соревнования, определяет его идеологию — погоня за лидером.

Гонка или шоу?

Один из организаторов российских соревнований по автокроссу как-то выдал на-гора фразу, моментально ставшую крылатой: «Вы что же, хотите из моей гонки шоу устроить?». Так вот, в отличие от незадачливого российского устроителя эстонцы изначально делают такой праздник автоспорта, где сами спортсмены выступают в роли артистов на огромном представлении. Эта роль, кстати, им самим очень нравится, ведь посмотреть на такое зрелище приезжают десятки тысяч человек не только из Эстонии, но и из Латвии, Литвы, Финляндии и России. Представьте себе, что трасса проходит в живом коридоре из людей, которые размахивают флажками, дудят в трубы и свистки, бросают конфетти и громкими криками выражают свои эмоции.

В первый день проходит квалификация — нужно проехать по недлинной трассе. А в субботу и воскресенье — основные заезды. Еще с вечера пятницы обширные поля вокруг заранее проложенной трассы начинают заполняться тысячами автомобилей гостей. Парковка небесплатная — за въезд на нее надо выложить несколько евро. Территория соревнования огорожена быстровозводимым забором, а на входе есть касса. Билет на мероприятие стоит 8 евро, на руку каждому гостю надевается бейдж. По данным организаторов, на парковке находилось около восьми тысяч машин. Желающие посчитать деньги в чужих карманах могут прикинуть, сколько средств принесли в кассу только посетители.

Но не одной продажей билетов зарабатывают организаторы. Хозяин каждого из двух десятков кафе, где питаются болельщики, платит за право работать на гонке. Производители пива, торговцы одеждой, туристическими и спортивными товарами — все находят свою выгоду в участии в таком массовом мероприятии, где офф-роуд всего лишь антураж для большого праздника. А посмотреть действительно есть на что — в соревновании участвуют не только автомобили в четырех категориях — ТР1, ТР2, ТР3 и 4х4 Open, но и ATV, «Мотоциклы-Эндуро» и даже грузовики. Продолжительность каждого заезда — не более трех часов. За это время зрители не успевают устать, а в перерывах, пока готовится новая группа и с трассы эвакуируются сломавшиеся машины, у болельщиков есть время отдохнуть, перекусить и побродить по «выставке достижений внедорожной техники», пройти тест-драйв на автомобиле Nissan или на квадроцикле и даже покататься на лошадях.

Россияне в Эстонии

Наши трофисты каждый год участвуют в Klaperjaht. В этом году сюда приехали стартовавшие три года подряд петербуржцы Александр Иванов и Николай Скоморохов, москвичи Юрий Селифонов и Дмитрий Соколов в категории ТР1 и квадроциклисты из Пензы Вадим Кувшинов и Николай Новиков. Если у питерцев и квадриков проблем с прохождением техинспекции не было, то экипажу Юрия Селифонова различия между российскими и балтийскими техтребованиями вышли боком. Изза того, что на российском Merсedes G-Class установлены светодиодные фонари вместо штатных фар, их из категории ТР1 перевели в категорию 4х4 Open, к «котлетам» и прототипам свободной конструкции. В 4х4 Open соревнуются все те, кто по техтребованиям не входит ни в одну из спортивных групп. Здесь разрешены даже тракторные колеса. Естественно, что почти стандартный Merсedes проехал лишь один круг (справедливости ради надо сказать, что лидер группы прошел всего три круга). На следующий день ребята поехали в своей категории, но уже вне зачета.

Петербуржцы Иванов и Скоморохов на Land Rover Defender приезжают на Klaperjaht в третий раз. И лишь в этом году они впервые финишировали в зачете, чему были несказанно рады! Всетаки трасса эстонской гонки, несмотря на то, что имеет длину около 3 км, весьма тяжела. Кстати, все категории не ездят по одному и тому же месту — в перерывах организаторы переносят ленточки и исключают или добавляют те или иные куски и препятствия. На основном кольце есть несколько ручьев, крутые подъемы и спуски, болота, грязевые ванны. С каждым проходом конфигурация меняется, где-то трасса упрощается, а где-то усложняется.

Каждый год в Эстонию приезжают сотни спортсменов и десятки тысяч зрителей, чтобы участвовать в большом празднике автоспорта. Хотите посмотреть, как делать из трофи интересное зрелище? Приезжайте в конце следующего лета в Эстонию.

текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Ольга АГАПОВА, Валерий ДАВЫДОВ, Юрий СЕЛИФОНОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты