Африка приближается. Она уже практически неотвратима. 25 апреля европейские участники трофи-рейда Outback Challenge Maroc 2007 загрузят свои боевые автомобили в чрево парома, идущего через Средиземное море, и отправятся в марокканский порт Танжер. Среди них будет и один российский экипаж, состав которого был определен в ходе отборов, проведенных журналом Off-Road DRIVE... Кстати, условия попадания в команду в принципе были достаточно демократичны: любой дееспособный российский гражданин, имеющий водительские права категории «В», мог в ходе трех отборочных туров доказать, что именно он достоин отстаивать честь российского офф-роуда в африканском трофи-рейде. Причем, наличие у претендента соответствующего подготовленного автомобиля в списке условий участия не значилось – французская компания Outback Import взяла на себя не только все расходы по доставке российского экипажа непосредственно к месту действия, но и предоставила в их распоряжение боевую Toyota Land Cruiser 73! Одно «но»: на пути желающих испытать свои силы в песках Черного континента встал количественный ценз – независимо от числа претендентов на участие в Outback Challenge Maroc 2007, мест в российском призовом экипаже было только два…
Итак, в то время как компания Outback Import (ведущий европейский импортер австралийского внедорожного оборудования) уже во второй раз занималась «импортом» главного австралийского офф-роудного события в Северное полушарие, а заодно и готовила автомобиль для российского экипажа, журнал Off-Road DRIVE решал задачу выбора этого самого экипажа. Начальная установка была проста – мероприятие провозглашалось: а) совершенно добровольным (а какие еще могли быть варианты?) и б) абсолютно бесплатным для участников (а вот это уже заманчиво). В результате к середине февраля в редакции набралось около пяти сотен заявок, немало поведавших нам о географии, социальном уровне и внедорожных навыках наших читателей. Письма приходили от самых разных людей со всех концов страны. И, что характерно, среди них было очень много тех, кто пока еще любит офф-роуд чисто платонически.
Теоретический спецучасток
Первый тур был, во-первых, теоретическим, а во-вторых, удаленным. Все отправившие нам заявку получили в ответ список вопросов, по ответам на которые мы рассчитывали понять, что кандидату известно об управлении машиной в сложных внедорожных ситуациях, особенностях применения блокировок, азах ориентирования на проселках, и оценить его базовые знания офф-роудной безопасности. К сожалению, ответы пришли только от половины заявившихся, а уровень теоретической грамотности в целом оказался несколько ниже предполагаемого. Но с тем большим удовольствием мы читали правильные и обоснованные ответы. В общем, после первого тура осталось 64 наиболее подкованных «теоретика», которых мы и пригласили 24 февраля на полигон московской школы Land Rover Experience.
Подмосковная Сахара
Проводя отбор, мы не стали акцентировать внимание на специфических особенностях африканских рейдов, езде по песку и выживании в пустыне. По большому счету базовые навыки офф-роуда везде примерно одинаковы. Да и физическая выносливость, умение работать головой и адекватно справляться с возникающими трудностями тоже не теряют своей ценности с переменой широты. В общем, «моделировать» Сахару среди подмосковных снегов мы не стали. Заодно и сэкономили. Завоз африканского песка и организация глобального потепления на локальной территории в такую бы копеечку влетели!
Таким образом, вторая ступень африканского отбора проходила на честном пятнадцатиградусном морозе. Правда, то ли из-за низкой температуры, то ли еще по каким причинам на старт в этот день вышла ровно половина приглашенных. Но скучно не было - оставшаяся половина привела родственников, друзей и детей. Не хватало разве что соответствующе одетых девушек групп поддержки. Но ничего не поделаешь - специфика климата...
А где же Гадасин?
Не скрою, на следующий день я долго шерстил Интернет в поисках ответа, почему же после каждой стадии общения с организаторами количество желающих попасть на Outback сокращалось примерно вдвое? Честно говоря, иные дискуссии на клубных и региональных внедорожных форумах меня удивили: «Как думаете, стоит отправить заявку в Африку? - Нет. Все равно нет шансов. Там к ним Гадасин приедет и все выиграет», «Воистину, наказанием за мечты может стать их осуществление. Прошел теоретический отбор. И что, теперь придется в Москву ехать?!», «Там орги знаешь какие деньги на каждом этапе с участников тянуть будут? -Точно. Пусть лохов в другом месте ищут». В последнем случае меня так и подмывало поинтересоваться насчет предполагаемого бюджета, но тема уже ушла в архивы. В целом сложилось впечатление, что кто-то не очень хотел, кто-то не верил, а кто-то, как тот охотник из «Обыкновенного чуда», боялся «промахнуться» на глазах всего почтенного общества.
Броуновское движение
Второй этап начался неожиданно, а для многих и просто непонятно - с брифинга на английском. На чужом языке сообщили, что, где, как и когда будет происходить в течение дня, разбили на группы по номерам и направили одних на навигационный блок заданий, а других - на водительский. «Англоязычный» старт посеял некоторую неразбериху: часть претендентов не поняли полученную таким способом информацию. После же долго сетовали на то, что им ничего не объяснили и поначалу они не знали, что делать. А между тем, это был просто еще один тест: в Африке по-русски никто, кроме партнера по экипажу, разговаривать не будет. Соответственно тот, кто по-английски все понял сразу и правильно, на нашем отборе получил пусть маленькое, но преимущество.
Каждому пришлось выполнить два блока заданий: водительский и навигационный. В первом претенденты сначала проходили краткий внедорожный курс школы Land Rover Experience, а инструкторы оценивали их «профпригодность» на бездорожье. Затем наступала очередь упражнений, которые выявляли умение чувствовать автомобиль в разных ситуациях. В целом ничего сложного: змейка задним ходом, проезд по размеченной узкими воротами трассе с шестом на капоте, выступающим на метр с каждой стороны, «слепое» вождение по командам штурмана и трасса с низкими вешками, к которым надо подъезжать почти вплотную, чтобы судья смог оттиснуть на бампере висящую на коротком поводке печать.
Другая группа в это время занималась ориентированием. На стройке за «Крокус Экспо» и в Строгинском парке было разбросано несколько десятков точек с электронными метками, которые надо было найти, пользуясь на разных участках местности то GPS, то картой, то дорожной книгой. Мы долго думали, то ли выдать всем одинаковые GPS, то ли попросить участников прихватить собственные приборы. Решили, что второй вариант честнее. А для тех, у кого нет своего навигатора, были припасены несколько разных GPS-при-емников. Но, как мы и рассчитывали, подавляющее большинство прибыло в полной боевой готовности.
После обеда, сваренного в настоящей армейской полевой кухне, группы поменялись местами и соревнование продолжилось. Окрестности полигона вновь наполнились броуновским движением: одни участники бегали, другие ездили. Как идет процесс и кто будет в лидерах, сказать было непросто. Но, исходя из того, насколько уверенно претендент вел машину по трассе специального задания, быстро забивал список точек в память GPS и целенаправленно бегал, можно было предварительно оценить способности каждого. В итоге, после подсчета результатов каждой из дисциплин, из лучших водителей и лучших ориенти-ровщиков была сформирована финальная десятка.
Без права пересдачи
Третий этап отборов мы проводили уже совместно с командой WAT Team на базе ее школы внедорожного вождения. На этот раз участникам предстояло пройти сквозь «внедорожное многоборье», включавшее работу с лебедкой, бортировку и замену колес, подтаскивание машины хай-джеком, плетение тросов, поиск неисправностей в электрике автомобиля, замену ступичного сальника УАЗ и небольшой триал. На каждом упражнении судьи отмеали мастерство, безопасность и время выполнения задания. Но это было еще лишь полуфиналом. По его итогам отбирались пятеро финалистов, которым предстояло по очереди на тренировочной машине команды WAT Team пройти одну и ту же офф-роуд-ную трассу. Маршрут был не длинным, но включал подъемы и спуски, рулежку между деревьями, боковые уклоны, колеи, ямы и, наконец, затяжную крутую гору, которую без лебедки было не взять.
Обо всех этих деталях большого спортивного дня мы и поведали на утреннем брифинге. Каждый из претендентов получил контрольную карту и отправился по очереди обходить «спецучастки». Надо сказать, не всем внедорожные премудрости давались легко. Сложнее всего была бор-тировка колес и заплетка тросов. Ни один из участников не смог безошибочно заплести обе петли (стальную и синтетическую), больше половины и вовсе завязали на тросах узлы. Зато работа с хай-джеком в роли лебедки оказалась по плечу практически всем. Лишь один участник не смог уложиться в норматив. Да и технические задания, связанные с поиском неисправностей и ремонтом, не вызвали у большинства серьезных трудностей. Триал, проводимый по упрощенным правилам Чемпионата России, по рельефу и расположению ворот был довольно прост, но требовал работы головой. Дело в том, что пройти секцию без пенализации было в принципе невозможно, и чтобы получить минимум штрафных баллов, требовалось заранее просчитать весь маршрут. Кто как ездит и как увствует себя на скользком грунтовом рельефе, было видно сразу. Причем, результат в триальной секции, как правило, получался пропорциональным суммарному результату на всех остальных заданиях. Но закономерность работала не всегда. Например, к нашему удивлению, лучшим в триале оказался участник, безнадежно отставший по всем остальным элементам многоборья.
В перерыве, пока капитан WAT Team Илья Савельев инспектировал трассу финала, пятеро победителей старательно прятали свое волнение: путевка в Африку была уже почти в кармане. Вот только у кого она в конце концов окажется? Возможно, именно это волнение сыграло свою роль при прохождении трассы. Тем более что судьи многоборья, освободившись от своих утренних обязанностей, пополнили число зрителей в самых ответственных местах. Причем, для финалистов это было не обычное соревнование, а экзамен без права пересдачи. Любая ошибка, старательно отмечаемая сидящим рядом Ильей, снижала шансы на успех. В итоге победу на лесной трассе, а, следовательно, и во всем отборе на участие во внедорожном африканском соревновании одержали: Михаил Савченко из Воронежа и москвич Иван Свердлик. Они и будут представлять нашу страну на Outback Challenge 2007.
Преодоление себя и техники, единение с природой - это здорово! Хочется, чтобы больше людей к этому стремилось. Я впервые в подобном участвовал, но был подкован - у меня есть инструктор, мой сын. Он очень увлечен этой темой, он-то и втянул меня в эту авантюру, и вся теоретическая подготовка легла на его плечи. Нет, конечно же, я много ездил по бездорожью - лазил на «Ниве» по всяким буеракам в свое удовольствие, но это не было спортом. Теперь отступать некуда. Я должен был победить в этом отборе - именно с такой мыслью ехал сюда. Тяга к путешествиям, к приключениям тоже сыграла свою роль как стимул к победе, как мотивация. Теперь на очереди Марокко.
Родился 6 августа 1970 года в Москве, где и живет. Водитель школьного автобуса и инструктор по горным лыжам. Имеет опыт высокогорных экспедиций. Офф-роудом занимается более 10 лет, но исключительно для души. Outback станет дебютом в большом спорте.
Михаил САВЧЕНКОС самого начала я рассчитывал на победу, хотя, конечно, полной уверенности не было. Многое из того, что вы придумали, мне даже в голову бы не пришло, и это здорово. Если бы не победил, ничуть не жалел бы о потраченном времени. Где еще можно проверить себя такими вещами, как вытягивание машины хай-джеком - у меня были моменты в жизни, когда на «Ладоге» ломалась лебедка и мы действительно вытягивали машину домкратом. Когда-то у меня был старенький Range Rover - с него-то и началось мое движение в офф-роуд, потом я ездил штурманом в составе команды «Российские дороги», даже занял 3-е место среди штурманов в 2004 году, а сейчас езжу на квадроцикле. Обязательно поеду на «Вату» - это будет тренировкой. Подготовке я намерен уделить особое внимание.
Родился 26 марта 1970 года в Воронеже, где и живет. Бизнесмен. Внедорожным спортом на уровне Чемпионата и Кубка России занимается более 5 лет, состоит в клубе «Российские дороги».
Как и Camel Trophy, в котором я принимал участие. Outback Challenge - это, безусловно, приключение, испытание и гонка, в которой нужно стараться показать себя в лучшем виде. Люблю такие вещи, где и на машине соревнуешься, и физически приходится работать. К сожалению, я до последнего момента не знал, что приглашен на отбор. Письмо пришло как раз тогда, когда я был на Кавказе - отдыхал и катался на лыжах. Перед поездкой совершенно не удалось подготовиться. Получилось с «корабля на бал». К тому же я неправильно оценил собственные силы при прохождении зачетов. Мне казалось, что задания достаточно простые, но там было несколько подвохов, которые показали, что стоило серьезнее отнестись к препятствию. Возможно, вообще надо было отложить поездку на Кавказ и потренироваться. Например, я не сразу понял, что при прохождении ворот задним ходом нужно пользоваться ручником. В результате пройдено только двое ворот, а если бы прошел третьи - можно было бы рассчитывать на продолжение борьбы. Вывод же я делаю такой: надо спортом позаниматься и вождению уделить внимание - на протяжении всей зимы физкультура была в полном забвении, что и дало себя знать. Тогда, возможно, в будущем году я добьюсь лучших результатов.
Сложилось впечатление, что был сделан слишком большой упор на ориентирование. У спортсменов, неплохо показавших себя в вождении, не было достаточной возможности компенсировать разницу в очках, которую получили ори-ентировщики. Да и задания школы Land Rover Experience довольно специфические. Например, у меня водительская подготовка в большей степени раллийная, и я не был готов к упражнениям в фигурном вождении. В то же время очевидно, что предложить скоростные участки в рамках зачета было нереально - машины оказались бы просто убиты. Я ожидал иную программу, в то время как у ребят, прошедших в свое время английский курс вождения внедорожников, проблем не возникало. И все же, несмотря на мой личный результат, я остался очень доволен, что такое мероприятие подготовили и провели. Я понял - есть люди, которые в спортивном ориентировании просто асы. Да и в плане вождения - раньше я считал, что все могу, а здесь из-за нескольких ошибок получил совершенно смешной балл. Конечно, можно сказать в свое оправдание, что машина незнакомая и ситуация стрессовая, хотя обстановка была как раз очень дружелюбная. Тем не менее урок хороший.
Путешествия и автоспорт - моя страсть. Я занимал первые места в клубных соревнованиях по джип-триалу, проехал всю Америку с севера на юг, раз двадцать перегонял из Владивостока в Москву машины... Дальние расстояния и автомобили - это то, к чему я всегда стремлюсь. Поэтому решение об участии в отборе возникло незамедлительно, как только я о нем узнал. Отборочный тур оставил неплохое впечатление, хотя некоторые вопросы возникли. Например, непонятно, зачем был сделан такой акцент на ориентировании с многокилометровым кроссом по округе. Навыки навигации, конечно, должны быть, но большее внимание, на мой взгляд, нужно было уделить вождению, причем именно внедорожной его составляющей. К примеру, мне не очень ясно, как в трофи-рейде может пригодиться езда «змейкой» задним ходом. Но, думаю, в дальнейшем все это будет учтено.
Отбор считаю необъективным. Ответы на вопросы - спору нет -дают представление о том, понимает ли человек, что такое бездорожье. Ориентирование - если человек умеет ориентироваться, то он успешно идет по маршруту, но многие участники столкнулись с тем, что выданные организаторами приборы GPS были им незнакомы, а организаторы толком не могли объяснить, как ими пользоваться. И даже после разъяснения не оставалось времени освоиться с прибором. В этой ситуации огромное преимущество имели те, кто приехал со своим GPS. Тесты на вождение - вообще бестолковые. Ситуация была аналогична ориентированию: человек, впервые севший за руль Discovery III, попросту не успевал освоиться в огромной незнакомой машине. С первого раза при прохождении «змейки» задним ходом ему удавалось пройти одни ворота, со второго - трое. Дайте ему третью попытку - и он пройдет их все, но, к сожалению, вторая попытка уже была зачетной. Разъяснение заданий тоже оставляло желать лучшего. В определенный момент я просто потерял интерес к происходящему. Могу сказать, что я чувствую в себе большие силы для покорения бездорожья и обладаю большим опытом и знаниями. Именно это привело меня на отбор, который на поверку оказался лишь уроками физкультуры для соскучившихся по школе. Единственный положительный опыт, который я извлек, - это навыки обращения с приборами спортивной фиксации в ориентировании.
Мне нравятся такие испытания, я люблю машины, люблю преодолевать на них препятствия. Организовано все было нормально, за исключением того, что обещали начать в девять, а в итоге несколько затянули. Все было хорошо продумано, хорошо подобраны задания. Я впервые бежала по легенде (обычно выступаю в роли пилота), и мне очень понравилось. Легенда была хорошая, правда, для меня поиск контрольных точек оказался достаточно легким. Все равно было интересно, и даже можно говорить о каком-то приобретенном опыте - я раньше избегала движения на автомобиле поперек крутого склона, теперь же, после прохождения одной из зачетных секций, рамки восприятия возможностей автомобиля расширились.
Я очень увлекаюсь внедорожным вождением и спортивным ориентированием, а если их удается совместить, то для меня это вообще предел мечтаний. Насколько мне известно. Outback Challenge характерен именно этим. Там нужно не только упираться и лазить по грязи на автомобиле, но и работать головой. Естественно, я не мог остаться в стороне и принял участие в отборе. На мой взгляд, мероприятие было организовано на хорошем уровне и лишь один момент можно было бы выделить - постоянно что-то или кто-то задерживался и приходилось ждать. Одним словом, присутствовала некоторая непунктуальность, в целом свойственная России. Но поскольку именно в России мы и живем, то и говорить об этом не стоит. А в остальном все очень понравилось. Особенно хочется отметить атмосферу, в которой проходил отбор, - присутствовал настоящий джиперский дух, все было даже по-семейному, без какого-то ожесточенного соперничества. И участники, и организаторы были очень доброжелательны и дружелюбны.
Всегда мечтал о Camel Trophy или о чем-то вроде этого, но ни в чем подобном ни разу не принимал участия, и у меня практически отсутствует опыт вождения на бездорожье. Тем интереснее было проверить себя. Мне приходилось бывать на многих самых разных мероприятиях, требующих высокого уровня организации, и есть с чем сравнивать. Так вот, мероприятие, где в любой момент можно было выпить чашку горячего сладкого чая с бутербродами (на улице!), где в течение всего дня можно было задать любой вопрос и организаторы на него с улыбкой отвечали, где все как было сказано, так и происходило с точки зрения регламента, - можно назвать успешным. Были люди, которые жаловались на то, что позже началось, на то, что перенесли обед и так далее - это такая глупость, на мой взгляд. Смешно было смотреть, как люди, которые пришли проявить себя, начинали, извините, ныть из-за таких мелочей. Я приехал на первый отбор больным, с температурой, и тем значимее для меня результат. Мне всегда казалось, что есть много людей, которые умеют гораздо больше, чем я, и мне до них тянуться и тянуться. Но выяснилось, что я тоже могу многое. Когда объявили результаты и я услышал, что прошел в следующий тур, то был просто счастлив.
Я не столкнулся ни с чем, что вызвало бы негативные эмоции. Были мелкие нюансы, связанные с тем, что участникам, проходившим зачеты первыми, было труднее. Но так бывает всегда. Стоит добавить, что участникам не приходилось делать никаких финансовых вливаний - отбор проходил на бесплатной основе. Это исключило претензии, которые зачастую возникают, когда люди платят взносы и в связи с этим считают себя вправе чего-то требовать от организаторов. Я об этом сужу как организатор других аналогичных отборов. Атмосфера и отношения были очень дружелюбны - я познакомился с ребятами, с которыми мы уже планируем совместные поездки. Я бы с удовольствием поучаствовал в таком же отборе в будущем году, тем более что благодаря нынешней акции появился новый опыт и понимание того, что некоторые навыки у меня недостаточно развиты по сравнению с победителями.
Честно говоря, я не ожидал, что пройду в финал, поскольку тут сильные соперники. В тро-фийных соревнованиях я раньше не участвовал, а по бездорожью обычно езжу на своем Pajero на рыбалку. Хотя мне доводилось принимать участие в джип-спринте и отборе G4. Кстати, возможно, поэтому предыдущий этап был мне частично знаком. Но там все зачеты имели более «физкультурный» вид. На третьем этапе было намного интереснее. Конечно, в Африку хорошо было бы съездить, хоть штурманом, хоть пилотом, но... Теперь есть желание поучаствовать в наших трофи-мероприятиях - в последнее время моя машина готовилась к этому.
Я участвовал в других аналогичных отборах, и вот что хотелось бы отметить - практически полное отсутствие элементов шоу. Несомненно, это плюс, так как не было работы на камеру или чего-то подобного, все по-честному Что еще однозначно понравилось - это разнообразие заданий. Я был готов не ко всему, в частности, за-плетение тросов стало для меня проблемой. При всем этом судейские оценки, я уверен, были объективны. Лишь один момент - последний внедорожный заезд, на мой взгляд, носил оттенок субъективности. Связано это с тем, что все пятеро участников взаимодействовали с одним из организаторов, исполнявшим роль ассистента. Мне показалось, что выполнение этого задания в определенной степени зависело от того, удалось ли найти с ним общий язык. Впрочем, сам я очень волновался, это нельзя снимать со счетов. В любом случае, победители получили свои оценки по праву, я за них очень рад. Думаю, что выбрали самых достойных. Но если в следующем году будет проводиться очередной отбор, то на него я уже приеду во всеоружии.
Трудно оценивать уровень организации довольно крупного мероприятия, когда сам такого никогда не делал, но одно могу сказать точно - степень пунктуальности, по сравнению с предыдущим этапом, явно возросла. Все было организовано на достойном и серьезном уровне. Единственное, что можно отметить, - последняя внедорожная трасса оказалась довольно-таки убогой, то есть несложной и короткой. Для того чтобы проявить все навыки участников, ее явно было недостаточно. Лучше бы сделать таких две-три, так как скользкое бревно под снегом, попавшее под колесо, грубо говоря, решало вопрос, а это не совсем правильно. Но, с другой стороны, элемент удачи тоже должен оцениваться.
текст: Евгений КОНСТАНТИНОВ
интервью: Алексей РОЗАНОВ
фото: Андрей ХОРЬКОВ
Александр ДАВИДЮК
Ирина КОРОЛЕВА
Алексей ВАСИЛЬЕВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.