3000 километров без асфальта

Как прошла Транскарельская экспедиция

Тысячи километров по карельской тайге, с берегов Ладоги до Хибин, 16 дней пути, удивительные места и пейзажи, заброшенные часовни, озера и водопады. Мы прошли через 30-градусную жару, проливные дожди, бездорожье и броды. Мы заново открыли Карелию для внедорожных путешествий!

«В Карелии есть традиционные места для сплавов по рекам, подъезды к озерам традиционно оккупируют рыбаки, зимой оживляются снегоходные трассы. А вот маршрутов для любителей автомобильного туризма, особенно внедорожного, как это ни странно, почти нет. Большинство популярных маршрутов, которыми пользуются все джиперы, — это старые трассы «Карелии-трофи» 10-летней давности, — говорит организатор рейда Денис Кузнецов. — А между тем есть множество желающих проехать по «еще не открытой» Карелии людей, которые хотят почувствовать себя пионерами».

В итоге несколько лет назад родилась идея организовать уникальную экспедицию через всю Карелию, частично включив в нее самые интересные участки трофи-рейда «Карелия-трофи».

Легенда экспедиции, которую выдали всем участникам, представляла собой текст на 10 листах А4. Она содержала 300 путевых GPS-точек с описанием, 45 точек с достопримечательностями и координаты 12 базовых лагерей. Для каждого дня на выбор предлагались сложные и простые варианты проезда.

Конвой экспедиции состоял из 35 «самодвижущихся экипажей», включавших подготовленные и стандартные внедорожники, 2 квадроцикла и 2 мотоцикла. Отдельно стоит отметить пару семейных экипажей: на Renault Duster — совершенно не подготовленном кроссовере — и на «буханке» — УАЗ-2206, которой управляла Светлана Лобынцева из города Апатиты Мурманской области. В свои 76 лет Светлана преодолела весь маршрут, заметьте, на автомобиле без гидроусилителя руля!

Курс на север

Транскарельская экспедиция стартовала от берегов Ладоги, собрав участников из Петрозаводска, Мончегорска, Краснодара, Днепропетровска, Минска, Нижнего Новгорода, Ростова, Выборга, Пикалёва, Гатчины, Апатитов и, конечно, из Санкт-Петербурга и Москвы.

Первый этап — Южная Карелия. Мы проезжаем три района: Олонецкий, Питкярантский и Суоярвский. Позади остаются волны Ладоги, впереди 3 тыс. км приключений. Кругом лес и 30 градусов жары. Первый день — один из самых насыщенных. Легенда этого дня предлагала на выбор три маршрута разной степени сложности.

Участники экспедиции, посетившие горный парк «Рускеала», не сразу догадались, на что смотрят. Перед ними был мраморный карьер, камням которого, по данным краеведов и историков, миллиард девятьсот миллионов лет! Целые эпохи назад здесь было море. На дне озера еще полкилометра мрамора. Сейчас карьер, разработка которого началась еще в XVIII веке, стал одним из первых горных парков Карелии.

В Питкярантском районе экспедиция посетила водопад Белые Мосты (Юканкоски). Этим летом 19-метровый водопад несколько поутих — воды мало. Жаркий август почти высушил русло реки Кулисмайоки. Однако этот водопад все же намного выше знаменитого и растиражированного в тысячах путеводителей водопада Кивач.

С озы на озу

Озы (от швед. as — «хребет, гряда»), или эскеры (от ирланд. eiscir — «гряда или возвышенность»), — это вытянутые узкие валы высотой до нескольких десятков метров, шириной 100—200 м и длиной до нескольких десятков километров. Озы больше всего напоминают железнодорожные насыпи.

Самые длинные озы в Карелии расположены в Суоярвском и Муезерском районах. Для джиперов любая оза — это настоящее «шоссе», которое протянулось через лес на многие километры. Гряда многометровой высоты возвышается посреди тайги, справа — болота, слева — река. За окном автомобиля пейзаж, характерный для восприятия этой северной республики, — много воды и леса, и так до самого горизонта. Неожиданно оза прерывается небольшой речкой. Раньше здесь стоял мост, но река Пеитанйоки его подмыла, и мост рухнул. Скоро и оставшийся деревянный настил сгниет, и на его месте образуется брод — будет еще одна изюминка маршрута. Стандартные внедорожники проводим с большой аккуратностью, подкладывая сэндтраки.

Наконец мы въезжаем в заповедник «Толвоярви». Эта территория напоминает по устройству Волшебную страну из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Парк, как выдуманная страна горами, окружен высокими озами, внутри расположились многочисленные реки, озера и болота. Самая живописная здесь — дорога меж озер по финской рукотворной дамбе, которая в декабре 1939-го стала ловушкой для советского танкового отряда.

Затем проезжаем заброшенную финскую деревню. Понять, что здесь когда-то были дома, можно по квадратам цветущего иван-чая. С краю стоит крест, установленный финнами. Когда-то здесь была часовня Георгия Победоносца. В Суоярвском районе, часть которого была частью Суоми, располагалось много финских хуторов, была хорошо развита инфраструктура. Сохранились и технические сооружения: выложенные из тесаного камня мосты стоят по сию пору, а от старинных гидроэлектростанций и лесопилок остались одни развалины.


Что мы видели

Церковь в Салми, Рускеальские водопады, заповедник «Толвоярви», вулкан Гирвас, Пор-порог, Палеозерская ГЭС, Заонежье, остров Кижи, узел обороны «Кархумяки», гора Воттоваара, советская пограничная система, водопад Куми-порог, камень Киелевяйнена, Калевальский заповедник, Кандалакшский лабиринт, Колвицкий водопад, тоня «Тетрина», деревня Кашкаранцы, месторождение аметистов, устье реки Варзуги, деревня Кузомень, водопад Рисйок, Умбозерский перевал.


Внимание, съемка!

Третий лагерь нас ждет в Кондопожском районе, недалеко от поселка Гирваса, в месте Пор-порог. Это место знаменито древнейшим на планете вулканом, который извергался более 3 млрд лет назад, и спецучастком «Карелии-трофи», проложенным по пересохшему руслу реки Суны. Вверху по течению стоит ГЭС, так что воды Суны теперь перебрасываются по искусственному Пионерному каналу. Хотя порог и пересох, но места здесь настолько живописные, что съемочная группа римейка знаменитого советского фильма «А зори здесь тихие» облюбовала их, чтобы снять несколько эпизодов.

Проезд к месту съемок был закрыт со всех сторон. Прорвались лишь два экипажа: Грищенко Владимир и Тимофеев Сергей на Land Rover Defender из Москвы и международный экипаж в составе Демченко Евгения и Кондратюка Михаила на Volkswagen Taro из Ростовской области и Украины. Остальные участники смогли посетить съемочную площадку лишь на следующий день, причем в пешем строю.

Пор-порог — это неизменное место старта «Карелии-трофи». Оно сочетает в себе каменный триал, болота и броды, а потому очень зрелищно и любимо не только джиперами, но и зрителями, которые традиционно посещали эти места в начале августа, когда стартовал трофи-рейд.

Храм в небесах

Мы отправляемся в Медвежьегорский район — в Заонежье. Заонежский полуостров — уникальное место. Именно здесь находится родина русской цивилизации в Карелии. Когда-то это был густонаселенный и богатейший край, находившийся на торговом пути из Новгорода к Белому морю. Народ здесь жил хорошо и был достаточно защищен большой водой Онеги от войн и властей. Поэтому здесь очень долго сохранялись новгородская культура и традиции, что нашло отражение и в архитектуре. Избы, церкви и часовни Заонежья — это уникальные памятники русского деревянного зодчества, дошедшие до нас из глубин веков. Жаль, что большая часть из этого наследия уже утеряна, а оставшиеся единицы деревянных сооружений догнивают и разрушаются на глазах

Здесь, на одном их прекрасных песчаных мысов Повенецкого залива Онежского озера, экспедиция остановилась на запланированный день отдыха. Желающие смогли посетить остров Кижи — памятник мировой культуры, находящийся под защитой ЮНЕСКО. Так совпало, что в этом году Преображенская церковь, входящая в состав Кижского погоста, празднует 300-летний юбилей. Для всех желающих посетить остров Кижи был заказан кораблик. Ну а для тех, кому осмотр сокровищ деревянного зодчества показался не слишком интересен, день отдыха был отличной возможностью спокойно полюбоваться пейзажами Повенецкого залива, пообщаться, от души накупаться и позагорать. Погода способствовала «пляжному отдыху»: температура воздуха +31, воды — 23 градуса. Мы решили устроить пикник на маяке, построенном еще в 1930-е годы на одном из Ажепских островов. Стоя на высоте 100 м посреди открытой Онеги, можно было наслаждаться легким прохладным бризом, но от одной мысли, что тут творится в шторм, сразу становилось зябко.

На следующий день, покидая Заонежье, мы посетили еще один исторический объект, на этот раз — военный. В пригороде Медвежьегорска находится крупный узел финской обороны, построенный в период оккупации с 1941 по 1943 год. Директор Медвежьегорского музея рассказал про то, как финны заняли Медвежьегорск и пытались прорваться к Беломорско-Балтийскому каналу, как строили здесь систему обороны и подземные казармы и как потом отступали.

Мы уже привыкли с комфортом ночевать в сосновых борах около прекрасных озер, но пора было менять обстановку — впереди маячили каменистые склоны горы Воттоваары.

Немного магии

Солнце по-прежнему с нами! Отличная погода следует за экспедицией по пятам. Мы вспоминаем, кто, когда и как посещал знаменитую мистическую гору, о которой ходит множество легенд и сказок. По рассказам, кому-то на горе становится дурно, ломается техника, напрочь «сходят с ума» навигаторы. В этот раз духи горы взялись за нас еще на подходе к Воттовааре: УАЗ « Патриот», который был нашей «походной кухней», потерял передний амортизатор, организаторская Toyota Tacoma пробила колесо, а легендарная « буханка», в которой ехали Светлана Лобынцева с сыном и внуком, и вовсе потерялась. Заплутав на тропах Воттоваары, они свернули не на ту развилку, а там и ночь подоспела. На помощь потерявшимся пришли москвичи на «Дефе» — они отыскали в лесу уазку и привели за собой в лагерь.

Из огня да в брод

Злые духи Воттоваары еще не раз напомнили о себе, вставляя палки в колеса экспедиционеров. Так, деревня, где мы намеревались дозаправиться, оказалась без электричества — поэтому АЗС не работала. Над нашими головами устрашающе гремела гроза — после долгой жары начинался ураган. Подсчитав запасы топлива и разделив их на всех, решили двигаться по маршруту дальше. Но отъехав от деревни всего несколько километров, мы попали в настоящий лесной пожар. Сотни квадратных метров, а может быть, и гектаров леса были в огне. Было ясно, что своими силами пожар не остановить. Хорошо, что сотовая связь в этом месте работала и нам удалось передать информацию в МЧС.

14 экипажей выбрали сложный маршрут с переправой через реку Суну, остальные поехали в лагерь в объезд. И тут на нас обрушился ливень — вода сплошным полотном закрывала все пространство вокруг. А впереди уже маячил брод.

На переправу через Суну ушло около трех часов, но приключения на этом не закончились. Вскоре после брода колонна уперлась в разрушенный мост через болотистый приток реки. Этот мост организаторы «Карелии-трофи» уже восстанавливали своими силами несколько лет назад. Когда-то, в далеком 2005 году, здесь проходил один из спецучастков знаменитого карельского трофи-рейда. Конечно, до наших дней мост дошел в изрядно подгнившем состоянии. В ход пошли бензопилы, топоры и скобы. Переправлялись предельно аккуратно, протягивая каждый автомобиль на лебедке, чтобы не развалить шаткую конструкцию. К четырем часам ночи уставшие, но довольные насыщенным днем экипажи все же приехали в лагерь.

Нас ждала Северная Карелия — родина эпоса «Калевала». Здесь в начале XIX века финский врач Элиас Лённрот встретил сказителя Ваассилу Киелевяйнена. У Лённрота возникла идея собрать записанные последним образцы народной песенной поэзии в единый эпос и опубликовать его. Произведение получило название «Калевала», было опубликовано в 1835 году и стало известно на весь мир

Пройдя уже больше двух тысяч километров с юга на север, мы стали замечать, как изменились пейзажи Карелии. Впереди нас ждала суровая северная природа Кольского полуострова. Но перед этим мы просто не могли упустить возможность посетить Национальный парк «Паанаярви».

Он находится на самом севере Карелии, буквально на границе с Мурманской областью. «Границы парка практически совпадают с границами водосбора главной реки парка Оланга и жемчужины парка — озера Паанаярви. Ландшафты парка исключительно живописны — здесь горные вершины разделяются глубокими ущельями, многочисленными озерами, разнообразными болотами и бурными реками с шумными порогами и водопадами. Склоны гор и долины рек покрыты девственными, почти не нарушенными лесами, среди которых преобладают ельники. В горах, на высотах 400– 500 м, они сменяются елово-березовым редколесьем и тундрой», — пишут смотрители этой сокровищницы карельской природы.

На Кольском полуострове экспедиция должна была пройти два этапа, названных условно «Море» и «Горы». Первый этап — это поездка по Терскому берегу Белого моря до устья реки Варзуги, а второй — штурм Умбозерского перевала в Хибинах.

На первом этапе нас, не привыкших жить у моря, поразили приливы. Основная достопримечательность, которую мы посетили здесь, — Кандалакшский лабиринт, расположенный на крошечном островке рядом с берегом. На остров мы перешли по совершенно сухой тропинке, не задумываясь о том, что идем по морю! Каждому хотелось пройти по лабиринту, и мы провели за этим занятием больше часа. Когда же шли обратно, то оказалось, что наша тропинка скрыта под водой и глубина стремительно увеличивается! Камни, которые торчали на берегу, стали уходить под воду, а берег всё больше удалялся от нас. Пришлось снимать обувь и переходить на берег вброд, родители подхватили на руки своих малолетних детей, а взрослые как дети радовались «невиданному» явлению природы. А еще в этих местах приходилось всегда помнить о необходимости иметь запас пресной воды — то, что вся эта вода кругом соленая, уложилось в голове как-то не сразу.

На последний этап — штурм Умбозерского перевала — решено было ехать колонной, чтобы помогать друг другу и финишировать вместе. Стартовали на перевал все участники экспедиции. Еще до старта договорились: если по ходу движения выяснится, что маршрут непроходим, оставить машины и дальнейший путь проделать пешком. Общая длина подъема — около 5 км, и обязательным условием было с машиной или без, но достичь финишной точки. Трудность представляли в основном большие «живые» камни. В итоге на перевал своим ходом заехали девять машин, два «квадрика» и два мотоцикла. Остальные дошли пешком.

Всем, кто преодолел маршрут Транскарельской трофи-экспедиции, прямо на перевале, под проливным дождем, были вручены памятные медали. И даже самая мокрая погода не смогла отменить традиционный душ из шампанского.

Завершилась первая в истории республики Транскарельская трофи-экспедиция — более 3 тыс. км без асфальта за 16 дней пути. А что в планах у организатора экспедиции — председателя оргкомитета «Карелия-трофи» Дениса Кузнецова? «Мы будем придерживаться нашей старой концепции, которая появилась еще на заре «Карелии-трофи»: участники — это полноправные хозяева трофи-рейда и организаторы принимают решения вместе с ними. Все наши последние мероприятия, в том числе и Транскарельская экспедиция, проходят под девизом: «Трофи-рейд с человеческим лицом». Это значит, что не нужно ломать машину без особого на то желания, что всегда есть выбор — хочешь сегодня испытать себя или хочешь отдохнуть, что маршрут продуман и построен таким образом, чтобы оставалось время для отдыха, а места лагерей выбраны с особой тщательностью и любовью к участникам. Судя по всему — наш подход к организации мероприятий востребован, и значит, в следующем году мы постараемся предложить не менее интересное приключение».


Наш «Стоунхендж»

Воттоваара — скальный массив, являющийся наивысшей точкой Западно-Карельской возвышенности — 417,3 м над уровнем моря. Площадь горы — 6 км2. На ней расположены каменные сейды — большие валуны, стоящие на нескольких маленьких. Археологи М. М. Шахнович и И. С. Манюхин в начале 90-х годов XX века сделали вывод об их культовом предназначении и принадлежности культуре древних саамов. У последователей эзотерических учений Воттоваара считается «местом силы».

текст: Роман БАЛАНДИН
фото: Ксения ЛОСКУТОВА, Андрей КАРАГАНОВ, Анатолий ЕРЕМЕЕВ, Николай МЕДВЕДЕВ, Ольга ТУЖИЛИНА, Денис КУЗНЕЦОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты