Его грани остры, как лезвие самурайской катаны, и это не случайно: он родился в Стране восходящего солнца. Человека, который его создал, зовут Икуо Ханава. Он вновь подтвердил свое мастерство, построив маленького монстра по имени Suzuki Jimny Evolution.
Suzuki Jimny можно с уверенностью назвать самым маленьким в мире внедорожником, и побывав в руках Икуо-сан, он вполне мог бы блеснуть на трассах «Дакара». Но на « Дакар» Suzuki Evo не поедет. Во-первых, это не входит в планы японского конструктора, а во-вторых, автомобиль не слишком хорошо вписывается в дакаровский технический регламент. Зато этот малыш вполне сможет достойно соперничать с куда более крупными и мощными болидами в других раллирейдах, доставляя массу радости своим владельцам и пилотам. Представляете, какое это удовольствие — стать самым быстрым на автомобиле, который оснащен совершенно несерьезным на первый взгляд моторчиком? И я уверен, что в самом ближайшем будущем мы еще станем свидетелями немалого числа сенсаций такого рода и услышим рассказы о том, как детище Икуо-сан обставило весьма грозных и мощных соперников.
Suzuki Jimny Evolution — это уже четвертая версия гоночного автомобиля, построенная Икуо Ханавой на основе японского малыша. Первая такая машина, оснащенная двигателем объемом 660 см3, пятирычажной подвеской как переднего, так и заднего мостов и амортизаторами Fox, была построена в 1998 году для участия в гонке Asian Cross Country Rally. Затем, в 2010-м, Jimny был подготовлен для участия в знаменитой Baja 1000. На этот раз и в передней трехрычажной, и в задней четырехрычажной подвесках использовались амортизаторы King. Третья машина с мотором объемом 1600 «кубиков» была построена для трасс Rally Mongolia 2012. И вновь были использованы амортизаторы King, причем и спереди, и сзади подвески остались трехрычажными, как в стандартном автомобиле. Все эти болиды строились в рамках технических требований к стандартным автомобилям (категория Т2). По итогам выступлений этих машин Икуо Ханава пришел к выводу, что пора переходить в следующий класс и построить прототип по стандартам категории Т1. И вот он перед вами — Suzuki Jimny Evolution четвертого поколения, детище принадлежащей Икуо-сан компании Summit Racing, версия 2013 года.
Работа над автомобилем, от первоначальных эскизов до работоспособного экземпляра, заняла примерно 5 месяцев. Пришлось немало потрудиться над применением новейших технологий. Машина стала чуть шире и длинней, выросла и колесная база. А все для того, чтобы получить оптимальный баланс между мощностью двигателя, его отзывчивостью, ходами подвески, углами поворота колес и еще множеством важных параметров. Основой для постройки стала традиционная рама лестничного типа, но вот подвеску пришлось переделать полностью. Впереди была использована независимая подвеска на сдвоенных А-образных рычагах. Для заднего моста была изготовлена независимая подвеска на продольных рычагах маятникового типа, обеспечивающих максимальные ходы. Впрочем, для того чтобы рама лучше воспринимала возникающие в гонках по бездорожью нагрузки, ее тоже пришлось усилить. Наконец, были подобраны оптимальные упругие элементы и амортизаторы. В передней подвеске Икуо-сан использовал амортизаторные стойки King 2.5 Coil Over, а сзади — стойки с выносными резервуарами King 2.5 Bypass Coil Over. Это проверенное на многих гонках решение, способное обеспечить работу на любом типе грунта и рельефа. В результате ход подвески составил 300 мм. По идее, этого должно хватить для раллийного болида и на сложной местности, и на каменистом грунте, да и просто на грунтовых дорогах с глубокими колеями.
В свое время господин Ханава долго подыскивал подходящие карданные валы и редукторы мостов. Главным его требованием была надежность и выносливость. В итоге он остановился на узлах от Toyota Harrier 4WD. После некоторых шаманских действий, которые в России нередко называют «пляски с бубном», Икуо-сан все же сумел «подружить» эти узлы со стандартным мотором К6А объемом всего лишь в 660 см3. Пришлось внести в двигатель некоторые изменения, поменять давление наддува, установить фильтр нулевого сопротивления K&N, ну и поколдовать еще над рядом узлов. В итоге мощность двигателя выросла вдвое, с 64 до вполне солидных 120 л.с. Был использован ряд компонентов компании Gready (подразделения Trust Company), которая давно уже специализируется на тюнинге спортивных автомобилей. В частности, Jimny Evo получил турбонагнетатель, систему охлаждения и выхлопную систему именно этой компании и именно они обеспечили столь впечатляющий прирост мощности. Все работы по «вживлению» нестандартных компонентов были проведены с чисто японской тщательностью и аккуратностью. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто открыть капот. Ну а чтобы тормозная динамика соответствовала разгонной, и спереди, и сзади были установлены двухпоршневые суппорты. Итак, двигатель, подвеска, тормоза... Что еще требуется для того, чтобы будущие пилоты могли без проблем удерживать маленького монстра на трассе? Естественно, правильные шины и диски! На этот раз автор проекта выбрал шины Yokohama Geolandar размерности 195 R16, смонтированные на легкосплавные диски Jaos 5.5J-16.
Кузов безо всяких колебаний опознается как кузов Suzuki Jimny, и как и в случае стандартной машины, он изготовлен в основном из стали. Но гоночное применение требовало серьезно его облегчить, так что ряд деталей, в частности капот, бамперы и все три двери сделаны из композитного пластика. В итоге, несмотря на установку более тяжелых компонентов подвески, бензобака увеличенного объема, каркаса базопасности и ряда дополнительных систем в силовой установке, а также усиленную раму, машина оказалась лишь на 10 кг тяжелее конвейерной версии.
Кстати, о каркасе безопасности стоит рассказать несколько подробнее. Общие его очертания придумал Икуо-сан. Затем его идеи были проверены компьютерным моделированием, причем проверялась как устойчивость к нагрузкам и ударам, так и соответствие очертаний внутреннему пространству кузова Jimny. Затем была разработана программа для автоматических трубогибных и сварочных станков. В качестве материала были выбраны бесшовные трубы 1,75х120 из хроммолибденового сплава марки 4130. В наши дни это наиболее распространенное техническое решение в мире автоспорта.
Когда каркас безопасности занял причитающееся ему место, настало время приступать к установке интерьера и внутреннего оборудования. Прежде всего были смонтированы сиденья Recaro RS для двух членов экипажа. Эта модель была выбрана как обес печивающая и пилоту, и штурману наилучшие рабочие условия во время гонок по бездорожью. Естественно, сиденья были дополнены пятиточечными ремнями безопасности, которые обязаны удержать гонщиков на своих местах даже в самых критических ситуациях. На центральной консоли были смонтированы несколько дополнительных индикаторов, позволяющих экипажу контролировать такие важные параметры, как температура масла, охлаждающей жидкости и остаток топлива в 26-галлонном безопасном баке фирмы ATL. В задней части салона разместились кронштейны для крепления двух запасных колес, а также контейнеры с инструментами для не слишком глубокого ремонта. На трассах внедорожных гонок случается всякое, и экипажу нужно быть готовым к неожиданностям. В целом — вполне стандартный подход. Все просто, надежно и рассчитано для обеспечения максимальной скорости.
Как я уже писал, постройка машины заняла 5 месяцев. Наконец, прототип был готов в первый раз выкатиться из ворот цеха, где он рождался. Впереди у него — программа тестов и испытаний, в ходе которых будут произведены окончательные настройки и усовершенствования. Затем участие в соревнованиях национального уровня в Японии. И только после этого детище Икуо Ханавы выйдет на трассы международных гонок. И тогда — берегитесь, соперники! Маленький самурай, могучий крепыш по имени Suzuki Jimny Evolution уже готов к бою и поднял над головой сверкающую катану.
Технические характеристики | ||
---|---|---|
Модель | Jimny Evolution | Серийный Suzuki Jimny |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ | ||
Длина/ширина/высота, мм | 3500/1800/1700 | 3395/1475/1715 |
Колесная база, мм | 2370 | 2250 |
Снаряженная масса, кг | 1000 | 990 |
ДВИГАТЕЛЬ | ||
Модель | K6A | К6А |
Рабочий объем, см3 | 660 | 660 |
Максимальная мощность, л.с. | 120 | 64 |
Максимальная скорость, км/ч | 160 | 160 |
Трансмиссия | 5MT | 5MT |
Полный привод | Подключаемый, с понижающей передачей | |
ПОДВЕСКА | ||
Передняя | Независимая, на сдвоенных А-образных рычагах | Зависимая, неразрезной мост |
Задняя | Независимая, маятникового типа, на продольных рычагах | Зависимая, неразрезной мост |
УСТАНОВЛЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||
Передние амортизаторы | King 2.5 Coil Over | |
Задние амортизаторы | King 2.5 Bypass Coil Over | |
Тормоза | C двухпоршневыми суппортами | |
Сидения | Recaro RS | |
Топливный бак, модель/емкость, л | ATL 26 Gal/96,4 | |
Дополнительные фары | PIAA-LED | |
Колесные диски | Jaos 5.5J-16 | |
Шины | Yokohama Geolandar MT+, 195 R16 |
Икуо Ханава, гонщик, владелец компании Summit Racing Promotions
Икуо Ханава родился в Японии в 1960 году. Его спортивная карьера началась в возрасте 18 лет, когда Икуо-сан впервые занял место пилота в кокпите гоночного багги и принял участие в национальном чемпионате по автокроссу. Когда ему исполнилось 26, он переключился на ралли-рейды и выиграл первую же гонку, в которой принял участие. С тех пор Икуо Ханава продолжал шлифовать гоночную технику и на сегодня считается ведущим пилотом внедорожных гонок в Японии. В частности, в течение 10 лет, с 1990 по 1999 год он оставался неизменным победителем JFWDA, главной внедорожной гоночной серии Страны восходящего солнца. В 1991 году он впервые выступил за пределами страны, выйдя на старт культовой гонки Baja 1000. Тогда он сумел финишировать пятым в зачетной категории 7S, став первым японским пилотом, на равных боровшимся с американскими гонщиками. Это дало ему стимул к дальнейшему участию во внедорожных гонках на американском континенте, и в 2002 году он сумел завоевать титул победителя Baja 1000 в классе 3I. На сегодня Икуо Ханава — не только один из самых титулованных гонщиков Японии. Он активно работает как тест-пилот, как инструктор по внедорожному вождению и технический консультант, а также пробует себя в качестве спортивного репортера. Наконец, в течение ряда лет Икуо Ханава выступает в качестве конструктора и строителя собственных гоночных болидов.
текст / фото: Фред КРИГСМАН (Fred M. Krijgsman, xtreme-adventure.com)
перевод: Андрей СУДЬБИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.