Какой черт понес поляков в эти дебри, да еще ранней весной, по мартовскому метровому снегу? Кого они тут хотели завоевать? Глухие деревни, тупиковые дороги и бескрайние леса… Говорите, их послали убить скрывавшегося в своей вотчине юного царя Михаила? Возможно, и так. Но без штурманской ошибки тут точно не обошлось. То-то поляки все проводника из местных искали. И нашли на свою голову. Короче, если православная церковь когданибудь канонизирует Ивана Сусанина, то его тут же объявят своим небесным покровителем все российские штурманы. Они его и так за своего держат. Это ж суметь надо – найти единственное на всю округу болото и засадить там целое войско!..
Прямым путем
Я вас, паны, веду.
Конец недалек.
Забрезжит восток,
В тиши снегов шаги замрут,
И все свою судьбу найдут.
Ария Ивана Сусанина из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя»
Отдавая должное исторической науке, надо признать, что на самом деле никто точно не знает, что же произошло почти четыреста лет назад в этих лесах, и кто кого куда завел. Скажу больше, воспетый в опере Глинки подвиг вообще мог оказаться вымыслом… Михаила Романова – требовалось же хоть как-то вытеснить из памяти современников его союз с польскими интервентами незадолго до избрания на царство. Но это все равно ничего не изменит. Образ народного героя уже стал самой известной достопримечательностью костромских лесов, дав имя и районному центру, и местному сыру, и здешней водке. Да и вообще, многое в жизни сложилось бы иначе, если бы не легендарный Иван Осипович. К примеру, не было бы «Сусанинтрофи». Может, какое другое и было бы, но называлось бы оно совершенно иначе.
Они выходят из тени
Каждое лето, на границе июля и августа, в костромские дебри отправляются ребята из клуба «Российские дороги» и все примкнувшие к ним. И делают так уже десять лет! Ну-ка, кто сможет назвать еще больше двух трофи с такой историей? Правда, в отличие от «Арктики» и «Ладоги», костромской марафон всегда оставался в тени большого спорта. В иные годы он проходил как общий рейд с разведкой новых маршрутов и без спортивного зачета, а в другие – с секундомером. Зачет мог быть индивидуальным или командным, по-разному считалось время. В общем, всякий раз организаторы импровизировали с форматом, постепенно расширяя географию трофи-рейда.Юбилейную гонку «сусанинцы» решили сделать максимально спортивной с разнообразными дополнительными соревнованиями, специально для зрелищности и азарта. Во-первых, спонсоры расщедрились на невиданное число призов, и эти призы надо было «распределить», а во-вторых, «Сусанин-трофи» стал съемочной площадкой сразу для двухфильмов. Один из них снимали для клубной истории, другой – для областного телевидения. Кстати, информация о гонке регулярно появлялась в местных новостях, благодаря чему во многих селах и городках на нашем маршруте о мероприятии знали уже заранее. Были даже болельщики, сопровождавшие пелетон на отдельных участках трассы, не говоря о тех, которые специально приезжали к месту дополнительных соревнований. Для них «Сусанин-трофи» был в чем-то сродни «Париж – Дакару», пусть и местного костромского значения. Так что нам волей-неволей приходилось поддерживать имидж.
Кострома мон амур
Никаких убийственных сложностей десятидневный линейный маршрут традиционно не предполагал. Лесовозные и заброшенные дороги, насыпи бывших узкоколеек, леса, поля, луга, живые и мертвые деревни да давно забытые дворянские гнезда…И так через всю Костромскую область широкой петлей против часовой стрелки: Кострома – Сусанино – Галич – Нея – Мантурово – Кологрив – Судай – Чухлома. Но умение ориентироваться на местности, искать по едва уловимым приметам заросшие въезды на брошенную лесную дорогу на другом конце поля и творчески подходить к чтению карт требовалось тут в полной мере. К тому же обилие нежилых деревень не позволяло целиком полагаться на расспросы местного населения.
Болота тут не такие обширные и топкие, как, например, в Тверском краю. Да и естественных озер мало, особенно в восточной части. Зато много рек с крутыми берегами и глинистых косогоров. На них-то и разворачивались главные «битвы лебедок». К тому же на зрелищность работали ливни, буквально каждый день низвергавшие с небес тонны воды и размачивавшие грунт. Как правило, «на десерт» оставался самый сложный отрезок дневного перегона в виде брода перед самым финишем. Вот уже и до лагеря рукой подать, костры горят на крутом берегу, палатки стоят, столы от яств ломятся, и все на обрыве собрались смотреть, как ты финишировать будешь. У тебя же тем временем от лебедки поднимается то ли дым, то ли пар, машина висит на коме ила с глиной (который сама же и нагребает) и не в силах продвинуться хотя бы на метр, а единственная чахлая ива, за которую можно зацепиться на склоне, уже совсем согнулась и собирается рухнуть на капот. А ведь как хорошо и интересно ехалось перед этим! Какая красота открывалась! Помните пейзажи Левитана? Многие из них написаны в Плесе, чуть ниже Костромы, если плыть по Волге. «Сусанин-трофи» проходило несколько севернее, но и тут все напоминало знакомую с детства живопись. Холмы, открывающиеся с их вершин бескрайние леса, реки, некрашеные избы и бесконечное небо, то и дело менявшее цвет от ровного светло-голубого до мохнатого серо-фиолетового… И самое главное, что, как это ни удивительно для современного трофи, но глазеть по сторонам было время, силы и желание даже у спортивного зачета, а уж у «туристов», чей маршрут заведомо не предполагал езды на лебедке (у большинства участников в этом классе ее просто не было), так и вовсе получались целые экскурсии. Только без экскурсовода. Лишь в лагере Дима Гончаров и Гоша Усенок, исколесившие за десять лет все здешние края вдоль и поперек, рассказывали удивительные истории об этих местах.
Здесь были ракеты
А как же спортивный азарт, спросите вы? Разумеется, без него не обошлось. В один из дней участники вспоминали Ивана Осиповича особенно часто. Этот день был полностью посвящен ориентированию, сначала дневному, а после ночному. С утра судьи выдали всем экипажам координаты в количестве…одной штуки, точнее, пары – по широте и долготе. Эта единственная известная на старте точка должна была привести к табличке с координатами следующей, та – к третьей и так далее. В конце концов, самая последняя точка должна была вывести на следующий лагерь. Но сколько этих точек должно быть, не знал никто. Да…Полякам вот тоже обещали показать вотчину Романовых, а чем все закончилось? В общем, как и положено, каждая следующая точка заводила все глубже в лес и все дальше от больших дорог.
В какой-то момент путеводные точки вывели в довольно странную местность. Из леса торчали разрушенные бетонные постройки, то и дело попадались заросшие травой асфальтовые площадки. В развороченных «курганах» угадывались бывшие насыпные укрытия, уцелевшие внутренние помещения были выкрашены белой и зеленой краской, а местами отделаны белой кафельной плиткой. Когда же путеводная нить привела нас к гигантским горизонтальным шахтам-ангарам, сомнений почти не осталось. Все это время мы катались по бывшей стратегической ракетной части. В шахтах базировались многоосные тягачи-ракетовозы, а дорожки с характерными «разворотными вилками» были построены для их перемещения.
Увидеть лешего
В тот же день, как только стемнело, ориентирование продолжилось. Но теперь правила игры изменились. Вместо точек GPS по маршруту вела бумажная легенда. Благодаря тому, что лагерь на этот раз расположился неподалеку от крупного поселка, в ближайшем лесу было накатано немало дорог, дорожек и тропок. Как раз то, что надо, чтобы накрутить на пятачке с полсотни километров. Азарт утренней гонки за точками еще сохранялся в джиперских душах. Экипажи резво срывались в ночь, и скоро все окрестности наполнились гулом моторов и блуждающими огнями. Легенда «билась» идеально, но множество сложных поворотов, нервное напряжение и внезапно возникающие из темноты судейские пункты так и норовили сбить с толку. Под конец начала давать о себе знать и усталость большого гоночного дня. Пеньки в свете фар стали казаться лешими, махать руками и дразниться…Наутро один из экипажей рассказывал, что им пришлось поплутать, но как только уехали за реку, легенда стала совпадать с точностью до метра! Остальные удивлялись: ведь трасса была «накручена» на одном берегу...
Вдоль по Унже
Кульминацией «Сусанин-трофи» стала пляжная гонка. Точнее, не совсем пляжная. За основу трассы был взят широкий брод на некогда судоходной, но обмелевшей реке Унже. После прохождения основной трассы «туристам» давали финиш, а «спортсменов» запускали на вторую петлю по глубине с выходом на берег и возвращением в воду. Накал страстей нарастал, особенно в туристическом зачете. Здесь развернулась «битва» между москвичом Сергеем Хлюстовым и питерцем Владиславом Быстровым. Они были заметно резвее других участников, «привозя» секунды даже «спортсменам». Однако показанный результат стоил Кергу порванногоШРУСа на его Hummer H2. Победилже в «битве титанов»… Игорь Васичев на Nissan Patrol Y61. Да, у него не задалась первая попытка, но затем он собрался и объехал обоих претендентов. Ну а первое место по итогам марафона в «туризме» занял питерский экипаж в составе Владислава и Александры Быстровых и Павла Юркова на TLC70. В «спорте» победа досталась ярославцам Андрею Овсянникову и Илье Тестову. Их прототип на «38-х боггерах» когдато был Toyota HiLux. И это очень справедливо, по-скольку настрой ярославцев был самым спортивным среди всех участников «Сусанин-трофи». В общем, начав выигрывать с первого СУ, они не упускали победу до самого финиша.
текст: Евгений КОНСТАНТИНОВ
фото: Ирина КОРОЛЕВА
Евгений КОНСТАНТИНОВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.