Двадцать лет не возраст

Шесть мнений о новой Toyota RAV4

Toyota RAV4
2,5 л (180 л.с.) 6АТ
цена: от 1 475 000 руб.

Сегодня термин « кроссовер», которым характеризуют определенный класс автомобилей, уже прочно вошел в наш обиход. А ведь были времена, когда очень редкие родоначальники этого сегмента вполне обходились собственными именами, в которых, собственно, и было зашифровано предназначение машины. Сегодня мы решили проверить, соответствует ли нынешнее, уже четвертое, поколение Toyota RAV4 тому, что заложили создатели в название первой модели.

Ровно 20 лет тому назад, в марте 1994 года, на Женевском автомобильном салоне был представлен первый кроссовер компании Toyota RAV4. Японские производители частенько задают темп всему мировому сообществу. И совсем не удивительно, что один из родоначальников самого популярного сегодня сегмента был рожден именно в этой стране. Сегодня, пожалуй, уже не важно, кому пришло в голову скрестить легковой автомобиль с внедорожником, но полученный результат оказался не только положительным, но и быстро подхваченным многими производителями. Кстати, тогда, в девяностые, слово « кроссовер» применяли очень редко и весьма осторожно. Может быть, поэтому основную концепцию нового автомобиля — «транспортное средство для продвинутой и спортивной молодежи» — просто зашифровали в названии RAV4, где буквенная аббревиатура расшифровывается как Recreation Active Vehicle, а цифра 4 обозначает наличие постоянного полного привода. Платформой для нового автомобиля послужила довольно популярная в те времена Toyota Corolla, а распределять крутящий момент между осями у RAV4 была призвана система постоянного полного привода с межосевым дифференциалом.

Конструкцию ходовой части, естественно, переработали полностью, и в результате первый кроссовер отличался и неплохим (даже по тем временам) дорожным просветом, и отличной энергоемкостью подвески.

Изначально паркетник был представлен только коротким трехдверным кузовом, а его более практичный вариант, в пятидверном исполнении и с увеличенной колесной базой, появился несколько позже — в 1995 году. Независимо от типа кузова под капотом Toyota RAV4 первого поколения устанавливали только двухлитровый бензиновый двигатель. Правда, предлагали его в двух вариантах мощности — 135 и 178 л.с., причем как вкупе с механической, так и с автоматической коробками передач.

Популярность первый RAV4 обрел очень быстро, и не только на своей родине, но и как в Новом, так и в Старом Свете. В 1998 году модель прошла небольшой рестайлинг, а ее кузовная гамма пополнилась вариантом со съемным мягким верхом. Интересно, что уже первое поколение японского кроссовера официально поставлялось на российский рынок, правда, исключительно в полноприводном исполнении, в то время как другие страны имели альтернативу в виде переднеприводной модификации.

Второе поколение модели пришло на стыке эпох, в 2000 году. Как и ее предшественницу, первыми новинку смогли увидеть посетители Женевского автосалона. Автомобиль изначально был представлен как в трех-, так и в пятидверном исполнении. Несмотря на заметно измененную внешность, техническая начинка второго поколения практически без изменений досталась от первого — те же силовые агрегаты и дифференциальный полный привод. Присутствовали и переднеприводные версии, правда, доступны они были исключительно для североамериканского рынка.

Небольшая революция в истории машины произошла в 2005 году, когда появилось ее третье поколение. Полностью обновился дизайн экстерьера и интерьера, исчезли трехдверные модификации, а в полноприводной трансмиссии симметричный дифференциал уступил роль раздаточного элемента вискомуфте. Специально для американского рынка представили и удлиненную версию с шестицилиндровым бензиновым двигателем.

Следующим изменениям Toyota RAV4 подвергли в 2010 году. Правда, несмотря на достаточно глубокий рестайлинг, называть модернизированный автомобиль новым поколением не стоит, а, например, удлиненная версия и вовсе осталась без изменений. В качестве базового двигателя для короткой версии, как и ранее, выступает двухлитровый бензиновый агрегат мощностью 158 л.с. (148 л.с. в исполнении для российского рынка). Комплектовался мотор либо шестиступенчатой механической КП, либо вариатором. Появился и новый бензиновый мотор объемом 2,4 л мощностью 170 л.с., предлагавшийся в паре с четырехступенчатым гидромеханическим автоматом.

Совершенно новую Toyota RAV4 нынешнего поколения представили в ноябре 2012 года на автосалоне в Лос-Анджелесе. Внешность новинки, в которой хоть и прослеживается некая связь с предшественниками, изменилась кардинально. И самое главное, одна из визитных карточек японского кроссовера — расположенное на внешней стороне двери багажника запасное колесо перекочевало в подпол грузового отсека. Колесная база четвертого поколения осталась точно такой же, как и у длинной версии предшественника, — 2660 мм, но при этом машина стала на 205 мм длиннее, на 30 мм шире и 15 мм ниже. Заметно просторнее стал у автомобиля и салон. Так, расстояние между первым и вторым рядами сидений выросло до 970 мм, а общий объем багажника «поправился» до 547 л. Кроме того, создатели четвертого поколения весьма серьезно поработали над его эргономикой и улучшили обзорность.

Модернизировали и силовые агрегаты, предлагаемые для автомобиля. Для России доступны три варианта моторов: бензиновые объемом 2,0 л (146 л.с.) и 2,5 л (180 л.с.), а так- же 2,2-литровый турбодизель мощностью 150 л.с. Типов предлагаемых трансмиссий тоже три, причем механическая шестиступенчатая КП и вариатор доступны только для базового двухлитрового двигателя, а более объемный бензиновый агрегат и турбодизель оснащаются шестиступенчатыми гидромеханическими автоматами.

Как и положено каждому современному автомобилю, в новой Toyota RAV4 значительно прибавилось различной вспомогательной электроники. Из основных стоит отметить систему динамического управления, которая координирует работу полного привода, систему курсовой устойчивости и электроусилителя рулевого управления. Благодаря подобному взаимодействию крутящий момент к задней оси у четвертого поколения подается во всех необходимых для этого случаях, а не только когда возникает значительная разница в радиальных скоростях между передними и задними колесами, как это происходило на предыдущей серии.

Если говорить о стоимости новой Toyota RAV4, то сразу стоит отметить, что возросшие потребительские качества и достаточно высокий уровень оснащения выводят автомобиль в достаточно дорогую ценовую нишу. Так, базовый вариант с двухлитровым бензиновым двигателем и шестиступенчатой механической КП обойдется в 995 000 руб. При этом из жизненно важных благ цивилизации здесь будут присутствовать обычный кондиционер; подогрев передних сидений, наружных зеркал заднего вида и ветрового стекла в зоне покоя стеклоо- чистителей; противотуманные фары и омыватель основных фар. Правда, стоит отметить, что даже начальный уровень оснащения имеет неплохой набор систем безопасности. Это уже описанная выше интегрированная система курсовой устойчивости, хороший набор подушек безопасности (две фронтальные, две боковые, две шторки безопасности и коленная подушка водителя), антипробуксовочная система, электронная имитация межколесных блокировок и продвинутая АБС с усилителем экстренного торможения и системой распределения тормозных усилий, а также система помощи при спуске с горы. Впрочем, в дальнейшем этот арсенал может быть дополнен только системами оповещения о смене полосы движения и мониторинга слепых зон в зеркалах заднего вида.

Зато для наращивания комфортной составляющей предел фантазии может наступить только при ценнике 1 543 000 руб., которые в московских автосалонах просят за полностью «нафаршированную» версию с 2,5-литровым бензиновым двигателем и шестиступенчатым гидромеханическим автоматом. Причем в этом случае оснащение авто даже превосходит иных прдставителей премиум-сегмента.

Технические характеристики
МАССО-ГАБАРИТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Масса снаряженная/полная, кг1705/2130
Длина/ширина/высота, мм4570/1845/1715
Колесная база, мм2660
Колея спереди/сзади, мм1570/1570
Дорожный просвет, ммН.д.
Шины спереди/сзади225/65 R17
Объем багажника, л506
ДВИГАТЕЛЬ
Тип, расположение и кол-во цилиндровБензиновый R4
Рабочий объем, см32494
Мощность, л.с. (кВт) при об/мин180 (132) при 6000
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин233 при 4100
ТРАНСМИССИЯ
Коробка передач6АТ
Передаточные числа:
I3,300
II1,900
III1,420
IV1,000
V0,713
VI0,608
Задний ход4,148
Главная передача4,071
Тип полного приводаПостоянный
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Подвеска передняя/задняяНезависимая / Независимая
Тормозные механизмы спереди/сзадиДисковые вентилируемые / дисковые
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Максимальная скорость, км/ч180
Время разгона 0–100 км/ч, с9,4
Расход топлива средний, л/100 км11,4/6,8
Топливо/емкость топл. бака, лАИ-95/60
Цена, руб.От 1 475 000

Практичность напоказ

Александр Будкин
водительский стаж 17 лет, рост 173 см, вес 84 кг

Медленно я привыкаю ко всяким современным штучкам. Багажник с автоматическим открыванием — должно быть удобно. Но меня напрягает ждать несколько лишних секунд. И как быть, если он зимой подмерзнет? Заглянул в трюм — тоже странности: запаску приподняли примерно на 15 см от днища; литров семьдесят, наверное, потеряли. Впрочем, оставим багажник в покое, здесь и без него есть на что взглянуть.

Относительно высоко поднятые бамперы и черный пластик по кругу — ну разве не прелесть? И даже не в бездорожье дело. Во дворах под конец зимы парковаться нужно, а там такие ледяные глыбы бывают... Заметил спереди на бампере две заглушки, прикрывающие места возможного крепления рым-болтов. Хочешь слева, хочешь справа цепляйся — удобно. Жаль, сзади только одна проушина, причем для эвакуации явно не предназначенная. У кого дача, есть смысл сразу озаботиться фаркопом.

А «лопухи» какие... сказка! В них еще и система предупреждения об опасности встроена, сигнализирующая об угрозе. Ну сама практичность! Узнаете «Тойоту»? Снаружи — да, конечно. Но вот на ходу у меня случился когнитивный диссонанс. Небольшого диаметра руль, мощная боковая поддержка кресел, острые органы управления, провоцирующие на хулиганство. Видимо, я что-то упустил в эволюции позиционирования марки на рынке. Для флегматиков есть кнопка ECO, притупляющая прыть и заметно сокращающая расход топлива. Но к рулевому управлению придется привыкать. Благо к хорошему привыкаешь быстро.


Шкатулка с секретом

Андрей Судьбин
водительский стаж 17 лет, рост 182 см, вес 98 кг

А что? Ладная такая машинка, аккуратненькая, симпатичная. Ну а то, что харизмы особой к четвертому поколению не осталось — так и бог бы с ней, с харизмой. Зато внутри удобно. Сел за руль — и как любимые кроссовки натянул. Нигде не жмет... Уж кто-кто, а эргономисты в Toyota отменные. И интерьер — очень сбалансированный. Всего в меру. Нравится классика, любишь, когда дизайнеры к корням обращаются и традиции блюдут? Ну так посмотри на комбинацию приборов. Ничего не напоминает? В незабвенной «сороковке» очень похожая была, в виде трапеции со скругленными углами, только размером поменьше. По душе всяческий модерн и футуризм? Тогда двухуровневая передняя панель — как раз для тебя. Точь-в-точь пульт управления звездолетом из фантастического сериала. Ценишь солидность и роскошь? Так как раз средняя «полочка» этой самой панели кожей обтянута. И дорого выглядит, и солидно, и строчка аккуратная. А уж на заднем сиденье сколько места — не во всяком седане бизнес-класса такой простор. Правда, есть у этого и цена... Багажник, прямо скажем, невелик, да еще и пол в нем «горбатый». Все ведь под докатку делалось, и без такого горба полноразмерное запасное колесо помещаться явно не хотело, а в России с вполне вероятным «шиномонтаж тут рядом, километров 300» — не лучший вариант. Зато на ходу должна быть — огонь на колесах. Два с половиной литра, 180 «лошадок» не шутки! Вот только почему эта машинка с места срываться не желает, а степенно отправляется в плавание, как балтийский паром Silja Line? И на ходу полное ощущение, что между педалью газа и дроссельной заслонкой встроен резиновый жгут? Да и тормоза какие-то вялые. Чтобы ехать более-менее энергично, приходится орудовать педалями по принципу «раззудись, нога...». Нет, так мне не нравится. А что это там у нас за кнопочки? Режим Eco — так, он сейчас и включен... А рядом — Sport. Ну а если нажать? Вот, совсем другое дело! Получается, машинка эта — шкатулка с секретом, два в одном, а кнопочки эти — самые важные. Так чего же их под полочку-то засунули?


Алексей Топунов

20 лет спустя
водительский стаж 27 лет, рост 178 см, вес 70 кг

Страшно подумать — уже 20 лет прошло с того времени, когда первые RAV4, рожденные в маленьком островном государстве, начали свое шествие по всем континентам, закладывая прочный фундамент будущего мирового господства этой модели. Вот ведь удачный пример покорения мира — даже воевать не надо, достаточно стать вожделенным для прекрасной половины человечества всего земного шара. Конечно, современный представитель японского производителя вовсю пытается открестится от привитого ему за столько лет имиджа дамского угодника. И подрос он заметно, и дизайн экстерьера уже намекает на модный ныне унисекс… В принципе я не против, хотя, честно говоря, облик RAV4 образца 1994 года мне нравился даже больше… Но бог с ним, с имиджем, тем более что, попадая в салон, об этой теме и думать забываешь. Здесь невольно вспоминается Prado… тот, который «старший брат» нашего героя. И стиль оформления интерьера, и запас свободного пространства — все говорит о том, что нынешний RAV4 уже вырос из детского возраста. Кстати, и ездовые повадки, даже в сравнении с предыдущей серией, у него намного «взрослее». Проходимость, конечно, далеко не чета той, что может предоставить Prado, но задачи, стоящие именно перед кроссовером, RAV4 выполняет почти безукоризненно. В общем, мне машина очень понравилась. Правда, есть у нее один существенный минус, связанный с «возмужанием», — стоимость, которая у нашего экземпляра превышает полтора миллиона рублей.


Очаровательная японка

Ирина Манохина
водительский стаж 12 лет, рост 162 см, вес 51 кг

Моя очередь опробовать новую Toyota RAV4 пришлась на самый разгул крещенских морозов. Да еще неотложные дела заставили меня поехать на крайний север Московской области. Но тут я даже обрадовалась — не каждый раз удается оценить машину в боевых условиях. Тем более что арсенал «моего» автомобиля предполагал только положительные эмоции от поездки — полный привод, мощный мотор, шустрая автоматическая КП, да и электроники вспомогательной более чем достаточно. Итак, в путь. Проблем с пуском двигателя, несмотря на заметный «минус», не возникло. Не занял много времени и процесс обустройства за рулем. Правда, клавишу подогрева сиденья нашла не сразу — уж больно хорошо она спрятана. Но такая мелочь не испортила впечатление от процесса управления RAV4, который приятен даже в пробочной толкучке на выезде из столицы. А как же здорово катиться по свободному шоссе, наблюдая из теплого салона проплывающие мимо замороженные пейзажи! Кстати, чувство умиротворения не могли испортить даже редкие попутные большегрузы: совершать обгоны на этом кроссовере очень легко — и двигатель, и коробка работают, как четко слаженный организм. А при перестроениях в городе и на трассах очень помогала система оповещения об объекте в мертвых зонах зеркал. В общем, более чем 300-километровое путешествие прошло для меня на одном дыхании, оставив исключительно положительные эмоции. И как же грустно мне было расставаться с автомобилем, передавая его коллеге!


Снежная королева

Роман Тарасенко
водительский стаж 10 лет, рост 182 см, вес 78 кг

Зачем нужны кожаные сиденья в нашем климате? Зимой на них холодно, летом жарко. RAV4 же я взял на тест в пору самых лютых морозов. Завожу машину и тут же выскакиваю наружу — на улице кажется теплее. Через пару минут внутри уже не так сурово, но я все равно подкладываю под пятую точку специальную подстилку — горнолыжные штаны не спасают, а подогрев кресел еще не проснулся. Интерьер Toyota — такой же «холодный», выглядит он по сравнению с предшественницей на порядок дороже, но уюта в нем не ощущаю. Был бы я девушкой и выбирал бы между «Равом» и Honda CR-V, наверно, купил бы... Стоп! После того как RAV4 сменил несколько поколений, подрос в размерах и перестал быть сугубо женским кроссовером — за его рулем все чаще встречаешь мужчин. И чего точно я не ожидал от «Рава», так это драйверских качеств. После фотосъемки друг по привычке стал уговаривать меня сгонять на ледовую трассу. Иногда мы выбираемся туда поездить «бочком», но не всякая машина способна дарить там удовольствие. Как минимум нужно, чтобы можно было отрубать ESP, — не каждый «горячий» хетчбэк это умеет. Я же был уверен, что в RAV4 система стабилизации не выключается в принципе! К счастью, ошибался. Заглянув в инструкцию, три секунды жму кнопку ESP — и вуаля! Мало того что в заносе система молчит как партизан, так еще и тягой мотора управлять удобно. Как итог — час драйва и позитива. И пусть в конце, перегревшись, временно отключился задний привод, Toyota все же растопила мое сердце.


Малыш растет

Владимир Безруков
водительский стаж 26 лет, рост 173 см, вес 85 кг

Ггоды, как говорится, летят. Один кризис сменяет другой, машины стремительно меняют одно поколение за другим. Вот и эта встреча заставила меня в очередной раз задуматься о том, как быстро все меняется в этой жизни. Казалось бы, не так уж и давно я был обладателем Toyota RAV4 первого поколения. И вот спустя чуть более полутора десятков лет снова попал в ее салон. Да, за это время мой тогда любимый шустрый «малыш» серьезно прибавил и в весе, и в статусе, превратившись в солидный автомобиль. Простор, который он предлагает своим обитателям в нынешней своей генерации, меня изрядно удивил. И честно говоря, я бы даже назвал его избыточным, особенно относительно второго ряда сидений, где он предоставляет непозволительную роскошь, доступную лишь лимузинам или полноценным внедорожным крейсерам. Очевидно, что в первую очередь создатели старались угодить Северной Америке, народонаселение которой отличается завышенными габаритами своих могучих тел. Понравилось и внутреннее убранство — разумное сочетание кожаных вставок и немного звонкого пластика панелей. С эргономикой здесь тоже полный порядок. Все кнопочки и рычажки находятся интуитивно. Борцов за охрану окружающей среды приветствует кнопка ECO, а любителей драйва погорячее — соседствующая с ней SPORT. Кстати, последняя на сто процентов оправдывает свое название, и двигатель мощностью 180 л.с. с легкостью придает машине весьма динамичный импульс при нажатии на соответствующую педаль.

текст: Алексей ТОПУНОВ
фото: Роман ТАРАСЕНКО

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты