Идея поехать с семьей вокруг света пришла, в общем-то, с бухты-барахты. Путешествовать всегда интересно, и мне всегда этого хотелось. И довелось довольно много — и по Дальнему Востоку, и по Европе, в основном на машине, конечно. На самолете — это совсем другое, это не путешествие, а туризм.
Галя у нас только что родила младшую, Машу... Но начнем с последней капли, повлиявшей на наше решение... Через Хабаровск проехала голландская «кругосветка» в составе двух человек на стареньком «лендровере». Один из них был безработный, а второй студент. И тогда я понял, что для кругосветного путешествия не нужны какие-то огромные финансы. И тут пазл сложился: Галина в декрете, а декретный отпуск у нас довольно длительный, морально к путешествию мы были готовы. Только сроки немного сдвинули.
Главное — первый шаг
Путешествие мы готовили год. Много времени занял поиск спонсоров. Деньги мы с грехом пополам нашли, а от спонсоров в итоге отказались. Просто сходили в банк и взяли кредит на 12 лет под залог квартиры. Не надо бояться делать первый шаг, хотя иногда сделать его — это действительно самое сложное. Мечтают куда-то поехать многие, а вот решаются далеко не все.
Когда планировали поездку, у нас в компьютере было шесть вариантов маршрута, и сейчас мы едем по шестому. Сначала придумывали общие очертания, потом проверяли по отзывам. Первая дата старта была назначена на сентябрь 2012 года, потом мы перенесли его на октябрь, ну а в результате отправились 21 ноября. Опять же правила не позволили нам получить шенгенскую визу на год. В итоге мы поехали в кругосветку в нетрадиционном направлении, не на запад, а на восток, навстречу солнцу. Так что посещение Европы у нас станет практически финальным этапом.
Три волшебные визы
Очень многие спрашивают: а как вы сумели получить столько виз? Перед таким путешествием действительно очень важно тщательно проработать все правовые вопросы. На самом деле нам, как россиянам, понадобилось оформить всего три визы: американскую, шенгенскую и австралийскую. Наличие американской визы и «шенгена» открывает всю Южную Америку, кроме Боливии и Парагвая. Поэтому визовый вопрос совсем не самый страшный. Австралийскую и американскую визы мы делали по приглашениям знакомых. А вот отправка машины из Владивостока в Сиэтл стоит дорого. Нам это обошлось примерно в 6000 долларов, плюс мы попали на экологический осмотр уже в Америке, и в итоге получилось порядка $8000. А вот знакомые отправляли машину из Европы в Аргентину, и у них получилось $6000 на круг. Увы, американская линия с Дальнего Востока — самая востребованная и самая дорогая. Дешевле было бы в Австралию автомобиль отправить, это обошлось бы в 2000–3500 долларов.
В общем, мы доехали до Владивостока. Оттуда машину отправили в Сиэтл, а сами улетели в Таиланд. Заехали в Камбоджу, добрались до Малайзии, оттуда прилетели в Австралию, арендовали машину, небольшой микроавтобус-кемпер, и сделали на нем маленький круг. Сначала мы планировали большой круг с посещением Дарвина на самом севере Австралии, но времени не хватило. И до Улуру мы не доехали, да и вообще «открыточные места» не посещали. Оказалось, что 23 дня на Австралию — это безумно мало, и у нас в планах — большое путешествие по этой стране.
Ну а потом мы улетели в Америку и проехали ее всю, и Северную, и Южную, до Уругвая. Сейчас хотим махнуть через Украину, Грузию, Турцию, Иран и уйти через Среднюю Азию домой. Правда, существуют определенные проблемы с таджикской визой.
Но у нас принцип такой: если есть какая-то проблема, мы ее пытаемся решить. Если есть две проблемы или проблема никак не решается — мы стараемся обойти это узкое место и двигаемся в другом направлении. Все-таки наша цель не преодоление трудностей, а само путешествие. А проблем всегда хватает. Ну вот, например, мы думали все-таки посетить Африку и доехать по крайней мере до Египта. Израиль принимал, Иордания проходимая, Турция с Грузией — тоже нормально все, но проблема оказалась с Ираком. Обратились в посольство, а там сказали, что пустить нас, конечно, они могут, но безопасность не гарантируют. Но главная проблема все же — нехватка финансовых средств. Добудем — поедем, нет — двинемся в сторону дома. Но на Украине побываем однозначно, очень уж хочется поесть настоящего борща. В любом случае мы должны вернуться домой к концу августа — дочке в школу идти.
Дети и кенгуру
А если перейти к дорожным впечатлениям... В Австралии больше всего понравились австралийцы. Они — абсолютно другие. Приезжающие в Европу австралийцы — они как дети. Их обмануть — как у ребенка конфетку забрать. Они так привыкли жить в своем оазисе тепла, любви и необмана, что могут, скажем, оставить сумку с деньгами и документами и куда-то уйти. А еще Австралия поражает своими необычайными просторами, небом без горизонта, ну и, конечно, кенгуру. Они сидят вдоль дорог и смотрят на тебя непонимающим взглядом. Зверушки симпатичные, но абсолютно глупые. Ездить по Австралии удобно. Дорожное хозяйство, разметка здесь даже более прогрессивные, чем в Европе. Наименее дискомфортная страна из всех, по которым нам довелось ехать, и это касается как городов, так и загородных трасс, от магистралей до проселков. Австралия просто создана для автомобильных путешествий.
Американские подсказки
В США нам очень понравилось озеро Кратер. Это место нам Виталий Гавинский подсказал, мол, если туда не заехать, то половины впечатлений от страны, считай, не получишь. Место действительно шикарное! Синяясиня я вода, и местами лежит тонкий ледок. Снега — как на Сахалине, запросто можно увидеть дом, заметенный по крышу. Но ехать было жутко. Дорожка — серпантин, очень узкая и слегка обледеневшая. Ее чем-то посыпают, но это не спасает. А я еще на грязевой резине, а на льду она, сами понимаете... На озеро приехали на нервах, с детьми ведь, в таком зажатом состоянии. А там — ух! Самое забавное, встретили земляка.
Вообще в поездке у нас было очень много знакомств с открытыми, хорошими и чистыми людьми. И на самом деле каждое место нам больше запомнилось по людям, с которыми мы там встретились. А еще очень часто встречи с ними приводили к корректировке наших дальнейших планов. Например, мы хотели ехать по-другому, но наши знакомые американцы сказали: «Только по 101-й!». Тот же Виталий Гавинский подсказал нам съездить и в Моаб: «Будете в Америке и не побываете там— себе не простите». Поехали.Это... Это... Это словами не передать. Мы специально приехали туда на закате, чтобы пофотографировать знаменитые каменные арки в свете заходящего солнца.
Сказки Андерсена
Или вот Мексика. Мы границу прошли — и поехали смотреть полуостров Байя Калифорния. Это, кстати, нам тоже подсказали. Поехали — и ни разу не пожалели. Это настоящая тайга из кактусов. Умопомрачительное место! Кстати, там, в одном из отелей, который построен на развалинах монастыря, встретили Андерсена. Это канадец, мотогонщик, путешественник. Познакомилась с ним, кстати, наша дочка Катя. Она нам его так представила: «Мама, папа, это — дядя Андерсен». Что, думаем, будем сказки рассказывать? А мужик ставит бутылочку текилы на стол, и пошли рассказы...
Мы потом его такими добрыми словами вспоминали! Есть на восточном побережье моря Кортеса деревенька, называется Лас-Вегас. Андерсен нам сказал: «Езжайте туда, вам понравится». Вот там приключений хватило! Все попробовали. Машина на одном колесе стояла. В яму провалились — выходил на блокировке, заднее колесо на уровне груди было. Покатались там по зверским скотопрогонным тропам... «Гармин» показывает, что дорога есть. Едем, а дорога все уже, уже, уже... Ветки по кузову — скрип, скрип... В общем, я понял, почему мотогоны и квадроциклисты так любят кататься по Байя Калифорнии. Дорожек и тропинок — огромное количество, и их хитросплетение настолько интересно! А асфальтовых трасс — только две.
Танцы с китами
Опять же именно Андерсен подсказал нам место, где можно покататься на лодке среди китов. Для детей, да и для нас, это было настолько интересно! Оказывается, киты на ощупь такие мягкие-мягкие! Один китеныш минут двадцать с нами играл. Мамаша его, огромная, вокруг лодки круги нарезает, а он подплывает, трется и так и этак! Хвостом плюхает, животиком разворачивается, чтоб мы его почесали. Дети были просто в восторге, писк, визг... С китами мы часа два провели, если не больше. Такие воспоминания — на всю жизнь.
Из того, что видели в Мексике, большое впечатление произвел древний город Чичен-Ица, хотя по большому счету на сегодня это — камни для туристов.
В Перу, пожалуй, впечатлений было больше, хотя камни, по сути, точно такие же. Но побродить все же было интересно. В Перу — наследие инков, а в Мексике — культура майя. И если в Мексике архитектурные памятники — восстановленные, то в Перу все оригинальное, просто хорошо сохранившееся в условиях высокогорья. Интересно у инков все устроено было: террасы на склонах с огромными ступеньками, каждая ступенька — высотой два метра. И в зависимости от того, на какой высоте находится эта терраса, на ней выращивалась своя культура. Инки не продавали семена, а раздавали другим племенам и таким образом сохраняли мир. Они, как земледельцы, не столько воевали, сколько ассимилировали другие народы.
Потом мы ушли на юг до Уругвая. Списались и встретились в Эквадоре еще с одной парой путешественников. Молодые украинцы едут вокруг света навстречу нам на «восьмидесятке». Они сказали, что Чили — очень дорогая страна, а смотреть там особенно не на что. То же самое можно увидеть и в Боливии. И мы решили ехать, минуя Чили. В итоге выехали в Бразилию, заехав на водопады Игуасу в Аргентине.
Мы не ставили своей целью посещение «открыточных мест», но в какие-то рекомендованные точки, которые нам были интересны, все-таки старались заехать. Сфотографировать, потрогать, подержать, попробовать на вкус...
Песня о Боливии
Боливия — это вообще сказка, песня, которую мы всем поем. В Ла-Пасе мы искали гостиницу и познакомились с удивительным человеком. Он подошел к нам испросил: «Послушайте, а вы — русские?» — «Русские», — отвечаем. — «А у меня дедушка — русский». Дедушка — из эмигрантов, а сам мужчина — чемпион Южной Америки по шахматам. Разговариваем по-английски. Подходит другой мужчина, солидный такой, с бородой, и говорит: «Вы чо, русские, чоли?» — уже, заметьте, по-русски. Русские, говорим, русские! Оказалось, что это старовер. Он нас и пригласил к себе в деревню: «Ехать — всего ничего, каких-то пятьсот километров!» Эти пятьсот километров мы ехали три дня. В Боливии федеральная трасса такая, что российский офф-роуд отдыхает. Дорога доступна только ночью, потому что днем ее ремонтируют, убирают последствия завалов. Со склонов постоянно что-то сыплется. А мы еще попали в дожди... Глина — хорошая такая, качественная. И какие-то дикие водители, в основном — индейцы. Я таких водителей больше нигде не видел. Интересное правило есть на этих дорогах. Вообще-то движение в Боливии правостороннее, но в горах, на серпантинах, действуют правила левостороннего. Так проще контролировать обрыв. Дороги очень узкие, всего в один ряд, хорошо если в полтора. Проходит встречный автобус. Они там двухэтажные. Стоишь, а он ползет между твоей машиной и скалой. Ползет, ползет, и вот он уже нависает над тобой, потому что наезжает одной стороной на скалу.
Что поразило: 80 процентов мужчин жуют листья коки. Сначала думали — флюс у всех, мол, как же бедные мучаются. А это они листья за щекой держат. Кока в Боливии стоит примерно семь долларов за сто граммов. Государство не только разрешает выращивать плантации, но и обязывает сдавать себе какую-то часть собранных листьев. В посольстве Боливии видели плакат: «3000 лет культуре жевания коки». Вот такой юбилей... В ряде стран употребление коки разрешено официально и конопля считается куда более сильным наркотиком, за распространение которого полагается смертная казнь.
В гостях у Саши и Луиса
Что касается отрезка в Юго-Восточной Азии... В Таиланде мы были в гостях у Саши Глазкова. Это один из достаточно известных наших путешественников — экстремалов. По большому счету мы в Таиланде занимались тем, что и большинство россиян, т. е. отдыхали. Кстати, впервые попробовали тайский массаж. Мы пошли пообедать и попали под проливной тропический дождь. Ну что делать? Разулись и идем под дождем, босиком, прямо по дороге. Машины нам бибикают, а мы идем совершенно счастливые. Но потом все-таки решили заскочить под крышу и переждать, а оказалось, что завернули в массажный салон. Нам сделали массаж, выдали сухую тайскую одежду и отпустили домой во всем сухом.
А Малайзия понравилась своей чистотой. Заехали на Rainforest, поели дуриана с организаторами. Они всё на наши лица смотрели, ждали, когда мы кривиться начнем от запаха. А мы — ничего. Главное не дышать. Там мы не слишком много ездили, потому что были без машины. Нас больше возили. В Малайзии поразила «французская деревня». Просто роскошный туристический комплекс. Все во французском стиле, дома аккуратненькие, пруды, парк... Если бы не пальмы, то полное ощущение, что попал в Европу.
Наши друзья участвовали в Rainforest Challenge не в первый раз. Вот они-то как раз в этом году и выиграли, на переделанном Suzuki Samurai, Саша Леонов со штурманом Валеркой. Мы с ними пересеклись, посидели, они ушли на этап, а мы уехали. Малайзия для меня оказалась не слишком интересной. Особых чудес природы я там не увидел, да и храмы в Кабодже дадут малайским сто очков вперед.
Эффект калейдоскопа
А вообще, пожалуй, самое главное — это ощущение калейдоскопа впечатлений. Вот, например, едешь на высоте 4500 м и видишь старые загоны для скота. Кто тут жил, когда жил?.. Или видишь сделанный из старых замшелых камней забор длиной километров 15. Кто его построил, зачем он там был нужен? Вокруг — никого и ничего, только ламы гуляют. Галя в Боливии «поймала горняшку». Мы тогда ночевали на высоте 4600. Она залезла в машину и не могла пошевелить ни рукой, ни ногой. Спустились на 300 метров вниз — и все, отпустило. Так что теперь мы знаем, что такое «горная болезнь». Когда читаешь об этом в Интернете — это одно, а вот когда ты сам это почувствовал — совсем другое. Машина на высоте 4500 м едет только на третьей передаче, с клубами дыма из выхлопной трубы. Не хватает кислорода... Множество историй было.
Калейдоскоп — он ведь такой, чуть повернул — и вот уже новая картинка. Помнится, в Перу ехали вдоль реки. Самая длинная дорога вдоль берега, километров более 300. Дорога по каньону, тут виды, там... И постоянно вода рядом. А дороги везде, кроме Боливии, просто отличные.
Были мы в Колумбии, в Медельине, в столице наркобаронов. Их вроде бы поубивали, поразогнали, государство взяло ситуацию под контроль. Но вот люди, валяющиеся на тротуарах в наркотическом состоянии, остались. На улицах очень много дорогих машин, купленных на шальные деньги. Но страна в целом вполне безопасная.
Мы вообще столкнулись с тем, что страны, про которые нам говорили, что там опасно, оказались самыми для нас спокойными, вот хоть та же Мексика, про которую мы слышали столько всяких страшных сказок. Просто в этих странах достаточно всяких правоохранительных органов, на улицах — вооруженные патрули, и ситуация как-то контролируется. А в том же «безопасном» Уругвае за двое суток были три попытки угнать у нас машину, причем последняя буквально за 4 часа до погрузки на борт теплохода. Кстати, 70% наркотрафика Америки проходит не через Колумбию, а через этот самый «безопасный» Уругвай.
Я выбираю Toyota
Ну а теперь несколько слов о выборе машины. Почему Toyota Land Cruiser 78? Я люблю марку Toyota. Она достаточно легко ремонтируется, сервис-центры есть абсолютно везде, запчасти доступные. Плюс они еще изрядно унифицированы. Я могу сам на дороге отремонтировать практически все, кроме двигателя, да и в двигатель, если поломка не слишком серьезная, тоже могу залезть. Машину я взял новую, хотя первая мысль у нас была ехать на праворульном «японце». Но все же решили, что для того чтобы не было проблем при оформлении машины в США да и потом, лучше купить новый автомобиль с левым расположением руля. Именно этот кузов выбрали потому, что он — большой. Салон я переделал. Раньше там были лавки вдоль бортов. Я их убрал и поставил второй полноразмерный диван. Это сиденье трансформируется. Когда мы едем, там совершенно спокойно спят дети. Если сиденье сдвинуть, то может спать и жена. Если же все полностью разложить, то получается спальное место на всех длиной 2 м 30 см. По длине — более чем достаточно, и по ширине мы вчетвером умещаемся.
В кузове организованы два уровня. На нижнем лежат все наши вещи, а на верхнем располагаемся мы. Машина позволяет перемещаться по бездорожью, которого у нас в путешествии хватало. Единственный недостаток этой модели — двигатель. Атмосферный дизель объемом 4.2 на трассе не слишком экономичен, да и вообще автомобиль скоростным не назовешь. На тех же европейских автобанах или американских хайвэях происходило настоящее издевательство над нашими нервами и нервами тех, кто нас окружал на дороге. Все едут 90—100, а мы с 60 до 80 еле-еле можем разогнаться. Но все остальное было очень комфортно.
Немного ломались, чуть-чуть чинились. Но, зная «узкие места» машин, ввезенных из арабских стран, я к этому был готов.
Планы и перспективы
Следующий автомобиль для путешествия будет такой же, но с двигателем 4.5. Была у меня мысль пересесть на такой автобусик, как мы брали напрокат в Австралии. Там нас все устроило, но не хватало полного привода. В таких путешествиях, на мой взгляд, без него не обойтись. Просто впечатлений получаешь больше, так как можешь попасть в недоступные для дорожных машин места.
Что касается наших дальнейших планов, то тут на нас действуют временные рамки. Катя должна перейти в следующий, седьмой, класс. Хотелось бы еще кое-где покататься, но по времени уже не успеваем.
Белым пятном для нас остается Африка. Через Египет мы не смогли проехать по причине войны и беспорядков, а в Марокко не попали потому, что у нас шенгенская виза закончилась. Вообщето мы планировали привезти машину в Дакар морем и ехать через Сенегал, но нам сказали, что наш сухогруз ро-ро «Гримальди» в Дакар не пойдет. А когда мы узнали, что остановка и погрузка в Сенегале все-таки будет, не успели оформить визу. Так что Африка у нас еще впереди...
текст: Виталий МУШТА
фото: автор и Галина ЮДЕЙКИТЕ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.