«Новая» дисциплина

Этап Чемпионата Европы по автокроссу. Дмитровский автополигон

Автомобильный кросс – дисциплина, представляющая собой гонки, проходящие на кольцевых (замкнутых) трассах без покрытия либо с насыпным покрытием (грунт, песок, крошка, гравий и т.п.).

Из Технических требований к автомобилям, участвующим в национальных соревнованиях РАФ по автомобильному кроссу и ралли-кроссу

Кроссовая трасса Дмитровского автополигона. Именно на этом, огражденном красным металлическим отбойником кольце, мы недавно тестировали очередной раллирейдовый прототип. Но сегодня здесь не в пример многолюдно, торжественно и напряженно. Дмитров принимает этап Чемпионата Европы по автокроссу. На стартовой линии в шахматном порядке выстроились надрывно воющие и фыркающие существа. Даже неподвижные, они заставляют организм вырабатывать адреналин. Здесь место Силы, которую можно чувствовать на расстоянии. «Изящество» раненного слона в сочетании с «красотой» в стиле Безумного Макса. Нервное напряжение бензиновых войн и страх перед беспощадными воинами дорог. Постапокалиптические транспортные средства. Фантазии сумасшедшего механика из пещерных поселений близ подземного города Трэшкарвиль. Интересно, сколько я еще успею придумать эпитетов, пока эта интернациональная армада не сдвинулась с места?

Всепоглощающий вой работающих на бешеных оборотах роторных двигателей и… старт! В одну секунду неуклюжие монстры превратились в многоколесную массу, с пугающей скоростью летящую к входу в первый поворот. И сразу же контактная борьба за лучшую траекторию. Вот кто-то пошел вабанк и проиграл, скользя в неизбежность стального ограждения, а кто-то поймал удачу и, чудом миновав сцепившуюся пару машин, вырвался в лидирующую группу. Вновь набор скорости и вираж в скольжении с отрывом обоих правых колес. Поверьте, дрифтинг придумали неучи. Это даже не дрифтинг, это полет в скольжении! Дальше все как обычно – у кого-то не выдержали нервы, а у кого-то сдалась техника. И так все пятнадцать кругов. Борьба до самого финиша…

Да что мы все о красоте действа и восхитительных схватках на трассах?! Зрителей-то на трибунах не так уж и много, причем добрая их половина – сотрудники полигона, родственники и знакомые участников. В чем причина? Да очень просто – обычный бумажный листок с датой проведения одного из этапов Чемпионата Европы не соберет многотысячной зрительской толпы. Нужна полноценная рекламная компания этого потрясающего вида спорта. Зачем нам миллиардные вложения в футбол, если чемпионом мира сборной России не стать никогда? В автокроссе же все гораздо реальнее. Мало того, в этой дисциплине у нас есть уже свои чемпионы: Айрат Шаймиев – двукратный чемпион Европы, Радик Шаймиев – чемпион Европы, Илья Резниченко – вице-чемпион Европы.

Но давайте вернемся на трассу гонки. Как уже было сказано, этот этап Чемпионата Европы проходил на трассе Дмитровского автополигона. Вообще-то подобные соревнования здесь проводятся с 1987 года. А в 1996 году трасса была серьезно модифицирована в соответствии с требованиямиФИА. И с тех пор Дмитров регулярно принимает у себя Чемпионат Европы по автокроссу. Кстати, своей конфигурацией дмитровская трасса не похожа ни на одну другую– в нашей стране в честиширокие «грунтовки», с длинными прямиками и трамплинами (такие как в Семено-Оленинское, Кораблино и Истре). Эта же трасса, напротив, вызывает не вполне кроссовую ассоциацию – кольцо Формулы1 вМонте-Карло…И действительно, у них много общего: железные стеныотбойников, единственная скоростная прямая и узкие техничные шпильки. И так же, как и на знаменитой трассе «Гран-При», в Дмитрове побеждает не лучший мотор, а мастерство пилота. Есть и еще один тонкий момент – эта трасса единственная не то что в России, а во всей Европе, где старт дается с асфальта! Это накладывает свой отпечаток на пилотирование – чуть перегазовал и порвал привод.

P.S. Автомобильный кросс (во всех своих проявлениях) – для нашего издания новая и во многом загадочная дисциплина, что, согласитесь, довольно странно. Практически полное соответствие названию журнала обязывет: дорожное покрытие на кроссовых трассах отсутствует априори, а драйва там просто через край. В общем, в ближайшем будущем обязуемся восполнить досадный пробел…


ЧТО ТАКОЕ АВТОКРОСС

Если говорить официальным языком, то автокросс – это соревнования спортивных автомобилей по замкнутой грунтовой трассе. В отечественном автокроссе участники соревнуются на разных автомобилях – от почти стандартных легковых в классе «Лада-Стандарт» до грузовиков ЗИЛ-130 (представьте себе летящее на высоте полутора метров изделие Московского автозавода имени Лихачева). На международных соревнованиях в гонках участвуют легковые автомобили дивизиона 1 и специальные кроссовые дивизионов 3 и 3А (последние отличаются допустимым рабочим объемом двигателя). Организация гонок напоминает кольцевые гонки. Соперники выстраиваются на старте в шахматном порядке: в первом ряду, как правило, стоят три гонщика, во втором – два, в третьем – опять три и т.д. Дается общий старт. Первые 30 метров участники обязаны ехать по прямой, чтобы не допустить умышленного перекрытия траектории и исключить контактную борьбу на старте. Далее пилоты выезжают на трассу и проходят по ней несколько кругов. Кстати, в автокроссе есть несколько специфических правил, которые применяются только в этих соревнованиях. Например, здесь, в отличие от «гонок на выживание», запрещен «кроссинг», то есть атакуемый автомобиль не должен загораживать трассу атакующему. За этим строго следят судьи и спортивные комиссары. Они же после финиша соревнований вместе с механиками команд «вскрывают» моторы автомобилей-победителей и проверяют их на соответствие техническому регламенту.



IX этап Чемпионата Европы по автокроссу
МестоФИОАвтомобильV двиг. (см3)Страна
ДИВИЗИОН 1
1102WILD HelmutVW PoloTurbo1762Германия
2105КВАШНИН СергейRenault ClioSport1998Россия
3195КАРАСЕВИЧ АлександрVW Golf998Россия
ДИВИЗИОН 3
1 4KAREKA RomanБагги Tatra3998Чехия
23HOSEK YaroslavБагги Audi A83998Чехия
37KALVODA RomaБагги Ford1995Чехия
ДИВИЗИОН 3А
1201TUREK PeterБагги Skoda 1300 Чехия
2277САДОВНИКОВ СтаниславБагги Skoda1400Россия
3203 SVOBODA GuitisБагги Skoda1300 Чехия


КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Как и в других видах соревнований, в кроссе существует деление на классы и дивизионы, определяющие конструктивные особенности гоночных автомобилей. В международном и национальном классах деление несколько отличается, но основные виды близки. Две группы – это «Багги», классифицируемые как СКА или специальные кроссовые автомобили, и «Модифицированные легковые автомобили», представляющие собой сильно измененные серийные легковые автомобили. Все багги входят в Национальные классы (дивизионы 3 и 3А) иМеждународные классы (Д3 и Д3А). Требования практически приведены к единому знаменателю. Багги подразделяются на классы по объему двигателя: с объемом мотора до 4000 см3 и с объемом мотора до 1600 см3. Но главные различия здесь только начинаются. Проще сказать, что общего у всех багги. Во-первых, это несущая пространственная рама с местом пилота, ограниченным каркасом безопасности (по совместительству являющимся основной силовой структурой машины). Двигатель располагается сзади, но его место не привязано жестко регламентом. Он может быть как в базе, между задней осью и водителем, так и за задней осью. Обе схемы имеют свои преимущества и недостатки. Привод у машин полный, межосевой дифференциал, как правило, отсутствует. С одной стороны, это несколько ухудшает управляемость, но с другой, добавляет надежности. Длинноходные независимые подвески на двойных треугольных рычагах – это проверенная десятилетиями схема, обеспечивающая максимальное сцепление с дорогой на любых неровностях. В кокпите установлен минимум приборов – тахометр, указатели температуры и давления масла в двигателе устанавливаются не всегда, чаще ихфункции возложены на контрольные лампы. На этом общие черты заканчиваются. Дальше начинается… творчество. Например, для снижения неподрессоренных масс тормозные диски могут быть вынесены к главным передачам, а в качестве суппортов используются многопоршневые механизмы от кольцевой мототехники.

Национальные классы 1 и 1А и международные Д1 и Д1А объединяют модифицированные легковые автомобили. Здесь все несколько проще. Например, довольно либеральные требования классов 1 и Д1 предполагают автомобили с приводом на одну ось и моторы объемом до 1600 см3 (допускаются значительные изменения). В Национальном классе бал правят легкие, жесткие и недорогие, изученные со всех сторон ВАЗ-2108, с безнаддувных моторов которых снимают по 160-170 сил! Естественно, это уже совсем другие двигатели с минимальным ресурсом. Здесь уже нельзя обойтись без системы смазки двигателя с сухим картером, а для «переваривания» сумасшедших кроссовых нагрузок нужны усиленные привода и кулачковые КПП. Что до подвески, то уровень ее модификации не так велик – кузов-то почти стандартный. Амортизаторы с дополнительными компенсационными камерами и замена соединений на сайлентблоках на сферические шарниры. В дивизионе 1А первую скрипку играют сильно переработанные автомобилиWRC и специальные кроссовые прототипы. Зачастую это просто «багги в пластиковом кузове». Технический регламент здесь чрезвычайно свободный: полноприводные автомобили с 2-литровыми моторами, разрешен турбонаддув и другие способы увеличения отдачи мотора. Единственное ограничение – прототип должен иметь серийный аналог. В результате, такие машины лишь внешне напоминают своих прародителей. В их основе лежит пространственная рама, на которую надеты легкие стеклопластиковые кузовные панели, в которых «должен угадываться образ донора». Такие монстры нередко имеют под капотом двигатель мощностью свыше 400 л.с. Все доработки, точнее, конструктивные инженерные решения, настолько уникальны для каждого автомобиля, что подвести под конструкциями этих болидов какуюто черту сложнее сложного. Здесь не брезгуют даже технологиями «Формулы-1».


САДОВЫЕ ТЕЛЕЖКИ, ГЕРМАНСКИЕ «ЖУКИ» И ИХ ПЛЯЖНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ

Почему именно багги? Все очень просто, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Есть две равноправные теории. Первая гласит, что название произошло от слова bogie (англ. садовая тележка) и относится чуть ли не к началу XX века. Обсуждаем и вариант происхождения от английского слова bug, то есть «жук». Так или иначе, первые массовые конструкции пляжных автомобилей строились именно на основе немецких «жуков» – простых и легких VW Kaefer. Основная заслуга в зарождении этого класса автомобилей принадлежит небезызвестному Фердинанду Порше. Рисуя концепцию Kaefer, Порше создал его как модульную заднемоторную заднеприводную конструкцию, где двигатель и КПП со встроенной главной передачей представляли единый агрегат. Эта схема как нельзя лучше подходила для установки узла в любой кузов. Этим и воспользовались первые строители пляжных автомобилей. Вот рецепт: рама от компактного седана и закрепленный на ней агрегатный блок от Kaefer. Оставалось только сделать длинноходную подвеску и установить пару кресел. Простота конструкции, помноженная на дешевизну запчастей – что еще нужно для популярности? В 50-е годы в США начался бум «пляжных автомобильчиков». Очень скоро в США начали проводиться и соревнования на багги. Но тут прогресс баггистроения неожиданно свернул в сторону обеспечения комфортного перемещения, а сами автомобили стали превращаться в комфортабельные пляжные внедорожники. На багги начали устанавливать фары, удобные сиденья, зеркала заднего вида, стеклоочистители и бамперы. Именно такие машины наряду с легковыми автомобилями принимали участие в ралли по пересеченной местности. Но вскоре прогресс потребовал регресса – с отяжелевших машин начали снимать все мешающее гонкам. В результате появились специальные кроссовые багги. Они были строго одноместные с усиленной пространственной рамой, мощным двигателем и грязезащитными щитками вместо полноценного кузова. Выглядели они неказисто, но как нельзя лучше соответствовали назначению. Как вы догадываетесь, это и были предшественники современных багги, сохранившие компоновку поделок на основе уникального «насекомого» от гени-альногоФердинанда Порше.


ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОКРОССА

Соревнования на багги очень быстро завоевали популярность и в СССР. Первая машина была построена в 1972 году в Лаборатории скоростных автомобилей Московского автодорожного института (МАДИ), затем багги появились в Латвии и Эстонии, причем в нашей стране они изначально стали кроссовыми автомобилями. Соревнования на багги в СССР стали проводиться с 1973 года. В 1976 году в Рязани прошли первые Всесоюзные соревнования, а с 1977 года стал проводиться и Чемпионат страны по автокроссу на автомобилях «багги». В том, что автокросс на легковых автомобилях в сентябре 1973 года начался в Тольятти – большая заслуга гонщиков УГК ВАЗ. До этого события никто в стране на легковушках по пересеченной местности официально не соревновался. И тогда Анатолий Козырчиков, который до приезда в Тольятти проводил нечто подобное в Ижевске, предложил организовать гонку, получившую название «Серебряная ладья». Он же стал и победителем этих первых соревнований. Вскоре «Серебряная ладья» завоевала популярность среди тольяттинцев, потянув за собой развитие целого направления. Из автокросса вышли десятки спортсменов, многие из которых стали впоследствии настоящими легендами отечественного автоспорта.


текст: Дмитрий ЛЯХОВЕНКО
Алексей ИСАЕВ
фото: Алексей ВАСИЛЬЕВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9-10 сентябрь-октябрь 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты