По следам Серебряного Копытца

В недрах Каменного Пояса с Mitsubishi ASX

Для тех, кто, как я, родился и вырос на Урале, олешек Серебряное Копытце, Огневушка-Поскакушка и Хозяйка Медной горы не просто сказочные персонажи. Они не менее реальны, чем Дед Мороз, поскольку олицетворяют все богатство недр Каменного Пояса. В этих местах «камешки» входят в твою жизнь с детства.

На Урале любой пацан знает, что, если покопаться в куче привезенного на стройку щебня, можно запросто найти восхитительные, таинственно-полупрозрачные обломки кварца с вкрапленными кристаллами пирита, разноцветные, сверкающие на сколах чешуйками слюды пегматиты, а то и кусочки яшмы или родонита. «Камешки» очень легко перерастают из детского увлечения во вполне взрослое хобби, и сегодня огромное количество уральцев проводит семейные выходные в «геологических экскурсиях» по отвалам заброшенных копей. Вот и наша поездка оказалась посвящена знакомству с неисчислимыми богатствами уральских недр. И что особенно символично, в путь мы отправились на автомобилях Mitsubishi ASX, а на эмблеме этой марки, как известно, изображены три бриллианта, три признанных короля самоцветов.

Наш маршрут пролег между Челябинском и Екатеринбургом, но я не буду рассказывать об этих городах, хотя в одном из них я родился и вырос, а другой просто люблю. На самом деле мы в них особо и не были — проехали по окраинам, и все. Прямо из челябинского аэропорта наши машины взяли курс на Миасс. Этот уральский заводской городок возник в 1773 году, когда купец Лугинин начал в долине реки Миасс строительство медеплавильного завода. Здесь делают баллистические ракеты и знаменитые армейские полноприводные грузовики марки «Урал», а еще здесь находится администрация и музей Ильменского государственного заповедника.

Кладовая открытий

Ильменский заповедник — явление исключительное. Его главное сокровище — не уникальные виды животных или, скажем, места массовых гнездовий редких видов птиц. Заповедник создали в 1920 году для охраны геологического комплекса Ильменских гор. Ильмены — небольшой хребет, входящий, с точки зрения геоморфологии, в Сысертско-Ильменогорский антиклинорий Восточно-Уральского поднятия. Протяженность его составляет порядка 40 км, а самая высокая точка, гора Ильментау, поднимается на скромную высоту 747,3 м, но в недрах Ильмен можно найти более 260 разновидностей минералов. Еще в 1825 году немецкий минералог И. Н. Менге написал: «Кажется, минералы всего света собраны в одном удивительном хребте сем, и много еще предстоит в оном открытий». И действительно, 16 минералов были впервые найдены и описаны именно здесь, в том числе и ильменит, ставший своеобразным символом нашей экспедиции. Прелюбопытный камешек, между прочим. Это ценное сырье для производства «космического металла», титана. Литотерапевты утверждают, что ильменит способствует излечению заболеваний крови, а вот те, кто верит в магические свойства камней, говорят, что он делает своего владельца мужественным и выносливым, так что лучше всего годится на роль талисманов военных и людей, занимающихся экстремальными видами спорта. В общем, нам подходит...

Музей Ильменского заповедника — настоящая кладовая сокровищ. Пожалуй, переплюнуть его может только геологический музей в Екатеринбурге. Тут можно было бы зависнуть очень надолго, но нас ждала дорога. Мы направлялись в места, в свое время ставшие самым сердцем уральской золотой лихорадки.

Эльдорадо на Миассе

Нужно сказать, то, что происходило на Урале в первой половине XIX века, было очень похоже по масштабам на события в Калифорнии и на Аляске, вот только не нашлось среди русских литераторов своего Джека Лондона. А началось все с того, что в 1745 году шарташский крестьянин Ерофей Марков нашел в долине речки Пышмы неподалеку от Екатеринбурга куски кварца с золотыми вкраплениями. Вскоре поиски проспекторов сместились на Южный Урал, и в 1797 году обер-берггауптман 3-го класса Евграф Мечников нашел золотую руду на небольшой речушке около Миасского медеплавильного завода. А в марте 1823-го управитель миасского завода Порозов решил промыть здешние пески и добыл 132 кг золота! Мгновенно выяснилось, что золото в этих краях есть буквально повсюду: в реках Атлян, Миасс, Большой и Малый Иремель, причем нередко из ста пудов песка намывали до пуда драгоценного металла! Особенно потрясало наличие в шлихах не только золотого песка, но и большого количества крупных самородков.

Император и кайло

Естественно, в окрестности Миасса хлынул настоящий поток золотоискателей и все окрестные речки покрылись множеством шурфов, входов в шахты и напоминавших глубокие траншеи «закопушек». А осенью 1824 года их число пополнил... сам четырнадцатый российский император, Александр I «Благословенный»! Во время поездки по восточным владениям он сказал: «Завтра поедем на мой рудник, и я буду там работать на мое счастье…» К тому времени на месте, где сегодня расположился поселок Ленинск, действительно уже несколько месяцев как действовал прииск, «подаренный» царю и носящий его имя. Император лично взял в руки старательское кайло и лопату, а в добытом им песке, согласно легенде, нашли вполне приличный самородок. Правда, награду за него царь почему-то отдал мастеровому Дементию Петрову. Похоже, царь прекрасно понимал, что найденный самородок ему просто подложили. На месте, где старательствовал император, установили монумент в виде чугунной колонны, и он простоял до 20-х годов прошлого века. Тогда в революционном запале монумент не то отправили на переплавку, не то утопили в болоте при перевозке. Но рудник успешно работал вплоть до 50-х годов прошлого века, и именно здесь в 1842 году старателем Никифором Сюткиным был найден знаменитый «Большой Треугольник», самородок весом в 36 кг, хранящийся ныне в Алмазном фонде. Интересно, что он был одним из предков певца Валерия Сюткина!

Все это было так интересно, что в итоге участники экспедиции сами подцепили золотую лихорадку в легкой форме и отправились на Мурашкину гору, чтобы своими руками попробовать, какова работа старателя. Мурашкина гора — это не просто очень красивое место, это еще и законсервированное месторождение золота, запасы драгоценного металла в котором оцениваются примерно в 3 т. Вот тут мы и познакомились с тем, как работают современные старатели.

На ночевку мы отправились на берега озера Тургояк. На Южном Урале вообще очень много красивых, чистых и богатых рыбой озер — Алакуль, Иткуль, Кисегач, Увельды, Касли... Их тут более трех тысяч. Но и среди них Тургояк считается настоящей жемчужиной — недаром его окружили многочисленные гостиницы и базы отдыха. 530 млн м3 кристально прозрачной воды, настолько чистой, что ее можно пить без какой-либо дополнительной обработки. И все это в обрамлении поросших тайгой невысоких горных хребтов. На берегах — живописные выходы скальных пород, на водной глади — паруса яхт, а буквально по соседству — национальный парк «Таганай», маленькая горная страна со своими вершинами и межгорными долинами. Ну а на острове Святой Веры, расположенном почти посередине озера, уникальные археологические памятники, мегалиты и галерейная гробница, возраст которой составляет более 6 тыс. лет. В этой галерее в XIX веке устроила свой скит возведенная староверами в ранг святой отшельница Вера, в честь которой остров и получил свое имя.

Плата за медь

А дорога вела нас дальше, на север вдоль Каменного Пояса. И первую остановку мы сделали около города Карабаша. «Карабаш» по-татарски означает «Черная голова», и это название очень хорошо ложится на картинку окружающих город черных отвалов отработанной пустой породы. Медь здесь начали выплавлять еще при Николае I, а медеплавильное производство никогда не было экологически чистым. В 90-е годы прошлого века Карабаш даже попал в списки природоохранительных организаций (включая ЮНЕСКО) как «самый грязный город планеты», причем речь тут шла отнюдь не о мусоре на улицах. Ну а в 2004 году из-за нарушения температурного режима в одной из печей комбината произошел крупный выброс сернистого ангидрида и на город и его окрестности обрушился кислотный дождь, который буквально выжег всю растительность. Была большая буча, жители написали коллективное письмо президенту Путину, местные власти попробовали на «подписантов» давить, но в итоге на комбинате все-таки модернизировали очистные сооружения, и экологическая обстановка вокруг города начала понемногу улучшаться.

Магия старых копей

И снова ложатся под колеса кроссовера километры уральских «дорог местного значения» — не самых хороших, но, кстати, и не самых плохих в России. Вот остался позади Кыштым, а вот бетонка, ведущая в Озёрск, к комбинату «Маяк». Здесь 29 сентября 1957 года произошла катастрофа, на долгое время, вплоть до Чернобыля, остававшаяся самым крупным и опасным инцидентом в атомной промышленности. 20 млн кюри выброшенных в атмосферу радиоактивных веществ, облако, вытянувшееся на 350 км, отселенные деревни и отчужденные территории. Долгое время вся эта история была строго засекречена, а памятник отважным ликвидаторам был установлен в Кыштыме только в 2007 году.

Последней интересной точкой на маршруте стали два объекта в окрестностях Вишнёвогорска: Голубой карьер и Курочкин лог. С Голубым карьером все понятно. Породы в этих местах богаты соединениями меди, вот и приобрела чистая и прозрачная вода, заполнившая старую выработку, восхитительно бирюзовый цвет. С Вишнёвыми горами тоже полная ясность: этот небольшой горный хребет действительно густо покрыт зарослями дикой вишни. А вот с Курочкиным логом все чуть сложнее... Кто говорит, что назван он в честь старателя по фамилии Курочкин, кто — что место получило имя из-за водящихся здесь в изобилии куропаток. В любом случае Курочкин лог — это замечательный геологический и исторический памятник. В старых копях добывали полевой шпат и черную слюду — биотит. В результате образовались глубокие выработки, причем в одну из них можно попасть только через штольню. Стены старых карьеров — это настоящий геологический музей... Во многих странах старые копи и горные выработки превращены в популярные туристические объекты. Я такое видел в США, в Австралии, в Израиле... Да и в России есть такой опыт, например горный парк «Рускеала» в Карелии. Курочкин лог мог бы быть ничуть не хуже, просто нужна поддержка местных властей. Но пока что здесь нет ни туристической инфраструктуры, ни заповедного режима, так что ничто не помешало мне походить по отвалам и положить в сумку обломок биотита — просто на память об очень интересной поездке от одной уральской столицы до другой.


Mitsubishi ASX — быть в тренде

Европейцы впервые увидели компактный кроссовер Mitsubishi ASX на Женевском автосалоне 2010 года. Само название ASX (Active Sport X-over, кроссовер для активной езды) намекает на живой и динамичный характер машины. Сочетание достаточно объемного салона (ASX построен на платформе Outlander XL предыдущего поколения) с агрессивным дизайном, хорошей эргономикой и обзорностью, пристойной динамикой и отличной управляемостью сразу сделало модель популярной, что позволило за пару лет войти в топ-5 самых продаваемых автомобилей в сегменте. Ну а в нынешнем, 2014, году пришло время обновления. Впрочем, объем этих обновлений оказался минимальным. Во-первых, конструкторы нашли наконец удобное и достаточно логичное место для размещения кнопок подогрева передних сидений. Ну а во-вторых, машина получила светодиодные дневные ходовые огни, органично вписавшиеся в хищно прищуренные фары головного света. Эту новацию, безусловно, можно назвать главной: ведь ASX популярен у молодых покупателей, а молодежь любит быть в тренде современной моды, в том числе и автомобильной. Что же касается нашего путешествия, то ASX показал себя очень пристойно и на трассе, и на внедорожных участках. Правда, это относится только к версиям с полным приводом. Переднеприводный ASX неплохо мчал нас по дорогам, но вот подъем на гору по гравию оказался для него непреодолимым препятствием.


текст / фото: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты