Неисповедимы пути развития полноприводной техники. На самом деле самые первые транспортные средства как раз использовали формулу 4х4: ведь лошади, быки и ослики были вполне полноприводными! Вот и герои нашего рассказа, полноприводные армейские грузовики, стоявшие на вооружении Regio Esercito (Королевских вооруженных сил Италии) с начала XX века, произошли от гужевых артиллерийских повозок. Не зря они сохранили названия carozza или carretta, что переводится как «телега» или «возок».
Когда в итальянской армии, как и во всей Европе, начался процесс замены «военных лошадок на железных коней», почти сразу же стало ясно: транспорт такого рода нуждается в полном приводе. Изобилие высокогорных ландшафтов с узкими каменистыми тропами требовало увеличения проходимости автомобилей.
Родоначальником подобной техники в Италии можно считать странное творение Уго Павези, гениального изобретателя из Новары, в 1918 году разработавшего некое подобие трактора с гибким сочленением между двумя осями. Еще в 1910 году он вместе со своим компаньоном, инженером Джулио Толотти, основал фирму La Moto Aratrice Brevetti Ingg. Pavesi & Tolotti и приступил к разработке автомобиля (или трактора, или артиллерийского тягача — в те времена между этими видами транспортных средств не было сколь-нибудь явных различий).
В итоге к 1923 году итальянский инженер создал автомобиль, технические решения которого намного опережали свое время. Машина опиралась на четыре колеса одинакового диаметра, была оснащена полным приводом, имела низкий центр тяжести, что обеспечивало устойчивость на склонах, а шарнирно-сочлененная рама придавала тягачу исключительную маневренность. В целом по комплексу основных параметров детище Уго Павези как минимум на 60% превосходило аналогичные американские трактора.
Самым необычным в конструкции данного устройства был, собственно, его кузов, состоявший из двух частей, соединенных трубчатым лонжероном. Обе части могли поворачиваться одна относительно другой. Рулевое колесо приводило в движение шестерню в лонжероне, которая входила в зацепление с поперечной зубчатой рейкой, позволяя двум частям кузова поворачивать в правильном направлении. Такое решение помогало избежать выноса лонжеронов для обеспечения нужного радиуса поворота и давало возможность ставить колеса большого диаметра. В разных моделях дорожный просвет составлял от 0,42 до 0,51 м, что позволяло форсировать рвы глубиной до 0,6 м и преодолевать вертикальную стену аналогичной высоты.
Мотор, коробка передач и один редуктор располагались в передней части этого не то автомобиля, не то трактора. Для передачи мощности на заднюю ось был использован карданный вал, соединявший передний и задний редукторы. Все передаточные сочленения были защищены картером из металлического листа. В первых версиях на трактор ставились большие металлические колеса диаметром 1,2 м. В версии артиллерийского тягача спереди устанавливалась лебедка с тяговым усилием 3800 фунтов, с возможностью увеличения до 5000 фунтов с использованием блока.
На выставке в Вероне машина сразу же привлекла к себе внимание, продемонстрировав свои ходовые качества в песчаной заболоченной пойме реки Адидже. Команда разработчиков была полна энтузиазма и веры в свое детище. На ходовых испытаниях механик Стокко едва ли не ночевал вместе с машиной, а сам Павези называл свое творение il mio trattore, la mia trattrice («мой трактор, моя тракторесса»). И надо признать, во время демонстрационных заездов тягач ни разу не подвел своего создателя. Не меньший интерес машина вызвала и на выставках в Мантуе и Милане в 1929 году. Первые заказчики новинки были сугубо гражданскими: с 1918 по 1942 год Pavesi P4 производился в трех модификациях в качестве сельскохозяйственного трактора.
Но благодаря успеху на ниве сельского хозяйства тракторы были замечены вооруженными силами Италии. На военной службе им досталась роль артиллерийских повозок для транспортировки орудий в труднодоступной местности.
Следующим шагом стала попытка превратить тягач в настоящую боевую машину. На базе Pavesi P4 производился легкий броневик Pavesi 35 PS и колесный танк Pavesi L140, ходовая часть которого сохранила формулу 4х4 с колесами диаметром 1200 мм и шириной 250 мм. Правда, этих монстриков было выпущено всего три штуки и проект был свернут в пользу производства гусеничных танков.
Ввиду отсутствия у небольшой головной компании необходимых для массового выпуска производственных мощностей, производство данных тракторов было возложено на FIAT SPA, в то время специализировавшийся на военных заказах. В результате этого появилась модификация Pavesi TL-31.
Версия от FIAT во многом повторяла оригинал, но были и существенные отличия. Пружинная подвеска была заменена на более традиционную и простую рессорную, исчезла лебедка, а топливный бак с капота автомобиля перекочевал в свободное пространство между приборной панелью и мотором.
Автомобиль производился в ряде европейских стран. В Великобритании фирма ArmstrongSiddeley наладила лицензионный выпуск гражданского варианта Pаvesi P4 с пневматическими шинами. Английская версия «итальянской сочлененки » могла разгоняться на шоссе аж до 60 км/ч. Это было достигнуто за счет изменения передаточного числа в трансмиссии и установки 4-цилиндрового мотора мощностью 45 л.с. Венгрия в рамках широкой программы итальянских военных поставок производила по лицензии артиллерийский тягач Manfred-Pavesi. Pavesi P4 были первыми транспортными средствами, поставленными в Болгарию после отмены в 1930 году условий договора о разоружении. Греция получила в 1935 году 224 машины, которые по капризу судьбы успешно использовались против итальянских войск на греко-албанском фронте. Во время гражданской войны в Испании тягачи Pavesi использовались Добровольческим корпусом и потом остались на вооружении в войсках Франко.
В середине 40-х годов арттягачи Pavesi начали массово снимать с вооружения. Им на замену поступала более современная модель FIAT (OM TL37), речь о которой пойдет в следующих статьях.
Сегодня два образца тракторов Pavesi P4-100 сохранились в Музее автотранспортных средств Рима, еще два — в Музее вооружений Piana delle Orme в провинции Латина. В любом случае сочлененные тягачи Pavesi стали отправной точкой для разработки целой концепции техники повышенной проходимости, в рамках которой были созданы и трактора, такие как «Кировец» К-700 и липецкий Т-150, и армейские транспортеры, такие как американский Gama Goat, и снегоболотоходы на пневматиках сверхнизкого давления, от легкого «Бродяги» до тяжелого «Мамонтенка».
Технические характеристики тягачей Pavesi | |||||
---|---|---|---|---|---|
Модель | P4 | P4S | P4M | P4 mod. 26 | L140/TL-31 |
Годы производства | 1918–1930 | 1927 | 1919–1940 | 1918–1945 | 1930–1936 |
Тип двигателя | 2-цилиндровый оппозитный бензиновый | 2-цилиндровый оппозитный бензиновый | 4-цилиндровый рядны бензиновый | 4-цилиндровый рядный бензиновый | 4-цилиндровый рядный бензиновый |
Объем двигателя, см3 | 4520 | 4520 | 4700 | 4720 | 2300 |
Мощность, л.с. при об/мин | 15–20 при 900 | 25 при 900 | 40 при 1300 | 57 при 1500 | 35 при 1500 |
Скорость, мин./макс., км/ч | 2,2/7,8 | 2,2/7,8 | 2,6/10,7 | 2,6/22,0 | 2,6/35,0 |
Кол-во передач, вперед/назад | 2/2 | 2/2 | 3/1 | 3/1 | 3/1 |
Длина/ширина, мм | 3300/1900 | 3300/1900 | 500/1900 | 4100/2050 | 4000/1800 |
Масса снаряженная, кг | 2500 | 2500 | 3300 | 4600 | 4600 |
текст: Юрий ТАГУНОВ
фотоиз архива автора и Centro e Archivio Storico FIAT
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.