Семейный портрет в перспективе

Скиталец из будущего — Land Rover Discovery Vision

В жизни каждого человека есть определенные этапы. После беззаботного детства и задорной юности наступает время осознания необходимости создать семью. Что-то подобное происходит и с автомобилями Land Rover. Сегодня мы становимся свидетелями исторического момента: модель Discovery превращается в семейство. Ну а ответ на вопрос, каким оно будет, дает концепт Discovery Vision.

Все автопроизводители любят представлять на международных выставках концептуальные машины. Они нравятся публике — ведь каждому хочется заглянуть за горизонт, подглядеть, что же таится там, за пеленой неизвестного будущего! Ну а конструкторы хотят изучить реакцию потенциальных покупателей на новые подходы в дизайне и конструировании. Соответственно, концепты бывают двух типов, ближнего прицела и дальнего. Первые представляют собой модели, практически готовые к запуску в серийное производство в самое ближайшее время. Показ такого концепта — это, так сказать, последняя примерка, генеральная репетиция перед выходом в свет. Ну а концепты второго типа никогда не появятся в дилерских салонах, зато они в полной мере воплощают то, каким видят специалисты компаний свою будущую продукцию. Это материализованные в металле и пластике мечты, планы, воззрения и теории. Что же касается практичных британцев, то они явно предпочитают некое сочетание этих подходов, планомерно обкатывая на концептах свои последние разработки. Например, появлению серийного Range Rover Sport предшествовал показанный в 2004 году Range Stormer, а дизайнерские решения Evoque проверялись на оселке концепта LRX (2008 год). Конечно, серийные машины всегда отличались от концептов по многим деталям, например по конструкции дверей, но общие очертания оставались неизменными. Похоже, именно в этом духе создан и концепт Discovery Vision, впервые показанный на автосалоне в Нью-Йорке, а в августе ставший главным украшением стенда Land Rover на Московском автосалоне.

Наследственность и изменчивость

Английское слово vision переводится как «видение», «предсказание» или «дальновидность», так что само название говорит о целях, которые преследовали британские конструкторы. При этом особенно важно, что в данном случае речь идет не о будущем конкретной модели Discovery, а о некоем обобщенном образе всего семейства, в которое она превратится буквально в следующем году. Итак, начнем с чисто внешних впечатлений. Мы привыкли к тому, что Land Rover Discovery отличается брутальной, мужественной и, я бы сказал, «квадратной» внешностью, и не важно, говорим ли мы о самом первом или о нынешнем, четвертом, поколении модели. В его облике — масса вертикальных линий и слегка скругленных прямых углов. Крупные поверхности хоть и нельзя назвать «плоскими» (это все же не утилитарный Defender), но они имеют малую кривизну. Из других особенностей можно отметить большую площадь остекления, вертикальную, «командирскую», посадку водителя и размещение двух рядов сидений «амфитеатром», с некоторым превышением второго ряда над первым. Так вот: Discovery Vision — совсем другой. Из «родовых» признаков можно отметить лишь намек на ступенчатую крышу, короткие свесы да альпийские окна, общие же его очертания куда больше походят на Range Rover Sport, нежели на привычный образ Discovery. Ричард Вулли, директор Land Rover Design Studio, объясняет это так: «Изменения подходов можно проследить в каждом из предыдущих поколений модели, но, может быть, они действительно не были столь глубоки, как в случае концепта Discovery Vision. Этот концепт, безусловно, не слишком похож на будущую серийную модель. Но он демонстрирует существующие в ее отношении ожидания, а также новые требования, которым она должна соответствовать. Например, требование серьезного улучшения аэродинамики. Так что новая машина просто не может оставаться столь же брутально-угловатой и иметь такую большую высоту. Повышаются и стандарты безопасности, а инженерные решения, которые способны их обеспечить, влияют на общие очертания машины». Но таланты нового семейства на бездорожье точно меньше не станут: об этом говорит и дорожный просвет, и геометрия, и многие конструктивные особенности. Что же касается эффектных распашных дверей, то, хотя они и обеспечивают потрясающе удобный доступ в салон, на сходящих с конвейера машинах мы их, скорее всего, как раз и не увидим. Слишком сложно обеспечить лишенному центральной стойки кузову необходимую жесткость на кручение и несминаемость при столкновениях и переворотах. Зато сейчас нам будет очень удобно заглянуть через эти ворота внутрь автомобиля и посмотреть, какие же сюрпризы мы найдем в его салоне

Сумочки для лимузина

Новое семейство Discovery позиционируется в компании как «автомобили для активного отдыха, способные задать новые стандарты в этом сегменте», а в качестве главного свойства таких машин называется универсальность. Действительно, британские конструкторы придумали очень интересный вариант трансформируемого салона. Понятно, что одним из важнейших рынков для семейства будет США, а там автомобиль такого размера просто обязан иметь семь посадочных мест. Обычно конструкторы помещают в багажник пару сидений весьма условной комфортабельности, но в Гейдоне, где находится дизайнерский центр компании, поступили ровно наоборот. Они отправили на галерку два кресла повышенной комфортности, при этом второй ряд кресел можно сдвинуть до упора вперед, отдав практически все пространство салона пассажирам третьего ряда и превратив автомобиль в лимузин. Есть и шестиместная конфигурация: среднее кресло второго ряда складывается, позволяя более вольготно разместиться пассажирам двух оставшихся

Мне, правда, кажется, что такие «лимузинные» кресла третьего ряда будут опцией. Ведь Discovery всегда был автомобилем для путешествий, что предполагает возможность организации в салоне полноценного спального места, а глубокие кресла с подлокотниками в третьем ряду этому явно мешают. Зато небольшие продолговатые емкости в дверях, которые можно снять и превратить в сумки на колесиках, вполне вписываются в образ «трэвел-кара». Сложил в такую сумочку набор гигиенических принадлежностей и комплект свежего белья, а вечером просто отщелкнул ее со своего места и отправился на короткий ночлег в придорожном мотеле. Удобно! Я вот до сих пор ностальгирую по спортивной сумочке через плечо, входившей в комплект первого Discovery, на котором я когда-то ездил.

Машина настроения

Можно ли назвать поддержание хорошего настроения у экипажа важной задачей? Безусловно. И интерьер Discovery Vision предлагает для этого множество возможностей. Среди них — встроенные в спинки каждого из сидений информационно-развлекательные экраны, причем управлять ими можно при помощи жестов. Кстати, жестами можно управлять очень многими функциями автомобиля, например открывать и закрывать двери (включая багажную), включать и выключать фары и сигналы поворота, активировать селектор трансмиссии, а также менять яркость салонного освещения. Специалисты Jaguar Land Rover обещают, что датчики движения будут настроены таким образом, что распознают лишь определенные движения руки, устраняя вероятность случайного включения. Безусловно, такое широкое использование «языка жестов» в интерфейсе «человек — машина» явится новым словом в технике.

Но, пожалуй, главным «генератором настроения» должна стать панорамная крыша. Стекло, из которого она изготовлена, по сути может превращаться в дисплей, на который проецируется та или иная картина. Представьте: мрачный осенний день, над машиной свинцовые дождевые тучи, а у вас над головой — голубое небо, солнышко и веселые кучевые облачка. Пустячок, а приятно! Сама же система освещения в салоне, получившая название SkyLight, элегантно встроена в балку, которая поддерживает панорамную крышу.

Дополняет атмосферу комфорта множество полезных мелочей, таких как выдвижные крючки для пальто, складывающиеся откидные столики и разъемы для подключения мобильных устройств. Ну а завершить разговор о внутреннем обустройстве машины я хочу рассказом о задней двери. Знаменитая пятая дверь Discovery, разделенная на две половинки по горизонтали, уходит в прошлое. Но чтобы британские джентльмены могли не отказываться как от привычки наблюдать за игрой в поло, стоя на откинутой нижней створке, так и от традиции «накрывать на ней поляну», в багажнике появилась выдвижная «социальная скамеечка», на которую и возложены все эти функции. Ставшая же больше откидывающаяся вверх задняя дверь еще лучше будет защищать от моросящего английского дождя. Полагаю, что русским джиперам, имеющим сходные обычаи, такая конструкция тоже понравится.

Изюм из хайтека

Естественно, концепт Discovery Vision нашпигован высокими технологиями, как калорийная булочка — изюмом, и подавляющее большинство этих инноваций направлено на повышение внедорожного потенциала машины. Ключевым моментом в этом вопросе в компании видят взаимодействие между ней и человеком. Первым шагом на этом пути стало появление системы Terrain Response: водитель выбирает режим в соответствии с базовыми условиями местности, остальное делает электроника, превращая таким образом даже неопытного драйвера во «внедорожного волка». Настало время следующего шага — помочь человеку оценить эти условия. И тут главными элементами становятся две системы. Первая — это система лазерного сканирования местности. Ее невидимые инфракрасные лучи ощупывают пространство перед машиной, а электронный мозг обрабатывает полученные данные и создает трехмерную модель. Теперь включается в работу вторая ключевая система — Smart Glass («умное стекло »), превращающая ветровое стекло в экран высокого разрешения, на который и выводится дополняющая реальность картинка. Другие лазеры, работающие уже в видимом спектре, могут отмаркировать особо опасные места непосредственно на местности. Кстати, при помощи этих же лазеров можно «нарисовать» светом знак аварийной остановки прямо на дороге позади машины.

Но «умное стекло» может воспроизводить не только компьютерную графику. Те, кто часто ездит по бездорожью, знают, как трудно порой с миллиметровой точностью проводить машину через препятствие, ведь капот полностью закрывает от вашего взгляда то, что находится непосредственно под колесами. Проблему решает режим «прозрачного капота»: видеокамеры снимают пространство перед машиной, изображение выводится на стекло и капот как бы исчезает, а водитель получает такой же обзор, как пилот триального багги.

Что же касается системы Terrain Response, то она продолжает наращивать свои мощности и возможности. Теперь система датчиков позволяет заблаговременно оценить местность, по которой предстоит проехать, причем переключение в нужный режим может производиться как автоматически, так и водителем по подсказке электронного инструктора. Подсистему помощи при спуске Hill Descent Control дополнили антипробуксовочной системой при движении по мокрой траве (Wet Grass Traction Control), системой помощи в управлении на малых скоростях (Low Speed Steering Assist) и All Terrain Progress Control, этаким круизконтролем для бездорожья, а также системой помощи при движении вброд (Wade Aid).

Честно говоря, Wade Aid является для меня некой загадкой. В компании обещают, что лазерные датчики сумеют промерить глубину брода до того, как вы в него въедете (напомню, что система, стоящая на новом Range Rover Sport, позволяет оценить глубину водного препятствия непосредственно под колесами). Безусловно, ценнейшая возможность! Только вот как будут работать лазерные, т. е., в сути, оптические датчики в случае, если вода будет мутной и непрозрачной, а это случается сплошь и массово? И позволит ли она хоть как-то оценить заиленность дна? Тут только вопросы.

На самом деле, всяких новшеств в Discovery Vision гораздо больше. Тут и автоматическое переключение ближнего и дальнего света, и фары новой конструкции, с лазерным источником, и новые материалы обивки сидений и салона, и возможность дистанционного управления с помощью планшета или смартфона, и многое, многое другое. Важно понимать, что мы вряд ли увидим все эти новации сразу на одной машине. Скорее всего, они будут так иначе реализованы поэтапно и «в порядке общей очереди». При этом общий вектор развития понятен и лично мне он нравится.


Биография открытий

В 1987 году маркетологи Land Rover посетовали, что между Defender и Range Rover слишком большой имиджевый разрыв и рынку нужно что-то среднее. И уже в 1989-м во Франкфурте показали внедорожник под названием Discovery с трехдверным кузовом на несущей раме с зависимыми балками мостов и высоким уровнем комфорта. Систему постоянного полного привода с блокируемыми межосевым межколесными дифференциалами позаимствовали у Defender. В 1990-м появилась пятидверная модификация. Машина быстро обрела популярность, не в последнюю очередь благодаря приключению Camel Trophy, где она выступала главным героем. Второе поколение появилось в 1998 году, когда компания Land Rover поступила под патронаж BMW. Внешне Discovery II почти не отличался от первой серии. Из серьезных нововведений стоит отметить внедрение в конструкцию АБС, а также замену механических блокировок электронными имитациями. Впрочем, в 2002-м механическую блокировку межосевого дифференциала вернули.

Серьезной вехой в истории Discovery стал 2004 год. К этому времени хозяином Land Rover уже стал концерн Ford, и третье поколение разительно отличалось от своих предшественников. Несущую раму интегрировали в силовую систему кузова, подвески всех колес стали независимыми. В качестве опции предлагалась и пневмоподвеска. Но самое главное — внедорожник серьезно оброс электронными системами, среди которых появилась и уже известная Terrain Response.

Discovery четвертого поколения (с 2009-го) получил переработанный, более просторный, кузов, практически все известные на сегодняшнее время электронные системы, включая более развитую, чем на третьей серии, Terrain Response, пневматическая подвеска стала базовой.


текст: Андрей СУДЬБИН
фото: фирма-производитель

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты