Штатная подвеска серийного автомобиля — как безразмерные носки без пятки: подходят всем сразу и никому в отдельности. Поэтому в процессе адаптации машины «под себя любимого» многие быстро приходят к необходимости настройки и усовершенствования подвески. Ведь именно она в значительной степени влияет на управляемость, грузоподъемность, проходимость и среднюю скорость автомобиля.
Подбор подходящей именно вам и вашему автомобилю комбинации упругих и демпфирующих элементов — дело творческое и увлекательное. О том, как это правильно делать и что при этом нужно учитывать, написано множество книг и статей. Теме адаптации ходовой части автомобиля под различные оффроудные нужды можно посвятить не один номер журнала. Но для начала давайте остановимся на том, что предлагается для полноприводной техники на нашем рынке: любой апгрейд автомобиля начинается с изучения доступных для данной модели вариантов усовершенствования в выбранном направлении.
По всему миру существует неимоверное число фирм, предлагающих самые разные элементы подвески на самые разные автомобили. Строго говоря, при современном развитии телекоммуникаций, электронных платежных систем и офлайновых почтовых служб заказать можно практически любую тюнинговую запчасть на практически любую машину. Вопрос лишь в том, сколько придется потратить времени и денег. К тому же нужна подкрепленная знаниями и замерами твердая уверенность в том, что вы заказали именно то, что вам нужно, а также какая-то гарантия, что придет именно оно. Впрочем, для определенной категории конструкторов-«монстростроителей», обычно понимающих, что и зачем они делают с машиной, этот путь зачастую оказывается единственно возможным. Остальные обычно идут более простым. То есть в магазин, расположенный, как минимум, на территории родной страны, причем желательно поближе к дому.
Вокруг амортизатора
За последние годы ассортимент тюнинговых комплектов и отдельных элементов подвески для внедорожников на российском рынке значительно расширился — и по брендам производителей, и по моделям машин, и по диапазону характеристик. При этом одни фирмы предлагают полностью готовые комплекты подвесок, в том числе с лифтом. Другие производят и продают только отдельные детали, прежде всего — амортизаторы, как наиболее востребованные элементы, заменой которых во многих случаях вся настройка подвески ограничивается.
Оба пути имеют равное право на существование, хотя ведут к разным результатам и решают разные задачи. Заменой одних лишь амортизаторов можно только скорректировать управляемость. Для изменения вертикальных ходов подвески, увеличения ее грузоподъемности, подготовки к спортивным нагрузкам или лифта с целью установить колеса большего размера придется помимо амортизаторов затронуть еще и упругие элементы, а в случае радикального изменения характеристик — вмешаться в детали направляющего аппарата. Подъем подвески зачастую приводит к необходимости удлинять стойки стабилизатора и тягу Панара, выправлять углы установки колес, наращивать шланги, доворачивать редукторы мостов…
Тем, кто отважится на это, могут помочь готовые решения от специализированных офф-роудных тюнинговых фирм. Их инженеры уже успели решить многие типовые задачи для большинства распространенных во внедорожном спорте и туризме моделей, и среди их готовой продукции обычно удается подобрать лифт-комплекты нужной высоты с учетом предполагаемой загрузки машины по осям. При этом, подбирая пружины или рессоры, следует помнить, что обозначенная на них величина «лифта» в общем-то условна, а окончательный результат будет в немалой степени зависеть от эксплуатационной массы автомобиля. Нередки случаи, когда для лифтовки на три дюйма экспедиционника, укомплектованного лебедками, баками, защитами, бамперами, калитками, жилыми модулями и другими полезными мелочами, приходится ставить номинально шестидюймовые пружины.
Old Man Emu
Основную долю российского рынка тюнинговых подвесок для внедорожников занимают четыре марки, причем все родом из Австралии: Dobinsons, Ironman, Old Man Emu (OME) и Tough Dog. Они различаются как ассортиментом, так и техническими особенностями продукции, но все вместе охватывают абсолютное большинство представленных у нас внедорожников, предлагая широкий выбор вариантов для многих моделей машин. В том числе весьма экзотических. Так, недавно специально по многочисленным просьбам российских покупателей OME выпустила… заниженную подвеску для Mercedes G-Klasse. Впрочем, эта фирма, пришедшая на российский рынок первой из «австралийцев» и продолжающая удерживать ведущие позиции, знаменита отнюдь не экстравагантными решениями. Наоборот, среди конкурентов она славится здоровым консерватизмом, выражающимся в дотошной проработке всех нюансов, долгом тестировании продукции и тщательности инженерных расчетов. Поэтому новые продукты компания выдает не быстро, держит высокую ценовую планку, но ей удается избегать откровенно сырых и недоделанных новинок.
Ассортимент продукции OME широк и ориентирован на распространенные модели внедорожников японского, европейского и американского производства. Компания предлагает различные варианты «лифта» и усиления подвески, остающиеся в пределах разумного, по мнению ее инженеров, изменения конструкции каждой конкретной модели. Долгое время ОМЕ предлагала две серии газо-масляных амортизаторов: универсальные Nitrocharger и спортивные LTR с выносными бачками и возможностью регулировки давления. Но сейчас обе конструкции уходят со сцены. Их серьезно потеснили появившиеся не так давно нерегулируемые газо-масляные Nitrocharger Sport. Новинка сопоставима по цене со старыми Nitrocharger, но превосходит их по эффективности и противодействию перегреву. При этом она не требует регулярного обслуживания, как LTR, и заметно дешевле их. Главная особенность новой серии скрыта в конструкции клапанного механизма.
Tough Dog
Компания Tough Dog позиционирует свои подвески как супернадежные и выносливые, и это соответствует истине. Правда, ассортимент ее продукции на фоне конкурентов относительно невелик. Во-первых, компания ориентируется прежде всего на модели, распространенные на австралийском рынке. Во-вторых, градация лифт-комплектов по приросту грузоподъемности имеет довольно-таки большой шаг. Однако в тех случаях, когда параметры подвески и автомобиля совпадают, долговечность и стабильность характеристик ходовой части заслуживает аплодисменты. Среди амортизаторов даже базовая двух рубная масляная серия FC (Foam Cell) отличается особой выносливостью, достигнутой за счет изначально заложенного запаса прочности. Амортизаторы Tough Dog толще всех конкурентов для одной и той ж модели. Благодаря увеличенному объему масла и поверхности корпуса они менее подвержены перегреву, а специальная технология с использованием пористых проставок помогает противостоять вспениванию рабочей жидкости при высокой частоте колебаний.
Кроме них, модельном ряду фирмы есть несколько газо-масляных серий. Линейка нерегулируемых амортизаторов BT предназначена для легких машин, управляемость которых на разбитых доогах владельцы решили подправить. Другая нерегулируемая серия, Ralph, р зработана прежде всего для тяжелых машин, постоянно ездящих с повышенной загрузкой. У этих амортизаторов увеличен объем внутренних камер и улучшено охлаждение. Самая брутальная серия ВМХ обладает многоступенчатой регулировкой жесткости и увеличенным ходом, а предназначена она для использования при «лифте» на 4–6 дюймов.
Dobinsons
В производственной гамме семейного предприятия братьев Добинсонов сейчас представлена всего одна серия амортизаторов газо-масляной двухтрубной конструкции, выпускаемая с 2012 года. Но несмотря на это, у фирмы ассортимент тюнинговых деталей подвески по охвату марок и моделей автомобилей, величине «лифта» и степеням дополнительной нагрузки на данный момент, пожалуй, самый широкий среди всех «австралийцев» на российском рынке. При этом в ее оригинальном англоязычном каталоге присутствуют помимо внедорожников и кроссоверов откр венно легковые машины вроде Chrysler 300 или Toyota Corolla, а также микроавтобусы: Fiat Ducato, Mercedes Viano, VW Transporter и др.
Небольшой шаг подбора и огромный выбор незначительно различающихся по характеристикам однотипных элементов позволяют максимально тонко и точно адаптировать подвеску к предстоящим нагрузкам. При этом инженеры Dobinsons очень быстро реагируют на появление новых автомобилей, а гибкая система организации производства часто позволяет фирме первой выходить на рынок с лифт-комплектами или усиленными подвесками штатной высоты для новинок. Благодаря такому подходу среди продукции этой марки встречаются порой очень неожиданные вещи. Например, комплекты высокой внедорожной подвески для Audi Q5, BMW X5 или Subaru Tribeca.
Ironman
Эта компания занимает на рынке весьма благородное, с точки зрения покупателя, положение: по многим позициям она старается держать ценники ниже конкурентов, сдерживая таким образом общий рост цен на рынке офф-роудного оборудования. При этом Ironman тоже очень оперативно реагирует на запросы рынка. В свое время эта фирма первой из именитых австралийских марок представила лифт-комплекты для УАЗов, а совсем недавно расширила свой модельный ряд за счет усиленной подвески для Renault Duster, оказавшейся невероятно востребованной на нашем рынке.
Ironman изначально делает ставку на усиленные элементы. Поэтому пружины, рессоры и торсионы этой марки выпускаются четырех уровней жесткости, самый мягкий вариант жестче штатных элементов примерно на 20%, а максимальный — на 40%.
В дополнение к ним предлагаются две серии амортизаторов. Для машин, которым в первую очередь важен комфорт и управляемость на хороших дорогах, — однотрубные Nitro-Gas, а для преодоления тяжелого бездорожья и перевозки больших грузов — классические двухтрубные масляные Foam Cell, оснащенные увеличенными резервуарами и специальными ячеистыми вставками, препятствующими вспениванию масла при высоких нагрузках.
Bilstein
Ведущие мировые производители амортизаторов тоже активно обращают внимание на внедорожный сегмент рынка. Тем более, экономика производства в этой сфере такова, что компаниям-разработчикам офф-роудных подвесок выгоднее размещать свои заказы на производство амортизаторов на профильных заводах-гигантах, чем строить собственные малые предприятия.
Компания Bilstein, в 1954 году впервые представившая миру однотрубные газонаполненные амортизаторы и уже через каких-то три года начавшая их поставку на конвейер Mercedes-Benz, еще спустя несколько лет после этого стала выпускать подобные элементы для внедорожников, участвовавших в гонках. Она и сегодня производит огромное количество амортизаторов для внедорожного спорта в невероятном числе типоразмеров. Там есть решения и для многодюймового «лифта» трофи-мобилей, и для обеспечения гигантских вертикальных ходов, необходимых в роккроулинге, и для жестких прыжков по волнистым трассам ралли-рейдов.
У нас марка Bilstein прежде всего ас- социируется с отточенными дорожными характеристиками скоростных полноприводников и «исправленными манерами» отечественных «Нив». Компания намерена расширять свое присутствие на российском рынке офф-роудного тюнинга сразу с несколькими сериями амортизаторов, в том числе предназначенных для большого спорта. Основными же внедорожными моделями все-таки будут однотрубные серии В6 Off-road и В8 Off-road. Обе сделаны в соответствии с новейшими достижениями и технологиями фирмы, обеспечивающими постоянное сцепление колес с землей и отличную боковую устойчивость автомобиля на самых разных дорогах и скоростях. А для уменьшения нагрузки на шток в поворотах эти амортизаторы представляют собой так называемую перевернутую конструкцию, устанавливаемую штоком вниз. Разница между двумя сериями состоит в том, что В6 Off-road предназначены для установки в паре со штатными пружинами, а более длинно-ходные В8 Off-road рекомендуются при лифтовке автомобиля.
KYB
В модельном ряду этой фирмы сейчас существует две специальные серии амортизаторов для внедорожников: однотрубные MonoМax и двухтруб- ные Skorched4’s. Обе они рассчитаны на повышенные нагрузки, однако их конструкция обуславливает различия в назначении. Первые, по определению более жесткие и короткоходные, но отличающиеся повышенной грузоподъемностью и стабильностью характеристик на высоких скоростях, предназначены для езды по дорогам общего пользования и легкому бездорожью. Многоступенчатая система сжатия позволяет амортизатору настраиваться на движение полностью автоматически, самостоятельно изменяя жесткость в зависимости от дорожных условий и тем самым обеспечивая постоянный контакт колес с дорогой и точное управление автомобилем.
Вторые, более длинноходные, комфортные и исключительно выносливые, разработаны специально для внедорож- ного туризма и тяжелых экспедиций. Они отлично подходят для установки как на стандартные по высоте подвески автомобили, так и на машины с небольшим «лифтом». Их корпуса уси- лены, что позволяет не бояться ударов камней. Кроме того, в них установлены мультикромочные сальники штоков, максимально препятствующие попаданию влаги и грязи внутрь амортизатора. Увеличенный диаметр корпуса и объем масла призваны противостоять пе- регреву, а частотно-зависимые клапаны обеспечивают прогрессивную характеристику управляемости. Правда, в отличие от MonoMax, предназначенных для довольно широкого спектра моделей, применение линейки Skorched4’s ограничено лишь классическими внедорожниками японского производства.
Koni
Первые телескопические амортизаторы этой голландской марки, появившиеся вскоре после Второй мировой войны, предназначались для Willys MB, остававшихся в Европе в больших количествах. Уже тогда эти демпфирующие элементы были регулируемыми, что позволяло адаптировать характеристики подвески демобилизованных вездеходов к различным условиям мирного труда.
С тех пор инженеры фирмы продолжают постоянно совершенствовать демпфирующие элементы внедорожных подвесок, делая упор на качество и не экономя на материалах. В наши дни для внедорожников, кроссоверов и пикапов предназначается серия амортизаторов Heavy Track, в которой выделяется усиленная линейка двухтрубной гидравлики Raid, предназначенная для особо тяжелых условий и допускающая регулировку при снятии амортизатора с автомобиля.
Одна из новинок компании, серия FSD, предназначена тем, кому в равной степени важны комфортное преодоление тяжелых дорог и активное вождение на высоких скоростях по хорошим шоссе. Клапанный механизм этих амортизаторов позволяет им самостоятельно адаптироваться к условиям движения. При этом подстройка подвески происходит в считанные мгновенья без всякой электроники.
Plaza
Еще не так давно эта компания из Санкт-Петербурга была единственным в мире производителем однотрубных усиленных амортизаторов для УАЗов и полноприводных «Газелей», чем заслуженно снискала себе почет и ува- жение любителей отечественной внедорожной техники. С тех пор завод в Северной столице существенно расширил ассортимент и ныне готов предложить свои амортизаторы не только для отечественных автомобилей, но и для огромного числа популярных в нашей стране иномарок, причем как новых, так и давно снятых с производства. Для внедорожников предлагается отдельная серия Trophy, выпускаемая трех вариантов жесткости (от равной стандартным до +80%) и подходящая для использования как со стандартными упругими элементами, так и с «лифтом» подвески до 4 дюймов. При этом подобно офф-роудным сериям других производителей амортизаторы Plaza отличаются увеличенным диаметром корпуса и штока.
Кроме того, автопутешественников- экстремалов, отправляющихся зимой туда, где холоднее, может заинтересовать серия амортизаторов X-drive. Она создана специально для морозных условий и сохраняет стабильность демпфирующих характеристик при температуре до –50 градусов. В этих амортизаторах использовано специальное низкотемпературное масло, внедрен направляющий узел с двойным уплотнением штока по типу «сухой блок», гарантированно исключающий случай течи амортизаторной жидкости, и применен новый разделительный поршень с трехуровневым уплотнением.
Название серии Dakar может вве- сти в заблуждение. Эти амортизаторы предназначены отнюдь не для гоночных машин, участвующих в ралли-рейдах, а для грузовиков, автобусов и другой тяжелой коммерческой техники. Им скорее бы подошло имя Profi, но его почему-то выбрали для спортивной серии, в которую входят ралли-рейдовые амортизаторы наряду с кроссовыми, раллийными и кольцевыми. В эту серию объединены решения для самых разных видов автоспорта, благодаря чему можно подобрать или даже целенаправленно заказать стойки для совершенно конкретных условий соревнований. Легкая взаимозаменяемость крепежных элементов, регулировка вертикального хода и жесткости подвески, а в отдельных исполнени- ях и «жесткости» клапанной системы амортизаторов — все это дает возможность очень точной настройки по индивидуальным требованиям в зависимости от условий предстоящих трасс. При этом цена амортизаторов Profi ниже импортных аналогов — Fox, Ohlins, King Shocks и других специализированных марок, создающих продукты для большого автоспорта.
Pro Comp
Американская компания Pro Comp также предлагает на российском рынке широкий выбор внедорожных подвесок. Правда, ассортимент продукции у нее ограничен моделями автомобилей, которые продаются в США. Зато все лифт-комплекты ее производства тщательно продуманы и позволяют в условиях гаража, без применения болгарки и сварки, быстро модифицировать ходовую часть автомобиля, причем модификация может быть более чем серьезной. Так, например, среди многочисленных вариантов есть «конструктор», превращающий по определению короткоходную и жесткую рессорную подвеску Jeep Wrangler YJ в длинноходную рычажно-пружинную. Разумеется, это означает полную ее замену, но при этом используются точки крепления, уже существующие в конструкции базового автомобиля. Несмо- тря на свою довольно высокую цену, такие наборы позволяют существенно сэкономить на времени и трудозатратах по их установке. Плюс к этому готовый фирменный набор дает уверенность, что все элементы модифицированной подвески будут согласованы между собой по кинематике и их не придется подгонять один к другому экспериментальным путем.
Для тех же, кто не готов выкладывать большие суммы и радикально переделывать ходовую часть, но все же пытается придать машине эффектную внешность с обязательными большими колесами, Pro Comp предлагает наборы для «левел-лифта». Они представляют собой комплекты проставок и других недорогих дополнительных элементов, разработанные для каждой конкретной модели автомобиля и позволяющие «приподнять» его, что называется, малой кровью. При этом упругие и демпфирующие элементы и направляющий аппарат подвески остаются «родными».
Идея таких наборов могла возникнуть только на американской почве — в каком другом уголке мира будут гонять полноразмерные пикапы в основном порожняком? Дело в том, что первоначальная идея «левел-лифта» состояла в том, чтобы приподнять передок автомобиля и выставить его вровень с незагруженной кормой. Позже на базе таких комплектов появились наборы и для задней оси.
Помимо наборов американская фи ма предлагает и отдельные универсальные элементы: пружины, торсионы, рессоры, амортизаторы и т.д. Причем последние могут быть как регулируемые, так и нерегулируемые. Правда, выбор такой продукции весьма ограничен. Но, как ни странно, в ней тоже встречаются очень востребованные на нашем рынке и уникальные для зарубежных производителей элементы. Так, эта фирма, одна из немногих, предлагает газо-масляные амортизаторы на классические модели УАЗ с полностью рессорной подвеской. И дело вовсе не в том, что за океаном внезапно все кинулись ездить на «буханках» и «козликах». Просто характеристики амортизаторов тех и других оказались удивительно близки к таковым у какой-то из модификаций древнего Jeep CJ. Нужно было лишь провести аналогию...
текст: Евгений КОНСТАНТИНОВ
фото: автор и фирмы-производител
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.