Десять дней «Шелкового пути»

Марафон глазами нашего пилота

Пафос Красной площади, 70 телеканалов, разномастная толпа журналистов и фанов… Рев 800-сильных двигателей, тонны песка из-под колес, летающие грузовики, гоночное братство… Будильник, заведенный на 5:30 утра, 4 тысячи неотсортированных фотографий, 11 часов под палящим солнцем, чтобы «не упустить кадр», 6 часов за рулем, очередь в душ и убийственно медленный Интернет… Все это — «Шелковый путь — 2013».

Пятый, юбилейный, «Шелковый путь», ралли-рейд, по сложности соперничающий с легендарным «Дакаром», протяженностью 4096 км. Из них на спецучастки приходится 2822 км. Мне повезло: мало того что я аккредитован как журналист, мне еще предстоит проехать все эти 4 тыс. км за рулем «Соболя 4х4», заявленного в классе Assistance с правом выезда на трассу. (Рассказ о полноприводном ГАЗ «Соболь» в одном из ближайших номеров).

4–5 июля
Преддверие. Я в команде

В легковом зачете заявлено 75 внедорожников. Здесь самое большое разнообразие техники: от полноприводных «Газелей Next» до заднеприводных багги. Среди фаворитов — Борис Гадасин и Жан-Луи Шлессер. (Оба гонщика выступают на прототипах собственной конструкции.) Плюс целый французкий десант на багги, рассматривающий «Шелковый путь» как репетицию перед «Дакаром».

В категории «Грузовики» — 26 экипажей: помимо привычных КамАЗов — Tatra Алекса Лопрайса. Думается, что это один из наиболее серьезных соперников для команды « КамАЗ-мастер». Второй интригой стало появление б ывшего камазовца Артура Ардавичуса на грузовике Tatra с чешскими номерами и в фирменной раскраске казахской комнады «Астана» — вот уж наглядный пример интернационализма.

Снова свои силы пробует команда «МАЗ». Но есть и открытия. Например, венгерские пилоты решили выступать на грузовиках Scania, а наша «За рулем Спорт» выкатила «Садко». Разумеется, над нами потешались, но появление на стартовом подиуме «Газелей», «Соболя» и «Газона» зрители встречали бурей восторга. Гордость за отечественных производителей у нас в крови.

6 июля
Москва — Тамбов. Лиазон. Лагерная жизнь

Раннее утро, моросящий дождик, из Лужников трогается караван гонщиков и машин сопровождения. От Москвы до Тамбова надо проехать 450 верст в режиме дорожной связки. На языке ралли-рейда это называется «лиазон». Машинам, идущим в основном зачете, отводится 6–8 часов при очень строгой пенализации за нарушение правил дорожного движения. Поэтому большинство предпочли ехать максимальные 8 часов; если не укладывались и в это время, то за минутное опоздание начислялось 2 минуты штрафных.

Техники команд в лагере в очередной раз проверяют машины перед жесткими спецучастками. Не умолкает «болгарка»; наши механики приваривают кронштейн к «Садко» — и так практически везде, спят только пилоты.

7 июля
Тамбов — Волгоград. Первые спецучастки и первые потери

Сегодня спортсменам надо было преодолеть два спецучастка длиной около 350 км. До финиша добрались не все. Владимир Воликов на прототипе G-Force трижды перевернулся через капот. Экипаж не пострадал, но выбыл из гонки. Полностью сгорел один из прототипов Nissan, не помогли ни система пожаротушения, ни экипаж с огнетушителями, но люди остались целы.

Дальше грустнее — сход экипажа №138 Комманьяк — Лавернь. После того как он попал в промоину на своем багги, Янника Комманьяка доставили на вертолете на бивуак в Волгограде для рентгеновского обследования. С диагнозом «закрытый компрессионный перелом» его отправили во Францию.

«Газель Next» под номером 181, не доезжая 50 км до конца первого СУ, при обгоне более медленных соперников в пыли буквально воткнулась в склон оврага и перевернулась. Штурмана экипажа, Олега Нежнова, эвакуировали вертолетом в больницу. По заявлениям медиков, компрессионный перелом позвоночника без неврологических проявлений. Олег может самостоятельно двигаться, но ему предстоит долгий восстановительный курс.

Для зрителей настоящим шоу стало преодолевание брода грузовиками. Здесь героями дня стали МАЗы и Tatra Артура Ардавичуса, нырявшие в буквальном смысле этого слова: вода переливалась через кабину. А появление «Газона» сельские жители встретили ревом восторга.

Результаты первых СУ не были неожиданными. В легковом зачете на первой позиции оказался Филипп Гаш на «Бэтмобиле», багги, прозванном так за черный цвет и характерную форму воздухозаборника на крыше. Вторым стал Владимир Васильев на прототипе G-Force, а Жан-Луи Шлессер с российским штурманом Константином Жильцовым отметились на третьей строчке финального протокола. В зачете «Грузовики» первые два места заняли камазовцы Антон Шибалов и Айрат Мардеев, Алекс Лопрайс держится на третьем месте.

8 июля
«Сталинградский котел». Своих не бросаем

По сути второй этап — это петля со стартом и финишем в Волгограде. Два спецучастка с разными типами покрытия и первые пески.

В легковом зачете на первое место пробился Владимир Васильев, второе пока за Филиппом Гашем, а на третью позицию выбрался Борис Гадасин на своем новом прототипе G-Force Evo 2, потеснив Жан-Луи Шлессера.

То, что три первые строчки в грузовом зачете оккупировали камазовцы (Каргинов, Мардеев, Сотников), никого не удивило, а вот то, что Андрей Каргинов «привез минуту» даже Васильеву, тянет на сенсацию.

У нашей команды все не так радужно. «Газелист газелиста никогда не бросит! Это такое тайное братство, — сказал в конце дня Вячеслав Субботин. — Новая «Газель Next» получилась очень быстрой и предъявляет совсем другие требования к уровню пилотажа. Прошлогодний вариант «Соболь Бизнес» был прекрасным автомобилем для бездорожья, но скорости ему не хватало». Его конструкцию полностью переработали, и машина способна показывать хорошие результаты. На первом спец участке ребята разогнались не на шутку, но потом у «Соболя» оторвался фланец переднего кардана, и машина по сути стала заднеприводной. Понятно, что в песке она просто увязала. Экипажу «Газели Next» приходилось ее постоянно вытаскивать, а потом взять на буксир. Из-за этого потеряли много времени. Между двумя СУ ремонтировались и до финиша добрались все самостоятельно.

Сюрпризом стала скорость, которую показал ГАЗ «Садко». Пока многие закапывались в песке, «Газон» упорно ехал вперед и оказался в середине пелотона, а ведь стартовал он последним. Многие соперники в конце дня говорили, что не верили в происходящее, когда по барханам их объезжал «хлебный фургон».

9 июля
Волгорад — Астрахань. Награды и впечаления

Дистанция в 730 км оказалась одной из самых насыщенных: впечатлений через край. За один день — дождь, песчаная буря, 40 градусов в тени, барханы, степь, Волга… Все началось с того, что на участке свободного ориентирования в барханах на группу журналистов вылетел очумевший от жары гонщик. Он, как в замедленном кино, оторвал переднюю ось от гребня, завис над фотографом и мягко скатился в сторонку — это первая порция адреналина. Потом началась песчаная буря. Потом мы толкали застрявших в песке телевизионщиков из Голландии. А за час до этого нас поливал тропический ливень.

Часть дистанции «Шелкового пути — 2013» — это 4-й этап чемпионата России по ралли-рейдам, и сегодня он финишировал в Астрахани. Команда «За рулем Спорт» заняла второе место в командном зачете. В зачете R нам досталось серебро (экипаж Александра Кострукова и Евгения Павлова на «Соболе Бизнес») и бронза (экипаж Вячеслава Субботина и Рамиля Замалетдинова на «Газели Next»). В грузовом зачете «Т4» экипаж Михаила Шаляева и Станислава Долгова на ГАЗ «Садко» занял шестое место.

10 июля Астрахань — Элиста. Снова потери. Гонка глазами пилота

Четвертый этап, по требованию медиков, был урезан до 300 км СУ. Температура поднялась до 45 °С в тени, а в кабинах и вовсе 60–65 °! Люди держатся, не выдерживает техника. Окончательно сошел Борис Гадасин, завязав узлом оба кардана. У Филиппа Гаша разрушилась коробка передач.

Жан-Луи Шлессер снова пропустил Владимира Васильева на первое место в «абсолюте». Вы обратили внимание, что в репортажах чаще всего упоминаются фамилии только пилотов? Это кажется несправедливым, ведь на результат работает вся команда, однако пилот в конечном счете отвечает за все!

Рассказывает Вячеслав Субботин: «Сегодняшний этап как две капли п овторял вчерашний. Такой длиннобазной машине, как наша, приходится выкручиваться натуральным образом. Скорость в песке у нас наивысшая — это знают все наши соперники. Но и на старуху бывает проруха: мы так высоко себя превознесли, что атаковали «песочницы», не спуская колес, и, естественно, «засадили» машину. Да так, что мосты полностью скрылись в песке. Ничего не оставалось, как доставать лопату. Рамиль, мой штурман, перенапрягся, и его хватил тепловой удар — это было для меня полной неожиданностью. На самовытаскивание и перебортировку у нас ушло около часа. Дальше все было просто: пески кончились и мы понеслись на прямых. Можно было ехать быстрее, но не имело смысла. Ну что мы отыграем? Мы берегли машину, поскольку впереди еще три дня песков. Сегодня нам дали возможность при ехать в лагерь засветло и отдохнуть. Поскольку раньше приезжали на бивуак уже в темноте, пока поужинал, умылся — два часа ночи, а вставать в шесть… Вот сегодня надеюсь наверстать, просплю часов шесть-семь».

11 июля
Элиста — Астрахань

Выбыл КамАЗ Андрея Каргинова. Эдуард Николаев, Алекс Лопрайс и Артур Ардавичус остаются в гонке, но без каких-либо шансов на победу, благодаря штрафам отставание от лидеров лее сотни часов. Однако это не помешало Николаеву выиграть сегодняшний этап, а Ардавичусу приехать третьим, пропустив вперед себя только экипаж Мардеева.

В легковом зачете за 499 км СУ ЖанЛуи Шлессер «привез» Васильеву, финишировавшему третьим, более получаса! Вторым пришел Евгений Фирсов на Toyota HiLux.

Новости своевременно появляются на сайтах и в печатных изданиях. Зрелищные фотографии идут нарасхват, видеорепортажи смотрят в 200 странах мира. Журналисты работают…

12 июля
Хазарский лабиринт

Мы в гонке! Завтра — финиш! День начался не лучшим образом для команды «За рулем Спорт». Не доехав до старта спецучастка, «Соболь Бизнес» «умер». Заклинило двигатель. Это тем более обидно, что «Соболь» претендовал на 14-е место в «абсолюте»!

Вторая новость была еще хуже: потек редуктор главной передачи на «Газели Next» (экипаж Вячеслава Субботина и Рамиля Замалетдинова) и она не смогла пройти CУ-2 и взять все точки. Сначала казалось, что все кончено. Однако ребятам удалось вернуться в лагерь своим ходом и с большим штрафом всетаки остаться в гонке. На старт заключительного спецучастка наша последняя «Газель Next» выйдет однозначно!

Утешает то, что ГАЗ «Садко» уверенно идет вперед без штрафов и идет далеко не последним. Это заслуга экипажа Михаила Шкляева и Станислава Долгова. Ребята делают удивительные вещи, ведь машина практически серийная. У нее 90% «родных» деталей! Те, кто хоть раз ездил на «Газоне», меня поймут. А теперь представьте, что вам в таких условиях приходится гнать под 100 км/ч по бездорожью по 8–10 часов в день!

У остальных команд новости неоднозначные. Сегодня, пожалуй, последний день, когда можно отыграть потерянные позиции. Первая тройка в самой зрелищной категории Т4, как обычно, занята камазовцами. Пилоты Шибалов, Сотников и Николаев выбили победный страйк этапа. Мардеев финишировал двенадцатым. Уже в лагере выяснилось, что его экипаж оштрафован.

В легковом зачете битва гораздо жестче. Жан-Луи Шлессер и Владимир Васильев снова поменялись местами, и на финише этапа Шлессер был вторым, но в «абсолюте» сохранил лидерство. На третьем месте Евгений Фирсов.

13 июля
Финиш. Неожиданные победы

Последний этап выдался тяжелым. По меркам ралли-рейда он был коротким (СУ всего 90 км), но очень разнообразным, «прыгучим» и быстрым. В принципе все понимали, что «нагнать» не получится, но спорт есть спорт, и народ рубился «вхлам» до самого финишного створа. Были и сходы. Французская команда на модифицированном полноприводном двухместном квадроцикле Polaris пересекла финишную черту «на галстуке» за собственной техничкой.

Владимир Васильев отыграл более 30 с отставания от Шлессера, но Жан-Луи подтвердил свое прозвище «Лис пустыни» и поднялся на финишный подиум чемпионом «Шелкового пути — 2013» в абсолютном зачете. Евгений Фирсов с командой «ПЭК» въехал на третье место.

Финишный подиум грузового зачета выглядел и вовсе неожиданно. Победный дубль выкинул «К амАЗ-мастер», в чем мало кто сомневался, и место фаворитов заняли экипажи Сотникова (1-е) и Шибалова (2-е), а вот на третьей позиции оказался МАЗ под управлением Сергея Вязовича. Белорусы наконец довели свои машины до мирового уровня и доказали, что побеждать можно не только на КамАЗах.

У нашей команды «За рулем Спорт» свои поводы для праздника. Мы доехали! «Газель Next» вывезла на торжественный подиум всю команду в буквальном смысле. На глазах у ошарашенной публики Вячеслав Субботин и Рамиль Замалетдинов открыли борта и… из кузова на подиум вышла команда в полном составе!

ГАЗ «Садко» встречал теплый прием по всей трассе, но виртуальный «Приз зрительских симпатий» в этот раз дополнился вполне реальным и весомым первым местом в классе грузовых автомобилей с объемом двигателей до 10 л! Так привычный и внешне неторопливый «Газон» оставил свою страницу в истории «Шелкового пути».

Ну вот и все. Мы доехали. Впереди « Дакар».

текст / фото: Макс СЕРГЕЕВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты