Страна мертвых рядом, она лежит на том берегу реки Стикс. Но помни, если тебе захочется сесть за руль автомобиля и поупражняться в преодолении водных преград, ты вправе выбрать любую другую реку.
Мы долго не решались взяться за продолжение цикла «Брод через реку Стикс». В очередной раз констатировать факт, что в ходе пересечения водной преграды можно погибнуть от отравления угарными газами, не хотелось – и так все уже разложено по полочкам. Но у каждой истории должна быть некая нить, движение от простого к сложному… Трагический пролог с первыми впечатлениями от «утопления» УАЗов опубликован достаточно давно, развитие сюжета с тестом различных автомобилей – тоже. И все-таки чего-то недоставало. Конечно, это несколько неожиданно для журнальной практики, но на этот раз мы решили воплотить ряд идей не только на «все терпящей» бумаге, но и в самом настоящем металле. В металле ульяновского кузова…
Условия и условности
К нам на тест должны были попасть UAZ Hunter и UAZ Patriot. Во-первых, эти модели мы еще не «топили», а во-вторых, хотелось понять, отличаются ли в лучшую сторону внедорожники с иностранными словами в названии от брутальных «469х» и «Симбиров».
Задача первого этапа испытаний – простые измерения. Давно знакомые нам приборы – газоанализаторы «Колион 1В-02» и Р-310А должны дать нам картину наполнения салонов автомобилей вредными веществами (далее – ВВ). Но на этот раз мы немного изменили условия и решили проводить испытания не в реке, а в тарированной ванне полигона, ровное бетонное дно которой давало нам еще одну возможность – попутно нащупать критическую глубину, при которой происходит скапливание выхлопных газов под днищем и, соответственно, просачивание угарного газа сквозь щели и уплотнители внутрь салона.
Итак, рядом с рукотворной водной преградой стояли два наших подопытных – практически стандартный UAZ Patriot и UAZ Hunter в легком металлическом обвесе. Последнее не очень радовало, потому как штатный задний бампер Hunter скорее всего стал бы дополнительной преградой для выходящих изпод днища газов. С другой стороны, именно такой доработке обычно подвергаются машины, если их хозяева собираются ездить не только по асфальту. Что же до глубины погружения, то благодаря уклону бетонного дна, ее легко контролировать.
Процент «патриотизма»
Первым на «погружение» отправился Patriot. Предварительно мы проверили показатели содержания ВВ в выхлопе. И что же? Прибор зашкалил меньше чем за секунду, то есть содержание СО заметно больше 3%. Пытливые, конечно, скажут, что надо покрутить регулировочный винтик. Нет, будем мерить, как есть, поскольку, по заверению владельца, никакие регулировки не производились, и именно с такими настройками автомобиль выехал из автосалона. В общем, сделаем вид, что доверились ульяновскому (или дилерскому) контролю качества и не замечаем явных нестыковок.
Загоняем Patriot в воду так, чтобы выхлопная труба и бампер погрузились целиком. Кстати, этот рубеж соответствует и «психологической» глубине преодолеваемого брода. Ведь когда автомобиль пересекает водную преграду вброд, то первое, о чем думает аккуратный, но не слишком искушенный в офф-роуд-делах владелец, - не попадет ли вода в салон. Руководствуясь этими соображениями, мы останавливаемся в тот момент, когда уровень воды достигает нижней кромки задней двери. Ждем минуту... две... три... Увы, новый кузов демонстрирует знакомые показатели -буквально через три минуты приборы в салоне UAZ зашкаливают (превышены верхние пределы измерений по содержанию СО). Для чистоты эксперимента проветриваем машину и еще раз проводим замер, дабы исключить случайные совпадения. На этот раз прибор зашкаливает на девятой минуте, но уже на пятой содержание СО превышает предел отравления ВВ. Никакого прогресса - кузов как был душегубкой, так и остался. Вот здесь-то и наступает время задуматься. Что если попробовать разобраться в причинах столь ужасных показателей? Ведь в том, что результаты предварительных замеров будут именно такими, мы ничуть не сомневались. После некоторых мучений с регулировочным винтом нам удалось немного снизить показатели СО в выхлопе, но особых подвижек в скорости заполнения салона ВВ это не вызвало. Включение вентиляции салона тоже дало лишь кратковременное облегчение, после чего показатели содержания ВВ вновь неумолимо пошли к красной зоне.
Охотничья атмосфера
Настала очередь UAZ Hunter. На открытом воздухе показатели его несколько хуже, но это скорее следствие не такого плотного прилегания верхних половинок дверей и наличия большего количества «вентиляционных» щелей в кузове, хотя содержание СО в его выхлопных газах было в норме. Этот автомобиль мы загнали в воду чуть глубже - никак не получалось достать водой до порогов. И что же? По сравнению с Patriot, «новый старый УАЗ» держался молодцом. Первые девять минут он медленно набирал концентрацию ВВ, но на десятой резко бросил показатели вверх. Похоже, что пузырь угарного газа под его днищем медленнее просачивается сквозь неплотности, чему более комфортного собрата. Но главная причина такого поведения, как нам кажется, в том, что газ долго скапливается в какой-то полости кузова, прежде чем начинает переливаться в переднюю часть салона (СО тяжелее воздуха). Мы повторили замеры несколько раз, включая вентиляцию и загоняя машину на разные глубины. Эффект один - газ внутри салона неумолимо душит пассажиров. После небольшой паузы мы снова повторили эксперимент и даже попробовали что-то поре-гулировать. Положительный результат, как и в случае с Patriot, есть, но его количественная составляющая не внушает оптимизма. Нет, с этим определенно надо разбираться. И чем подробнее, тем лучше. Предварительный вывод напрашивается следующий: на самом деле ничего не изменилось, и кузова новых машин практически полностью унаследовали от предыдущих моделей такое удивительное качество, как катастрофическую негерметичность. Да, коврики на полу стали мягче, в машине заметно тише, панель приборов просто радует глаз, но опасность отравления при этом никуда не делась. Все так же сверкает огромными щелями потомок «469-го», и все так же охотно «впитывает» в себя смертельный газ потомок «Симбира».
В поисках «газопровода»
Для решения проблемы мы стали искать кузова «в металле». Только так можно разглядеть структуру силовых элементов, понять, как сообщаются меж собой полости и где могут быть отверстия, сквозь которые проникает газ. На одной из площадок в Южном порту отыскались подходящие образцы, правда, с небольшой оговоркой: в наличии имелся только кузов Patriot, а вот «Hunter в металле» отсутствовал. Пришлось довольствоваться «лодкой» от 31519. Изучение кузова 31519 закончилось быстро. Щелей здесь столько, что даже слепой за десять минут половину из них нащупает. Причем наличие герметика, которым на заводе пытались герметизировать хоть чтото, совсем не говорит о том, что его налили туда, куда надо. Вполне обычная ситуация - лужица из герметика в сантиметре от шва, который, судя по всему, он и должен собственно закрывать. И если кузова Hunter собирают те же люди, что работали с нашим подопытным, то здесь, как говорится, все ясно. Посему было принято решение с Hunter повременить и сосредоточиться на Patriot. Там уровень подгонки деталей на порядок выше (сказывается небольшой возраст штампов), и латать откровенные огрехи сборки нам явно не придется.
После формальной части теста наступила пора локальных измерений и поиска непосредственного «виновника» проникновения газов в салон. Для этого пришлось призвать добровольца. Ползать по закрытому салону Patriot со щупом при предельных концентрациях ВВ - для этого надо быть... очень увлеченным человеком. Разумеется, он был найден. После примерно двух часов (с перерывами на полноценное дыхание) замеров нам удалось локализовать точки максимальной концентрации СО. Они оказались сосредоточены в плоскости пола багажного отсека, спинок задних сидений и полостях, образованных декоративными облицовками по бортам багажника. Таким образом, начала вырисовываться примерная картина. Поскольку угарный газ, по большей части, скапливается за обшивкой и в районе задних сидений, то основной источник, похоже, располагается в стойках. При этом, резиновое уплотнение пятой двери, напротив, подозрений не вызвало (оно не пропускало даже воду).
Вооруженные этими данными, мы вновь принялись внимательно изучать «голый» кузов Patriot. После детального осмотра выяснилось следующее: полости над арками и стойки задних дверей соединяются под полом с поперечным усилителем (за него кузов крепится к раме), а отверстия под кузовные подушки открыты. Вот одно из главных мест, куда входит газ, когда скапливается под днищем. Мало того, точность места сварки стоек и усилителя довольно низкая, и на стыке образуются приличного размера дыры. Да и сливные отверстия в полу и в нишах под задними фонарями требуют тщательной проверки герметичности. Не все ладно и с пятой дверью. Она имеет сливные отверстия, соединяющие салон и окружающую среду в районе нижней кромки двери, как раз в том месте, где скапливается угарный газ, вышедший из пузыря над выхлопной трубой. Не слишком ли много потенциальных «газопроводов»? Скорее всего, каждое из этих отверстий пропускает лишь какую-то часть ВВ, а в совокупности получается одна большая дыра, в которую и устремляется смертоносный газ.
Дело в том, что из-за не совсем удобного расположения измерительных приборов в салоне тестируемого автомобиля, мне некоторое время пришлось находиться внутри во время замеров. Первый заезд в воду и первые измерения. Датчик в багажном отсеке, сам прибор стоит на заднем сиденье, показания читаются прекрасно. Есть некое чувство страха перед опасным газом без цвета и запаха. Но цифры на приборе не дадут, я надеюсь, проспать момент превышения опасной концентрации. Минута... Снимаю показания и аккуратно заношу их в таблицу. Вторая... Снова показания. Третья... Ого! Прибор-то уже зашкалило! Газ в пол и пулей на поверхность! Открываю двери и выпрыгиваю из машины. Совершенно не хочется дышать этой гадостью больше надобности. В ощущениях никаких изменений. Восприятие не меняется, в сон не клонит, значит, «дозу не схватил». Думаем, смотрим, ставим второй прибор. Теперь один из газоанализаторов стоит прямо рядом со мной, дабы точно знать концентрацию ВВ в том воздухе, которым дышу я. Второй прибор положение датчика не меняет - остается в багажнике работать «смертником». Именно в багажном отделении набегает три процента за три минуты. Въезжаю в воду. Цифры на заднем приборе ползут вверх. На переднем пока все в пределах какой-никакой нормы. То есть жить пока буду. Сижу пять минут. Задний прибор давно беспомощно пищит, сообщая, что измерять такое огромное количество гадости он не способен. Передний пока в границах до зоны отравления. Я догадываюсь о причине такого поведения - СО тяжелее воздуха и, пока столб газа не перевалил через спинки задних сидений, я буду в относительной безопасности. Еще пять минут... На переднем приборе цифры поползли вверх. Надо досидеть, пока его не зашкалит, чтобы собрать максимально возможное количество данных, тем более что максимум «всего» на двух процентах. Сижу. Жду. Заношу данные. Лавинообразного повышения показателей нет. И в этом главная опасность -длительность воздействия компенсирует количество газа. Я чувствую, что начинаю... как бы это сказать... обмякать. Не то чтобы клонило в сон, но появилась некоторая «ватность». Звуки воспринимаются будто через какой-то мягкий предмет вроде подушки, нечеткие и размытые, сопровождаются звоном в ушах. Да и зрение как-то слегка притупилось. Я видел цифры и знал, что нужно ждать чего-то подобного, поэтому и обратил внимание. Если бы газ пришел без предупреждения, то, наверно, и не заметил бы. Пора выбираться. Со второго раза попадаю в передачу и как-то слишком резко бросаю сцепление. Так... Есть небольшое нарушение координации. Как после часа в пробке. Выезжаю, открываю дверь и получаю сильный удар по легким. Даже пошатнуло от свежего воздуха. Примерно десять минут понадобилось, чтобы прийти в себя. По моим ощущениям, я продержался бы внутри не больше десяти минут. Потом бы уснул и не проснулся... Зачем я это написал? Чтобы вы могли запомнить мои ощущения и, таким образом, уберечь себя. Запомните: если звуки стали приглушенными, свет смягчился, а руки слегка непослушны, быстро на свежий воздух. Следующим симптомом будет сонливость...
Евро-2?
К финальной части нашего исследования мы подошли после приличного временного перерыва. На этот раз хозяин Patriot, любезно предоставленного для первого «затопления», принять наше приглашение не смог, а потому нужно было найти другую машину. Идеальным вариантом могла стать товарная машина с дилерского стока. Без особой надежды на успех (уж больно неблаговидное с точки зрения производителя исследование было затеяно) мы обратились к дилерам УАЗа. И, о чудо, вечером следующего дня пепельно-зеленый Patriot уже стоял во дворе редакции. Нам повезло - машина была самая что ни на есть товарная. Пробег 300 км, заводские регулировки и минимальная предпродажная подготовка.
Перед замерами в ванне мы отправились на специальный газоанализаторный стенд, дабы иметь в распоряжении точные цифры содержания вредных веществ в выхлопе. И что же? Налицо превышение верхнего предела содержания ВВ для инжекторного двигателя! Другими словами, автомобиль снабжал атмосферу почти максимумом угарного газа, на который только был способен. Показатели на уровне разрегулированного карбюраторного... А где же обещанный катализатор? Нырнув под машину, обнаружили, что... его там нет, а вместо высокотехнологичного дожигателя выхлопных газов - банальная труба. Похоже, нам попался Patriot из партии, выпущенной до введения Евро-2. Но для нашего исследования это даже лучше. Остается заехать в ванну и произвести стартовые замеры. Чуда снова не происходит. Цифры содержания СО почти полностью повторяют показатели первого Patriot. Для верности замеряем еще раз. То же самое. Все, едем разбирать салон...
Урок художественной лепки
Нам понадобятся три тубы кузовного герметика (или килограмм автомобильного пластилина), три тюбика водостойкой «жидкой прокладки», моток армированного скотча, минимальный набор инструмента и.. . пять часов времени. Пять - при условии, что работать будет один человек, до этого не имевший опыта разборки-сборки салона Patriot, плюс отсутствие подъемника.
Итак, снимаем задние сиденья вместе с пластиковыми панелями, ремни безопасности, коврики, шу-моизоляцию и пластиковую обшивку, то есть, разбираем всю заднюю часть салона от задних дверей до пятой на высоту до боковых стекол. Затем снимаем все резиновые заглушки, включая те, что стоят глубоко в нишах под задними фонарями. Берем любое средство для обезжиривания (мы воспользовались очистителем карбюратора) и подготавливаем места будущей обработки герметиком. Сначала обильно смазываем «жидкой прокладкой» все сливные отверстия и ставим заглушки на место, затем заливаем ниши болтов крепления кузова. Так же заделываем щели по сварным швам задних стоек и короба усилителя. С герметизацией пола закончили. Теперь самое трудное. Нужно забраться внутрь стойки задней двери и заделать пластилином (в нашем случае - кузовным герметиком) длинный шов; идущий с самого низа стойки по арке. Если у вас руки чуть толще тонких, то придется показать чудеса акробатики. На этом работа «сверху» в принципе закончена.
Следующий этап -заделка «снизу». Это гораздо проще. Главное, найти поперечину, соединяющую стойки, а дальше действовать по схеме «вижу дыру-заделываю». Оптимального варианта нет, есть удобные и неудобные. Часть отверстий мы заделывали кузовным герметиком, а часть заклеивали скотчем с последующей герметизацией «жидкой прокладкой». На вид получилось неплохо. Осталось дождаться высыхания всего сохнущего и приклеивания всего клеящегося, и снова в ванну.
Одним из приоритетных направлений при конструировании автомобильного кузова являются мероприятия по борьбе с внутренним шумом. Для этого, помимо снижения уровней шума от источников (механизмов, шин и воздушных потоков), производится нанесение шумоизолирующих материалов. Но есть и менее очевидный путь проникновения шума - через различные короба и отверстия в конструкции кузова. И таких «шу-моводов» в конструкции автомобильного кузова множество. Часть из них неизбежны - это отверстия для прохода различных тяг управления, рулевого вала, жгутов проводки. Но самыми сложными в изоляции являются короба несущей структуры и сливные отверстия конденсата. Кузов стараются спроектировать таким образом, чтобы не было путей прохода шума по стойкам. На сливные отверстия или ставят резиновые трубки, или делают несколько последовательных объемов. В результате получается конструкция, практически герметично отделяющая внешнюю зону. Побочным результатом такой конструкции автомобильного кузова является то, что выхлопные газы, скапливающиеся под днищем автомобиля (особенно стоящего в воде, где они образуют «пузырь»), не могут попасть в салон. Причем, так как это конструктивное разделение происходит со стороны салона, даже сгнившие панели не всегда нарушают герметизацию рационально спроектированного кузова. И напротив, неквалифицированно проведенный кузовной ремонт может существенно снизить газонепроницаемость салона. Отсюда следует, что самыми опасными с точки зрения попадания выхлопных газов в сало-н автомобиля, находящегося в глубоком (под днищем автомобиля образуется газовая подушка) броде, оказываются неплотности стыков кузова, непосредственно выходящие в газовую подушку. При этом даже значительные отверстия, находящиеся с внешней стороны кузова или глубже подушки, существенной опасности не представляют. При осмотре конструкции кузова UAZ Patriot мы обнаружили целый ряд технологических отверстий для слива фосфатиру-ющего раствора. При сборке автомобиля они должны быть закрыты заглушками. Незагерметизиро-ванные сварные швы усилителей пола выходят в наиболее опасную зону, а из них имеется прямой путь в пороги и стойки кузова. Необходимо заметить, что конструкция стоек вызвала у нас удивление -если обычно их стараются сделать коробчатыми, закрытого профиля с максимальной площадью сечения, то на UAZ они почему-то открытые. Во-первых, это снижает жесткость кузова, а во-вторых, на лицо путь для шума и газов. И при такой конструкции необходимо очень строго следить за правильностью нанесения герметиков на швы днища кузова, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. Но с этим оказались большие проблемы, герметики лежали кое-как и в явно недостаточном количестве. На мой взгляд это более чем странно для автомобиля, который пытаются позиционировать на рынке как комфортабельный SUV (почти кроссовер). Полностью устранить проблему, не перерабатывая коренным образом конструкцию устаревшего кузова (а это очень сложно и дорого), невозможно, но снизить остроту проблемы вполне можно. Для этого необходимо наладить процесс герметизации сварных швов и ввести операции по герметизации стоек кузова или установкой заглушек, или нанесением пены (это годится и для машин, находящихся в эксплуатации, владельцы которых не хотят подвергать свое здоровье и жизнь опасности). А наши тесты доказали эффективность этих мероприятий. Они не требуют больших затрат, если они введены в технологический процесс изготовления кузова, но необходимо желание производителя делать машины на современном техническом уровне. Тем более что много усилий на этом пути уже сделано, в частности неплохо герметизированы и шу-моизолированы места входа рычагов трансмиссии, на которые пало подозрение в начале тестов, применено немало шумоизолирующих материалов, улучшается качество изготовления.
Вес взят!
В работе те же два прибора, что и до герметизации. Один измеряет фон в багажном отсеке, а второй на месте водителя. Загоняем машину в воду на «стандартную» глубину. Проходит две минуты. Показатели почти не меняются. Три минуты. Что-то зашевелилось. Четыре минуты. Еще на уровне. Пять минут. Концентрация не поднимается! Десять минут. Уровень СО незначителен! Двенадцать минут. Четырнадцать минут. Все еще норма! За пятнадцать минут концентрация ВВ достигла уровня фона московской пробки! Неужели победа? Значит, точки проникновения газа в салон мы определили точно. Но главное в другом -выходит, что такими простыми действиями можно победить «родовое проклятие» уазовского кузова. И всех ужасов, о которых мы писали в предыдущих «Стик-сах», можно избежать путем введения несложной операции на конвейере!
В ходе доработки машины нам понадобилось материалов на сумму около 1000 рублей. Плюс работа. Вы согласны доплатить к стоимости автомобиля пару тысяч за безопасность? Я согласен. В таком варианте UAZ Patriot уже начинает маячить на моем покупательском горизонте.
Мы возвращались в Москву поздно вечером. Что чувствовали? Удовлетворение. Теперь мы знаем, каким образом можно переименовать эту реку...
P.S. Остался пустяк. Нужно сделать так, чтобы ульяновский завод признал наличие проблемы, а, признав, попробовал бы ее решить, тем более что, как показал сегодняшний тест, это не потребует серьезных изменений конструкции кузова. Да, еще один вопрос остался «за кадром». Интересно, как в этом смысле обстоят дела у другого популярнейшего российского внедорожника. Тольятти, вы нас слышите?..
Показатели содержания СО базовых автомобилей | ||
---|---|---|
время, мин | содержание СО, мг/м3 | |
UAZ Patriot | UAZ Hunter | |
1 | 54 | 18 |
2 | 157 | 20.8 |
3 | 235 | 44 |
4 | 300 (зашкал прибора) | 54 |
5 | 300 (зашкал прибора) | 70 |
...10 | 300 (зашкал прибора) | 200 |
...11 | 300 (зашкал прибора) | 300 (зашкал прибора) |
Влияние герметизации салона UAZ Patriot | ||
время, мин | содержание СО, мг/м3 | |
до герметизации | после герметизации | |
1 | 29 | 5 |
2 | 124 | 9 |
3 | 300 (зашкал прибора) | 17 |
4 | 300 (зашкал прибора) | 33 |
5 | 300 (зашкал прибора) | 39 |
...10 | 300 (зашкал прибора) | 61 |
Не стоит расценивать UAZ Patriot как полноценный внедорожник. Скорее это большой комфортный автомобиль с повышенными внедорожными способностями. То есть, машина не предназначена для постоянного преодоления серьезного бездорожья. Исходя из этого, вероятность застревания в броде на этой машине ничтожно мала. Я сам заядлый рыбак и много езжу вне дорог, но еще никогда не попадал в такую ситуацию. Несмотря на это, мы всегда обращаем внимание на подобные тесты, особенно если получены конкретные результаты. Ведь и мы, и конструкторы на заводе стараемся вычитывать все отзывы журналистов, тем более такие. Хочу сказать огромное спасибо. Проведена серьезная работа. Я точно могу сказать, что ваши результаты будут учтены. Что касается самого UAZ Patriot, то вы могли видеть на Международном автосалоне, что модель развивается. Уже сейчас начат выпуск машин с новой выхлопной системой из нержавеющей стали высокого качества. Кузов пока не претерпел изменений в задней части и на месте стоек задних дверей. Но машину мы постоянно дорабатываем. Жаль, что Patriot, который побывал у вас на тесте, оказался из небольшой партии автомобилей без катализатора, выпущенной до введения европейских экологических норм. Показатели новой машины могли бы быть совсем другими.
Редакция благодарит компанию «Лада-Фаворит» (495) 916-56-56 за предоставленный автомобиль.
текст: Дмитрий ЛЯХОВЕНКО
фото: Алексей ВАСИЛЬЕВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.