Если помните, предыдущий материал из серии статей «Брод через реку Стикс» (ORD № 9–10, 2006 год) заканчивался этаким реверансом в сторону Волжского автомобильного завода. Оно и понятно – несмотря на победу «пластилина» над негерметичностью кузова UAZ Patriot, оставался открытым вопрос о «гидравлической угароустойчивости» таких мегапопулярных «устройств» для получения внедорожных удовольствий, как « Нива»&Niva. Ну а раз так, то, ничтоже сумняшеся, мы приняли решение: на этот раз «утоплению» подлежит весь модельный ряд внедорожников ВАЗ. Сказано – сделано: вооружившись уже знакомыми вам по прошлым «Стиксам» газоанализаторами МГЛ и «Колион», мы отправились на берег реки, подлинное имя которой нам, собственно, и предстояло выяснить в ходе стандартной серии замеров.
Скажу сразу – в ходе подготовки к массовому испытанию«Нив» нам удалось собрать почти все полноприводные модели ВАЗ, в той или иной степени присутствующие в арсенале любителей преодолевать броды. А компания, надо сказать, подобралась весьма разношерстная: стандартный, много повидавший на своем веку ВАЗ-21213 « Нива»; прошедший сквозь горнило выездов на «охото-рыбалку» ВАЗ-21218 «Фора»; безымянный, но вполне самодостаточный пикап ВАЗ-2329; хорошо поездивший ВАЗ-2120 «Надежда» и еще пахнущая автосалоном Chevy Niva. Для полного счастья не хватало только длиннобазного ВАЗ-2131 и старого доброго ВАЗ-2121.
На лед вызываются…
Что касается собственно испытания, то оно было до неприличия стандартным. Опираясь на опыт предыдущих замеров,мывывели некую формулу направления потока газов: при установке машины корпусом по течению (относительно выхлопной трубы) содержание СО в салоне заметно увеличивается. На этот раз, чтобыне тратить зря время,мы решили начать с самого жесткого варианта…То есть, общая схема выглядела следующим образом: прибор «Колион» измеряет содержание СОв районе ног заднего пассажира, а МГЛ занят зондированием воздуха на уровне головы пассажира переднего. При этом герметично (насколько возможно) закрытая машина устанавливается на глубину чуть большую, чем «по пороги», по направлению течения реки. Замеры проводились с интервалом в одну минуту на протяжении 10–15минут– в зависимости от развития событий. Итак, на лед (прошу прощения за оговорку, просто вода очень холодная) вызываются…
ВАЗ-21213 « НИВА»
Участвующая в тесте «короткая» стандартная « Нива» представляла собой в общем-то вполне обычный автомобиль. При этом основная ценность данного экземпляра состояла в том, что к нам попала машина, повидавшая на своем веку очень большое количество внедорожных передряг. Мы скептически осмотрели раны «боевой колесницы», полюбовались на легкий, словно оттеняющий основной цвет, налет ржавчины и морально приготовились констатировать «трагические» результаты. Но не тут-то было! Да, « Нива» начала с довольно резкого скачка содержания СО, но уже на второй минуте показания упали (в первоначальном скачке концентрации оказался «виноват» ветер, напрямую занесший некоторое количество выхлопных газов в салон, пока специально натасканный на измерения «мальчик» покидал машину). Тем временем, предвкушая продолжение цикла «Стикс», мы упорно ждали чего-то серьезного. Но произошло чудо – подержанный ВАЗ-21213 в плане способности кузова сопротивляться проникновению выхлопных газов в салон повел себя не хуже испытанных ранее моделей зарубежного производства! Никаких катастрофических скачков, все спокойно и ровно. Причем, спокойно настолько, что показания приборов в районе головы переднего пассажира на десятой минуте достигли на удивление низких значений, лишь немного отставая от количества СО в ногах пассажира заднего!
Вывод: В данном случае все до странности оптимистично: ВАЗ21213 показал себя как практически безопасный в плане «гидравлической угароустойчивости» автомобиль, не требующий специальной доработки. Конечно, можно допустить, что в данном случае положительное влияние на результаты оказала антикоррозийная обработка днища, но вряд ли оно могло быть настолько серьезным, чтобы обеспечить такие показатели.
ВАЗ-21218 «ФОРА»
Этот тольяттинский «зверь», к сожалению, все реже попадается на наших дорогах. Выставляем машину и начинаем записывать…На третьей минуте показания приборов достигают уровня, сравнимого с 21213, но дальнейшее развитие событий удручает. Вместо ожидаемой стабилизации содержания СО с небольшим прогнозируемым ростом, наблюдается лавинообразное нарастание. Не совсем понятно, но интересно. Без малейших колебаний приборы честно отсчитывают какую-то только им понятную прогрессию. Десятая минута – в ногах заднего пассажира уже практически пройден безопасный порог, а содержание угарного газа в салоне продолжает расти. Тринадцатая минута приносит «зашкал» обоих приборов! Вероятнее всего, случившееся в определенной степени объясняется изначально незаводским происхождением модели «Фора». Дело в том, что ВАЗ-21218 выпускается не на самом ВАЗе, а изготавливается на стороннем производстве дочернего предприятия ОАО «Производство Специальных Автомобилей «Бронто». Причем, делается «Фора» путем банального (или не очень банального, но все же) удлинения на 300 мм и некоторых доработок стандартного кузова (в том числе, естественно, и работ с полом и силовыми элементами кузова). В общем, «речной» зачет красавица «Фора» не получает. Конечно, данный вопрос не изучен нами досконально и есть высокая вероятность того, что проблема решается несложными процедурами по герметизации, и тем не менее…
Вывод: ВАЗ-21218 «Фора» в ходе преодоления брода может стать опасным. Вполне возможно, повышенное проникновение газов в салон обусловлено несоблюдением общей конструктивной схемы кузова и, как результат, наличием каких-то дополнительных путей для проникновения угарного газа в салон.
ВАЗ-2120 «НАДЕЖДА»
Вот уж чудо так чудо. А ведь в свое время этот автомобиль называли «надеждой российского автопрома». Пластиковые панели обвеса подогнаны ужасно, щели между дверьми и крыльями непомерно велики, а сдвижная дверь держится на честном слове. При этом бампера «намекают» на способность скапливать под собой пузыри... В общем, впечатление такое, что для получения отрицательных результатов машину даже в воду не надо. А если учитывать, что автомобиль собран на ОПП по обходным технологиям... Прогноз один – мы ждем полного провала. Минута… две… три… четыре… А показания-то не растут! Мало того, содержание СО в машине стремительно падает (как и в случае с 21213, «Надежда» во время выхода из салона «мальчика» зачерпнула дверью насыщенный выхлопными газами наружный воздух). Показания на пятой минуте и вовсе повергают в шок – внутри абсолютно чистый воздух! Но испытания еще не закончены: кузовные щели потихоньку берут свое, и в салон все-таки начинает поступать газ. Хотя «поступать» – это громко сказано. К тринадцатой минуте показания приборов стабилизировались в пределах пятой минуты стандартной «Нивы» и тенденций к росту больше не демонстрировали. Вот это сюрприз! В общем, в воздухе витает мелодия «на лицо ужасные, добрые внутри», а «зал рукоплещет».
Вывод: ВАЗ-2120 «Надежда» настолько безопасен с точки зрения проникновения в салон угарного газа, насколько это возможно! Особенно если учесть пробег, возраст и сборку на ОПП. Нам же остается только констатировать полную и безоговорочную победу конструкторской мысли над дизайнерской...
В задачу конструкторов входит получить автомобильный кузов, отвечающий высоким требованиям по жесткости для обеспечения хорошей управляемости и поглощения структурного шума. Это является основной причиной того, что современное кузовное производство отличается большим вниманием к таким «мелочам», как герметизация сварных швов, выполненных контактной сваркой. Для этого применяются разнообразнейшие клеи-герметики, наносимые на место стыка. Причем, при самых современных технологиях они закладываются непосредственно внутрь стыка еще до сварки. В этом случае попутно эффективно решается задача антикоррозийной обработки точек сварки, которые, как известно, чаще всего являются очагами коррозии, сильно снижающей прочность кузова при аварии. А вот при производстве кузовов по обходной технологии, где широко применяется электродуговая сварка, трудно обеспечить плотное прижатие листов металла. Это еще больше усугубляется тем, что и сами панели в этом случае, как правило, тоже сделаны по обходной технологии и неточно прилегают друг к другу. В результате образуются значительные щели, которые очень не просто качественно загерметизировать. Так что мелкосерийные кузова изначально менее герметичны в силу технологии изготовления. Второй проблемой является то, что для изменения конструкции существующего кузова (как, например, при производстве пикапов) надо изменять конфигурацию и схему силовой клетки несущего кузова. Это и само по себе непросто, но если совместно решать и все остальные попутные задачи (в частности, вопрос герметичности салона), то этот комплекс проблем может оказаться непосильной ношей для опытного производства. Поэтому превосходство серийных кузовов в нашем тесте – явление закономерное. Так же, как и хороший результат «Надежды», конструкция кузова которой изначально создавалась на ВАЗе и была полностью проработана для массового производства. Проблемы, характерные для мелкосерийного производства, в еще большей степени имеют место при кузовном ремонте. Дело в том, что многие технологические «хитрости» сборки кузова в принципе невозможно повторить, не разбирая его на составляющие. В результате, изначально вполне безопасный автомобиль может стать «убийцей» после крупного кузовного ремонта, хотя внешне никаких предпосылок для этого может и не быть. Недаром во многих европейских странах законодательно запрещен ремонт автомобиля, если при аварии затронуты основные силовые элементы кузова. Главная задача, которая при этом преследуется, – это, естественно, сохранение показателей пассивной безопасности, но побочно поддерживается на должном уровне и герметичность кузова.
ВАЗ-2329 ( ПИКАП)
Еще один нестандартный автомобиль. Этот стильный «грузовичок» также рожден в результате болгарочно-сварочных работ по кузову «Нивы». Вообще, принимая во внимание то, что задняя стенка кабины находится на довольно большом расстоянии от выхлопной трубы, ничего плохого мы в данном случае не предвидели. Но вот машина заезжает в реку, и тут… начинается самое интересное. В отличие от «Нивы» и «Форы», в первые же минуты салон медленно, но верно набирает угарный газ. На четвертой минуте показатели достигают верхних значений ВАЗ-21213, однако к десятой минуте показания стабилизируются и в течение последующих шести минут держатся в разумных пределах. Но на этом процесс не остановился – на одиннадцатой минуте показания снова поползли вверх, и на момент окончания замеров на приборах были довольно неприятные цифры. Впрочем, несмотря на очевидный рост концентрации, значения остались в пределах допустимых норм и до уровня серьезного отравления не добрались.
Вывод: Пикап можно считать... условно безопасным. Главное – в нем не засиживаться…Да, ВАЗ2329 в принципе не показал каких-либо серьезных причин для доработок, но герметизация все же не помешает.
CHEVROLET NIVA
От тольяттинского «космополита» мы изначально ожидали достаточно хорошего результата - шумо-изоляция кузова предполагает тщательную заделку отверстий. И наши надежды полностью оправдались. Не побив все же рекорда «Надежды», Chevy Niva показала себя с наилучшей стороны. Даже на пятнадцатой минуте измерений показания не превысили порога безопасности. Замечательный результат, но с одной оговоркой -дыр в кузове при этом оказалось более чем достаточно для проникновения воды в салон...
Вывод: Chevrolet Niva безопасен. Причем, похоже, что это совсем не заслуга герметичности кузова. Просто форма днища такова, что угарный газ не скапливается под полом в достаточном для достижения критических значений концентрации количествах.
Послесловие с предсказанием
Согласно замерам, наилучшие результаты поделили между собой базовые модели, что в общем и целом логично. Автомобили, разработанные «с нуля» с учетом всего, что надо учесть, с тщательной проработкой размещения полостей, силовых коробов, пола, расположения агрегатов в подавляющем большинстве случаев конструкционно самодостаточны и не требуют доработок. Более того, мы посмеем предположить, что показатели длиннобазного ВАЗ-2131 окажутся где-то на уровне ВАЗ-21218. Ведь, имея родство с пикапом и «Форой», кузов 2131 создан путем простого «врезания» 500 мм вставки по простейшей стретч-технологии. Эта схема удлинения машины обычно предполагает разделение кузова на две части и вваривание некоего куска металла, копирующего формы внешних кузовных панелей. И как вы догадываетесь, совершенно неочевидно, что при такой схеме обеспечивается точность взаимной стыковки заводских и чужеродных деталей. Особенно это заметно, когда вставка не глухая (как в ранней модели ВАЗ-2130), а затрагивается дверной проем, являющийся главным силовым элементом днища любого несущего кузова. Во всяком случае, как ни крути, нет стопроцентной уверенности в том, что при изготовлении нештатных центральных стоек и вваривании их в нештатные же удлиненные пороги все состыкуется без щелей, так «любимых» угарным газом. А от такого подхода ждать чего-то хорошего не приходится. Окончательный же вывод напрашивается сам собой. Хотите кузовной «экзотики»? Одно пожелание: выбирая, учитывайте, что нестандартный кузов с большой долей вероятности отличает и способность быстрее наполнять салон смертельным газом.
P.S. Помните, в начале этой статьи я говорил, что в ходе замеров станет ясно, в водах какой реки «купались» сегодня « Нива» и ее многочисленные производные. Так вот - судя по всему, мифологический Стикс протекает где-то в другом месте, а эта речка называется до обидного просто - Яхрома.
P.P.S. В ходе подготовки этой статьи нам из неофициальных источников стало известно, что по результатам серии материалов «Брод через реку Стикс» на УАЗе начались испытания по аналогичной тематике. Очень надеемся, что так оно и есть, и соответствующие работы действительно ведутся.
Таблица показаний приборов «Колион» и МГЛ | |||||
---|---|---|---|---|---|
Измерения в районе ног заднего пассажира / головы переднего пассажира (мг/м3) | |||||
Время (мин) | ВАЗ-21213 | ВАЗ-21218 | ВАЗ-2329 | ВАЗ-2120 | Chevy Niva |
1 | 41 / 39,0 | 10 / 03,9 | 38 / 39,0 | 29 / 21,2 | 5 / 5,6 |
2 | 35 / 31,0 | 21 / 10,6 | 134 / 69,0 | 40 / 26,2 | 2 / 9,7 |
3 | 36 / 28,5 | 37 / 36,5 | 64 / 75,0 | 26 / 18,1 | 9 / 9,8 |
4 | 38 / 31,2 | 76 / 55,2 | 77 / 71,7 | 18 / 13,2 | 10 / 10,1 |
5 | 38 / 29,9 | 93 / 58,9 | 80 / 70,1 | 8 / 4,6 | 12 / 10,0 |
6 | 39 / 29,8 | 101 / 89,6 | 83 / 72,0 | 15 / 8,2 | 14 / 10,0 |
7 | 51 / 37,1 | 134 / 116,3 | 89 / 76,3 | 19 / 10,9 | 15 / 11,0 |
8 | 61 / 49,2 | -167 / 122,4 | 96 / 87,0 | 21 / 13,4 | 18 / 12,5 |
9 | 74 / 57,8 | 185 / 128,6 | 112 / 93,0 | 20 / 14,1 | 19 / 13,7 |
10 | 72 / 52,1 | 197 / 148,2 | 130 / 101,0 | 30 / 17,1 | 18 / 14,3 |
13 | -/- | 300* / 192,6 | 121 / 96,2 | 34 / 27,0 | 20 / 14,8 |
15 | -/- | -/- | 130 / 103,0 | 36 / 26,4 | 23 / 18,3 |
* зашкал прибора
СИГНАЛИЗАТОРЫ УРОВНЯ СО
Как известно, угарный газ не имеет ни цвета, ни запаха. Значит, чтобы заметить, что происходит наполнение салона автомобиля моноксидом углерода, надо как минимум… почувствовать первые симптомы отравления. Поиск прибора, способного распознать массовую долю СО в воздухе, велся нами сразу по трем направлениям. Во-первых, портативные газоанализаторы применяют на судах для определения концентрации СО в машинном отделении, во-вторых, они используются в качестве средства индивидуальной защиты службами спасения, а в-третьих, ряд моделей предназначен для установки в помещениях по соседству с автономными электрогенераторами. При этом суть у всех приборов одна – они позволяют установить порог срабатывания сигнализации по уровню моноксида углерода и предупредить об опасной концентрации. В некоторых случаях они также могут приводить в действие какой-либо исполнительный механизм, например, реле включения дополнительной вентиляции. В нашем случае интересны лишь те приборы, которые можно использовать в автомобиле, да и цена здесь тоже немаловажна (вряд ли кто-то станет тратить тысячу «условных долларов»). В свободной продаже удалось отыскать лишь три прибора. Один – отечественный, с грустным именем МАК-В-ЖКИ (производство НПТО «Экоприбор»), и два американских – Carbon Monoxide Alarm 900-0146 (компании Kidde) и Battery Powered CO Alarm FCD3NEN (производитель First Alert). При этом последний производитель предлагает и совсем бюджетное решение – Carbon Monoxide Indicator Рatch FACOPE. То есть простейший индикатор-наклейку, представляющую собой кусочек специального материала, меняющего цвет при опасной концентрации СО. Но, в силу его одноразовости, кажущаяся простой идея теряет смысл после первой же московской пробки. Теперь рассмотрим эти приборы поближе.
Первый прибор был обнаружен, что называется, под боком. Московское предприятие НПТО «Экоприбор» выпускает очень интересный (пусть и недешевый) персональный газосигнализатор. Принцип действия ИГС МАК основан на амперометрическом методе измерения, при котором электрохимический сенсор преобразует значение концентрации угарного газа в атмосфере в электрический сигнал, сила тока которого пропорциональна величине концентрации СО. ИГС МАК может быть использован в качестве стационарного энергонезависимого прибора, управляющего внешними средствами оповещения (включение звуковой и/или световой сигнализации) и защиты (включение вентиляции). Конструкция всей серии МАК-В предусматривает возможность его использования в качестве газоанализатора совместно с внешним вольтметром-индикатором для определения численного значения концентрации СО. В приборе МАК-В-ЖКИ присутствует жидкокристаллический дисплей, что делает его великолепным средством индивидуального пользования без необходимости подключения к дополнительным индикаторам. Диапазон измерений – от 0 до 500 мг/м3 с возможностью установки сигнала опасности на порог в 20 или 100 мг/м3. Приобрести прибор можно непосредственно в НПТО «Экоприбор» или у официального дилера. Достоинства: простота эксплуатации, прочный ударостойкий корпус, малая масса, длительный срок работы без смены источника питания (до 1 года), доступность. Недостатки: высокая цена, требуется предварительный заказ.
* цена в НПТО «Экоприбор»
KIDDE CARBON MONOXIDE ALARM 900-0146 – $64,95*Недавно появившийся на рынке Kidde 900-0146 Carbon Monoxide Alarm представляет собой не совсем портативный, а скорее просто компактный сигнализатор СО с дисплеем. Прибор работает от стандартных элементов питания. Подразумевает множество способов установки, но в большинстве случаев можно обойтись простым «бросил и забыл». Для кармана он великоват, но в багажнике вполне приживется. Kidde СО Alarm работает по тому же принципу, что и МАК-В, с тем лишь исключением, что имеет больший диапазон измерений (от 30 до 999 мг/м3) и обновляется не в реальном времени, а с частотой 1 раз в 15 секунд. Дисплей с подсветкой позволяет считывать показания при слабом освещении. Имеется возможность запоминать пиковые значения СО. Приятной особенностью можно считать и то, что прибор не даст закрыть крышку батарейного отсека, пока вы не вставите в него работающие батареи. Так что оставить прибор без питания затруднительно. Все эти достоинства, включая цену, с лихвой перекрываются одной проблемой - в магазинах прибора нет. Потребуется заказывать его доставку из США. Учитывая, что с сентября 2006 года российские кредитки принимают в системе PayPal, наилучшим способом приобретения нам видится покупка через Amazon.com или какой-то еще сетевой Интернет-магазин. Стоимость с доставкой вряд ли перевалит за $120.
Достоинства: широкий диапазон измерений, хороший яркий дисплей, относительно низкая цена, питание от стандартных батареек. Недостатки: большие размеры, хлипкий корпус, нет в открытой продаже в РФ.
* цена на Amazon.com
FIRST ALERT BATTERY POWERED CO ALARM FCD3NEN - $20,95*Самый простой прибор из найденных. Представляет собой небольшую коробочку с неуловимо-секретным принципом действия, динамиком-пищалкой и тремя светодиодами. То, что он предназначен для срабатывания вследствие превышения безопасной нормы СО, ясно. Но при этом его начинка держится в строгом секрете. Зато размеры просто идеальны -100x130x43 мм. И вес всего 206 грамм. Не требует какой-либо установки вовсе. Имеет три светодиодных индикатора: «вкл/выкл», «тест» и «опасность». Для особо мнительных и пугливых прибор оборудован большой кнопкой «тест/отбой тревоги» для проверки работоспособности и, соответственно, отбоя тревоги. Работает от 9В батарейки, которой в режиме ожидания хватает как минимум на 1 год. Ну и сирена в 85dB делает свое дело исправно. Каков порог срабатывания, так и осталось неясным -информация ограничена расплывчатым «сирена срабатывает при опасном уровне загазованности». Но есть основания предполагать, что опасным уровнем в данном случае считается содержание СО в 120 мг/м3. Как и в случае с устройством от Kidde, самым простым путем приобретения оказался вариант с системой PayPal и заказом прибора на Amazon.com. Цена с доставкой в Россию не превысит $50. Достоинства: размеры, очень низкая цена, простота в пользовании. Недостатки: слабый корпус, низкая точность, отсутствие какой-либо индикации, кроме лампочки «тревога» и сирены, отсутствие полной информации о приборе, нет в открытой продаже в РФ.
* цена на Amazon.com
текст: Дмитрий ЛЯХОВЕНКО
фото: Александр ДАВИДЮК
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.