Ford Explorer
3,5 л (294 л.с.) 6AT
цена: 2 077 000 руб.
Toyota Highlander
3,5 л (249 л.с.) 6AT
цена: 2 132 000 руб.
Судя по новому поколению Toyota Highlander, компания Toyota все больше отходит от свойственного ей консерватизма. Насколько новый «Горец» оказался интересным, а не только практичным, узнаем в сравнении с Ford Explorer.
Конкуренция в сегменте семиместных кроссоверов достаточно напряженная, и это стало чувствоваться даже на российском рынке. Сейчас такому автомобилю недостаточно быть просто вместительным и комфортным, нужно обладать изюминкой. Взять, к примеру, одного из участников теста Ford Explorer. Это старый знакомый, который неоднократно был нашим подопытным, уже снискав славу «гаджета на колесах». При этом другие его качества, необходимые автомобилям этой категории, у него тоже на высоте.
Беглым взглядом
Новое поколение второго героя нашего теста, Toyota Highlander, появилось в этом году. Прежде эта модель знаменитого японского концерна отличалась достойными эксплуатационными качествами, но была немного скучноватой. Нынешний же Highlander всем своим видом будто старается показать: «Я другой!». На фоне брутального Ford Explorer с монументальной фронтальной частью и несколько грузным кузовом Highlander с его «прищуром» передней оптики выглядит прямотаки стилягой. Преемственность модели видна невооруженным глазом, но при этом внешность «Горца» приобрела некоторую щеголеватость, так что в потоке кроссовер Toyota не останется незамеченным. Впрочем, то же можно сказать и о его сопернике по тесту: Explorer ведь тоже по-своему весьма эффектен.
Впрочем, может, в конечном счете выбор и делается на основе внешних симпатий, но в данном классе все же очень важны и практические качества. Что можно сказать, глядя на героев нашего теста? Прежде всего то, что для покорения бездорожья эти автомобили, мягко говоря, мало приспособлены, как и большинство их «одноклассников». Длинные свесы, слабая «геометрия», низкопрофильная резина свидетельствуют не в пользу проходимости. Осмотр снизу, однако, показал неплохую защищенность Highlander: спереди установлен довольно толстый металлический лист защиты, а внутри базы все элементы аккуратно закрыты пластиковыми, но довольно прочными кожухами. Да и просветы распределены по всей длине равномерно — автомобиль снизу почти плоский, разве что глушитель выступает. Кстати, то же можно было сказать и про предыдущее поколение Highlander. У Ford Explorer все несколько хуже. Стальная защита установлена лишь спереди, еще до двигателя. Картер самого двигателя открыт и беззащитен. Вероятно, создатели кроссовера Ford решили не прорабатывать этот вопрос, поскольку все равно задачи, поставленные перед их детищем, явно не связаны с риском напороться брюхом на острые камни.
Ну а истинное назначение подобных автомобилей можно сразу понять, заглянув внутрь. Конечно же, их главный козырь — это вместительный салон, что, впрочем, ясно и по внешним габаритам. Именно при таких размерах в автомобиле умещается три ряда полноценных сидений, где могут сидеть взрослые пассажиры. Хотя, пожалуй, третьего ряда это касается с большой натяжкой. Ну а больше всего места отведено для пассажиров второго ряда. Здесь колени при всем желании не достанут до спинок передних кресел, какой бы рослый водитель или пассажир ни сидел спереди. Забота о сидящих сзади проявляется и в отдельных климатических настройках в обоих автомобилях. В Toyota Highlander более широкий диапазон продольной регулировки второго ряда, ну а Explorer щеголяет электроприводом складывания сидений третьего ряда. В общем же, все пространство, что находится за водителем, в наших участниках теста организовано одинаково хорошо.
Эргономические доводы
А вот дальше каждый представляет свои аргументы. Ford Explorer изобилует электронными удобствами. С настройками дисплея на центральной консоли разберешься не сразу: система MyFord Touch имеет довольно разветвленный интерфейс и управляет множеством функций, включая навигацию и климатическую установку. Зато маленький цветной экранчик на панели приборов — очень веселая вещь. Клавишей на руле на нем можно менять режимы отображения, причем происходит это с достаточно плавной анимацией. Изображения тахометра, запаса топлива, температуры охлаждающей жидкости, данные бортового компьютера сменяют друг друга, и можно выбрать нужный в данный момент режим. При активации некоторых систем здесь появляется индикация в виде всплывающего окна. Интересно? Да. Эффектно? Безусловно. Полезно? Не очень.
Взгляните в салон Toyota Highlander и не упустите возможность насладиться физическими ручками и «живыми » кнопками, ведь все они скоро уйдут в небытие, уступив место сенсорным экранам. Как бы там ни было, а идеальным и непревзойденным с эргономической точки зрения органом управления была и остается вращающаяся ручка. Ее всегда можно найти на ощупь, не отвлекаясь от дороги. На мой взгляд, в любом автомобиле наиболее часто используемые органы управления бортовых систем должны быть именно такие. У климатической установки это температура и сила обдува, у аудиосистемы — громкость и поиск радиостанции. То есть то, чем водитель регулярно пользуется во время движения. И в этом смысле Toyota Highlander близка к идеалу. Исключение составляет лишь интенсивность работы вентилятора, которая регулируется клавишами. Старомодно? Да ничего подобного. Все это облачено в весьма оригинальную форму и выглядит очень благородно. И никаких вставок под дерево, которые встречались во многих еще недавних моделях Toyota и буквально набили оскомину. Верхняя часть торпедо отделана кожей, что создает налет «премиальности » в салоне нового «Горца». Ну а за длинную полочку, повторяющую нижний контур всей передней панели, дизайнерам японской компании и вовсе нужно объявить благодарность с занесением в личное дело.
Может быть, в эффектности отдельных элементов Highlander трудно соперничать с Explorer, но по части продуманности кроссовер Toyota, пожалуй, впереди. Жидкокристаллический дисплей на приборной панели Highlander тоже присутствует, и смена изображений также сопровождается простенькой анимацией. Однако некоторые важные пиктограммы вынесены в отдельные индикаторы — так гораздо нагляднее. Да и традиционная компоновка приборов, основой которых служат неизменные циферблаты спидометра и тахометра, все-таки как-то ближе и понятнее. При этом Highlander располагает многими электронными системами, вошедшими сегодня в моду: как и его соперник по тесту, он умеет следить за движением в полосе и за опасностью в слепых зонах. Последняя функция при таких крупных зеркалах, как у Highlander, вовсе необязательна, в то время как Explorer она явно пригодится, учитывая, что его боковые зеркала маловаты для такого крупного автомобиля.
В целом водительская эргономика обоих машин находится на достаточно высоком уровне. Правда, не покидает ощущение, что в Toyota Highlander несколько уютнее. При этом по уровню комфорта Explorer нисколько не уступает. В нем даже правильную посадку легче подобрать из-за большего диапазона регулировки вылета руля. В обоих кроссоверах передние кресла чрезвычайно удобны и оснащены электрорегулировками с функцией памяти. И в том и в другом автомобиле водителя от пассажира отделяет массивный приятный подлокотник, на который рука просто сама ложится. И все же «Горец» окружает, обволакивает сидящего внутри особой расслабляющей амосферой. Такое обычно ощущаешь в автомобилях Lexus.
Силовой агрегат Toyota Highlander размещен спереди поперечно. Между колесами каждой из осей установлен свободный симметричный конический дифференциал (Д). За распределение тягового усилия между осями отвечает многодисковая муфта (М) с электронным управлением. Алгоритм работы межосевого узла традиционен для автомобилей данной категории: при равномерном движении по дороге с хорошим сцеплением большая часть крутящего момента передается на переднюю ось. При возникновении пробуксовки диски муфты сжимаются, подключая заднюю ось. В распоряжении водителя есть возможность принудительной блокировки распределения крутящего момента в трансмиссии. Устройств, блокирующих свободные дифференциалы, или систем, имитирующих их блокировку, нет. Однако предусмотрена система помощи при спуске. Клавиша управления этой функцией размещена на центральном тоннеле.
«Премиальные» корни
И упоминание родственного бренда Lexus здесь не случайно. Вы можете встретить утверждения, что Toyota Highlander нынешнего, третьего, поколения построена на платформе Lexus RX. Отчасти это правда. Но корректнее будет сказать, что и Toyota Highlander, и Lexus RX созданы на одной общей платформе, за основу которой взята переработанная Toyota Camry. В результате новый Highlander получил многорычажную заднюю подвеску взамен стоек макферсон. Передняя же осталась той же, что и у прошлого поколения, только модернизирована. Хорошо поработали создатели и над шумоизоляцией нового «Горца». Это весьма заметно в сравнении с Ford Explorer, который проходит неровности, извещая об этом сидящих внутри. А вот по плавности хода оба кроссовера схожи. Highlander может показаться немного мягче, но все за счет той же шумоизоляции: просто он тише. Интересно, что в отличие от версии Highlander для американского рынка вариант для России перенастроили под более «европейскую» управляемость, сделав подвеску пожестче и даже установив более «короткую» рулевую рейку с меньшим количеством поворотов руля от упора до упора. Благодаря этому, а также, пожалуй, в силу особенностей компоновки водительского места и посадки на Highlander ощущаешь себя в большей степени, как на легковушке. За рулем Ford Explorer никогда не забудешь, что ты управляешь большим и несколько неповоротливым автомобилем. Тем не менее, маневренность участников этого теста схожа, о чем говорит и одинаковый диаметр разворота.
Была бы похожей и управляемость, если бы не системы стабилизации. Проявляется это, конечно, только в предельных режимах, что можно проверить при выполнении упражнения «переставка». Поскольку электронный «ошейник» ни в том ни в другом автомобиле отключить нельзя, то рассматривать поведение наших подопытных можно только в совокупности работы рулевого управления, подвесок и вспомогательной электроники. «Горец» демонстрирует умеренную чуткость рулевого управления и послушно направляется в объезд воображаемого препятствия. Во второй фазе после перекладки автомобиля происходит небольшой занос, срабатывает система стабилизации, снижая скорость, и Highlander направляется в размеченный коридор. Поведение вполне предсказуемое и интуитивно понятное, несмотря на значительные крены при таком резком маневре. Что же касается Ford Explorer, то его рулевое несколько острее и кроссовер тоже очень охотно заныривает в поворот. Но электроника срабатывает раньше, и вторая фаза получается смазанной, а траектория спрямляется. Поэтому на выходе из переставки Explorer все время норовил выскочить за пределы выставленной фигуры из конусов, будучи не в состоянии «прописать» на асфальте нужную S-образную кривую. Многие системы стабилизации программируются по принципу «лишь бы не было войны», т. е. основной задачей является предотвращение заноса. Более же проработанные электронные «ошейники» еще и следят за соблюдением намеченной траектории, а некоторые даже используют возникающий небольшой занос для того, чтобы поддержать направление, обозначенное водителем. Именно так и поступает электроника в Toyota Highlander. Наши тестовые кроссоверы олицетворяют собой два различных подхода к созданию алгоритмов динамической стабилизации.
Однако, не проявив себя должным образом на асфальте, электроника Ford Explorer отыгрывает свое на грунте. Система Terrain Management с тремя режимами, по сути, действует теми же средствами, что и стабилизация на асфальте, — тормозными механизмами. Но тут алгоритм уже продуман удачно, и имитация межколесных блокировок неплохо удается «Исследователю», что и позволяет ему справляться с диагональным вывешиванием. Чего нельзя сказать о Toyota Highlander. Попав в подобную ситуацию, «Горец» будет вращать вывешенными колесами, не в силах продвинуться вперед. Индикатор на приборной панели, свидетельствующий о работе антипробуксовочной системы, будет лихорадочно мигать, но автомобиль беспомощно зависнет на месте. Тем не менее, по сравнению с прошлым поколением у нынешнего «Горца» наблюдается некоторый прогресс: теперь функцию межосевого узла вместо свободного дифференциала, лишенного блокировки, выполняет многодисковая электронная муфта. Вновь привет от Lexus RX! Казалось бы, этот узел не так надежен, но в данном случае наличие хоть какой-то блокировки пойдет только на пользу.
Силовой агрегат Ford Explorer размещен спереди поперечно. Между передними и задними колесами установлены простые симметричные дифференциалы (Д). За отбор мощности на заднюю ось отвечает электромагнитная муфта Dana (М).
Особенность кроссовера Ford — в наличии системы Terrain Management, адаптирующей электронику к разным типам покрытия. «Внедорожных» режимов три, также есть «асфальтовая стратегия» и «горный ассистент». При режиме «трава/гравий/снег» скорость открытия дроссельной заслонки уменьшается для минимизации пробуксовки колес. Выбор режима «грязь/колея», напротив, увеличивает скорость открытия заслонки, ограничивается переход на повышенные передачи, уменьшается чувствительность антипробуксовочной системы. Стратегия «песок» обеспечивает максимальный крутящий момент на колесах и удерживание низких ступеней в коробке передач.
«Лошадиная» выгода
Вспомнив еще раз об отличии российского Highlander от заокеанской версии, следует отметить одну очень важную деталь: наш «Горец» имеет мощность двигателя 249 л.с! В российском представительстве Toyota не поленились и позаботились о более выгодной цифре с точки зрения дорожного налога. Напомним, мощность двигателя предыдущего Highlander составляла 273 л.с. Так что налог снизился более чем в 2 раза. При этом разница с почти 300-сильным Explorer в разгоне ощущается слабо. Новая 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия «Горца» настроена хоть и плавно, но весьма удачно. Так что, несмотря на заводские цифры, управлять динамикой на Highlander несколько удобнее, чем на Explorer, у которого излишне задемпфирована педаль газа.
Последнее обстоятельство дает заметное преимущество Toyota Highlander перед соперником по тесту. Хотя надо сказать, что это в большей степени психологический эффект, ведь десятитысячный межсервисный пробег Toyota делает более частое обслуживание и более затратным. Все же по совокупности качеств Highlander — один из наиболее сильных игроков на рынке. Но и позиции Explorer неплохи в силу его самобытной привлекательности. В любом случае оба они отвечают главному требованию, которое предъявляет большинство покупателей таких кроссоверов: большой вместительный автомобиль, способный заехать на любой бордюр.
Результаты геометрических и весовых измерений, произведенных экспертами редакции в условиях автополигона | |||
---|---|---|---|
Toyota Highlander | Ford Explorer | ||
C | Просвет под передним мостом по центру, мм | 197 | 217 |
Просвет под передним мостом в плечевой зоне, мм | 235 | 212 | |
Просвет под задним мостом по центру, мм | 235 | 211 | |
Просвет под задним мостом в плечевой зоне, мм | 215 | 200 | |
D | Просвет минимальный внутри базы, мм | 215 | 203 |
Просвет под рамой или лонжероном, мм | 310 | 348 | |
Просвет под топливным баком, мм | 205 | 254 | |
B1 | Ширина салона спереди, мм | 1420 | 1445 |
B2 | Ширина салона сзади, мм | 1395 | 1583 |
B3 | Ширина багажника мин./макс., мм | 1165/1410 | 1047/1224 |
V | Полезный объем багажника (5 чел.), л | 472 | 476 |
Технические характеристики автомобилей | ||
---|---|---|
Toyota Highlander | Ford Explorer | |
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4865/1925/1803 | 5006/2004/1803 |
Колесная база, мм | 2790 | 2860 |
Колея спереди/сзади, мм | 1635/1650 | 1702/1702 |
Масса снаряженная/полная, кг | 2040/2740 | 2130/2708 |
Максимальная скорость, км/ч | 180 | 230 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 8,7 | 7,8 |
Диаметр разворота, м | 11,8 | 11,8 |
РАСХОД ТОПЛИВА | ||
Городской цикл, л/100 км | 14,4 | 13,8 |
Загородный цикл, л/100 км | 8,4 | 10,3 |
Смешанный цикл, л/100 км | 10,6 | 12,4 |
Топливо/объем топливного бака, л | АИ-95/72 | АИ-92/70 |
ДВИГАТЕЛЬ | ||
Тип двигателя | Бензиновый атмосферный | Бензиновый атмосферный |
Расположение и количество цилиндров | V6 | V6 |
Рабочий объем, см3 | 3456 | 3496 |
Мощность, л.с./кВт при об/мин | 249/183 при 6200 | 294/216 при 6500 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 337 при 4700 | 346 при 4000 |
ТРАНСМИССИЯ | ||
Коробка передач | 6AT | 6AT |
Понижающая передача | — | — |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | ||
Подвеска спереди | Независимая пружинная | Независимая пружинная |
Подвеска сзади | Независимая пружинная | Независимая пружинная |
Рулевой механизм | Реечный | Реечный |
Тормоза Спереди | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Тормоза Сзади | Дисковые | Дисковые |
Средства активной безопасности | VSC, TRC, HAC, DAC | ABS, EBD, ESP, RSC, HDC, HSA, BLIS |
Размерность шин | 245/55 R19 (29,6")* | 245/60 R18 (29,6")* |
РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ | ||
Примерные расходы за год и 20 тыс. км, руб. | 276 132 | 232 114 |
В расчете учтены | ||
Стоимость полисов ОСАГО+КАСКО**, руб. | 167 036 | 100 788 |
Дорожный налог в Москве, руб. | 18 675 | 44 100 |
Базовая стоимость ТО***, руб. | 17 281 | 12 280 |
Стоим. первой замены масла***, руб. | — | 6700 |
Периодичность ТО, тыс. км | 10 | 15 |
Расходы на горючее по смешанному циклу, руб. | 73 140 | 70 853 |
ГАРАНТИЙНЫЕ УСЛОВИЯ | ||
Длительность гарантии, лет/тыс. км | 3/100 | 2/без ограничения |
СТОИМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ | ||
Тестовая комплектация****, руб. | 2 132 000 | 2 077 000 |
Базовая комплектация****, руб. | 1 952 000 | 1 977 000 |
Экспертные оценки по итогам испытаний | ||||
---|---|---|---|---|
Показатель | Макс. балл | Toyota Highlander | Ford Explorer | Позиции в рейтинге |
Кузов | 25,0 | 21,4 | 20,7 | |
Место водителя | 9,0 | 7,3 | 7,2 | В номинации «Кузов, эргономика и комфорт» явное и существенное преимущество закрепила за собой Toyota Highlander. В обоих подразделах этой номинации «Горец» превосходит своего соперника по сумме оценок. Место водителя, тем не менее, и у Ford Explorer неплохо организовано: отставание «Исследователя» здесь — всего 0,1 балла. А вот место за водителем дало Highlander сразу полбалла превосходства. Что же касается эргономики и комфорта, то по большинству дисциплин здесь Toyota Highlander отыграла в общей сложности 1,6 балла. Ford Explorer же продемонстрировал хорошие органы управления и систему климат-контроля. В итоге Toyota Highlander с оценкой 44,9 балла располагается на почетном 4-м месте, между Nissan Patrol и Lexus LX470, ну а Ford Explorer c результатом 42,6 балла занимает 20-ю позицию рядом с Toyota Land Cruiser Prado и Range Rover Sport 2014. |
Место за водителем | 7,0 | 6,5 | 6,0 | |
Багажник | 5,0 | 3,6 | 3,5 | |
Безопасность | 4,0 | 4,0 | 4,0 | |
Эргономика и комфорт | 25,0 | 23,5 | 21,9 | |
Органы управления | 5,0 | 4,7 | 4,8 | |
Приборы | 5,0 | 5,0 | 4,6 | |
Климат-контроль | 4,0 | 4,0 | 4,0 | |
Материалы салона | 1,0 | 0,9 | 0,8 | |
Свет и обзорность | 5,0 | 4,6 | 3,5 | |
Опции | 5,0 | 4,3 | 4,2 | |
Внедорожные качества | 20,0 | 11,5 | 11,1 | |
Просветы | 4,0 | 2,8 | 2,5 | Внедорожными качествами герои нашего теста не блещут. Однако и здесь Toyota Highlander немного впереди. У Explorer слабовата артикуляция, но углы лучше, чем у соперника. В активах же Toyota Highlander хорошая защищенность и просветы. Результат Toyota Highlander — 11,5 балла, что позволяет «Горцу» занять 56-е место по соседству с Nissan Murano II и Kia Sorento. Оценка же Ford Explorer 11,1 балла ставит этот кроссовер на 63-ю позицию между Infiniti JX35 и BMW X5. |
Углы | 5,0 | 3,2 | 3,5 | |
Артикуляция | 3,0 | 1,9 | 1,8 | |
Трансмиссия | 4,0 | 0,9 | 1,1 | |
Защищенность | 2,0 | 1,4 | 0,9 | |
Колеса | 2,0 | 1,3 | 1,3 | |
Экспедиционные качества | 20,0 | 17,9 | 15,7 | |
Управляемость | 3,0 | 2,7 | 2,5 | В номинации «Экспедиционные качества» Toyota Highlander вновь одержала верх. В этом ей помогли такие дисциплины, как управляемость, расход топлива, запас хода. Существенно подвели Ford Explorer запасное колесо и грузоподъемность. Оба однако, получили высший балл за длину разложенного багажника и разгонную динамику. Toyota Hghlander получила 17,9 балла и с этим результатом располагается на 15-м месте. «Соседом сверху» стал BMW X5 xDrive M50d, а на позицию ниже находится Mitsubishi Pajero Sport. Оценка Ford Explorer в этой номинации составляет 15,7 балла, что соответствует 96-му месту рядом с Lexus LX570 и Jeep Compass. |
Ездовой комфорт | 3,0 | 2,3 | 2,3 | |
Разгонная динамика | 3,0 | 3,0 | 3,0 | |
Расход топлива (смешанный цикл) | 3,0 | 2,6 | 2,3 | |
Запас хода по шоссе | 2,0 | 1,3 | 1,0 | |
Грузоподъемность | 2,0 | 2,0 | 1,6 | |
Длина разложенного багажника | 2,0 | 2,0 | 2,0 | |
Запасное колесо | 2,0 | 2,0 | 1,0 | |
Расходы | 10,0 | 6,1 | 6,6 | |
Цена в тестовой комплектации | 4,0 | 2,4 | 2,2 | Участники теста — автомобили довольно дорогие, так что их оценки в номинации «Расходы» невысоки. Toyota Highlander заработала 6,1 балла и заняла 98-е место, а Ford Explorer с результатом 6,6 балла расположился на 84-й позиции. |
Эксплуатационные расходы | 4,0 | 2,4 | 2,9 | |
Перспективы перепродажи | 2,0 | 1,3 | 1,5 | |
Итого | 100,0 | 80,4 | 76,0 |
Toyota Highlander | Ford Explorer | |
---|---|---|
Плюсы | Привлекательный дизайн, богатая внутренняя отделка, отличная управля- емость, «выгодная» мощность | Внушительный и элегантный внешний вид, динамичный разгон, высокий уровень оснащения |
Минусы | Слабые внедорожные возможности, частое плановое обслуживание | Подвеска шумновата на неровностях, недочеты в работе системы стабилизации |
Вердикт | Один из наиболее продуманных семиместных кроссоверов. Лишен внедорожных амбиций, но на трассе великолепен | Эффектный, вместительный и динамичный паркетник для тех, кому темперамент не позволяет переходить на минивэн |
текст: Денис ЗВОНИЛИН
фото: Роман ТАРАСЕНКО
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.