Каждый день миллионы наших сограждан садятся за руль и вливаются в многочасовые пробки, ставшие неотъемлемой частью пейзажа крупных российских городов. При взгляде на это столпотворение в голову приходит крамольная мысль: зачем учиться водить автомобиль, повышать мастерство управления им, если все сводится к банальному «тронулся – остановился». Но если все так просто, откуда такое количество ДТП?
На вопрос, заданный во вступлении, ответов может быть огромное количество. Это и невнимательность, и потеря концентрации и еще множество факторов (от беседы по мобильному до выроненной сигареты). Но все-таки главная, как нам кажется, причина-низкая квалификация водителей. Вспомните, как вы учились в обычной автошколе. Основная направленность стандартных курсов - не столько подготовка грамотного водителя, сколько «натаскивание» ученика на сдачу экзамена. Вот и получается, что большая часть наших автомобилистов-самоучки, набирающиеся опыта в лучшем случае на чужих, а по большей части на своих ошибках. И неудивительно, что желание людей научиться «управлять автомобилем», а не «водить машину» (чувствуете разницу?) становится все больше. Это, собственно, и есть так называемый сформированный спрос. А коли таковой имеется, то и предложения не заставили себя ждать. Сегодня школы водительского мастерства растут, как грибы после дождя, но, как известно, не все грибы одинаково полезны...
День открытых дверей
Школа искусства вождения Driving Art была основана в 2004 году. Помимо сугубо коммерческой составляющей в «списке» ее задач значится повышение уровня безопасности на дорогах, помноженное на грамотность и этику поведения водителей. На сегодняшний день через ее «парты» прошли уже более четырех тысяч человек. Кстати, в числе выпускников есть и профессиональные автогонщики. Причем некоторые из них ныне составляют костяк профессиональной раллийной команды Driving Art. Правда, после этих слов возникает вполне закономерный вопрос: «А что может дать это и другие ему подобные учебные заведения водителям, в планах которых не значатся выезды на спортивные трассы?» Лезем на сайт-смотрим. Имеется несколько программ обучения на выбор. Начальная подготовка включает в себя все необходимое - от выработки правильной посадки до прохождения поворотов и езды по городу (то есть все то, чему должны были научить в обычной автошколе). Активная подготовка для летнего и зимнего периода уже посложнее: активное руление, экстренные торможение и маневрирование, стабилизация машины из сноса и заноса, преодоление нештатных ситуаций в повороте и т.д. Есть и еще масса программ, но по большей части они составляются инструктором индивидуально. Вариантов масса: от подготовки водителей автомобилей сопровождения до обучения автогонщиков.
Только индивидуально
В Driving Art нет четкой привязки к программе обучения. Подход и окончательная программа определяются уже после знакомства инструктора и ученика. Можно приехать на собственном автомобиле, а можете учиться на «школьных» Mitsubishi, представленных моделями Colt, Lancer, Pajero, L200 и даже Evo IX. Причем разнообразие не ограничивается только моделью, есть возможность выбора модификации по объему двигателя и типу трансмиссии («автомат» или «механика»). Обучение проводят опытные инструкторы, за плечами у которых не только многолетний водительский стаж, но и большой опыт тренерской работы. Сами занятия проводятся на Ходынском поле и включают в себя теоретические основы и ездовую практику. То есть теория проходится не за партой в классе, а непосредственно в машине и тут же закрепляется практическими упражнениями. Каждое занятие длится два часа (такой график выбран исходя из возможностей человеческой психики воспринимать интенсивный поток информации). Одной из основ обучения в Driving Art является строго индивидуальная работа с учеником вне зависимости от того, начальный это курс или подготовка автогонщика. Ни о каком групповом обучении речи быть не может. Все строго индивидуально. Более того, инструктор практически постоянно находится в машине вместе с учеником (в отличие от распространенной в некоторых школах практики, когда инструктор находится снаружи и дает команды по рации).
Подготовьтесь к подготовке
Позволим себе дать вам несколько рекомендаций. Первое и, пожалуй, главное, что нужно сделать перед приходом на курсы, это разобраться с собственным эго. В первую очередь это касается тех, кто уже не первый год за рулем и считает, что и сам неплохо все знает. Первый шаг вы уже сделали - записались. Осталось только научиться сдерживать себя в моменты, когда инструктор начинает объяснять теоретические основы. Вместо того чтобы говорить «это я и без вас...», просто дослушайте до конца и, скорее всего, узнаете много нового. К тому же, как известно, повторение - мать учения. Второе, о чем стоит позаботиться, это правильная экипировка. Одежда не должна стеснять движений, а обувь выбирайте такую, чтобы она могла обеспечивать правильное положение ног на педалях. Широкий рант, толстая платформа и тем более «шпильки» будут только мешать. Оптимальный вариант- кроссовки. Третья рекомендация относится к тем, кто уже имеет собственный автомобиль. Рассмотрите возможность прохождения обучения именно на нем. Не обязательно задействовать его на весь курс. Лучше, если вы будете разучивать упражнения на машине школы, а после того, как маневры начнут получаться уверенно, пересаживаться на свою. Это даст возможность острее почувствовать поведение именно вашего автомобиля и понять его особенности.
Вместо эпилога
В заключение от позитива снова приходится переходить к грустному - на сегодняшний день для многих российских водителей такие курсы, увы, слишком дороги. А между тем смысл подобного обучения более чем очевиден. Человек получает не только навыки управления автомобилем, но и учится предсказывать возможные ошибки других водителей. А вооруженный всем комплексом знаний водитель с большой долей вероятности сможет избежать столкновения или хотя бы уменьшить его тяжесть - тем самым спасая не только себя, но и других...
P.S. Мы намеренно не стали приводить подробное описание того, как, например, правильно держать руль или какая траектория оптимальна для того или иного поворота. В этом нет смысла, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, на данный момент издана масса книг и брошюр на эту тему, которые просто в силу своего объема являются более насыщенными информацией, чем несколько журнальных страниц. А во-вторых, и это главное, ни одна книга не может сравниться с живым профессиональным инструктором, который не просто может научить правильно выполнять те или иные действия, но и разглядит ваши ошибки еще в момент их зарождения. Этого не сможет сделать ни одна, даже самая лучшая, книга, ведь правильный путь только один, а неправильных - сами знаете.
Мне как самому молодому (в смысле времени работы в 0RD) обозревателю доверили повышать свое водительское мастерство с самых азов. Поэтому ваш покорный слуга отправился на курс начальной подготовки. Уж если читать книгу, то с первой главы. Забегая вперед, скажу, что «чтиво» оказалось весьма интересным и познавательным. Первое, чему я был научен, - правильной посадке за рулем. В свое время я собственноручно устанавливал в личные «Жигули» гоночный нерегулируемый «ковш» и переваривал ради этого полкузова, переносил рычаг коробки передач и руль. Все для того, чтобы «угнездиться» по всем правилам и избавиться от радикулита. Тогда мне это удалось. Казалось бы, все знаю, ан нет! В Driving Art узнал еще два нюанса, о которых раньше не слышал и не читал! Рассказываю это для того, чтоб вы поняли - нет предела совершенству, всегда есть чему учиться.
Следующим пунктом программы была выработка навыков вращения руля. Правильный хват, перехваты, предзахваты, оптимальные углы поворота -все это инструктор подробно объясняет и показывает. Самое интересное то, как все происходит. Никаких парт с прикрученными к ним рулями. Этот метод наиболее эффективен, когда надо натренировать максимальную скорость вращения, а для начального и корректирующего обучения он скорее вреден. В Driving Art отработка происходит на реальном автомобиле. Для того чтобы выработать у ученика нужные рефлексы, передние колеса устанавливают на специальные поворотные площадочки. Главное - не торопиться и вращать руль пусть медленно, но правильно. Как только начинает стабильно получаться, площадки убирают и отправляют на «фигурку». Таким образом достигается не только «постановка» рук, но и вырабатывается устойчивая связь между собственными действиями и реакцией автомобиля. Вы не просто следите затем, как перехватываете руль, а еще и контролируете при этом, куда едет машина. Правильные манипуляции очень быстро переходят из сознательных в подсознательные, становясь рефлексами.
Постепенно «фигурка» усложняется, перерастая в тренировку маневрирования в стесненных условиях. Особо отмечу тренировки, посвященные движению задним ходом. Все, что проезжается передним ходом, нужно проехать и задним. После такого тренинга становится все равно, в какую сторону двигаться, - вперед или назад! Прошедшие такую подготовку «чайники» с легкостью оставляют позади опытных водителей, чей стаж измеряется десятками лет!
Затем уже можно переходить к отработке движения на высокой скорости. Основное, чему учат в этом разделе, - слаженному действию всеми органами управления и динамическому перераспределению массы автомобиля. Для отработки используется небольшая кольцевая трасса, включающая в себя все основные элементы: два типа «змейки», пологую дугу, зоны активного торможения и повороты различной крутизны.
Отдельный тренинг- езда по городу. Движение в плотном потоке, перестроения, различные маневры, просчитывание дорожной обстановки - все тщательно разбирается. Причем никто не отменяет и того, что нужно правильно манипулировать органами управления. Как рассказывал мой инструктор, очень часто бывало так, что человек на закрытой площадке идеально выполнял все упражнения, а выезжая в город, как будто все разом забывал и начинал ехать, как до обучения. Поэтому инструкторы очень много внимания уделяют связыванию полученных вами навыков управления с повседневной ездой.
Все тренировки построены таким образом, что отработка тех или иных навыков идет не последовательно, а с некоторым перекрытием. Вы закрепляете уже полученные знания и одновременно начинаете осваивать новое. Такой подход позволяет не зацикливаться на чем-то одном. Если тупо долбить одно и то же упражнение, наступает предел, за которым мозг просто устает. Человек начинает ошибаться и, что самое неприятное, закреплять эти ошибки. Здесь на первый план выходит профессионализм инструктора. Ему необходимо поймать тот момент, когда у ученика уже начинает получаться, но он еще не устал. Если перейти к новому упражнению чуть раньше, то навык останется незакрепленным. В целях усиления эффекта некоторые моменты могут быть повторены спустя несколько занятий, но уже не отдельно, а в совокупности с другими элементами. Вообще само обучение напоминает создание снежного кома. Знания как бы наслаиваются друг на друга, образуя единую связанную структуру, а не разрозненные «зазубренные» элементы.
Для полноты ощущений я во время обучения «пользовался служебным положением», меняя автомобили. В моих руках побывали: Colt, Lancer IX, Lancer X, Pajero Sport, L200 (все с «механикой») и Lancer X с «автоматом» с подрулевыми переключателями передач. Сразу хочу посоветовать тем, кто в повседневной езде использует внедорожник, выбрать для тренировок именно такой тип автомобиля, несмотря на то что это дороже. Легковушка и внедорожник не только ведут себя по-разному, но и воспринимаются водителем по-другому. Не верите? Тогда попробуйте сами сначала пройти, например, «переставку» на легковушке, а затем сразу пересесть на внедорожник. Для любителей везде и всегда лихо укладывать на ограничитель стрелку спидометра своего внедорожника замечу, что разница в максимальной скорости прохождения этого маневра в среднем составляет 20 км/ч! Есть о чем задуматься.
Вообще, пересаживание из автомобиля в автомобиль имеет один минус - необходимо время, чтобы «присидеться», зато плюсом является смена обстановки, которая в разы усиливает восприятие всех нюансов того или иного упражнения, что дает возможность не просто закрепить навыки, а еще и научиться анализировать свои действия и мгновенно корректировать их. Очень важно также уметь распознавать собственные ошибки. В этом вам поможет инструктор. Находясь рядом с вами в машине, он чувствует и видит все то же, что и вы, и укажет на ошибку, разъяснив ее до самых основ.
На усиление восприятия работает и наличие «дополнительных усложнителей». На одном из занятий мне выдали машину с абсолютно «лысой» резиной. При этом на улице шел дождь! На мое замечание по поводу «сликов» инструктор невозмутимо ответил: «Так даже лучше, сейчас сам все поймешь». И действительно лучше! Та тренировка дала возможность прочувствовать нюансы, которые посуху и на хорошей резине либо просто не ощущаются, либо для достижения того же эффекта приходится разгоняться до слишком высоких скоростей.
В заключение хочу отметить то, как происходит общение с инструктором. В первую очередь чувствуется настоящее желание научить вас правильно управлять автомобилем. Само общение происходит на равных, никто из инструкторов не давит авторитетом и опытом. И уж тем более никто не будет на вас орать и обзывать неумехой. Но и заставлять вас учиться и слезно умолять выполнить упражнение тоже никто не будет. В конце концов, вы сами пришли на курсы и в ваших интересах взять от инструкторов максимум знаний.
«Газ, газ, держим, держим... Здесь немного сбросить... Распускай руль... Нет, нежнее, не давай колесам разгрузиться, еще немного... Добавляем! Отлично зашел, теперь прямая... Эти конусы немного шире, осторожнее. На выходе не перекручивай... Не перекручивай (писк резины, треск ПБС). Перекрутил, распускай. На «змейку» заходим слева. Теперь с поворотом руля даем газ. Четче. Потерял траекторию, восстанови. Еще четче и чуть раньше. Знаю я, что педаль электронная, просто давай газу раньше. Во-о-от, видишь, как сразу пошла! Сразу чувствуешь машину лучше, и конусы все на месте. Теперь давай отъедем в сторону, я тебе кое-что нарисую, чтобы было понятнее»...
Так или примерно так выглядит монолог инструктора, когда вы уже кое-чему научились и идет отработка прохождения скоростной трассы. Не сказать, что именно этого я и ждал. Я и представить себе не мог, что за каких-то шесть часов можно диаметрально перевернуть мой стиль городского вождения, превратив его из дерганого и из-за этого медленного в плавный, текучий и быстрый. Время на круге сокращалось, руки сами находили правильную траекторию, ноги вовремя отрабатывали ускорения и торможения, а выглядело это так, словно я, позевывая, еду на дачу. Я никогда еще не видел себя таким. И ради этого стоило попотеть.
Признаться, я немного побаивался. Нет, я знал, что вожу машину хорошо и знаю массу приемов. Но знать все нельзя, а чувствовать себя «неумехой» как-то совсем не хотелось. Однако пришлось. Первое, что я увидел, когда мы еще ехали на площадку на новеньком дизельном Pajero, это руки инструктора, как-то непривычно лениво работающие рулем. Но при этом маневры на дороге выглядели гораздо более эффективными, чем получилось бы у меня. Плавные, словно убаюкивающие движения, но руки цепкие, как щупальца осьминога. Я тоже так хочу! Собственно, за этим я сюда и приехал.
Вот и площадка. «Ну давай, посмотрим, что ты умеешь». Я сел за руль, нервно и неуверенно проехал «змейку». «Все ясно... Сделаем так». Те несложные приемы были диаметрально противоположны тому, что я делал раньше. Нет, не подумайте, я, естественно, что-то умел, но в понимании инструктора к безопасной, но активной езде это не имело никакого отношения. Мне в буквальном смысле сломали рефлексы, словно вписывая новые правила на чистый лист, скомкав и выбросив старый. Что же я делал на занятиях? Странно, но ощущения «учебы» в привычном понимании не было. Было чувство, как на тренировке, когда ты ставишь цель и достигаешь ее. Это работа. Работа на стоящей машине. Работа на движущейся машине. Работа на поворачивающей машине. Работа на скоростном круге, состоящем из «змейки», нескольких поворотов разного радиуса и еще некоторого количества препятствий. Работа на «переставке», на торможении, на ускорении, в повороте, при выборе траектории и еще масса всякой работы, но лишь для того, чтобы понять машину, обуздать ее мощь и заставить принять мои правила. Нет, меня не учили полицейскому развороту. Зачем он мне? Меня научили быть в гармонии с автомобилем -это значительно важнее.
Надо сказать, что инструктор старался ничуть не меньше меня. Естественно, руль он не крутил, но когда с меня сошел седьмой пот, он тоже не был свежим, как огурчик. Я видел, как он вкладывает в меня не только знания, но и силы. А это прежде всего точные и вовремя данные команды, советы, объяснения. Одних рисунков в простой тетрадке было достаточно, чтобы понять многое, но надо это еще и закрепить. И мы закрепляли, круг за кругом, поворот за поворотом. Как только я осваивал что-то, в мой мозг тут же загружалась новая порция задач, выполнять которые с каждым разом становилось все сложнее и сложнее. Вот так - от простого к сложному, через пот и неудачи. Я не могу сказать, что после трех двухчасовых занятий я стал асом. Мне только дали тот костяк, который надо знать и нарастить на него мясо в ежедневных тренировках. Но если подойти к вопросу чуть более серьезно и заказать курс дальнейшей подготовки, можно развить свои способности до очень высокого уровня. Пусть мой курс был не лучшим, особенно с точки зрения выбора автомобиля. Pajero с АКПП - это далеко не самый интересный в плане обучения экстремальному вождению автомобиль. Но... теперь, если я вдруг пойму, что чего-то не умею, то знаю, куда обращаться за советом.
текст: Михаил ИГНАТОВ
Дмитрий ЛЯХОВЕНКО
фото: Александр ДАВИДЮК
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.