Скажу сразу: для австралийских поклонников офф-роуда Ateco Warn Challenge (обычно его называют просто Ateco) является, наверное, самым ожидаемым соревнованием. Причина проста – это одно из лучших внедорожных спортивных событий на Зеленом континенте. Раз в год лучшие экипажи со всей Австралии собираются на небольшом участке земли, расположенном в… центре тихого овцеводческого городка Уиллоу Гроув (штат Виктория). Проводит соревнование клуб Yarra Valley 4WD Club. В этом году участников ждали три боевых дня и 13 спецучастков. А под занавес – главное «лакомство»: очная схватка на супер-этапе. Кстати, в интересах безопасности финальная часть Ateco Warn Challenge проходит исключительно в светлое время суток. Но замечу, что это отнюдь не уменьшает сложности стоящих перед экипажами задач.
С первыми лучами солнца Ateco Warn Challenge начал прием почти четырех сотен участников, гостей и членов групп обеспечения. Всех их с равным почтением встречали у ворот, вручали идентификационные «бэджи» и провожали в лагерь, который должен был стать им домом на весь уикенд. Одновременно начались и технические инспекции. А после обеда все местное население отправилось в лес, чтобы подготовиться к первым ночным этапам…
Ночью, у «большого ковша»
Трасса СУ-1 то ныряла вниз, то взмывала вверх, извиваясь между не слишком частыми деревьями и выводя спортсменов к «большому ковшу». Темноту пронзали только лучи стоящих на машинах галогенных прожекторов, в свете которых скальные подъемы выглядели особенно устрашающе. Но что характерно: ктото промчался по этому спецучастку на одном дыхании, скользя и расшвыривая камни изпод колес, а другим повезло меньше…С трассы доносились крики: «Винчуемся!», «Наматывай!», «Разматывай!»... Но громче всего звучало яростное «Стоп! Стоп! Стоп!» А одному из экипажей и вовсе не повезло – для него соревнования закончились уже на этом спецучастке. Развалившийся задний дифференциал и беспомощно висящий под брюхом машины оторванный карданный вал не оставили для них никакой иной возможности, кроме как потихоньку отползти с трассы и ожидать эвакуации. Попал в беду и хорошо известный австралийским любителям офф-роуда экипаж крохотного Suzuki Samurai по имени «LJZook». В узком месте, при попытке перебраться через скальные выступы, его развернуло на 180 градусов. Выглядело это так, как будто экипаж решил отправиться обратно, на старт. Для того чтобы вновь направить «малыша» в нужную сторону, потребовалась помощь лебедки, но тут экипаж постигло следующее несчастье: от поперечной нагрузки разбортировалось колесо. В итоге потребовалось вмешательство эвакуационной команды.
Вам не нравится смех зимородка?
Но еще сложней оказался СУ-3. Первым препятствием, потребовавшим от экипажей филигранного вождения, стала заболоченная низина с крутыми берегами. Дашь слишком много момента на колеса – воткнешься носом в противоположный берег, но если обороты окажутся недостаточными, есть шанс остаться в болотных объятиях. Одной из жертв этой липкой ловушки стала команда Скотта Алена и Гранта Хэмптона. Для того чтобы подобраться к скользкому грязевому склону и начать егоштурм, им (как, впрочем, и многим другим) потребовалась помощь лебедки. А когда экипажам уже начинало казаться, что все самое сложное осталось позади, их поджидали глубокие колеи, частокол деревьев и масса «скрытых ловушек» (из разряда тех, что видишь только тогда, когда в них оказываешься). В итоге, на этом СУ мы увидели «уши» в исполнении как минимум четырех экипажей.
И вот еще какой момент – для многих участников главным методом прохождения трассы стало использование всей доступной им мощности, но подобная тактика губительна даже для самых выносливых машин. Например, именно такое неразумное использование мощности заставило экипаж Гайна Райнера и Эндрю Стивенса, выступавший на Toyota Hilux с 350сильным мотором Chevrolet, досрочно выйти из борьбы.Мало того, что в пятницу на СУ-3 они порвали дифференциал, ШРУС и полуось. В субботу на СУ-5 они лишились еще одного дифференциала, другого ШРУСа и коробки передач! Давайте, однако, по порядку. К середине ночи пятницы большинство команд успешно прошли первые два СУ и вернулись в лагерь, но время отдыха еще не настало. Нужно было отрихтовать помятые кузовные панели, приварить оторванные детали, заменить поврежденные узлы – словом, свести к минимуму потери, нанесенные ночной трассой. Вспышки электросварки и лязг ключей продолжались до самого утра. А на рассвете экипажи разбудил громкий «хохот» гигантских зимородков – кукабарр. Не скрою, очень многим этот птичий смех показался зловещим и издевательским.
Уступы и колеи
После завтрака команды спешно покинули лагерь – им предстояло пройти следующиешесть изнурительных участков. С самого начала стало ясно, что эти трассы задают самые высокие стандарты водительского мастерства. Зрители воочиюмогли увидеть, как экипажи осматривают траектории и разрабатывают тактику. Немало значила и слаженность работыэкипажей. Например, если машина не могла с ходу взять подъем, то экипаж не оставался в кабине, наблюдая за тем, как машина, яростно ревя мотором, содрогалась в бесплодных усилиях.Штурман тут же вылетал из своей двери и обматывал буксирную стропу вокруг ближайшего дерева. Причем делал он это не просто так, а с тем, чтобы при помощи импровизированного блока добавить к сотням лошадиных сил одну человеческую. СУ-4 вновь вел экипажи к «большому ковшу», где они должны были развернуться и ехать практически в обратном направлении вниз по оврагу с целью в конце покорить отвесный скальный выступ высотой около полутора метров. Но вот что удивительно: некоторым экипажам удалось справиться с этой стеной без помощи лебедки! Впрочем, даже вскарабкавшись на этот уступ, участники не могли похвастаться, что дело уже сделано: для того чтобы финишировать, им нужно было преодолеть два скальных холма поменьше. А самым сложным участком дляштурманов, пожалуй, стал СУ-5. От глубокой глиняной колеи, через залитую жидкой грязью промоину размерами аккурат в длину машины и вплоть до крутого подъема по скалистому склону – этот участок трассы бросал им настоящий вызов. Что же касается СУ-6, то он стал бенефисом для водителей, позволив им продемонстрировать и навыки скоростного вождения, и искусство спуска по крутому склону. А затем – затем началось настоящее испытание…
Доползти до финиша
Командам предстояло пройти десять метров по скале, сделать крутой правый поворот и подняться по изъеденному промоинами глиняному склону. Одни экипажи тщательно выверяли траектории, другие делали ставку на агрессивный натиск и бешено вращающиеся колеса. В итоге и те, и другие показывали примерно одинаковое время, вне зависимости от выбранного метода. А вот кузовные панели, мосты иШРУСы страдали в прямой зависимости от того, насколько интенсивно правая нога водителя давила на педаль акселератора. В результате экипаж в составе Лори Стернбэка и Шона Касино буквально уничтожил задний дифференциал на втором скальном подъеме. Что окончательно вывело их из соревнования.
На седьмом СУ водителям нужно было показать свое искусство вождения по скользкой глине, преодоления бродов и умение карабкаться по скалам. Причем, до последнего препятствия (его не только на колесах, но и пешком преодолеть было практически невозможно) добралось не так уж много команд. Например, экипаж под номером 56 завис на скалах в русле ручья и в клочья изорвал лебедочный трос. Пилот попробовал двигаться самостоятельно – и в итоге на машине развалился хаб. Другой экипаж, Род и Эш МакКроу (они выступали на автомобиле Jeep) рвался к победе, но положил машину на бок. Правда, им удалось поставить ее на колеса при помощи лебедки. Но все это мелочи по сравнению с тем, что выпало на долю экипажа под номером 43. Несмотря на порванный ШРУС и пятикратно (!) порванный трос лебедки, они все-таки сумели доползти до створа финишных ворот.
По вопросу «смертности»
СУ-8 оказался потрясающе зрелищным и компактным. При этом он потребовал от команд очень агрессивного вождения. Одни экипажи пытались со старта проскочить как можно дальше и лишь потом разматывали лебедочный трос, а другие начинали винчевку прямо со стартовой линии. В любом случае для того, чтобы преодолеть насыпь высотой в два корпуса автомобиля, к помощи тягловых механизмов пришлось прибегнуть абсолютно всем. Дальше участников ждал брод через уже знакомый ручей (значительно более сложный, чем предыдущие), потом серия подъемов и, наконец, финальный подъем к финишным воротам. Этот СУ особенно полюбился зрителям. Ведь они могли расположиться буквально в нескольких метрах от трассы. СУ-9 вновь был «пилотским». Водителям предоставлялся шанс пошвырять гравий и пыль из-под колес, а штурманам – слегка передохнуть. Извилистая трасса протяженностью в два километра, конечно же, была достаточно сложной, чтобы не дать пилотам расслабиться, но все экипажи сумели преодолеть ее без винчевки. К концу дня можно было заняться подсчетом потерь. «Смертность» среди автомобилей оказалась достаточно высокой, но умение команд устранять поломки и моральная готовность продолжить борьбу были все-таки выше.
Давай поедем на Patrol
Воскресное утро началось с треска электрогенераторов передвижных кафе. К восьми все были уже на месте и готовы к стартам. СУ-11 и 12 располагались в нескольких шагах друг от друга и представляли собой комбинацию грязевых полей, скальных подъемов и глубоких промоин с отвесными стенами. Действие было быстрым и яростным. Рев мощных бензиновых V8 и турбированных дизелей эхом отдавался среди деревьев. То и дело он прерывался хрустом крошащегося металла – соревнование собирало с участников свою дань в виде мостов, ШРУСов, карданных валов и коробок. Героями дня, пожалуй, стал экипаж номер 28. После того как у парней оборвался лебедочный трос, машина, пролетев метров 20 вниз по склону, ударилась о дерево и перевернулась три раза. Однако, благодаря каркасу безопасности, все обошлось помятыми панелями кузова.
А теперь коротко о модельном ряде автомобилей-участников. В этом году на Ateco Warn Challenge самым популярным спортивным автомобилем был Nissan Patrol, на этих машинах выступал 41 экипаж (в основном короткобазные варианты или пикапы Patrol GU). На втором месте – Range Rover (эту марку предпочли 6 экипажей), ну а все остальное пришлось на коктейль из JeepWrangler, Suzuki Samurai, Toyota Hilux и Land Cruiser различных серий.
Итого
Очень похоже на то, что Ateco Warn Challenge этого года задал новые стандарты для австралийских внедорожных соревнований. Не обошлось и без серьезных призов: победитель получил денежный приз в $5000, за второе место причиталось $1000, а за третье – $500. Ну и кое-какие призы от спонсоров, разумеется. Кроме того, победитель каждого СУ получил дополнительно по $200, а победитель финального СУ – 1000.
текст: Фред КРИГСМАН (Fred M. KRIJGSMAN)
фото: Дэнни МИКА (Danni MICAH)
перевод: Андрей СУДЬБИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.