Гжель

Около двух недель редакция «прожила» в компании «обрусевшего китайца» Great Wall SUV G5. А когда автомобиль был возвращен владельцам... Мы поняли, что машины нет, а осадок остался.

Похоже, не зря Борис Гребенщиков пел, что «один с изумлением смотрит на Запад, а другой с восторгом глядит на Восток…» Знал гуру отечественного рока, что сказать о… тенденциях мирового автостроения. Мы традиционно привыкли присматриваться к событиям, происходящим в автомобильном мире Запада (США и Европа) и Востока (Япония и Корея). А между тем, пришла пора поглядывать и на юго-восток. Туда, где в огромной густонаселенной стране, отделенной от нас пустынями и пограничными реками, происходит нечто, слабо поддающееся пониманию. Да что мы, даже вышеупомянутый Б.Г., насколько мне известно, ничего вразумительного по этому поводу не высказывал.

Кажется, буквально еще вчера весь китайский автопром был представлен несколькими заводами, построенными при помощи СССР в эпоху лозунга «Русский с китайцем - братья навек» и выпускавшими автомобили образца 50-х годов прошлого века. Занятые своими проблемами, мы как-то пропустили тот момент, когда за Великой Стеной все радикально переменилось. Трудолюбивые китайцы просто работали и как-то незаметно создали огромную промышленность. До поры до времени, пока производимые в Поднебесной машины поглощал необъятный внутренний рынок, данный количественный рост был нам совершенно не виден. Но любой рынок раньше или позже насыщается, и вот китайским автопроизводителям стало тесно у себя дома. Тогда-то и началось великое наступление на северного соседа.

Передовым отрядом этого наступления стали пикапы фирм Great Wall и Xinkai, доселе не известных даже весьма эрудированным автожурналистам. Первая готовилась к выходу в мир заранее, сменив абсолютно непонятное для европейцев название Changcheng на вполне глобальное, но в то же время ясно намекающее на происхождение.

Great Wall - типичная молодая китайская компания. Основой для ее создания послужил авторемонтный завод Народно-освободительной армии Китая в городе Баодин. Около 40% акций Great Wall находятся в собственности президента фирмы, господина Вэй, 30% обращаются на Гонконгской бирже, а еще 30% принадлежат региональным властям. Примерно по такой же схеме распределены капиталы многих китайских автозаводов: Geely, Jianghuai, Lifan...

Рамные пикапы (в основном -реплики Toyota и Isuzu) стали бестселлерами в современном Китае. Они недороги, практичны, экономичны. На их базе можно строить чуть более дорогие, но значительно более престижные внедорожники с кузовом «универсал». Именно так и поступила фирма Great Wall: освоив гамму пикапов, известных у нас как Deer, она приступила к выпуску пятидверных внедорожников SUV G5 Safe (тем самым повторив путь Toyota от пикапа Hilux к Hilux Surf/4Runner). Мне, правда, не удалось найти сколько-нибудь убедительных доказательств того, что Toyota получила за это причитающееся ей вознаграждение... Что поделаешь - китайцы без всякого пиетета относятся к иностранной интеллектуальной собственности. Например, история автомобилей фирмы Geely началась с того, что в 1987 году ее владелец, господин Сю Ган, вместе с подчиненными инженерами лично разобрал до последней гайки Mercedes S-Klasse, точно скопировал... и запустил в производство. Конечно, российские дилеры Great Wall изо всех сил доказывают, что SUV G5 производится по лицензии Toyota. Но, увы, слишком многое указывает на то, что г-н Вэй пошел по тому же пути, что и г-н Сю Ган. Что же до японского концерна, то в силу того, что модель давно снята с производства, он попросту закрыл на это глаза...

Внедорожники Great Wall входят в число наиболее популярных в Китае автомобилей и продаются в количестве 55 тысяч штук в год. Они более чем вдвое обгоняют однозначно лицензионные Liebao (Pajero II, право на выпуск которого китайцы купили после смены поколений). А вот 2,2-литровый двигатель GW491QE мощностью 105 л.с. действительно выпускается по лицензии. Когда-то этот мотор назывался Toyota 2Y, однако китайцы взяли от оригинала блок цилиндров, коленвал и шатунно-поршневую группу, а ГРМ и головку блока сочинили самостоятельно. Такие моторы устанавливаются на очень многие выпускаемые в Поднебесной автомобили. Возможно, это не лучший вариант для тяжелого рамного внедорожника с точки зрения тяговитости (максимальный крутящий момент 190 Нм при 3200 об/мин), но в Китае, да и в России, эти моторы зарекомендовали себя как надежные.

SUV G5 представляет собой классический образчик японской школы конструирования конца 80-х-начала 90-х. Передняя подвеска - независимая, торсионная, задняя -зависимая, на полуэллиптических рессорах. Передние тормоза дисковые, задние - барабанные. Подключаемый полный привод, двухступенчатая РК (в отличие и от японского прототипа, и от собираемых в Китае машин управление ею осуществляется не рычагом, а ручкой через актуатор).

Постойте, скажете вы, а почему «в отличие от собираемых в Китае...» Где же тогда собран этот Safe? В России, в под-московном городке Гжель! Именно здесь фирма «Ирито», представляющая интересы Great Wall, организовала отверточную сборку. За полноприводную версию дилеры просят $20 450. Заднеприводный вариант стоит на $2500 дешевле, но популярностью в России не пользуется. В «базе» G5 оснащен электростеклоподъемниками, подогревом сидений, легкосплавными дисками, магнитолой с CD-плеером и парковочным радаром. Но запасное колесо на выносном кронштейне обойдется в $400, зеркала с подогревом - в $85, «ме-таллик» - в $200, а кожаный салон - в $500. Список возможных опций на этом и заканчивается.

А в следующем году в экономической зоне «Алабуга» начнется строительство автозавода Great Wall по полному циклу (включая сварку и окраску кузовов).


Евгений КОНСТАНТИНОВ
Обозреватель ORD
Водительский стаж- 12 лет. Ездит на автомобиле УАЗ-315148


Хорошо, но дорого

Что-то неуловимо знакомое в дизайне лицевой части, посадке за рулем, усилиях на педалях, динамике, звуке мотора... Не хватает только фирменного газовского звона в глушителе. Да и отделка салона подкачала. По качеству и звукам интерьер Safe все-таки ближе к продукции тольяттинского автозавода. Но чем дальше, тем меньше я замечал мелкие недостатки. Посудите сами: 2,3-литровый бензиновый движок, пусть и не страдающий избытком мощности, порадовал эластичностью и достойной тягой в нижнем диапазоне. Да и практически «грузовой» подбор передаточных чисел в КПП пришелся кстати, когда мы штурмовали последние остатки тяжелых, налитых водой лесных сугробов. Жесткая подвеска неплохо держала машину на траектории, когда мы вскачь неслись по латанному асфальту. А замечательная обзорность позволила моментально привыкнуть к габаритам.

Вот только тяга к «дешевому понту» у создателей Safe то и дело напрочь разрушала симпатию. Если исполнительный механизм электронного переключателя режимов РК сделан также «качественно», как его пластмассовая «крутилка управления», то... слов нет. Модные кнопки «а-ля климат-контроль», заведующие самой обычной печкой, тоже оказались жутко неудобными. Появившиеся на внутренней стороне дверей подлокотники напрочь лишили возможности регулировать наклон спинки сиденья в процессе езды. А такая регулировка нужна в дальней поездке из-за некомфортности кресел. Ну и, наконец, кондиционер. Зачем он при таком моторе? Машина же просто перестанет ехать! А ведь вся эта «пыль в глаза» обходится покупателю в ощутимую сумму. Любая мелочь в комплектации должна работать хорошо и быть полезной. Иначе она вредна - для кошелька и нервов. А потому Great Wall Safe... слишком дорог.


Алексей ИСАЕВ
Технический эксперт и обозреватель 0RD
Водительский стаж-27лет. Ездит на автомобиле ВАЗ-21083


Прогресс более чем очевиден

то больше всего поразило в этом автомобиле, так это прогресс китайского автопрома за последние год-два. Ведь если совсем недавно автомобили Great Wall как-то подавали надежду на то, что для нашей автомобильной промышленности еще не все потеряно, то быстрое развитие SUV G5 от безобразной подделки под 4Runner до автомобиля впечатляет. А если учесть соотношение темпов роста качества и улучшения конструкции изделий УАЗа с возрастанием цен на Patriot, то ситуация вырисовывается грустная. Конечно, много чудес в Great Wall осталось: видимо, слепящая ядовито-синяя подсветка центральной консоли и, мягко говоря, некорректно работающий климат-контроль вечны, как Великая Китайская стена. Однако я был удивлен тем, что теперь смог расположиться в SUV G5 во вполне терпимой позе и спина сразу же не заболела. Правда, при этом места за мной уже не осталось, но ведь лично я там и не езжу. И хотя древний двигатель явно не отличается боевым темпераментом, а подбор передаточных чисел в КПП грузовой, все же перемещаться из пункта А в пункт Б силовой агрегат позволяет, не внушая явного отвращения к жизни (если, конечно, недалеко). Да и работа подвески этого автомобиля «сделано в России» улучшилась по сравнению с первыми пикапами Great Wall: по крайней мере, пропала раскачка. Хотя неподрессоренные массы как жили, так и живут своей жизнью, да и управляемость оставляет желать лучшего, тем не менее на 130 км/ч машину не надо ловить по всей дороге, как родной UAZ. Надо сказать, в тестовом автомобиле уже появилось много мелких дефектов, явно связанных с качеством изготовления: там не работает, там отвалилось, там скрипит, но если сравнить с Patriot... Конечно, качество пластика и, деликатно выражаясь, цветовое решение салона, не говоря уже об обивке сидений, оставляет желать лучшего, но за эти деньги... тем более новый... и в отличие от б/у японцев в кредит... Почему бы и нет. В конце концов, сиденье же не надо регулировать постоянно, а иногда для этого можно и дверь приоткрыть. Видимо, «наши восточные друзья» посредством организации сборки Great Wall SUV G5 принимают превентивные меры в ожидании нового всплеска заградительных пошлин, которыми обычно пытаются оживить наш автопром в трудные (а когда ему было легко?) времена.


Ольга ПОПОВА
Главный художник ORD
Водительский стаж -14 лет. Ездит на автомобиле Ford Ка 1.3


Неромантическая поездка

Про него не хочется говорить плохо, еще меньше хочется хвалить. Транспортное средство, в котором можно довольно резво перемещаться по дорогам общего пользования и успешно штурмовать раскисшее бездорожье. Не думаю, что срок службы данного конкретного автомобиля является критическим, но в салоне все как-то по-доперестроечно-жигулевски реагирует на малейшие неровности дороги, а уж более серьезные препятствия озвучиваются в полной мере, рождая ощущение невосполнимой потери какой-нибудь детали подвески. Внешность запоминающейся не назовешь, может быть, чуть раздражает «морда» - вернее, решетка радиатора, из-за сходства с «Волгой», не люблю я их. Зато «запоминающийся» доступ в багажник - в три действия. Багажник большой, но явно в ущерб пассажирам задних сидений. Салон сильно удивляет цветовым решением: 7 оттенков рыже-бежево-коричневого пластика, веселенькая велюровая обивка дверей. Усесться удобно за рулем мне так и не удалось: конструкция спинки совершенно не соответствовала естественному изгибу спины, а при привычном расстоянии до руля я не доставала до третьей и пятой передачи. Некий компромиссный вариант, конечно, был найден, но весьма утомил к концу теста. Управление отопительной системой тоже несколько озадачило - кнопки переключения температуры и силы вентилятора маленькие и расположены в неудобном месте, а результат регулировки представлен крошечной, совершенно неинформативной диаграммой на дисплее. Кстати, подсвечивается все это безобразие ярким синим светом, который вечером придал лицу моего пассажира невкусный мертвенно-синий оттенок. Еще больше смутила мысль, что и я перед ним предстала в том же неприглядном виде. А если бы это была романтическая поездка?!

С другой стороны... Сравнительно небольшая цена, безусловно, делает Great Wall SUV G5 притягательным для покупателя, эстетически не замороченного и выбирающего полноценный внедорожник, доступный в финансовом отношении.


Андрей СУДЬБИН
Заместитель главного редактора 0RD
Водительский стаж- 11 лет. Ездит на автомобиле SsangYong Musso Sports


Этот автомобиль мне не интересен

У меня нет никакого предубеждения против сделанной в Поднебесье техники. Китайцы - народ трудолюбивый и упрямый, и коль они поставили перед собой задачу превратить страну во всемирный автозавод, то, можете быть уверены, превратят. Они действительно учатся очень быстро. Нашим бы автостроителям такую скорость... Я вспоминаю, как выглядел салон одного из первых автомобилей Great Wall, ввезенных в Россию. Это был пикап Deer G5, доставленный на Дмитровский полигон для сертификации. Мой бог, до сих пор помню этот пластик, напоминающий на ощупь хозяйственное мыло, и липкий дерматин сидений. А теперь полюбуйтесь на салоны китайских пикапов, имеющихся в продаже сегодня, ну или вот этого их родственника- SUV G5 Safe. Небо и земля... Впрочем, небо-только по сравнению с тем, что было... Да, на панели вполне приличный мягкий пластик. Но прикручена эта панель сикось-накось и скрипит. У панельки, закрывающей ступицу руля, края загибаются наружу, как у ломтика колбасы на сковородке, и становятся видны края с облоем. Кнопки то западают, то, наоборот, отказываются фиксироваться в положении «включено». Весь салон какой-то пестренький. Три оттенка бежевого, четыре -серого... Эргономика... Не знаю, что уж там намудрили китайские инженеры. В свое время не купил Toyota 4Runner, с которого и лепили G5, потому что не слишком понравилась посадка в этой машине. Но там не было так неудобно! Пожалуй, на моем автожурналистском пути мне попался только один автомобиль, в котором я так и не смог подогнать под себя сиденье - Derwais Cowboy. Если сесть так, что в правильном положении окажется руль, то тянуться придется не только к пятой, но и к третьей, и к первой передаче. В общем, приходится настраивать посадку не так, чтобы было удобно, а так, чтобы было наименее неудобно. При этом сзади за мной даже ребенок не поместится. Процесс посадки-высадки для меня означал вымазанные о подножку брюки и шишку на голове, если забудешь втянуть ее пониже. А вот моей жене посадка понравилась: роста она у меня невеликого и могла успешно использовать подножку по назначению. Ну что, поехали... Нажимаю на кнопку ручника -не опускается! Жму сильней - никакого эффекта. Жму изо всей силы... Бабах! Рычаг с грохотом падает вниз, как паровой молот на наковальню. По привычке включаю ближний свет - и в лицо мне бьет мертвенно-синий, слепящий даже днем свет с центральной консоли. Господи, а ночью-то что будет? А отключить это великолепие нельзя? Нет, нельзя... Да, предполагал я, что 2,3-литрового мотора машине будет маловато - так и получилось. Не 4Runner это, совсем не 4Runner. Да и моторчик этот- не для внедорожника. Нормально он тянет только в очень узком диапазоне оборотов, так что рычагом КПП приходится орудовать постоянно. Впрочем, если переключиться на пониженный ряд передач, то по напитанному водой мартовскому снежку Safe ползает вполне бодро. Главное - не давать оборотам падать и ехать в «нивоводском» стиле. Вообще-то, внедорожные способности G5 можно и увеличить - колесные арки явно способны принять колеса большего, нежели штатный, размера. Но вот делать это я бы не рекомендовал, запаса тяги явно не хватит.


Дмитрий ЛЯХОВЕНКО
Обозреватель ORD
Водительский стаж - 12 лет. Ездит на автомобиле Ford Crown Victoria


Нет, я столько не выпью...

Внешняя эстетика оставляет вполне благоприятное впечатление. Если не давать волю фантазии, сравнивая вид спереди с ГАЗ-3110, то все вполне пристойно и в духе прародителя Toyota Hilux. Мне нравится. Забираюсь внутрь... Нет, пожалуй, все-таки залезаю, ибо удобство посадки, мягко говоря, не очень. И тут ощущения меняются на диаметрально противоположные. Все настолько «радужно», что в глазах рябит. В салоне я насчитал семь основных цветов. Вместо чувства спокойствия и умиротворения я испытал чувство гордости за UAZ Patriot, салон которого даст сто очков вперед этому порождению фэн-шуя. Поехали? Туго стартуем, вяло разгоняемся. А что вы хотели? Думали, два с небольшим литра рабочего объема могут таскать на себе такую тушу? Заезжаю за своим бессменным штурманом Борисычем, и в пампасы. Борисыч вертится на заднем диванчике, пытаясь устроиться поудобнее. На вопрос: «Что ты там ерзаешь?» ответ поражает. Оказывается, его слепит ядрено-синяя подсветка центральной консоли. Мои попытки повлиять на это странное явление терпят фиаско - регулируется только яркость приборов, никак не отражаясь на остальных лампочках и пиктограммах. Пересаживаю Борисыча вперед, и забираемся в снега. Пора включать полный привод... Где он тут включается? А, вот она, ручечка... Крутим... Ручечка остается у меня в руке! Честное слово! Она просто развалилась! Но мы люди привычные, и, после некоторых манипуляций, полный привод все-таки включен. Теперь можно покататься. Борисыч доволен, сидит, пиво отхлебывает. Ему хорошо - его рост позволяет удобно устроиться. Мне некомфортно - не хватает продольной регулировки сиденья. Если на асфальте это не так сильно заметно, то на кочках спина предательски заныла. А про внедорожные качества скажу так: едет нормально. Но не УАЗ, препятствия надо преодолевать с разбега, иначе не хватает тяги. В остальном все обыкновенно и буднично - серый невыразительный середнячок. Зато Борисыч после пятой банки пива сказал, что... некрасивых автомобилей не бывает. Мне, правда, кажется, что я столько не выпью.

Автомобиль предоставлен компанией «Ирито» тел. (495) 739-49-93

текст: Андрей СУДЬБИН
фото: Ольга ПОПОВА
Алексей ВАСИЛЬЕВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты