История компании Laffly

Жизнь и смерть французской компании, выпускавшей необычные вездеходы

Этот материал готовился с трудом. Не спасала ни помощь Константина Комкова, приславшего перевод французской статьи, ни вклад Ильи Кедрова, написавшего отдельную главу о самоходных пушках на шасси Laffly Фразой «по запросу ничего не найдено» отвечали и всевозможные интернет-поисковики, И даже прекрасная «Энциклопедия военных автомобилей» Евгения Кочнева рождала больше новых вопросов, чем снимала старых. А между тем в промозглой, затянутой смогом Москве ждали компетентного заключения сразу четыре представителя удивительного семейства французских военных автомобилей - два вездехода марки Laffly и два их аналога, выпущенных по лицензии фирмами Hotchkiss и La Licorne,

Буду предельно откровенен - мне так и не удалось раскопать все обстоятельства появления на свет компании Laffly. Более того, дат ее рождения удалось найти аж четыре: 1858, 1859, 1896 и 1898 годы. Но на этом разночтения не заканчиваются. Одни утверждают, что Александр Лаффли всего лишь приобрел котельную мастерскую в Аньере, дал ей свое имя и организовал на ее базе производство сельскохозяйственного оборудования, паровых локомобилей и дорожных катков. Другие именуют Александра наследником основателя мастерской, расширившим дело. Наконец, пишут и о Морисе Лаффли. В общем, как бы то ни было, а в 1912 году под маркой Laffly начался выпуск самоходных подметальных машин - по сути первых настоящих автомобилей в истории этой компании. Но опять же, тут не все гладко. В одних статьях Морис фигурирует как продолжатель дела Александра, а в других Александр и Морис действуют сообща.

Красивый пожарный автомобиль

Скажу сразу, не исключено, что после прочтения этого материала у вас сложится впечатление, что Laffly была самой несчастливой автомобильной компанией Франции. И в этом есть определенная доля истины. Конечно, во французской истории найдутся и другие фирмы, канувшие в безвестность прежде, чем о них начали слагать легенды. Драма же Laffly как раз в том, что ворота фабрики на авеню Де Гресийон навсегда закрылись в то время, когда ее изделия уже получили достаточную известность. Так, в 30-40-е годы Laffly являлась для французов синонимом пожарной машины. Например, в знаменитых черно-белых лентах французского кинематографа «новой волны» (там, где жили задумчивый Жан Габен, очаровательная Симона Синьере и молодой Ален Делон) нет-нет да и вкатится в кадр вытянутый нос Laffly с нанизанными на него характерными фарами-пенсне. Причина такой популярности очевидна -как в знаменитом «утенке» Citroen 2CV, в этих машинах таилось какое-то очарование. А уж выезд пожарной команды - это действительно одно из самых сильных впечатлений детства. Броский цвет, динамика, пронзительный рев сирены и сверкающие каски расчета. И тем грустнее было впоследствии видеть в воротах соседнего депо унифицированные плоские кабины Berliet и Saviem...



ЗАБЫТЫЙ КИНОГЕРОИ

Автомобили Laffly оставили свой след в кинематографе. В этом нетрудно убедиться, зайдя на сайт www.imcdb.org. Французское кино «новой волны» рассказывало про жизнь, в которой было место и смеху, и слезам, и смеху сквозь слезы. В кинокомедии «Мышь среди мужчин» двое граждан (Луи дю Фюнес и Морис Биро) подрабатывают грабежами. Как водится, в самый неподходящий момент приезжают пожарные на Laffly В антифашистском триллере «Поезд», номинировавшемся в 1966 году на «Оскара», не обошлось без фашистов на трофейных вездеходах Laffly Фильм с Бертом Ланкастером в главной роли ставил непростой вопрос: можно ли жертвовать людьми для спасения произведений искусства? Laffly обнаруживается и в музыкальной ленте «А Париж все поет!», где слышен голос Эдит Пиаф и Ива Монтана.


Время экспериментов

Призрак краха витал над компанией Laffly буквально со дня ее основания. Впрочем, справедливости ради нужно заметить, что формирование всей французской грузовой автомобильной промышленности проходило в аналогичной атмосфере. В 20-е годы прошлого века около двух десятков французских компаний выпускали грузовые, омнибусные и специальные шасси. И большинство из них перебивалось случайными заказами. Производство велось полукустарно, предложение было ограничено, а цены высоки. И тут мы сталкиваемся с еще одной неподтвержденной датой: 1922 год - начало производства грузовиков Laffly. Грузовые автомобили завод Laffly начал выпускать по соглашению с фирмой Somua, входившей в империю «пушечного короля» Шнейдера. Somua, в свою очередь, использовала оборудование и документацию обанкротившейся компании Brillie.

Это было время экспериментов. Заказчики и сами-то толком не знали, какие грузовики им нужны... В знаменитом французском автомобильном музее Foundation Maurice Berliet хранится реплика 5-тонного Laffly type LC2 «Sahara». Этот дизельный 2,5-тонный грузовик с 21 января по 23 марта 1933 го-да совершил пробег из Парижа до африканского озера Чад и обратно. Экспедиция проводилась по инициативе господина Матье, главного редактора популярной газеты Le Matin. После визита в сердце черного континента на одометре машины прибавилось 13 тыс. км. Оснащен грузовик-путешественник был дизелем CLM (Societe Compagnie Lilloise de Moteurs), выпускавшимся по лицензии германского завода Junkers. Это был поистине необычный агрегат: двухтактный (3 л, 50 л.с.) двигатель с двумя цилиндрами, поршни в которых ходили навстречу друг другу.

Самый главный заказчик

Но и дизелизация (Laffly одна из первых пошла по этому пути) не могла служить достаточным условием выживаемости компании. В известной степени надежду на нее давала разве что узкая специализация - фирма выпускала главным образом пожарные и коммунальные машины классов грузоподъемности 1,5 - 16 т. Но главным гарантом могло выступать только государство в лице самого крупного и платежеспособного заказчика - вооруженных сил. В этом смысле Laffly повезло -компании удалось вписаться в национальную программу модернизации бронетехники. Дело в том; что во французских войсках сохранялась изрядная доля тех 230 бронеавтомобилей на американском шасси White, что построили еще во время Первой мировой войны. Грузовики этой марки поступали во Францию из США в виде машинокомплектов и собирались фирмой Renault. В период с 1932 по 1934 год компания Laffly модернизировала 98 таких машин. Прежний бронекорпус аккуратно перенесли на шасси от грузовика Laffly LC2 с 50-сильным карбюраторным мотором. Апгрейд назвали Laffly 50АМ, но широкую известность он получил как White-Laffly.

В 1934 году к модернизации броневиков-ветеранов подключились и Венсанские ремонтные мастерские. Они тоже использовали шасси Laffly. Однако бронеавтомобиль Laffly 80АМ, он же Laffly-Vincennes, отличался усиленным до 20 мм бронированием лобовой части корпуса, установкой вместо 37-мм пушки 13,4-мм крупнокалиберного пулемета и форсированным до 80 л.с. двигателем. Не успели в мастерских соорудить 28 броневиков, как армейское руководство признало их устаревшими и вместо перевооружения войск на бельгийской границе отправило их в Тунис. Как они показали себя в Африке, неизвестно, но десять из них служили в алжирской армии даже по окончании Второй мировой войны.

Унификация вездеходов

И тут инженеры Laffly предложили военным то, что до них не делала еще ни одна компания - они создали унифицированное семейство вездеходов. Это были машины разного размера (двух- и трехосные), но объединенные компоновочным решением. Вездеходы Laffly имели раздельный привод к колесам левой и правой сторон. От коробки передач крутящий момент передавался к раздаточной коробке, включаещей в себя и демультипликатор. В «раздатку» был встроен единственный дифференциал. Силовой поток передавался карданными валами к коническим шестеренчатым передачам, а от них полуосями на колеса. Ведущие полуоси были встроены в качающиеся вильчатые рычаги подвески. Они могли отклоняться на 15 градусов вверх и вниз, обеспечивая автомобилю выдающуюся приспосабливаемость к рельефу местности. Тяжелые тягачи помимо этого имели дополнительный отбор мощности на лебедку, установленную над задними мостами.

В трудах, посвященных автомобилизации французской армии в период до 1940 года, сообщается, что эти машины были спроектированы на основе лицензии, приобретенной у венгерского инженера Холлоша. И вездеходы Austro-Daimler, которые инженер проектировал вплоть до банкротства этой австрийской компании, и первые автомобили высокой проходимости Volvo (со шведами Холлош начал работать в 1937 году), и внешне, и по схеме трансмиссии они очень похожи на вездеходы Laffly S45T.

Кооперативное производство

Индексация каждого вездехода Laffly тоже подчинялась строгой логике. Первые буквы указывали на колесную формулу: R и V (с 1938 года) - это машины 4x4; S и W (с 1938 года) - 6x6. Числами 10,15,20, 25, 35, 45 обозначали грузоподъемность (в центнерах). А идущие следом буквы указывали на назначение и особенности конкретной модели. R -разведывательная, Т - тягач, С -короткобазная, L-длиннобазная и т.д. Всего более сотни вариантов. И, разумеется, столь продуманный подход не замедлил принести реальные плоды... В октябре 1934 года на сравнительных испытаниях, проведенных на полигоне в Вен-сане, первому из вездеходов этой серии (трехосному Laffly S15R) не составило особого труда победить аналогичную разработку фирмы Lorraine.

Однако компании Laffly, как и многим подрядчикам армии, не хватало производственных возможностей, чтобы в полной мере выполнить заказ военного ведомства. Опытные вездеходы Laffly оснащались моторами Peugeot, поскольку своего двигателя компания предложить не могла, а в серию машины пошли с четырехцилиндровыми моторами Hotchkiss мощностью от 38 до 110 л.с. Более того, со 2 сентября 1939 года фирма Hotchkiss стала крупнейшим партнером Laffly, взяв на себя производство машин с колесной формулой 6x6. Вездеходы второй серии, разработанные в 1938 году инженером Куги, имели более низкий силуэт за счет того, что двигатель выдвинули еще дальше за переднюю ось (в результате передним каткам теперь приходилось защищать не только радиатор, но и масляный поддон).

В1939 году, после объявления Францией войны Германии, к производству двухосных модификаций Laffly V15T и V15R подключились и компания La Licorne в Курбевуа. А завод Citroen в декабре 1939-го начал выпуск Laffly W15T со своим силовым агрегатом (от модели 11CV). О том, как выполнялся военный заказ, без слез читать просто невозможно.

Например, фирме La Licorne в декабре 1939 года предписывалось изготовить 1386 вездеходов до сентября 1940 года. Но к контрольной дате в цехах, как говорится, и «конь не валялся». И тогда фирма выпросила отсрочку до апреля 1941-го. А затем еще одну - теперь уже до конца декабря 1941-го. Но, как известно, в сентябре 1940 года Франция была уже оккупирована немцами. В итоге во французскую армию в 1939-1940 годах успело поступить, по одним данным, 1344 различных автомобиля Laffly, Hotchkiss, Licorne и Citroen (включая опытные образцы машин), а по другим - 2422 вездехода. Как видите, и на этот счет имеются серьезные расхождения.

Германские оккупационные войска во Франции широко использовали захваченные вездеходы Laffly. В частности, ими оснащался «корпус быстрого развертывания» Schnell Brigade West (в задачу этого подразделения входило оперативно реагировать на высадку десанта со стороны Англии). Тем временем в оккупированной Франции производство автомобильной техники продолжилось, а несколько машин Laffly с колесной формулой 4x4 и 6x6 даже «конвертировали» в бронетранспортеры. Всеми этими процессами руководило Zentrale Kraftfahrzeuge-versor-dnungstelle West со штаб-квартирой в Париже.

В общем, история заката марки Laffly столь же запутанна, как и начало ее биографии. Источники расходятся не только в оценке обстоятельств, но даже в годе банкротства. Называются и 1947-й, и 1953-й. После войны компания выпустила усовершенствованный с учетом опыта военных действий образец артиллерийского вездехода-тягача. Она же построила первый в истории грузовик с газовой турбиной Socema мощностью 200 л.с. Но эти смелые эксперименты не дали коммерческого результата. В те годы фирма Laffly наряду с такими же компаниями-неудачницами входила в состав -объединения, носящего имя GFA (Groupement Francaise de Г Automobile - «Общество французских автомобильных производителей»).

Угасание Laffly- следствие общего послевоенного кризиса во Франции. Армия, в достаточной степени снабженная американской техникой, уже не нуждалась в сложных и дорогостоящих машинах. Лишенная военного заказа, Laffly окончательно переключается на выпуск пожарных машин. Но и муниципалитеты были не в состоянии покупать много техники. В 1946 году выпущено 627 шасси, в 1947-м - 247, из них 112 пожарных. В 1948-м старый завод в Asnierre-sur-Seine был продан компании Citroen. В1952 году единственный оставшийся филиал Laffly в Биянкуре построил 40 пожарных машин и 6 грузовиков. В октябре работы окончательно остановились, а в феврале 1953-го обанкротившуюся компанию приобрел Renault.

текст: Денис ОРЛОВ
фото: из архива


ИСТРЕБИТЕЛИ ТАНКОВ

Илья КЕДРОВ
Специальный корреспондент журнала ORD

Завершая рассказ о французском артиллерийском тягаче, необходимо сказать несколько слов о главном событии в жизни каждой армии - войне. Первый этап кампании на западном фронте, получивший справедливое название «Странная война», характеризовался вялотекущими перестрелками на линии Мажино. В этот период, продолжавшийся до мая 1940 года, Laffly W15T вряд ли смогли как-то проявить себя. Однако в конце 1939 года генерал Келлер, инспектор танковых войск французской армии, выдвинул предложение, сыгравшее решающую в роль в боевой истории этих тягачей. Для повышения мобильности противотанковых подразделений он планировал создать на базе вездехода Laffly W15Т самоходную артиллерийскую установку - истребитель танков.

Проект одобрили, и к 18 января 1940 года был изготовлен опытный образец САУ. Машина получила броневой корпус, в задней части которого была установлена 47-мм противотанковая пушка SA37 L/53 (для транспортировки этого орудия на колесном лафете собственно и предназначался тягач). В марте состоялись испытания опытного образца, показавшие, что САУ вышла очень удачной. В апреле на заводе фирмы Laffly были устранены выявленные в ходе испытаний недостатки, а дальше... ничего не произошло. То есть заказа на разворачивание серийного производства САУ, получившего название Laffly W15 ТСС (СС -chasseur de chars - истребитель танков), со стороны французской армии просто не последовало. Конец бесплодной дискуссии между генералами и представителями фирмы Laffly положило начавшееся 17 мая 1941 года наступление вермахта.

Производство самоходок в спешном порядке было начато, но в отличие от прототипа в серию пошли машины, не имевшие полностью бронированного корпуса. Листы брони прикрывали лишь орудие и водителя. В мае-июне удалось изготовить 70 САУ Laffly W15 ТСС, которые поступили на вооружение отдельных противотанковых батарей (ВАСАbatterie d'anti-chars automoteurs). В каждой батарее имелось 5 САУ этого типа. Переломить исход кампании они, естественно, не смогли, хотя и показали себя с лучшей стороны. Ведь в работе истребителей танков маневренность играет одну из важнейших ролей, a Laffly W15 ТСС этим качеством обладали в полной мере. Например, 54-я батарея, действовавшая на фронте всего восемь дней (с 5 по 12 июня), вывела из строя 28 немецких танков, пять бронеавтомобилей, а также сбила один самолет (в составе ВАСА имелись специальные зенитные взводы). Франция капитулировала, фактически не успев перевести свою экономику на военные рельсы. Армия воевала тем оружием, которое было изготовлено в мирное время.

Однако истинным оружием победы во Второй мировой войне стали массовые, простые в производстве, дешевые, но вместе с тем обладавшие приемлемыми боевыми характеристиками образцы вооружения и военной техники, изготавливавшиеся полностью подчиненной нуждам фронта промышленностью. Именно поэтому лучшим танком той войны по праву считается советский Т-34, а не гораздо более совершенный в техническом отношении Pz.V, он же Panther. В результате предприятия наркомата танковой промышленности сумели «наштамповать» около 50 тысяч Т-34 разных модификаций, а объем производства Pz.V оказался в 10 раз меньше. Это не могло не сказаться на подходах к использованию техники. К 1944 году поврежденные в боях советские танки перестали отправлять для капитального ремонта на заводы-изготовители - с продвижением фронта на запад и удалением его от уральского и сибирского регионов, где работали танковые заводы, это стало экономически нецелесообразно (проще было выпустить новый танк). Для немцев же ремонт подбитых боевых машин до конца войны оставался вторым по значимости источником пополнения танковых подразделений. Сказанное в полной мере относится и к автомобильной технике. Настоящими героями дорог Второй мировой в сегменте легких артиллерийских тягачей, командирских и разведывательных автомобилей являлись американские Willys и Dodge «три четверти». Несравнимо более простые (а значит-технологичные, дешевые и массовые), чем побывавший у нас на тесте Laffly W15.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты