Кроссоверы 2

Subaru B9 Tribeca на фоне такого признанного «классика жанра», как Nissan Murano. Наш первый стендово-прикладной тест, проведенный на базе Бронницкого полигона

С выходом на российский рынок Subaru B9 Tribeca – машины, предназначенной сугубо для американского внутреннего рынка, – у нас появилось желание понять: почему целый ряд моделей, разработанных под специфические требования жителей США, оказался настолько востребован и нашими согражданами? И почему большинство этих машин – кроссоверы? Все это подвигло нас на новый подход к уже поднимавшейся в журнале теме. Ведь, насколько я помню, в той, первой статье под названием «Кроссоверы» (см. ORD № 7 за 2005 год ) разговор шел о немного других автомобилях…

Марка Subaru, без всяких сомнений, занимает особое место в автомобильной истории. Являясь собственностью могущественного концерна Fuji Heavy Industries, она, вроде бы, держится особняком, но при этом и от общих тенденций мирового автомобилестроения не отстает. Надо сказать, что большинство автомобилей Subaru – практичные машины со спортивным характером, но в техническом плане они достаточно консервативны. И у этой консервативности есть вполне веское обоснование: уже много лет культ Subaru зиждется на двух «китах» – оппозитном моторе и симметричном полном приводе (Symmetrical AWD).

У Subaru собственная гордость

Вышеозначенным догматам производитель следует беспрекословно, воспитывая тем самым целые поколения приверженцев «фирменной компоновки», готовыхфанатично отстаивать ее преимущества. И это несмотря на то, что проблемы с развесовкой и паразитными моментами в приводах (которые в свое время решались именно посредством названных конструктивных принципов) давно уже сняты применением других технических приемов и, в общем, уже не актуальны и для машин с поперечным расположением двигателя. Да, шестицилиндровый «боксер» сулит некоторое снижение центра масс и позволяет понизить линию капота. Но изначально высокому внедорожнику особых преимуществ это не дает. Что касается трансмиссии, то действительно, сегодня не так уж много кроссоверов, которые имеют постоянный
полный привод с тремя дифференциалами. Но, говоря об этом, нужно учитывать один маленький нюанс. При сегодняшнем уровне развития электроники, управляющей режимами работы трансмиссии машин конкурентов, тот факт, что в любой момент времени Subaru гребет четырьмя колесами, для большинства владельцев автомобилей этой марки – лишь повод для гордости, не имеющий практического значения.

Не греческая богиня

Вернемся, однако, непосредственно к теме нашего сегодняшнего исследования. Вслед за «серыми» поставками Subaru начала официальные продажи в России своего первого большого кроссовера – B9 Tribeca. Плюсы Subaru Tribeca, как говорится, налицо – современный, хотя и спорный дизайн, стильный футуристический салон, хорошее оснащение. То есть в данном случае имеется все, что необходимо для коммерческого успеха кроссовера в… Америке. Причем, для самой компании Subaru модель Tribeca – не что иное, как попытка Fuji Heavy Industries заработать на репутации Subaru и тяге американцев ко всему большому. Впрочем, статистика российских продаж недвусмысленно свидетельствует, что данная приманка работает и в нашем с вами отечестве.

Кстати, еще информация к размышлению на предмет рыночной нацеленности модели. В названии этого кроссовера от Subaru зашифровано наименование одного из самых известных богемных кварталов Нью-Йорка. То есть, на самом деле Tribeca – это не какаято малоизвестная греческая богиня, а всего лишь TRIangle BElow CAnal – район Манхэттена, расположенный по соседству с гламурным Сохо, деловым Сити и респектабельным Мидлтауном. Этакий «продвинутый» пригород Нью-Йорка, изобилующий бутиками, галереями и ресторанами. Место, где живет и работает целая армия художников и дизайнеров.

Официальный Murano

Сравнивать Subaru Tribeca мы решили с популярнейшим кроссовером Nissan Murano. К такому выбору партнера подталкивал и тот факт, что после бурного успеха у «серых» дилеров эта модель Nissan также стала завозиться к нам официально

Разработанный около пяти лет назад в Калифорнийском дизайнерском центре японской компании, Murano и сегодня выглядит очень даже гармонично и нестандартно. Причем, благодаря характерной радиаторной решетке, Murano невозможно спутать ни с одним автомобилем другой марки этого класса. Что, согласитесь, сегодня является бесспорным достоинством, особенно если это не вызвано каким-либо врожденным уродством. Впрочем, последнее высказывание к Murano ни в коей степени не относится. Автомобиль выглядит в меру агрессивно, и при этом он достаточно изящен. Да и общие пропорции не вызывают отрицательных эмоций. Короче, Murano вполне можно считать наглядным свидетельством успеха компании Nissan в стремительно набирающем популярность сегменте кроссоверов.

Салон в стиле летающей тарелки

Лично у меня впечатление от внешности Subaru Tribeca довольно сложное. И я в данном случае не одинок – судя по многочисленным отзывам, дизайн этого автомобиля может рождать весьма полярные чувства: от стойкого отторжения до признания чуть ли не эталоном красоты. А вот интерьер машины, напротив, вызывает однозначные ассоциации с космическим кораблем или летающей тарелкой. Панель приборов Tribeca напоминает своей архитектурой командный пункт небольшого космического корабля из научно-фантастическогофильма. При этом передняя панель плавно изгибается в области центральной консоли, а элементы управления неплохо вписываются в общий дизайн. Подобное решение салона называется wraparound (можно перевести как «огибание» или «охватывание»), и по идее оно должно давать водителю и пассажирам чувство защищенности. Правда, жесткий гулкий пластик и большие зазоры между панелями отправляют нас из космических далей прямиком в американский город Лафайетт, штат Индиана, где, собственно, и выпускается Tribeca. Таким образом, сравнение с привычными Subaru здесь явно не в пользу B9. Хотя, в общем картина позитивная: люминесцентные датчики на панели приборов, информативные циферблаты в «колодцах» и понятное управление второстепенными функциями. В целом же можно констатировать, что интерьер по-настоящему удался дизайнерам – развив идеи Lexus RX300, они создали запоминающийся и, что достаточно важно, «дорогой» кокпит. Что уже само по себе неожиданно для традиционно слабой в этом отношении марки.

Когда я сел на водительское место Subaru, мне довольно легко удалось принять удобную позу. Причем, произошло это благодаря не только широкому диапазону регулировок, но также форме подушки и спинки сиденья, которые выполнены – ну как-то очень не по-американски. Например, здесь есть недвусмысленный намек на боковую поддержку не только спины, но и бедер. Но вот отсутствие продольной регулировки руля меня опять огорчило. На втором ряду вполне просторно вследствие того, что сиденья регулируются и в продольном направлении, и по углу наклона спинки. В качестве опции предлагается DVD-проигрыватель с жидкокристаллическим дисплеем для задних пассажиров. Характерный момент – в Россию приедет только пятиместная версия машины, а «приманка» в виде третьего ряда сидений останется для Соединенных Штатов.

Murano внутри

А теперь заглянем внутрь Nissan: если Subaru приятно поражал дизайном салона при, мягко говоря, спорной внешности, тоMurаno составляет его полную противоположность. В отличие от экстерьера, отделка салона смотрится неплохо, но глаз не радует. Хотя, справедливости ради надо признать, что и не раздражает. То есть, вполне может случиться так, что через несколько лет эксплуатации футуристический салон Tribeca надоест, а внутреннее пространство Murano будешь все также не замечать.

Середина приборной панели занята невнятно-подслеповатым ЖКдисплеем, который информирует и водителя, и пассажиров о расходе топлива, текущей и средней скорости и прочая. Взгляд задерживается только на одной детали интерьера – довольно экзотически смотрится приборная панель (в спорткаре Nissan 350Z она выглядела все-таки более гармонично). Впечатление усиливается и заданной цветовой гаммой.Желтые шкалы спидометра и тахометра производят странное впечатление. Мне, например, казалось, что они пожелтели от… старости.

Салон Nissan Murano ориентирован прежде всего на комфорт. Кресло водителя регулируется в восьми различных направлениях, давая возможность выбрать удобное положение, хотя боковой поддержки не хватает. Педальный блок регулируется по расстоянию, но мне диапазона все же было недостаточно.

Задние сиденья Nissan Murano позволяют разместиться вполне комфортно, но продольной регулировки, как на Subaru, они лишены. Зато можно откинуть их спинки и создать для пассажиров ощущение «первого класса». Что же до перевозки спортивного инвентаря, то здесь на помощь придет возможность сложить задние сиденья в соотношении 60/40. Хотя, конечно, такой свободы трансформаций, как в B9, в Murano нет. Да и объем багажника существенно меньше: 438 литров против 1063 у Tribeca.

И все-таки они разные

Еще одна техническая изюминка Nissan Murano – система полного привода AllMode. В обычных условиях автомобиль является переднеприводным, а задний мост подключается по команде электроники при помощифрикционной муфты. Конечно, данная система в принципе всегда ведет к задержке перед подключением второго моста, но вопрос заключается, вопервых, в том, насколько удастся снизить время срабатывания механики привода, а во-вторых, в том, насколько хорошо выверены алгоритмы управления. Ну что ж, все это должнывыявить тестына управляемость. Да, забыл упомянуть: у системы есть режим 4WD Lock. В этом случае при старте на скользкой дороге команда на включение заднего моста проходит еще до начала движения, и время пробуксовки передних колес определяется лишь непосредственно временем срабатывания фрикционной муфты. Параллельно в этом режиме меняется и алгоритм работы вариатора, смещая приоритеты в сторону поддержания более высоких оборотов двигателя. Характерный момент – как и на большинстве других автомобилей класса выше среднего, на Murano установлен гидроусилитель руля с переменным коэффициентом усиления, изменяющимся в зависимости от скорости движения автомобиля.

В конструкции передних подвесок автомобилей имеется интересное различие: если у Murano, как сейчас принято, рычаги закреплены на отдельном подрамнике, то у В9 они крепятся напрямую к несущему кузову. Такой подход заставил инженеров Subaru очень пристально выбирать жесткость сайлентблоков. Цель-поиск компромисса между управляемостью и виброизоляцией.

И буквально пару слов о ценах: официальные дилеры Nissan просят за Murano 2007 года $58 990. Он отличается от тестируемого цветным дисплеем и камерой заднего вида. Subaru В9 Tribeca несколько дороже: версия без DVD и камеры заднего обзора (проецирующей изображение на экран приборной панели) обойдется в $59 840 (в Штатах автомобиль стоит почти в два раза дешевле - $30 650). С этими опциями кроссовер от Subaru тянет уже на $63180.

Углы легковые - хода маленькие

По давней традиции, но уже на новом месте (имеется в виду Бронницкий испытательный полигон) все наши тесты начинаются со стендовых работ. Итак, на стенде опрокидывания оба автомобиля показали результаты, вполне достойные и не в пример более устойчивых легковых автомобилей. Причем, В9 Tribeca «упала» на 25 угловых минут позже Murano, но вряд ли это можно объяснить только низким центром тяжести оппозитного двигателя. Да и разница в кренах кузова у них оказалась в общем-то в пределах точности измерения. Но в любом случае результаты, повторюсь, были показаны отличные. Одна проблема-хода подвески у обоих автомобилей оказались тоже легковые. У В9 чуть меньше, у Murano чуть больше, но все равно оба автомобиля вывесились очень рано. Отсюда вывод: на бездорожье одна надежда - на электронные «блокировки».


Технические характеристики (данные производителя)
 Subaru B9 Tribeca Nissan Murano 3.5 V6
ДвигательH6 горизонтально-оппозитный, 6-тицилиндровый, 24-ти клапанныйV6, 24-ти клапанный, с изменением фаз впускных клапанов
Рабочий объем, см3 3000 3498
Максимальная мощность, л.с. / об/мин245 / 6600234 / 6000
Максимальный крутящий момент, Нм / об/мин297 / 4200318 / 3600
Трансмиссия5-ступенчатая автоматическаяВариатор X-Tronic CVT
Система полного приводаПостоянный полный + автоматическая блокировка межосевого дифференциалаAll Mode 4x4 с подключаемым задним мостом
Снаряженная масса, кг18851870
Количество мест 5–75
Объем багажного отделения, л1063476/877
Размер шин255/55R18225/65R18
Дорожный просвет, мм 213180
Радиус поворота, м5,4 6,0
Расход топлива, л/100 км
   городской цикл15,117,2
   загородный цикл9,19,5
   смешанный цикл12,312,3
Максимальная скорость, км/ч 210 200
Время разгона 0-100 км/ч, с9,0 8,9
Базовая цена автомобиля, $59 84058 990
Цена автомобиля в данной комплектации, $ 63 18057 490


Платформа Outback (Subaru Tribeca)

Tribeca разработана на удлиненной платформе Subaru Outback (базу пришлось увеличить с 2670 до 2749 мм). Естественно, здесь присутствуют и шестицилиндровый оппозитный двигатель, и система полного привода Symmetrical AWD (распределение момента по осям 45/55), и система блокировки межосевого дифференциала с электронным управлением. Но поскольку машина предназначена для американского рынка, то коробка передач – исключительно пятиступенчатый «автомат».Основные отличия в ходовых качествах от прародителя определяются тем, что масса машины возросла почти на полтонны, и динамики это, естественно, не прибавило. Зато, как уже было сказано, дало возможность разместить третий ряд сидений, которого нет у ближайших конкурентов B9.


Переднеприводная платформа ( Nissan Murano)

Технически Murano, построенный на переднеприводной платформе FF-L, выделяется прежде всего 3,5-литровым двигателем мощностью 234 л.с., аналогичным мотору легендарного спорткара Nissan 350Z, обеспечивающим ему отличную динамику. Причем максимальный крутящий момент в 318 Нм здесь развивается при 3600 об/мин. Вторым краеугольным камнем конструкции является клиноременный вариатор X-Tronic CVT, для которого характерно то, что в режиме троганья работает гидротрансформатор. После минимального разгона последний блокируется, и дальше передаточное число бесступенчато меняется, согласуя характеристики двигателя и условий движения. Плюсы этой схемы в том, что она великолепно управляется, давая возможность оптимизировать работу силового агрегата, улучшая динамику или снижая расход топлива.


Управляемость, или Смена приоритетов

Тесты на управляемость дали парадоксальный, на первый взгляд, результат: Nissan Murano показал себя заметно более спортивным, чем Subaru! И если у Tribeca характеристики управляемости и системы стабилизации, можно сказать, оптимальны для семейного седана, то у Murano оказался весьма острый руль и не слишком строгая система электронной стабилизации, которая в отключенном состоянии позволяла двигаться с заносом. А вот у Subaru электронная система стабилизации настолько строга, что даже будучи дезактивированной, «просыпается» очень рано и гасит занос еще на начальной стадии. Оно, конечно же, безопасно, но никакого драйва на скользком покрытии, несмотря на симметричный полный привод... Между тем как «не-постояннополноприводный» Nissan Murano мог двигаться в управляемом заносе и, что очень важно, при этом его система полного привода точно отрабатывала момент подключения задней оси. Никаких задержек замечено не было, и, судя по всему, алгоритм работы отлажен просто великолепно. Какую команду водитель отдает, ту, он, Murano, и выполняет. Главное, чтобы пилот точно знал, чего он хочет. С В9 ситуация одновременно и сложнее и проще.

То есть, система ESP+, стоящая на Nissan Murano, в отключенном состоянии при начале заноса только начинала подтормаживать колеса, тем самым помогая водителю контролировать автомобиль. Но при этом она не «душила» двигатель. Что же касается работы вариатора X-Tronic CVT, то, в отличие от классической гидромеханической трансмиссии Subaru, он позволял точнее дозировать момент на колесах, не дистанцируя водителя от автомобиля. Вывод в данном случае в общем-то достаточно прост: Murano дает больше удовольствия от езды, a Tribeca безопаснее и надежнее в управлении. Хотя, мне кажется, что такое поведение автомобиля несколько расходится с обычными представлениями о характере Subaru.


Евгений СПЕРАНСКИЙ
Драйв-эксперт журнала ORD

Более острый руль Murano для меня предпочтительнее

В обычном режиме оба автомобиля имеют острую реакцию на поворот руля. Но если у Subaru руль, можно сказать, нормальный, то у Nissan реакция на поворот руля поострее и он лучше подчиняется управлению. Это связано скорее не с конструкцией автомобилей в целом, а с конструкцией самого рулевого управления. При активном управлении на криволинейных траекториях Murano двигается по ним несколько точнее, причем как с включенной, так и с отключенной системой стабилизации поведение его достаточно прогнозируемое. На Tribeca отключенная система стабилизации «просыпается» в критических режимах достаточно рано, помогая водителю стабилизировать курсовую устойчивость, и одновременно трекшн-контроль «душит» двигатель, в результате чего пропадает реакция на подачу топлива - так безопаснее. Этого нет у Murano, он подчиняется управлению в полном смысле, то есть, что водитель задает, то он все и выполняет. При движении на скользких покрытиях и в рыхлом снегу это и отличает Nissan, у которого реакция практически мгновенная, от Subaru, у которого имеется значительное запаздывание по крутящему моменту в начальной стадии разгона. Здесь у него проявляется недостаточная поворачиваемость, и он не хочет подчиняться управлению. Потом при появлении заноса, с увеличением угловой скорости вращения автомобиля в любой ситуации срабатывает система стабилизации и «давит» двигатель, прекращая таким образом занос. Более острый руль Murano для меня предпочтительнее, но с точки зрения безопасности движения, возможно, все же более оптимальны характеристики Tribeca. У нее работоспособность системы проявляется достаточно четко, хотя и позволяет активно работать с очень хорошей реакцией на поворот руля, допуская возникновение заноса, после чего отрабатывает достаточно стабильно. У Murano система также работает точно, но мы не достигли того момента, когда она бы «душила» двигатель. Система четко работает по оттормаживанию и восстановлению чувствительности к управлению.


Тестовое бездорожье

После «разборок» с дорожными характеристиками мы перешли к самому вкусному - бездорожью. Но для начала мы отправились на специальную дорогу с искусственными препятствиями. С другой стороны, переменные волны являются отличным испытанием для системы полного привода и всякого рода электронных «блокировок».

Скажу сразу: оба кроссовера с честью справились с препятствиями, построенными для испытания «Уралов». Да, колеса вывешивались, тормоза трещали, но машины, тем не менее, упорно ползли по заснеженным «волнам». Без лидера все-таки не обошлось - несмотря на менее подходящую резину, Murano чувствовал себя гораздо увереннее (видимо, благодаря чуть большему ходу подвесок). Впрочем, Subaru Tribeca тоже в общем не спасовала, исправно преодолевая одно препятствие за другим. Правда, за время теста у Subaru несколько раз перегревались тормозные диски, и нам приходилось останавливаться для «отдыха».

Что ж, похоже, мы в очередной раз убедились в том, что: во-первых, кроссоверы не так уж сильно уступают по проходимости «настоящим» внедорожникам (основное ограничение-низкая геометрическая проходимость и плохая защита агрегатов), а во-вторых, при подобном использовании их ресурс тает буквально на глазах. А что вы, собственно, хотели? Все-таки родная стихия этих машин -асфальт.

Скромное тестовое бездорожье

Как вы уже поняли, для эксплуатации на тяжелом бездорожье эти автомобили не предназначены в принципе. Их цель - исправно доставлять хозяина, его собаку, скарб и друзей к месту назначения при любых погодных условиях. Да, возможны также периодические выезды «на природу»... Соответственно было выбрано и «тестовое бездорожье»: протаявшие полянки и разбитая дорога к «даче». Так вот, в результате серии заездов мы выявили следующее. Во-первых, оба автомобиля проходят везде, где позволяет их скромная (я бы даже сказал, «легковая») геометрическая проходимость, а во-вторых, в этих условиях электронные блокировки вполне себя оправдывают. А теперь коротко о нюансах...

Tribeca шла явно тяжелее. Впрочем, оно и понятно - при ее длинных свесах выбирать дорогу приходилось гораздо более осмотрительно. Особенно если учесть тот конструкционный факт, что оба радиатора (основной и кондиционера) Subaru установлены непосредственно за усиленным, но все равно пластмассовым бампером. Иными словами, сказанное означает, что динамичная езда, мягко говоря, не рекомендуется - при неудачном касании о грунт можно лишиться не только кондиционера, но и оставить без охлаждающей жидкости двигатель. У Murano другая проблема: мало того, что клиренс у кроссовера от Nissan меньше, чем у «Жигулей», так в переднем свесе перед картером вариатора установлен дефлектор, улучшающий его охлаждение на высокой скорости. Вы спросите: и в чем тут проблема? Отвечу: проблема в 140 мм. Да-да, именно такое ничтожное расстояние отделяет эту пластиковую деталь от поверхности нашей планеты! То есть, оторвать эту «вещь» проще простого. Что мы успешно и проделали. Причем, не один раз... Более того, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что мы не первые, кто это сделал. Но вот что странно: мне помнится, на американском варианте Murano этого «низколетящего скребка» не было. Видимо, перед нами одно из тех 300 изменений, что были внесены в европейскую версию.

P.S. Тест закончен, пора делать выводы. А они оптимистичны: Subaru В9 Tribeca -хороший автомобиль как для путешествий, так и для деловых поездок. Но помните: внедорожный удел Tribeca-редкие вылазки в неглубокую грязь. При этом дизайн кроссовера делает его идеальным выбором для человека, который, будучи зрелым 1 состоятельным, так и не смог расстаться с детской мечтой стать космонавтом. Одно плохо - поклонникам марки покупать его не рекомендуется - несмотря на наличие Symmetrical AWD и оппозитного двигателя, харизматичность Impreza у него отсутствует. Что же до ветерана «кроссоверного движения», то Nissan Murano создан для комфортабельной езды. Отличный двигатель в сочетании с прекрасной работой вариатора и достойной подвеской производят хорошее впечатление. Хотя он тоже не внедорожник...

 Subaru В9 Tribeca Nissan Murano
Плюсы Харизма марки, дизайн салона, удобство посадки, безопасность настроек управляемости, трансформации салона, объем багажника, возможность заказа семиместной версии. Хороший мотор, отлично работающий вариатор, адекватная система полного привода, внешний вид, приятные характеристики управляемости.
Минусы Спорная внешность, несоответствие характеристик харизме марки, недостаточно тягови-тый двигатель, скучная управляемость вследствие хорошей работы системы стабилизации, незащищенные радиаторы и агрегаты. Невнятный интерьер, маленький дорожный просвет,скромный для своего класса багажник, нет защиты агрегатов.
Вердикт Автомобиль для тех, кто в детстве мечтал о космосе, а стал бизнесменом. Но при зтом все равно продолжает мечтать...Образцово-показательный представитель класса настоящих кроссоверов.

Автомобили предоставлены Subaru Motors и компанией Major Auto тел. (495) 730-00-73

текст: Алексей ИСАЕВ
фото: Алексей ВАСИЛЬЕВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты