Быстрый и яростный

Большой тюнинг для маленького Suzuki Jimny

Его грани остры, как лезвие самурайской катаны, и это не случайно: он родился в Стране восходящего солнца. Человека, который его создал, зовут Икуо Ханава. Он вновь подтвердил свое мастерство, построив маленького монстра по имени Suzuki Jimny Evolution.

Suzuki Jimny можно с уверенностью назвать самым маленьким в мире внедорожником, и побывав в руках Икуо-сан, он вполне мог бы блеснуть на трассах «Дакара». Но на « Дакар» Suzuki Evo не поедет. Во-первых, это не входит в планы японского конструктора, а во-вторых, автомобиль не слишком хорошо вписывается в дакаровский технический регламент. Зато этот малыш вполне сможет достойно соперничать с куда более крупными и мощными болидами в других раллирейдах, доставляя массу радости своим владельцам и пилотам. Представляете, какое это удовольствие — стать самым быстрым на автомобиле, который оснащен совершенно несерьезным на первый взгляд моторчиком? И я уверен, что в самом ближайшем будущем мы еще станем свидетелями немалого числа сенсаций такого рода и услышим рассказы о том, как детище Икуо-сан обставило весьма грозных и мощных соперников.

Suzuki Jimny Evolution — это уже четвертая версия гоночного автомобиля, построенная Икуо Ханавой на основе японского малыша. Первая такая машина, оснащенная двигателем объемом 660 см3, пятирычажной подвеской как переднего, так и заднего мостов и амортизаторами Fox, была построена в 1998 году для участия в гонке Asian Cross Country Rally. Затем, в 2010-м, Jimny был подготовлен для участия в знаменитой Baja 1000. На этот раз и в передней трехрычажной, и в задней четырехрычажной подвесках использовались амортизаторы King. Третья машина с мотором объемом 1600 «кубиков» была построена для трасс Rally Mongolia 2012. И вновь были использованы амортизаторы King, причем и спереди, и сзади подвески остались трехрычажными, как в стандартном автомобиле. Все эти болиды строились в рамках технических требований к стандартным автомобилям (категория Т2). По итогам выступлений этих машин Икуо Ханава пришел к выводу, что пора переходить в следующий класс и построить прототип по стандартам категории Т1. И вот он перед вами — Suzuki Jimny Evolution четвертого поколения, детище принадлежащей Икуо-сан компании Summit Racing, версия 2013 года.

Работа над автомобилем, от первоначальных эскизов до работоспособного экземпляра, заняла примерно 5 месяцев. Пришлось немало потрудиться над применением новейших технологий. Машина стала чуть шире и длинней, выросла и колесная база. А все для того, чтобы получить оптимальный баланс между мощностью двигателя, его отзывчивостью, ходами подвески, углами поворота колес и еще множеством важных параметров. Основой для постройки стала традиционная рама лестничного типа, но вот подвеску пришлось переделать полностью. Впереди была использована независимая подвеска на сдвоенных А-образных рычагах. Для заднего моста была изготовлена независимая подвеска на продольных рычагах маятникового типа, обеспечивающих максимальные ходы. Впрочем, для того чтобы рама лучше воспринимала возникающие в гонках по бездорожью нагрузки, ее тоже пришлось усилить. Наконец, были подобраны оптимальные упругие элементы и амортизаторы. В передней подвеске Икуо-сан использовал амортизаторные стойки King 2.5 Coil Over, а сзади — стойки с выносными резервуарами King 2.5 Bypass Coil Over. Это проверенное на многих гонках решение, способное обеспечить работу на любом типе грунта и рельефа. В результате ход подвески составил 300 мм. По идее, этого должно хватить для раллийного болида и на сложной местности, и на каменистом грунте, да и просто на грунтовых дорогах с глубокими колеями.

В свое время господин Ханава долго подыскивал подходящие карданные валы и редукторы мостов. Главным его требованием была надежность и выносливость. В итоге он остановился на узлах от Toyota Harrier 4WD. После некоторых шаманских действий, которые в России нередко называют «пляски с бубном», Икуо-сан все же сумел «подружить» эти узлы со стандартным мотором К6А объемом всего лишь в 660 см3. Пришлось внести в двигатель некоторые изменения, поменять давление наддува, установить фильтр нулевого сопротивления K&N, ну и поколдовать еще над рядом узлов. В итоге мощность двигателя выросла вдвое, с 64 до вполне солидных 120 л.с. Был использован ряд компонентов компании Gready (подразделения Trust Company), которая давно уже специализируется на тюнинге спортивных автомобилей. В частности, Jimny Evo получил турбонагнетатель, систему охлаждения и выхлопную систему именно этой компании и именно они обеспечили столь впечатляющий прирост мощности. Все работы по «вживлению» нестандартных компонентов были проведены с чисто японской тщательностью и аккуратностью. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто открыть капот. Ну а чтобы тормозная динамика соответствовала разгонной, и спереди, и сзади были установлены двухпоршневые суппорты. Итак, двигатель, подвеска, тормоза... Что еще требуется для того, чтобы будущие пилоты могли без проблем удерживать маленького монстра на трассе? Естественно, правильные шины и диски! На этот раз автор проекта выбрал шины Yokohama Geolandar размерности 195 R16, смонтированные на легкосплавные диски Jaos 5.5J-16.

Кузов безо всяких колебаний опознается как кузов Suzuki Jimny, и как и в случае стандартной машины, он изготовлен в основном из стали. Но гоночное применение требовало серьезно его облегчить, так что ряд деталей, в частности капот, бамперы и все три двери сделаны из композитного пластика. В итоге, несмотря на установку более тяжелых компонентов подвески, бензобака увеличенного объема, каркаса базопасности и ряда дополнительных систем в силовой установке, а также усиленную раму, машина оказалась лишь на 10 кг тяжелее конвейерной версии.

Кстати, о каркасе безопасности стоит рассказать несколько подробнее. Общие его очертания придумал Икуо-сан. Затем его идеи были проверены компьютерным моделированием, причем проверялась как устойчивость к нагрузкам и ударам, так и соответствие очертаний внутреннему пространству кузова Jimny. Затем была разработана программа для автоматических трубогибных и сварочных станков. В качестве материала были выбраны бесшовные трубы 1,75х120 из хроммолибденового сплава марки 4130. В наши дни это наиболее распространенное техническое решение в мире автоспорта.

Когда каркас безопасности занял причитающееся ему место, настало время приступать к установке интерьера и внутреннего оборудования. Прежде всего были смонтированы сиденья Recaro RS для двух членов экипажа. Эта модель была выбрана как обес печивающая и пилоту, и штурману наилучшие рабочие условия во время гонок по бездорожью. Естественно, сиденья были дополнены пятиточечными ремнями безопасности, которые обязаны удержать гонщиков на своих местах даже в самых критических ситуациях. На центральной консоли были смонтированы несколько дополнительных индикаторов, позволяющих экипажу контролировать такие важные параметры, как температура масла, охлаждающей жидкости и остаток топлива в 26-галлонном безопасном баке фирмы ATL. В задней части салона разместились кронштейны для крепления двух запасных колес, а также контейнеры с инструментами для не слишком глубокого ремонта. На трассах внедорожных гонок случается всякое, и экипажу нужно быть готовым к неожиданностям. В целом — вполне стандартный подход. Все просто, надежно и рассчитано для обеспечения максимальной скорости.

Как я уже писал, постройка машины заняла 5 месяцев. Наконец, прототип был готов в первый раз выкатиться из ворот цеха, где он рождался. Впереди у него — программа тестов и испытаний, в ходе которых будут произведены окончательные настройки и усовершенствования. Затем участие в соревнованиях национального уровня в Японии. И только после этого детище Икуо Ханавы выйдет на трассы международных гонок. И тогда — берегитесь, соперники! Маленький самурай, могучий крепыш по имени Suzuki Jimny Evolution уже готов к бою и поднял над головой сверкающую катану.

Технические характеристики
МодельJimny EvolutionСерийный Suzuki Jimny
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
Длина/ширина/высота, мм3500/1800/17003395/1475/1715
Колесная база, мм23702250
Снаряженная масса, кг1000990
ДВИГАТЕЛЬ
МодельK6AК6А
Рабочий объем, см3660660
Максимальная мощность, л.с.12064
Максимальная скорость, км/ч160160
Трансмиссия5MT5MT
Полный приводПодключаемый, с понижающей передачей
ПОДВЕСКА
ПередняяНезависимая, на сдвоенных А-образных рычагахЗависимая, неразрезной мост
ЗадняяНезависимая, маятникового типа, на продольных рычагахЗависимая, неразрезной мост
УСТАНОВЛЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Передние амортизаторыKing 2.5 Coil Over
Задние амортизаторыKing 2.5 Bypass Coil Over
ТормозаC двухпоршневыми суппортами
СиденияRecaro RS
Топливный бак, модель/емкость, лATL 26 Gal/96,4
Дополнительные фарыPIAA-LED
Колесные дискиJaos 5.5J-16
ШиныYokohama Geolandar MT+, 195 R16

Икуо Ханава

Икуо Ханава, гонщик, владелец компании Summit Racing Promotions

Икуо Ханава родился в Японии в 1960 году. Его спортивная карьера началась в возрасте 18 лет, когда Икуо-сан впервые занял место пилота в кокпите гоночного багги и принял участие в национальном чемпионате по автокроссу. Когда ему исполнилось 26, он переключился на ралли-рейды и выиграл первую же гонку, в которой принял участие. С тех пор Икуо Ханава продолжал шлифовать гоночную технику и на сегодня считается ведущим пилотом внедорожных гонок в Японии. В частности, в течение 10 лет, с 1990 по 1999 год он оставался неизменным победителем JFWDA, главной внедорожной гоночной серии Страны восходящего солнца. В 1991 году он впервые выступил за пределами страны, выйдя на старт культовой гонки Baja 1000. Тогда он сумел финишировать пятым в зачетной категории 7S, став первым японским пилотом, на равных боровшимся с американскими гонщиками. Это дало ему стимул к дальнейшему участию во внедорожных гонках на американском континенте, и в 2002 году он сумел завоевать титул победителя Baja 1000 в классе 3I. На сегодня Икуо Ханава — не только один из самых титулованных гонщиков Японии. Он активно работает как тест-пилот, как инструктор по внедорожному вождению и технический консультант, а также пробует себя в качестве спортивного репортера. Наконец, в течение ряда лет Икуо Ханава выступает в качестве конструктора и строителя собственных гоночных болидов.


текст / фото: Фред КРИГСМАН (Fred M. Krijgsman, xtreme-adventure.com)
перевод: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты