Погода, вне всякого сомнения, является неотъемлемой частью той тайны, которая испокон веков окутывает Шотландию. Оно и понятно – сквозь серую пелену дождя каменные стены древних замков выглядят куда загадочней, чем при солнечном свете. Добавьте к этому заунывный вой волынок, несущийся над темными долинами, и, уверен, даже самых храбрых из вас пробьет нервная дрожь. Но тайна Шотландии многолика. Взять хотя бы знаменитый килт. Что там, под ним, скрывается? И скрывается ли вообще чтонибудь (я имею в виду нижнее белье)?.. А шотландское виски? Этот напиток начинает менять действительность уже после пары стаканчиков, если же употребить его в достаточном количестве, то окружающий мир становится просто волшебным! Впрочем, в Шотландии есть и более понятные вещи. Например, Argyll Forest Challenge. По словам организаторов и участников, это внедорожное соревнование является самым сложным не только в Шотландии, но и во всей Великобритании.
Лес Аргилл – это национальный парк, расположенный в 100–150 километрах к северо-западу от Глазго. Причудливо изрезанная береговая линия вместе с талыми водами, стекающими с Шотландского нагорья, образовали здесь настоящий лабиринт заливов и озер. Примыкающее же к лесу Аргилл озеро Лох Ломонд вообще является одним из самых крупных водоемов в этих местах.
Большинство участников Argyll Forest Challenge, разумеется, составляли граждане Великобритании. Были также команда из Ирландии, экипаж из Польши и два экипажа из Голландии. За день до начала соревнования английские участники устремились к месту старта со всех концов страны, а я как голландский журналист присоединился к команде Голландии. Мы погрузились на паром, который доставил нас в Ньюкасл, а затем отправились в путь вдоль «Стены Адриана» – античного заграждения, которое римляне построили с целью не пускать «шотландские племена». Первые участники прибыли на место уже в четверг. Кто-то устроился в деревенских пансионах, но большая часть (в том числе и голландская команда) разбила полевые лагеря в живописных местах, непосредственно примыкающих к национальному парку.
Вести из закрытого парка
Тем временем в деревне Аррохар полным ходом шли технические инспекции. Для меня это было неплохой возможностью осмотреть автомобили и оценить, чем могут похвастаться участники в плане подготовки. Беглый осмотр показал, что портальные мосты Volvo набирают популярность на просторах туманного Альбиона прямо-таки нереальными темпами. В то же время у них здесь есть и принципиальные противники, аргументирующие свое негативное отношение к «шведским редукторным» исключительно нежеланием дополнительно задирать центр тяжести офф-роуд-болидов. Кстати, команда моих соотечественников щеголяла весьма необычными лебедками. На бамперах их машин красовалисьWarn 8274 с установленными дополнительными моторами. Да-да, голландец Джим Марсден придумал, как сделать работу этой и без того не самой медленной модели лебедки еще более продуктивной. Сконструированный им адаптер позволяет присоединить к тому же редуктору второй мотор мощностью 6 л.с. Единственное, что пришлось сделать, чтобы скомпенсировать увеличившиеся нагрузки, это установить усиленную главную ось. Забегая вперед, скажу, что «тюнингованные» таким образом лебедки не только имеют грозный вид, но и работают по-настоящему быстро. Правда, при этом стольже быстро изнашиваются и приводящие шестерни, закрепленные на валу мотора…
Мост через ручей
В субботу утром, наконец, был дан старт гонке. В списках участников значились 24 команды, каждая из которых, в свою очередь, состояла из двух машин. Коротко о трассе: двадцать пять спецучастков уже ждали своихжертв. На старте каждого СУ спортсменов встречалмаршал, в обязанности которого входило сопровождать команды во время прохождения участка и следить за тем, чтобы все играли по одним правилам. Причем он должен был контролировать не только использование корозащитной стропы при винчевке, но и обязательное применение трапиков при переправе через небольшие ручьи. Система подсчета очков на этом соревновании довольно проста: обе машины команды уложились в зачетное время – получай два очка, одна – получи одно. Если команда посчитает СУ слишкомсложным, то она может его пропустить и перейти к следующему (соответственно заработав «баранку»).
Лесные ужасы
СУ-1 был единственным участком, не имевшим кольцевой конфигурации (старт от финиша отделяла примерно миля). Трасса начиналась с крутого спуска, а затем уходила в лес, по которому нужно было ехать по пойме небольшого ручья. Но вскоре выяснилось, что первые препятствия – лишь «цветочки». Почва в лесу была настолько напитана водой, что вела себя, словно самое настоящее болото. Очень скоро мосты машины голландской команды погрузились в липкую субстанцию, и экипажи были вынуждены размотать лебедки. Длина этого заболоченного участка не превышала сотни метров, но и людям, и машинам понадобилось напрячь все силы для его преодоления. Каждый метр брался буквально с боем. Но мы победили! Полог леса разомкнулся, и машины выбрались на небольшую поляну, поросшую мхом. Вот только приведший нас туда ручеек куда-то исчез, и это наводило на неприятные мысли... И действительно, едва один из голландских участников шагнул на полянку, как тут же провалился в грязь буквально по пояс (вскоре аналогичную ошибку совершил и один из маршалов). Таким образом, нам понадобился почти час, чтобы пройти эти несколько десятков метров открытого пространства. В довершение всех бед неожиданно заглох двигатель одной из голландских машин. Минут через десять выяснилось, что порвался ремень ГРМ. Конечно, голландская команда очень даже неплохо подготовилась к соревнованию в плане запасных частей, но этого ремня как раз и не было. В итоге им пришлось бросить обездвиженную машину и сосредоточить усилия на оставшемся на ходу автомобиле. На то, чтобы выбраться из шотландского леса, потребовалось еще четыре с половиной часа. При этом автомобиль в лучшем случае проехал самостоятельно метров двадцать. Весь остальной путь состоял из винчевки, винчевки и еще раз винчевки. Более того, сегодня я могу сказать, что этот СУ был самым сложным из всех предложенных на Argyll Forest Challenge. Лишь одна команда попробовала с ним справиться, но сдалась, не дойдя и до середины.
Шотландские семечки
На фоне первого спецучастка все остальные трассы можно было щелкать как семечки. Впрочем, был еще один… Первый же взгляд на СУ-14 вызывал острое желание присвистнуть и сказать «Вау!» Старт на этот участок был открыт в конце второго дня соревнований, и справиться с ним смогли лишь победители – команда в составе Брайана Хемминга, Росса Лэнгфорда, Питера Уитмена и Симона Батлера. Они выступали на Range Rover и Jeep. Кстати, самой примечательной чертой последнего был жуткий рев, раздававшийся из его выхлопных труб. Виновником «звукового дискомфорта» оказался скрывавшийся под его капотом пятисотсильный (!) двигатель TVR. Этот «табун лошадей» отличался завидным аппетитом, и бензобаки опустошались даже быстрее, чем рассчитывал управлявший им экипаж…
Самый «подлый» отрезок этого спецучастка располагался буквально перед финишем. Экипажам предстояло спуститься по склону крутизной по меньшей мере 45 градусов! И даже те, кто практически не использовал свою лебедку во время соревнования, не отважились броситься в открывшуюся «бездну» без помощи тягового устройства. Когда шедший первым Range Rover застрял на вершине булыжника, Брайан сдал назад и начал пробовать одну траекторию за другой. После нескольких попыток казалось, что все усилия тщетны. Но тут булыжник шевельнулся, и Брайан понял, что появился некоторый шанс. Используя свой Range Rover в качестве бульдозера (его энерговооруженность дополнили усилия членов команды), он, в конце концов, умудрился спихнуть обломок камня. Оставалось завершить спуск и финишировать. И они сделали это! Так или иначе, но четверка английских джентльменов на деле доказала, что она достойна звания победителя. И это несмотря на то, что команда не сумела пройти и половины из 25 спецучастков! Впрочем, организаторы Argyll Forest Challenge, похоже, и не рассчитывали на что-то большее…
текст и фото: Мартин БРИНК (Martin BRINK)
перевод: Андрей СУДЬБИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.