Сны об ориентировании

Трофи-бутик PRO-X 2014

Интересно, я сплю или это происходит наяву? Промелькнула знакомая деревянная вывеска «Нарачино». Кажется, уже знаешь наизусть каждый лесной перекресток! Погода больше похожа на 2012, а задания — на 2013. Прижимаюсь к обочине слепого поворота, и не зря. В лоб вылетает самосвал, принимающий на свою сторону метрах в трех от моего капота. А капот-то не синий, а зеленый! Так, значит я не сплю. Мы соревнуемся в категории Smart трофи-бутика Pro-X 2014.

Пятый, юбилейный, трофи-бутик Pro-X 2014 проходит в свое обычное время, в последнюю неделю июня. Все буднично и строго предопределено: день «ноль» — размещение, «административка», встреча всех друзей, знакомство с соперниками. День первый — открытие на городской площади, перемещение на автодром, где происходит старт спортивных категорий. Полчасика посмотреть на прохождение спортсменами ям и стенок, получить свое задание и отправиться перемещать себя через пространство и время по легенде.

Необкатанный автомобиль, спешно залитые в игровой планшет карты, еще два дополнительных навигатора разных марок… Нервы как натянутая струна. Один навигатор показывает точку слева от дороги, второй справа, а по планшету она вообще впереди. Спорим со штурманом, внезапно младший член экипажа радостно зовет нас — она нашла точку! Ее навигатор был правдивее. По дороге встречаем грустных Анну и Ольгу на кроссовере цвета «стильного галстука». Девушки не рискнули ехать напрямую через лес — колеи сильно размочило постоянными дождями. Волнение начинает передаваться и мне — на новом внедорожнике АТ-шная резина, и лебедку мы установить просто не успели. Завидев следы прошедшего ранее FJ Cruiser Виталия Гавинского, я заставляю себя успокоиться — для нас колеи не слишком глубоки и ведут они в правильном направлении.

Если с подготовкой заданий для спортивных категорий у организаторов не возникало проблем за всю пятилетнюю историю марафонов Pro-X, то категория Smart рождается в муках с 2012 года. Переименовав трофи-марафон в трофи-бутик, главный идейный вдохновитель Юрий Селифонов развязал себе руки и снял бремя ответственности — теперь он просто приглашает для постановки трасс известных спортсменов. В этом году за спорт отвечал Антон Бекнев, а готовить задания в Smart пригласили известного ориентировщика Тимура Мустанова.

Где же эта несчастная точка?! Четыре мой штурман вычислила без проблем, а вот с пятой как-то не заладилось. Уже час мы крутимся на пятачке между трех просек, но безрезультатно. Не возьмем эту точку — не сможем вычислить следующую. Сквозь деревья видим оранжевый кроссовер, подъезжающий к дереву, мимо которого мы проехали раз десять, и берущий на нем точку. Даем уехать нашим соперницам и сами находим драгоценную букву. Ура! Можно двигаться дальше. Быстренько берем еще четыре точки, а с десятой снова начинаются проблемы. Мы в отчаянии, затем на штурмана накатывает здоровая злость, и она начинает вычислять закономерности в построении координат. Метод срабатывает! Но контрольное время на исходе...

Экспедиционный формат зачета Smart 2013 года был признан участниками и организаторами слишком протяженным. Командное прохождение оказалось непригодным в силу малого количества экипажей. Именно поэтому основным требованием организаторов стала локализованность спецучастков при возросшей сложности их прохождения.

Сегодняшнее СУ у нас краеведческо-фотографическое. По кусочкам карты и фотографиям мы должны выстроить свой маршрут, найти и сфотографировать под тем же ракурсом несколько заданий. Погода явно не в курсе задумок организаторов, и в какой-то момент с неба начинает лить как из ведра. Берем еще несколько точек и выезжаем на сильно расползшийся песчаный грейдер. Впереди показывается конвой из нескольких организаторских машин. Внезапно головной автомобиль соскальзывает в колею и практически ложится на бок. С третьей попытки конвой проходит опасное место и равняется с нами, чтобы сообщить малоприятные новости — дорога впереди размыта до такой степени, что без лебедок там делать нечего. В дополнение к этому нам навстречу двигается пелетон всех трех спортивных категорий — нестыковка двух руководителей направлений налицо. Мой штурман уже окрепла в навигационных навыках и быстро находит объездную дорогу по ровному асфальту. Потеряв час на объезд, мы понимаем, что до закрытия СУ остается всего лишь час. И за этот час нам необходимо преодолеть 50 км грейдеров, изуродованных тяжелой техникой. Растрясшись до зубных пломб и потеряв один фонарь, мы все равно опаздываем к контрольному времени.

Единственным «классическим» спецучастком, оставшимся в рамках Pro-X 2014, оказался « Дакар». Но после недели перманентных дождей даже стоявшее с утра солнце не исправило подмоченную ситуацию, и динамика гонки несколько возросла. Предполагая подобное развитие событий, Антон Бекнев кардинально перестроил трассу и добавил очень опасный затяжной спуск и пару узких, но длинных подъемов. Идя навстречу пожеланиям спортсменов, выложившихся на ночном СУ, старт был отсрочен на послеобеденное время.

Стартовав первыми, мы прокладываем собственный маршрут кольца «Дакара», сметая чахлые сосенки и вспахивая песчаные барханы. Новый, более мощный, двигатель позволяет значительно ускоряться на прямых и легко преодолевать подъемы. В полном соответствии с законами подлости и гравитации с потолочной полки срывается инструкция по эксплуатации машины и бьет меня точно в лоб, причем как раз в момент, когда штурман кричит о повороте в створ финиша. Оглушенный весом знаний, ухожу на шестой круг, попутно меняя регламент для остальных участников Smart. В контрольной таблице мы третьи, но это почетно для нас — быть за чемпионом России и призерами кубка.

В регламенте трофи-бутика Pro-X 2014 произошло множество изменений. Появились возможность этапного участия и сквозной зачет в Кубке Pro-X. Многие районы со ставшими уже классическими спецучастками оказались недоступны из-за работы тяжелой техники на строительстве скоростной автодороги. Именно в свете этих обстоятельств Антон Бекнев отказался от стандартной практики загонять спортсменов в глубокие болота и реки. Вместо этого была проложена линейка ориентирования длиной в сотню километров. Тимуру Мустанову же было достаточно удалить с треков карту, чтобы создать для Smart интересное задание на целый день.

Сорок минут в четыре пары глаз и ног, в восемь колес мы обшариваем небольшую поляну и луг, зажатый между речкой и болотцем. Находим пару отметок, явно оставшиеся с предыдущих лет, но нашей точки нет. С унынием выбираемся обратно на основную лесную стежку и через пару минут находим правильный отворот. Опыт подсказывает нам, что не стоит жадничать и пытаться взять еще одну точку, так что мы спокойно возвращаемся в базовый лагерь.

Предпоследний день соревнований одинаково сложен как для спортсменов, так и для Smart. У старших это столь «любимая» дорожная книга, а у младших — «дезориентирование». Для «дезо», как ласково называет этот вынос мозга Тимур, необходимы серьезные знания программы Ozi Explorer и умение без ошибок вбивать цифры в нужные окошки. Для обострения интриги мы обмениваемся штурманами с лидирующим экипажем. Итог обескураживает как обоих пилотов, так и организаторов. Оказывается, мотивированность на победу — уникальное чувство, придающее силы и знания даже непрофессионалам. В итоге расстановка позиций не изменяется, несмотря на всю виртуозность работы призового навигатора Николая Петухова

Коварство заданий в «дезо» может заключаться в построении точек на удалении от заданных объектов. Таким образом две окружности удалений могут пересекаться в двух разных местах, в одном из которых и располагается искомое КП. Женская интуиция оказалась полезней навигационного опыта, и команда Малышев–Березина всегда выбирала из двух возможностей единственную правильную. Недобрав два КП, я смотрю на часы: похоже, у меня есть возможность протестировать новую подвеску в экстремальном режиме. Чтобы успеть в контрольное время, нужно всего за 25 мин преодолеть 15 км изуродованного грейдера.

Финальный день трофи-бутика Pro-X 2014 строится организаторами в виде шоу. До обеда участники развлекают местных жителей зрелищными трюками в формате Rainforest Challenge, включающими в себя крутые подъемы и спуски, а также фонтаны жидкой грязи, вздымающиеся во время преодоления заболоченных низин и ручьев. В Smart участники демонстрируют окружающим возможности повреждений своими силами обычных гражданских внедорожников.

Опять я стартую первым — повезло мне получить при жеребьевке начальный номер. Выставляя автомобиль на диагональное пересечение канавы, я внезапно осознаю, что не чувствую ни развесовку, ни габарит, — не успел привыкнуть за месяц обкатки. Беспомощно смотрю на стоящего неподалеку друга Антона, он замечает мое замешательство и отрывистыми командами сквозь зубы быстро приводит меня в нормальное состояние. Нет, все-таки не полностью нормальное, так как в итоге я загибаю глушитель и сильно бью углом бампера о гребень канавы. Ну что же — свою долю шоу я отработал, хоть и медленнее всех остальных. Можно возвращаться в базовый лагерь.

Церемония закрытия и награждения — кульминационный момент лю- бых соревнований. Именно ради этих кратких мгновений участники целую неделю проводят в борьбе с природой, техникой и соперниками. Главный организатор и основатель команды Pro-X Юрий Селифонов исповедует очень важный принцип, известный еще со времен легендарного Camel Trophy: «ты сделал это, а значит, ты тоже достоин награды». Именно поэтому в церемонии награждения принимают участие все те, кто смог пройти большую часть гонки, но не попал в призеры. Ну а наш экипаж, уже второй раз за последние два года, поднимается на вторую ступень пьедестала, и в глазах, как и год назад, снова колются непрошеные песчинки. Сердце начинает биться быстрее, потому что именно сейчас, когда на груди уже повисла медаль, а руку тяжелит приз, ты понимаешь, что все закончилось и завтра предстоит возвращаться обратно. И именно этот краткий миг уже подталкивает тебя строить планы на будущее и вновь с нетерпением ожидать следующей последней июньской недели, когда на старт выйдут участники трофи-бутика Pro-X 2015.

текст: Николай ВИНОГРАДОВ
фото организаторов соревнования

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№8 август 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты