Во всем мире добывается примерно 3 тыс. наименований полезных ископаемых, и тысячу из них можно найти на Урале и в Сибири. Так что дороги на Урал, которые были одновременно и воротами в Сибирь, всегда имели для государства стратегическое значение. Экспедиция ОРД решила отправиться дорогами первопроходцев в поисках сокровищ Урала.
Учитывая сложность и протяженность маршрута, к выбору автомобилей для экспедиции стоило подойти обстоятельно. В итоге наш караван составили внедорожники Mitsubishi: два Pajero Sport и пикап L200. Все три автомобиля с автоматическими коробками передач, полноприводными трансмиссиями Super Select и 2,5-литровыми дизельными двигателями. В кузов пикапа загрузили квадроцикл Stels Leopard 600. А что? Дорога сложная, места дикие. Если понадобится разведка или доставка съемочной группы в труднодоступные точки, квадроцикл сможет стать незаменимым помощником.
Первая часть маршрута нашей экспедиции прошла по северному пути к Уралу. Он возник во второй половине XVII века, в период наиболее активного освоения тех земель. Северный путь начинался в Москве, проходил через Ярославль, Вологду и Великий Устюг. Именно в последнем мы решили сделать первую длительную остановку. Самой большой проблемой на старте экспедиции был выезд из Москвы в направлении Ярославля. Потолкавшись в плотном потоке и потеряв примерно час, мы вырвались на оперативный простор.
Великий Устюг — это самая северная точка на нашем маршруте. Город хоть и небольшой, но с очень интересной историей. Достаточно сказать, что первые вероятные упоминания Устюга (кстати, правильно произносить название этого города с ударением на первый слог) в письменных источниках относятся к 1207 году, хотя само название Устюг впервые зафиксировано в документах 1212 года. Именно в этом году преподобным Киприаном Устюжским был основан первый на Русском Севере Михайло-Архангельский монастырь. Это положило начало развитию настоящего города на левой стороне реки Сухоны. В XIV веке Устюг был важнейшим опорным пунктом ростовосуздальских князей в их войне с новгородцами. В конце XIV века Устюг окончательно вошел в состав Московского царства и потерял свое военное значение, но благодаря выгодному географическому положению стал мощным центром торговли. В XVI веке торговое значение Устюга возросло настолько, что Иван IV включил его в список «опричных» городов. После этого за Устюгом закрепляется приставка «Великий». Прекрасные образцы древнерусского зодчества Великого Устюга страдали 2 раза. Первый — в результате пожара в конце XVIII века, второй — в 30-е годы XX века, когда было разрушено множество часовен, церквей и соборов. Несмотря на это, Великий Устюг сохранил значительную часть своих архитектурных сокровищ.
Ну а в новейшей истории город превратился в резиденцию Деда Мороза. Произошло это в 1999 году по инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова. И сразу же, буквально за три года, количество туристов, посещающих город, возросло в 15 раз, с 2 до 32 тыс. человек!
Мы тоже не отказались от встречи с известным русским волшебником. Конечно, Дед Мороз в своей шубе в летнее время выглядит несколько необычно. Сама резиденция Деда Мороза находится недалеко от Устюга, в 5—7 км, и устроена как парк. Там стоит изба Деда Мороза, проложены дорожки для туристов, парк украшен деревянными скульптурами и образцами деревянного зодчества. Конечно, посещать резиденцию лучше зимой, но на этот период как раз и приходится пик туристического сезона. Так что можно сделать это весной, в марте. Снег еще есть, световой день подлиннее, да и народа поменьше. Гостиниц в Устюге хватает — найти ночлег не проблема. Мы остановились в гостинице «Двина», которая расположена в самом центре города, в старинном особняке (ул. Красная, 104,
Нашей следующей точкой стали города Усолье и Березники, расположенные по двум берегам реки Камы. От Великого Устюга до Березников — более 1000 км, 400 из них — грейдерная дорога. И если большая ее часть — сносного качества, то был участок практически непроходимый для обычных легковых автомобилей. Если посуху еще как-то можно проехать, то после дождя этот отрезок превращается в настоящую внедорожную трассу, которая под силу только «железным людям в железных автомобилях». Таких, например, как у нас. Впрочем, нам повезло и дождя не было, но все равно прохождение этого участка отняло массу сил и времени. Спустя почти сутки мы добрались до Березников.
Вся история этого города тесно связана с добычей полезных ископаемых. Первые поселения появились здесь в XVI—XVII веках на базе соляных промыслов. А важной вехой в развитии города стало возникновение первого в России содового завода пермского купца Любимова. По заказу Любимова был спроектирован заводской поселок с жилыми домами, театром, гостиницей и училищем. Даже Борис Пастернак, приезжавший в Березники, в одном из своих писем называет город «маленькой промышленной Бельгией». Еще одной причиной возникновения и развития города стало открытие одного из богатейших в мире месторождений калийных солей. Более того, с 1977 года здесь эксплуатируется Юрчукское нефтяное месторождение с начальными балансовыми запасами 37,1 млн т. Годовая добыча месторождения составляет 335 тыс. т черного золота.
Как раз из-за бурной добычи полезных ископаемых город страдает от такой напасти, как провалы. Нет-нет, не провалы в памяти жителей, а провалы грунта, которые происходят с завидной регулярностью. В октябре 2006 года провал шахты привел к повреждению федеральной железной дороги. Рядом находились жилые дома. Пришлось вести линию в обход опасного участка. В ноябре 2010 года прямо в городе, на территории вокзала, образовался провал размерами 50 на 50 м и глубиной 20 м, буквально поглотивший железнодорожный вагон. К 2011 году размеры провала выросли до 117 на 70 м при глубине 90 м!
Как нам поведали местные жители, в прошлом году в один из провалов ушел трактор с водителем. Достать их не удалось... Из-за постоянной угрозы провалов город постепенно перебирается на другой берег, где строится новый жилой район. Несмотря на все эти «ужастики», мы все-таки рискнули переночевать в Березниках, а наутро выдвинулись в сторону Нижнего Тагила, который должен был стать своеобразным Рубиконом для нашей экспедиции.
Говоря об этом маршруте, нельзя не упомянуть о Бабиновской дороге, которая в 1597 году соединила города Соликамск и Верхотурье. Этот маршрут называют не иначе как «дорога, создавшая Россию», и даже сравнивают с великим путем «из варяг в греки».
Конечно, оригинальная дорога практически не сохранилась, и пройти по ней так, как ездили обозы, почтовые фургоны, ходили каторжники и ссыльные в Сибирь, нам не удалось, но история ее создания и значение для России все равно заслуживают внимания. Основная насущная необходимость в сухопутном пути в Сибирь возникла после ее присоединения к России. Огромные и богатейшие территории нужно было осваивать. Прежний водный путь по рекам был слишком долгим и сложным. Бабиновская дорога сократила расстояние от Соликамска до Верхотурья до 270 верст (около 300 км). Об истории появления дороги ходит одна легенда. Говорят, предприимчивый крестьянин Артемий Софронович Бабинов решил проложить путь из Урала в Сибирь. Согласно преданию, он однажды встретил около Чаньвинской пещеры вогулов (манси), справлявших в ней свои языческие обряды. Артемий Бабинов тайно проследовал за ними по потаенной тропе, которая вела через леса к верховью реки Туры. «Чтобы не терять тропу, он заламывал ветки деревьев». Но это всего лишь легенда. Скорее всего, Бабинов вряд ли смог бы незаметно следовать за вогулами, которые были отличными таежниками и неминуемо его бы засекли. Согласно куда более правдоподобной версии Бабинов просто договорился с охотниками и прошел этот путь вместе с ними. Как бы там ни было, а дорога через Уральские горы в Сибирь была найдена, и Артемий Бабинов доложил в Москву, что может провести прямую грунтовую дорогу, которая намного сократит путь между Солью-Камской и Тобольском, стольным городом Сибири. Высочайшее согласие было получено. До наших дней дошли очень скупые сведения о жизни Артемия Бабинова. Известно, что по происхождению он был крестьянином, родился в 60-х или 70-х годах XVI века и проживал в деревне Верх-Услоке, расположенной недалеко от Соликамска. Артемий Бабинов получил казенные деньги и в кратчайшие сроки расширил узкую вогульскую тропу до размеров дороги. В его распоряжение были выделены 2 целовальника и 40 крестьян, которые за 2 года проложили несколько десятков настилов и гатей и построили через реки 9 мостов. В дальнейшем дорога была продолжена до Тюмени и Тобольска. На протяжении XVII — первой половины XVIII века (т. е. около 150 лет) Бабиновская дорога являлась единственным официально разрешенным путем сообщения между европейской частью государства и Сибирью. И связано это было главным образом с открытием в 1600 году в Верхотурье таможни. Этот город стал своеобразными воротами в Сибирь, и все без исключения люди, проходившие через них, обязаны были отчитаться перед таможенниками и, если нужно, заплатить пошлины.
Благо теперь не нужно ждать, пока «таможня даст добро», наш караван прибыл в Верхотурье безо всяких административных процедур. Уже на въезде в город понимаешь, что он хранит сотни лет истории России. С начала своего основания и по сей день Верхотурье является духовной столицей Урала, и это несмотря на то что город — cамый малочисленный в Свердловской области. Между прочим, существует легенда о том, что именно в Верхотурье был построен первый велосипед с рулем и педалями. Но рассказ об этом интереснейшем месте — во второй части нашего отчета об экспедиции на Урал.
Незаменимым помощником в нашем путешествии был квадроцикл Stels Leopard 600, любезно предоставленный компанией Solers. Этот универсальный и мощный ATV не раз выручал в сложных ситуациях. Подробными впечатлениями о его работе мы поделимся в следующем номере журнала.
Незаменимым помощником в нашем путешествии был квадроцикл Stels Leopard 600, любезно предоставленный компанией Solers. Этот универсальный и мощный ATV не раз выручал в сложных ситуациях. Подробными впечатлениями о его работе мы поделимся в следующем номере журнала. Все три наших внедорожника были обуты в шины Cooper Discovery AT/3. В ходе экспедиции они проявили себя как универсальные внедорожные шины для дальних путешествий. Cooper Discovery AT/3 хорошо работают на любых поверхностях: твердый грунт, песок, грязь. Кроме того, они не шумят на асфальте на высокой скорости и неплохо сопротивляются аквапланированию. Отличный вариант, если большая часть поездок проходит по асфальту, но периодически приходится преодолевать бездорожье.
В нашей поездке мы использовали масла марки Petro-Canada. Эти масла производятся одноименной канадской компаний с 1975 года. Масла Petro-Canada хорошо защищают двигатель от износа при его работе в жестких режимах и под высокой нагрузкой. Особенно хочется отметить приспособленность этих масел для работы в двигателе ATV.
текст: Павел МУРАШКО
фото: Сергей КОСЦОВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.