Испытание Европой

Eurotrial – российские триалисты соревнуются на финских скалах

Эта история началась в августе прошлого года. В то время российское сообщество триалистов как раз активно обсуждало итоги очередного этапа Чемпионата России. Я же занимался своей обычной работой – искал материалы для блока международных новостей, и совершенно случайно натолкнулся на одном из внедорожных сайтов на статью про прошедшее в Венгрии общеевропейское соревнование под названием Eurotrial. С этого все и началось…

Виртуальное начало

Скажете, я хвастаюсь? Возможно. Но у меня есть для этого некоторые основания. Потому что именно с сообщения, размещенного мной в 14:53 29 августа 2005 года на форуме сайта jeep-trial.ru, начался бросок в Европу российской команды. Звучало оно так: «Ну что, господа триалисты, а не пора ли вам все же потихоньку выползать на международный уровень? Да, нормального чемпионата Европы по триалу не существует. Но раз в год, в июне, проходят соревнования под названием «Eurotrial». В 2006 он будет проходить в Финляндии». Реакция на сообщение меня до крайности удивила. Если часть спортсменов сразу и с энтузиазмом высказалась в стиле старого анекдота «Я не знаю, о чем вы говорите, но ехать таки да, надо», то наши главные организаторы в лице глубоко уважаемого мной председателя комиссии по джип-триалу РАФ Ивана Евдокимова высказались в том духе, что нечего нам там делать, поскольку трассы у нас теперь гораздо сложнее, и учиться у европейцев нам нечему. Тем не менее, идея запала в джиперские массы, и подготовка началась, сперва, так сказать, в виртуальной форме, а потом и в виде вполне практических встреч. В июне прояснился примерный состав команды, в которую вошли Андрей Егоров, Сергей Щетинин, Антон Филимонов, Олег Сухорукое, Юрий Самодуров и Иван Евдокимов. К концу июня все окончательно утряслось. Выяснилось, что ни Иван Евдокимов, ни Юрий Самодуров непосредственно участвовать в соревнованиях не будут, но все-таки поедут в Финляндию в качестве наблюдателей.

Филимонов будет выступать со своим постоянным штурманом Алексеем Луцким, место штурмана в «Ниве» Андрея Егорова займет Григорий Малеев (до этого он больше занимался джип-спринтом и ралли-рейдами), с Олегом Сухоруковым поедет Виталий Семенов. Что же касается Сергея Щетинина, то он будет выступать вместе с Олегом Романовым на стандартном Mercedes G-class.

Что такое «скрутениеринг»

База отдыха «Хухмари» встретила меня знакомой по Хорватии атмосферой международного джипер-ского лагеря, но отличия почувствовались буквально сразу. На Croatia Trophy каждый из спортсменов представлял прежде всего сам себя, и лишь во вторую очередь -страну. Здесь все было наоборот. Все машины и лагеря украшены национальными флагами, многие из команд приехали в униформе национальных цветов. На этом фоне Team Russia оказалась экипирована весьма скромно, точнее -почти никак. Впрочем, пара флагов в запасе у наших спортсменов все же нашлась.

Пятница была целиком и полностью отведена под «скрутениеринг» (этим английским словом называется комплекс административных и технических испекций). Собственно, сами инспекции занимали не такое уж большое время, и проводились весьма либерально. Во всяком случае, все 127 участников получили право участвовать именно в тех категориях, в которых они заявились, хотя и с оговорками. Например, Мирослава Худечека из Чехии, который решил выступать в классе Original на лифтованной Suzuki Vitara, предупредили, что к соревнованию его допустят, но если против него будет подан протест, то его результат будет аннулирован. Забегая вперед, скажу: чехи показали второй результат, но команда Швейцарии подала протест, Мирослав был дисквалифицирован, а два швейцарских экипажа получили в этом классе серебро и бронзу. Российские машины прошли «скрутениеринг» без особых проблем. Кстати, я с удивлением обнаружил, что в стартовых протоколах защищающими честь России значатся не четыре, а пять экипажей! Под российским триколором решил выступать финский экипаж Юри Пе-сонена и Сами Кейнанена на Suzuki Samurai, заявленный в классе Pro Modified.


ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ

Автомобили группы 0 (Original) стандартные. Включая шины штатной размерности. В этом классе выступали Щетинин и Романов, и им предстояло конкурировать с 26 экипажами. Второй класс, S (Standard). Здесь уже можно заменить упругие элементы подвески (не меняя их тип), а размер шин ограничен 900 мм (35 дюймами). В этот класс попали « Нива» Андрея Егорова, Jeep Wrangler YJ Олега Сухорукова и еще 33 автомобиля. В классе М (Modified) можно лиф-товать подвеску (не меняя ее тип) и устанавливать резину любой размерности (за исключением «тракторной»). В этом классе российские экипажи не выступали, а призы оспаривали 19 пилотов. Еще большие модификации допускает группа РМ (ProModified). Здесь разрешено практически все, за исключением управляемых задних колес и «ломающейся» рамы. Единственное требование - кузов должен идентифицироваться как существующая модель. В этом классе выступали Антон Филимонов и Юри Песонен, а всего здесь было заявлено 20 машин. И, наконец, класс Р - Prototype. Тут можно все, кроме сочлененных конструкций. В Хухмари собралось 15 таких машин.

Настроение бодрое, тонем!

Одновременно с технической комиссией начала работать и единственная тренировочная секция, расположенная в сотне метров от настоящих секций соревнования. В нее сразу выстроилась длиннющая очередь: практически всем хотелось примериться к финским гранитным валунам. С реальными препятствиями можно было знакомиться только в пешем строю. Встретившись вечером с нашей командой, я понял, что настроение у ребят серьезно упало. Лейтмотив был: «дааа, с такими соперниками и на таких трассах ловить нечего». А ведь ехали они в Финляндию с мыслями «ну, сейчас мы им покажем, как Тузик тряпки порвем!» На самом деле, это, конечно, была другая крайность, и с похоронными настроениями участники нашей команды в целом справились. Нужно было просто выходить на старт и бороться.

В девять утра зарычали моторы: открылись все десять зачетных секций. Нужно сказать, что на «Еврот-риале» используется довольно непривычная для нас схема проведения соревнования. Каждому из участников нужно пройти все десять секций, в каждой из которых стоит по 4-5 ворот. Но ворота эти - разные, одни для стандартных или почти стандартных машин, другие - для монстров и приближающихся к этой категории. Различить ворота можно по флажкам разного цвета. Проходить ворота нужно в определенном порядке. Можно отказаться от прохождения последних ворот и получить по 50 штрафных очков за каждые не пройденные ворота, но если перепутаешь порядок и вместо, скажем, вторых ворот поедешь в третьи -то выступление останавливается, ты получаешь 50 очков штрафа за неправильное прохождение секции плюс соответствующую сумму за все не пройденные ворота. Сбитая вешка стоит 25 очков, но штрафуется касание и сбитие любых вешек в секции, а не только «своих». При этом во многих случаях растущие в секциях деревья были помечены ленточками, что означало, что они приравнены к вешкам и касаться их тоже нельзя. Въезд в секцию - в порядке живой очереди.


ВЫ КАКИЕ ПРЕДПОЧИТАЕТЕ?

На чем «триалят» европейцы? В «оригинальном» и «стандартном» классах бал правят Suzuki Samurai. 35 из 61 участника, выступающего в этих классах, выбрали именно эту марку. В классах Modified и ProModified их меньше - 12 из 39. Чуть менее популярны автомобили Jeep. В классе Original был замечен лишь один представитель этого семейства, в классе Modified -три, а в классах Standard и ProModified - по шесть. Следом идут Mercedes G-class, Land Rover и Toyota (в основном - 40й и 70й серий). Они есть в каждом классе, от одной до трех машин. Все прочее - всяческая рамная экзотика типа индийской Mahindra, Asia Rocsta, Daihatsu Rocky или Volvo C303. Она встречается в единичных количествах. Ну а прототипы - они и есть прототипы. Здесь в графе «марка автомобиля» пишется его имя собственное - Moggster, Mudzilla, Tamagochi, Kuksa, Gypsy Rover...


Выкладки д'Артаньяна

«Д'Артаньян по обыкновению произвел выкладку, и у него получилось, что час равняется шестидесяти минутам, а минута шестидесяти секундам». Я последовал его примеру, и у меня получилось, что для того, чтобы финская секция пропустила через себя всех участников, она должна работать, как швейцарские часы: ни один из спортсменов не должен провести в ней более 4-х минут, а интервалы между финишем одного и стартом следующего не должны превышать 40 секунд. Естественно, в жизни такого не бывает: кто-то застрянет, кто-то сломается, для какого-то экипажа потребуется эвакуация... С этими выкладками я и обратился к руководителю гонки Весе Ми-укку. Тот сокрушенно покачал головой и сообщил, что тоже применил метод д'Артаньяна, пришел к тем же выводам, и что оргкомитет принял решение увеличить время работы секций по меньшей мере на час. Непонятно - почему нельзя было сделать это раньше.

Работа финских бурильщиков

«Тем временем по всему протяжению фронта шли ожесточенные бои». Точнее - они шли во всех десяти секциях. Не могу не отметить - конструкторы трасс постарались на совесть! Во-первых, они весьма элегантно решили проблему установки вешек на гранитных «бараньих лбах» балтийского щита. Для этого трудолюбивые финны просто пробурили множество отверстий, в которые вставлялись полутораметровые обрезки пластиковых трубок. Стоит упомянуть, что Пойвиярви -традиционное место проведения триалов, так что организаторам «Евротриала» досталось приличное количество уже готовых «шпуров». Но очень многие отверстия им пришлось бурить специально для этого мероприятия. Во-вторых, поразила продуманность секций. Даже самые «плоские» по рельефу участки с россыпями отдельных булыжников требовали для прохождения виртуозного пилотажа, причем абсолютно во всех категориях! При этом ни одну из секций я не могу назвать «экстремальной». Даже в самых сложных секциях в самом худшем случае автомобиль мог лечь на бок или на крышу, а вот «кувырки в три оборота» были начисто исключены.

Что такое «не везет»

Между тем, у наших ребят дела шли ни шатко ни валко. В час дня я узнал, что на Cherokee Антона Филимонова пробит картер. В зону проведения соревнований Антон вернулся в половине шестого вечера, и это стоило ему двух не пройденных секций и 1000 очков штрафа. Разбортировалось колесо на Jeep Wrangler Олега Сухорукова, машину пришлось эвакуировать, а экипаж получил изрядный груз штрафных очков. Лучше всех по трассе шли Щетинин и Романов, которые завершали секцию за секцией с минимальными штрафами и явно попадали в группу лидеров. Но затем они совершили досадную ошибку, решив, по привычке, взять ворота задним ходом. Но на Евротриале это не разрешено, так что их «очковый балласт» разом увеличился в разы

Журналистские страдания

Работать на «Евротриале» было достаточно сложно, и сложности создавало не только полное отсутствие внимания со стороны пресс-атташе соревнования, пустившего работу с прессой на самотек. Забота о журналистах ограничилась выдачей «бэби-тэгов», служивших пропуском в секции, но часть судей даже не предупредили о том, что они обязаны пропускать за ленточки ограждения людей с камерами и пластиковыми полосками на запястьях. Для меня, например, это обернулось скандалом, который удалось потушить, только заставив пригласить на место инцидента руководителя гонки. Работать в секции мне, естественно, разрешили, но осадок остался. И все же главная сложность заключалась в одновременной работе секций, в сочетании с отсутствием какого-либо графика перемещения экипажей из секции в секцию. Когда и где будет происходить что-то интересное -знал только господь бог, да и то, по-моему, весьма приблизительно.

Чувство нижнего габарита

Я вовсе не считаю, что на «Евротриале» собрались сплошь величайшие мастера современности, до которых нам, лапотным, как до неба. Но нужно признать - в каждой из зачетных категорий выступал по меньшей мере пяток водителей действительно экстра-класса. Конечно, наименее эффектно выглядели выступления в зачетах Original и Standard, просто потому, что трассы для них были более «плоскими». Но чтобы ехать по ним без штрафных очков, нужно было воистину виртуозное вождение и исключительное чувство габаритов. В том числе - «нижних». Ведь посередине многих ворот торчал или пень, или гранитный «зуб», и пройти их можно бы-ло, только протиснувшись в миллиметрах от вешки и пропустив препятствия под чулком моста. Сдали у пилота нервы, шевельнул рулем - и все, машина плотно сидит на корпусе редуктора.


Юрген ВАГНЕР
Президент международного оргкомитета соревнований «Евротриал»

ЖАЛЬ, ЧТО ВАШИ ОРГАНИЗАТОРЫ НЕ СВЯЗАЛИСЬ СО МНОЙ РАНЬШЕ

«Евротриал» - открытое соревнование, но у нас есть и определенные ограничения. Каждая из стран-участниц может направить не более 4 экипажей в классе. И, например, в Германии мы проводим национальные соревнования и посылаем 4 лучших экипажа в каждом классе на «Евротриал». Что касается наших отношений с ПА, то ПА признает «Евротриал» как «любительское соревнование», и такое положение нас устраивает. Требования безопасности, применяемые НА, кажутся нам избыточными, и их применение сделает спорт слишком дорогим.

Наконец, я очень счастлив, что семья «Евротриала» пополнилась еще одной страной и что мы увидели здесь команду из России. Очень жаль, что ваши организаторы национальных соревнований не связались со мной заранее. Мы готовы внести соответствующие положения в наши правила и предоставить вашим национальным организаторам определенные права: направлять участников, признать лицензии, право первичной технической инспекции и так далее. Это очень важно для нас. И мы надеемся, что отныне российская команда станет непременным участником «Евротриала» и мы увидим ее в 2007 в Сан-Марино и в 2008 в Финляндии. Куда «Евротриал» двинется дальше, пока определено только предварительно. В 2009 году соревнования пройдут либо в Англии, либо в Германии, в 2010-скорее всего, в Швеции, а в 2011 - в Чехии. У нас много стран, которые готовы принять «Евротриал», так что мы можем уверенно смотреть в будущее, и это очень хорошо.


Змея в четыре руки

Другая противоположность - выступления прототипов. Эти поражали легкостью, с которой колесные машины преодолевали сложнейший рельеф. Огромные ходы подвески в сочетании с двумя управляемыми мостами и системой раздельного торможения колес - благодаря всему этому арсеналу этих монстров, кажется, ничто не могло остановить! Каменный хаос они преодолевали с изяществом ползущей по камням змеи, практически не останавливаясь, не сдавая назад и почти постоянно сохраняя контакт всех четырех колес с поверхностью. Чувствовалось, что экипажи довели управление всем имеющимся в их распоряжении арсеналом до полного автоматизма... Кстати, на многих машинах управление системой раздельного торможения отдано на откуп штурману, так что движение в секции представляет собой классический случай «игры в четыре руки». И какой классной игры! Весьма впечатляли и норвежские прототипы. Они явно неплохо выглядели бы и на «курсах» американского рок-кроулинга.

Берсерки на скалах

Но самыми эффектными (с точки зрения зрителя), пожалуй, были выступления автомобилей классов Modified и ProModified. С одной стороны, трассы для этих категорий были уже достаточно серьезными, с перепадами высот, сравнимыми с высотой автомобиля. А с другой - из-за отсутствия второй пары управляемых колес они чаще попадали в ситуацию диагонального вывешивания, махали колесами в воздухе на высоте человеческого роста... И кувыркались. У меня сложилось впечатление, что практически все случившиеся на «Ев-ротриале» «уши» пришлись на долю именно этих классов. Ездили спортсмены, выступавшие в этих классах, исключительно отчаянно, особенно норвежцы. Порой мне казалось, что эти потомки викингов разгадали секреты древних воинов-берсерков, умевших вводить себя в боевой транс, и вот-вот по их примеру за неимением щитов начнут грызть рамку ветрового стекла. И вообще, основная схватка за призы в «тяжелых весовых категориях» развернулась между командами из Скандинавии.

День без чудес

Но предстоял еще один день соревнований, который мог внести немало изменений в турнирную таблицу. Собственно, для многих спортсменов так все и произошло. Например, именно прекрасные результаты, показанные во второй день норвежскими пилотами Маг-не Римстадом и Андрэ Бакке, выступавшими на прототипах Hjewimeglaget и Wild ОХ, позволили им подняться на третье и пятое места соответственно. А вот для россиян никаких чудес не произошло. Во-первых, их продолжали преследовать поломки. На Jeep Wrangler Олега Сухорукова снова лопнула заваренная вечером рессора, на «Ниве» Андрея Егорова полетел ШРУС и реактивная тяга, а затем развалилась крестовина заднего карданного вала, V Cherokee Антона Филимонова лопнул левый лонжерон... Поломки пока обходили стороной G-wagen Щетинина и Романова, но и они свернули на одном из препятствий задний бампер и решили, что дальше рвать машину не имеет особого смысла.

Танец с флагами

Но вот в последней секции отзвучал последний свисток, машины отправились в закрытый парк, а команды в полном составе, включая многочисленных детей и домашних животных,-в огромную палатку, служившую столовой и клубом соревнования. Ждать подсчета окончательных результатов пришлось довольно долго, и весь интернациональный табор развлекался, как мог: итальянцы устраивали групповое дефиле между столами с огромным, метров десять в длину, флагом, чехи синхронно прыгали, выкрикивая «Че-ши! Че-ши!», наши не остались в долгу, начав барабанить по столу и скандировать «Рос-си-я! Рос-си-я!» Естественно, вся эта буза особенно понравилась детям, и для сохранения мира между народами детей отправили размахивать флагами на сцену, чему они и предались с огромным энтузиазмом. Наконец, часов в десять результаты были посчитаны.

Президент «Евротриала» Юрген Вагнер начал свою речь с того, что особо отметил, насколько все рады тому факту, что Россия влилась в семью «Евротриала». Ну а потом наступило время награждений с традиционным душем из шампанского. Тут-то и выяснилось, что основания ликовать и размахивать флагами были далеко не у всех. Могучая команда Германии увезла одно «золото» (в классе Original) и одно «серебро» (в классе Standard). Второе и третье места в классе 0 получила Швейцария, чехи добыли одну-един-ственную награду - зато это было «золото» в классе Standard, Австрия обошлась единственным призовым местом - «бронзой» в этом же зачете. В классах Modified и Prototype награды распределились совершенно одинаково, золото и бронза-у Норвегии, а серебро - у Финляндии, а в классе ProModified первое и третье места достались шведам, а второе - финнам. Но вот представительные команды Италии и Венгрии отправились домой с пустыми руками, не завоевав ни одной медали, и для них, в отличие от российской команды, это было явным поражением...

Вперед, в Сан-Марино?

Да, для наших ребят, несмотря на то, что ни один из них не вошел даже в десятку лучших и все их достижения можно описать как «третье место с конца», первый блин не вышел комом. Как оказалось, по психологической нагрузке выступления на международных соревнованиях очень отличаются от «домашних».

Нужно привыкнуть действовать в чужой языковой среде и при этом понимать судей, которые, временами, говорят по-английски еще хуже, чем ты. Но самое главное -привыкнуть к тому, каким неожиданно тяжелым грузом ложится на твои плечи невесомое, на первый взгляд, нейлоновое полотнище национального флага.

В общем - испытание Европой, на мой взгляд, ребята выдержали. По крайней мере, опыта набрались, и тем, кто в следующем году решится ехать на «Евротриал» в Сан-Марино, будет значительно легче. Ну а если и комиссия РАФ по джип-триалам займется, наконец, тем, что входит, на мой взгляд, в круг их прямых обязанностей, то есть организацией участия наших спортсменов в международных соревнованиях, то раньше или позже мы обязательно увидим российских триалистов стоящими на пьедестале почета на фоне гордо развевающегося «триколора».

текст и фото: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9-10 сентябрь-октябрь 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты