Экспедиционная часть

Сочинский фестиваль «Разбушлат» – мы едем в гор

Море, солнце и песок... В нашей стране за этими атрибутами отдыха традиционно едут на Черноморское побережье. Но «пилить» полторы тысячи километров для того, чтобы покататься по песчаной косе – это как-то неспортивно. Для повышения спортивности в программу «Разбушлата» на этот раз была включена и экспедиционная часть.

На песчаной косе между поселками Витязево и Благовещенский собралось около 50 автомобилей. С одной стороны косы Витязевский лиман, с другой – Черное море. В общем, почти рай. Почти, потому что ни одного дерева в радиусе нескольких километров так и не было обнаружено, а температура днем держалась на уровне плюс 33 градуса в тени. Зато в избытке присутствовал песок. Не правда ли, отличное покрытие для гонок на 400 метров?

Непосредственно в экспедиционной части приняли участие 12 экипажей во главе с организатором фестиваля СергеемШинкаревым. 300 километров по горным серпантинам в сторону Майкопа и далее до Гуамки пролетели на удивление незаметно. Грузовиков встречалось мало, так что особых проблем с обгонами никто не испытывал. Постепенно дорога перешла в грунтовый серпантин, которым никто, кроме лесовозных «Уралов» и «КамАЗов», не пользуется. Потом грунтовку сменила каменная «тропа». Экипажи переключились на первую-вторую пониженную и неспешно продолжили путь. Нашей целью было уникальное Лагонакское нагорье, точнее, плато Лагонаки. Его уникальность – во флоре, аналогов которой нет во всем Кавказском заповеднике, и многочисленных пещерах (всего их около 130). Эти подземные лабиринты зачастую имеют глубину до 525 метров и протяженность до 4 километров. Нередки в этих местах и озера, причем местные водоемы можно разделить на два типа – постоянные и возобновляющиеся в период интенсивного таяния ледников.

К плато мы вышли на несколько часов позже, чем было запланировано. К этому времени на склоны уже лег густой туман, и видимость сократилась до 10 метров. При этом ты понимаешь, что едешь по хребту, и буквально в метре от тебя начинается уклон, тянущийся на 1,5 километра вниз, вниз, вниз... Лишь иногда сквозь белое марево просматривались габариты и фары соседних машин. Направление движения можно определить только по треку GPS, а отличить подъем от спуска проще всего было по показаниям альтиметра и чуть более натужному рыку дизеля. Ночевку устроили прямо на плато. Кстати, если вы думаете, что плато представляет собой плоскость, то должен вас разочаровать: в масштабе гор, возможно, это и похоже на ровную поверхность, но в масштабе человека, палатки и автомобиля это сплошные ямы и уклоны.

На следующий день было принято решение выслать вперед разведгруппу из трех подготовленных автомобилей. Два журналистских экипажа решили присоединиться. Остальные участники должны были нас нагнать на следующий день. Но разведка маршрута вместо обещанных организаторами пяти часов заняла... два дня! На деле оказалось, что дороги как таковой нет.

Следующие два дня мы ехали вверх. Максимальная высота над уровнем моря составила 2260 метров, а после двух километров дизельные машины начинают ощущать кислородное голодание. В результате падает мощность, а выхлоп начинает напоминать дым от паровоза, с той лишь разницей, что от паровоза он слабее и не такой черный.

Самым сложным участком оказалась пешеходная тропа длиной 150 метров. Для проезда автомобиля она была явно не предназначена. Но, сверившись с картой и убедившись, что объезд займет как минимум несколько часов, мы решились на штурм. Первым стартовал серебристый УАЗ «кабриолет». Машина преодолела препятствие на грани фола. Вторым поехал ваш покорный слуга на своем дизельном Hunter. Стоя на подножке, я одновременно с рулежкой пытался максимально откренить автомобиль. Не скрою, было страшно, тем более что по долгу службы я видел не один десяток перевернутых машин и представлял, какие крены являются критическими для моей машины. Благополучно преодолев злосчастную тропу, я пешком вернулся к остальным участникам пробега. Оставшиеся автомобили было решено страховать с помощью тросов и дополнительно спустить колеса по левому борту. На особо сложных участках левые колеса опасно отрывались от земли, но благодаря страховке их удавалось приземлить. В итоге, переправа, занявшая вместе с раздумьями около двух часов, окончилась благополучно. Дальше начались странности: когда мы вышли на связь с Лагонаки, то с удивлением узнали, что оставшаяся группа решила вернуться обратно. Самое скверное, что с ними уехал и организатор! Но поскольку в нашем случае о возвращении не могло быть и речи, мы двинулись к ближайшему выезду из заповедника. Там нас встретилшлагбаум,штрафы и протоколы о нарушении границ заповедной зоны. Впрочем, испортить впечатления от необыкновенной природы эти «репрессии» уже не могли...

текст и фото: Александр ДАВИДЮК

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9-10 сентябрь-октябрь 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты