Североамериканские мамонты

Chevrolet Blazer / Silverado / Tahoe, GMC Yukon GMT 410 (1992-1999) и Chevrolet Tahoe, GMC Yukon GMT840 (2000-2005)

Когда произошло смещение общественного сознания граждан новой капиталистической России, точно уже не установить. Но переход Больших Chevrolet от транспорта «малиновых пиджаков» в разряд просто комфортных внедорожников уже состоялся. Да, ХХI век встретил американские «фуллсайзы» не с распростертыми объятиями, но на вторичном рынке хорошие экземпляры этих мастодонтов идут нарасхват. И это несмотря на высокий расход топлива и совсем не городские габариты! Бесспорно, среднестатистическому покупателю автомобилей типа Daewoo Matiz этот факт покажется просто странным, но для нас он скорее является предметом пристального изучения.

После появления на свет легендарного Chevrolet Blazer К5 (а на дворе тогда стоял ни много ни мало 1969 год) рынок полноразмерных внедорожников был практически полностью оккупирован продукцией General Motors. В этот момент Ford получил серьезный повод для раздумий. И он оперативно отреагировал - на рынок вышел полноразмерный Bronco, заткнувший за пояс все модификации Blazer. Ежегодные сравнительные брошюры, распространяемые среди дилеров, буквально кричали о преимуществах нового игрока, но в стане Chevy, к сожалению, уже ничего поделать не могли. Связанные огромным военным заказом на производство нескольких модификаций К5, носивших «военное имя» CUCV1009, General Motors просто не могли глобально переработать модельный ряд и ограничивались ежегодным фейслифтингом. Тяжелый рессорный внедорожник с управляемостью и комфортом грузовика никак не способствовал конкурентной борьбе с полным инноваций Bronco. А что делать, если военным надежность рельсоподобных рессор видится преимуществом, а «продвинутая» полунезависимая подвеска Bronco, дающая солидную долю комфорта и управляемости, милее рядовому потребителю! Оставалось только ждать и копить силы. И вот в конце 80-х, исполнив обязательства перед Пентагоном, а точнее, отдав военный заказ на откуп подразделению AM General, конструкторы General Motors стали делать первые наброски «оружия возмездия».

Борьба за покупателя

«Убийца конкурентов от Ford» получил имя GMC Yukon. Внедорожник был представлен публике в 1991 году как модель 1992. Основанный на укороченной платформе GMT400 (разрабатывалась для пикапа Silverado), этот автомобиль был элегантен и современен по меркам 1991 года. Вы только представьте себе: полноразмерный внедорожник с прогрессивной независимой передней подвеской, комфортным салоном и массой вспомогательных электронных устройств. Наконец-то у General Motors появилась модель, способная оттянуть на себя симпатии покупателей. Надо сказать, именно так и случилось. Более того, «оттягивание» продолжалось вплоть до «рыночной смерти» Ford Bronco в 1996 году. А после двух лет успешных продаж подоспел и ре-стайлинг, серьезно затронувший салон и некоторые элементы двигателя и трансмиссии. На наш взгляд, самой интересной для покорителей бездорожья комплектацией раннего Tahoe стала 4x4-Z71. Она включала в себя некоторые элементы усиления подвески и возможность заказать в качестве опции двигатель LT-1 (устанавливался на спортивные Corvette и Camaro и на полицейские «перехватчики» Caprice 9С1). Так, с переменным, но все же близким к положительному успехом автомобиль просуществовал до 1999 года. После чего на свет появился «прощальный» GMC Yukon Denali с сильно обновленным «лицом», а на автосалоне в Детройте был показан совершенно новый автомобиль, носящий прежнее, ставшее уже легендарным имя. Tahoe GMT840 был абсолютно новым автомобилем с новой гаммой двигателей и множеством опций. Огромный список дополнительного оборудования вплоть до спутникового радио и DVD-центров породил буквально шквальный спрос, но очень скоро новинка, что называется, «приелась», и продажи внедорожника пошли ни шатко ни валко. В Россию таких автомобилей попало значительно меньше по сравнению с первым поколением. И это несмотря на тот факт, что продажи через официальных дилеров шли по вполне привлекательной цене.

О силовых агрегатах

Вот о чем стоит здесь говорить, так это о надежности. Дело в том, что бензиновый 5,7 (так называемый Small Block) и 6,2 Detroit Diesel ставились еще на Blazer К5. Особые «военные» требования, предъявлявшиеся к этим машинам, предполагали невысокий уровень форсировки с целью сохранения большого моторесурса. Перегрева не боятся: блок цилиндров и головка блока чугунные, и примерно через 200 тыс. км пробега появляется зазор между поршнями и гильзой, в результате чего кольца «не садятся». Крайне редко пробивает и прокладки головки блока. А самое неприятное, что может произойти с «вскипяченным движком», - это лопнувший радиатор. На заданный вопрос о характерных возрастных проблемах механики напряженно морщат лоб, затрудняясь привести что-то из «статистики». Разве что на «бензинках» кислородный датчик страдает из-за прогнившей проводки или низкокачественного топлива. Кстати, на арабских версиях машин этих датчиков нет вовсе. Впрочем, и проблема качества топлива в целом неактуальна для этих моторов. Да и для новых Vortec Gen II и Gen III вопрос ресурса стоит не столь остро, как мог бы. Причина проста: даже для купленных в самом начале продаж автомобилей восемь лет пробега, как оказалось, - не срок, и мало кто из владельцев этих машин может похвастаться или, наоборот, пожаловаться, что им приходилось ремонтировать эти силовые агрегаты.

Столько не живут

Отметим, что бензиновые двигатели этого внедорожника потребляют горючее весьма нескромно. Зато в роли топлива выступает вполне бюджетный Аи-92. Справедливости ради стоит сказать, что расход сильно зависит от манеры езды, и по трассе - при 90 км/ч - 5,7-литровый Vortec вполне может уложиться в 12-14 л, крутясь в районе 1,5 тыс. оборотов. Так что представления об их аппетите несколько преувеличены, равно как и о потреблении масла. Нет, этот грех за ними водится, хотя бы в силу того, что в механизме газораспределения отсутствуют маслосъемные колпачки на выпускных клапанах, а зазор между направляющими клапанов и самими клапанами великоват, но нормой считается расход масла, равный одному литру на пять тысяч километров. С этим приходится мириться и просто периодически проверять уровень. Случаются и чудеса: иногда попадаются двигатели, не расходующие масло вовсе или делающие это в количествах, позволяющих сего процесса «не замечать». Тут все зависит от условий эксплуатации и пробега. В это трудно поверить, но в хороших руках двигатели Chevy Small Block способны разменять миллион километров без капитального ремонта!

Впрочем, определить реальный пробег приглянувшегося вам автомобиля не всегда представляется возможным: дело в том, что прежде чем попасть в Россию, большинство «ранних» Tahoe успевали пройти по 200-300 тысяч, а при талантливых продавцах, «скручивающих» километраж, все еще более усложняется. Таким образом, «живых» на 100% экземпляров к нам не приезжало. Что делать, американцы известны своим халатным отношением к технике, да и у нас хозяева этих машин, уповая на «неубиваемость» заокеанских агрегатов, проводят ТО как придется и ездят «до поломки». Плюс (а точнее, минус) российский климат. Одним словом, и эти гиганты небессмертны. Капитальный ремонт бензинового двигателя складывается из работы стоимостью примерно в тысячу долларов и запчастей на сумму $2500-3500. Расходники недороги, масло используется минеральное. Электрика не вызывает нареканий, и все проблемы, возникающие в электроцепях, обычно являются следствием банального старения разъемов или, мягко говоря, неквалифицированного обслуживания (кустарная установка сигнализаций, магнитол, освещения и т.п.).

Chevrolet Tahoe, GMC Yukon GMT410 (1992–1999)
Стоимость на рынке от $8200 до $25 000


Первый элемент трансмиссии

Об «автоматах» можно сказать, что это добротный и надежный агрегат, исправно выполняющий свою работу, но... исключительно в условиях, для которых эти машины предназначены. Это мы к тому, что к покорению болот их никто не готовил... Да, эти внедорожники могут запросто тащить огромный прицеп и перевозить тяжелые предметы на дальние расстояния, но грязь, буксование и «раскачка» не для них. По непаханым просторам они, конечно, передвигаться способны, но не очень долго. Что же касается нормальных условий эксплуатации, то ресурс «автоматов» составляет порядка 150 тысяч километров. Заливается туда «минералка» Dextron 3 и меняется строго через каждые 20 тыс. км пробега. После ремонта АКПП способна пройти еще тысяч сто, но не больше. Правда, цены на обслуживание не могут не радовать: снять-поставить АКПП стоит в среднем от 150 долларов, а ремонт начинается с 350 и заканчивается на 1500 условных американских платежных единицах! Для сравнения: капитальный ремонт механической коробки, которая встречается значительно реже, вполне может потянуть и на $3000. При этом жесткость ее работы и тугое сцепление рождает ассоциации с УАЗом. Но плюс все-таки есть - «механика» несравнимо надежнее, выносливее и долговечнее «автомата». Есть лишь одно обстоятельство, о котором следует помнить: нужно внимательно отслеживать появление течей из сальников. Заправочный объем в МКПП невелик, и есть шанс достаточно быстро «осушить» коробку, а тогда... готовьте вышеозначенную сумму.

То, что распределяет момент

Раздаточные коробки как на первом, так и на втором поколении Tahoe довольно просты и надежны. Но вот электромоторы, осуществляющие переключение режимов, рано или поздно все же сгнивают. «Лечение» стоит $450, и это приходится принять как неизбежность. Хотя судя по прошлой «бессолевой» зиме такая поломка скоро тоже станет редкостью. Кстати, есть и уникальные экземпляры Tahoe, в которые не без помощи рукастых «тюнингеров» установлена РКП NP242AMG, вынутая из чрева Hummer Н1. В таком случае автомобиль получает постоянный полный привод, а владелец... очень большие проблемы с запчастями. С РКП второго поколения Tahoe вообще не все просто. Благодаря некоторым инженерным ухищрениям в обновленном Chevrolet появился четвертый режим полного привода, названный 4 Auto (передний мост подключается автоматически при начале пробуксовки задних колес). Да, хозяева таких машин отмечают, что эта опция очень удобна и неплохо работает. Но механики, в свою очередь, добавляют, что сервопривод, отвечающий не за три, а за четыре режима работы, стал ощутимо дороже, а проблемы с гидроизоляцией и подверженность «солевым атакам» остались те же.

Chevrolet Tahoe / GMC Yukon GMT410 (1992-1999)


Вокруг и внутри кузова

Кузова и рамы у первой версии Талое под стать двигателям. Конструкция способна выдерживать самые неимоверные нагрузки и удары. Скажем так, иногда после ДТП, из которых прочие автомобили увозят на эвакуаторах в сторону свалки, Tahoe способен доехать до СТО самостоятельно. Все дело в том, что эти модели создавалась еще в те времена, когда вопросы безопасности пассажиров отчасти решались количеством металла, включенного в конструкцию. Как следствие в раме отсутствуют «сминаемые зоны», ей не свойственны возрастные проблемы, да и коррозия не слишком ослабляет их конструкцию. Кстати, несмотря на то что в целом металл кузова не склонен к коррозии, все зависит от хозяев и возраста машины. Встречаются экземпляры 1992-1994 годов с основательно подгнившим полом под ногами водителя и переднего пассажира.

Средство адаптации к рельефу

Оба рассматриваемых нами поколения Tahoe имели спереди независимую торсионную подвеску и неразрезной мост сзади. Разница в том, что на первом поколении он был подвешен к рессорам, а на втором их сменили более мягкие пружины. Стоит сказать, что «круглое» поколение стало комфортнее на ходу, и управляемость машин приблизилась к «легковой».

И вот еще важный момент - при всей своей прочности Tahoe все-таки не приспособлен для экстремального офф-роуда (слишком уж он тяжелый). Как следствие, при интенсивной эксплуатации вне дорог бывает, что и рессоры ломаются. Вместе с тем подготовить эту модель к офф-роуд экстриму несложно, благо комплектов для тюнинга великое множество.

Chevrolet Tahoe, GMC Yukon GMT840 (2000-2005)
Стоимость на рынке от $13 300 до $60 000


Друг мой, вы неоригинальны

К механизму подключения переднего привода стоит относиться бережно. Здесь используется система размыкания полуоси с электроприводом, и несмотря на заверения производителя, утверждающего, что положение 4 Н в РКП можно включать на высокой скорости, лучше так не поступать. Более того, при выключении полного привода не мешает притормозить и сдать назад, чтобы шлицы в муфте, замыкающей полуось, вышли из зацепления. И здесь опять нужно внимательно следить за маслом, ибо заправочные объемы невелики. Снятие-установка переднего моста стоит порядка $120, а переборка (без учета стоимости запчастей) обойдется в $250. А уж стоимость переборки заднего, составляющая с оригинальными запчастями $1700, должна вообще заставить владельцев следить за его состоянием крайне пристально.

Но, кстати, само понятие «оригинал-неоригинал» в данном случае носит несколько условный характер. Все дело в том, что, пока модель находится в производстве, на нее ставятся комплектующие действительно производства GM, а вот потом изготовление «сопутствующих товаров» ложится на плечи многочисленных «братьев по разуму», которых у вышеозначенной корпорации по всему свету великое множество. В общем, сменив поставленные еще при сборке машины и прошедшие 200 тыс. км шаровые опоры, не удивляйтесь, когда новые, «оригинальные», попросятся у вас на замену через 30 тыс. км.

В заключение нашего рассказа о подержанных Chevrolet Tahoe стоит отметить то, что с оформлением этих машин тоже связаны определенные сложности. Дело в том, что на рынке большое количество нерастаможенных (или растаможенных, но неправильно) экземпляров. Оно и понятно, ведь при объеме двигателя 5700 см3 на таможне придется расстаться с суммой, равной примерно $18 тыс. Поэтому при покупке очень просто нарваться на машину с «кривыми» документами. И чтобы ГИБДД вдруг не вычеркнуло вас из списка участников дорожного движения, ищите технику с ПТС, выданным московской или питерской таможней, - это самое убедительное подтверждение чистоты оформления. Хотя и тут тоже встречаются «чудеса»... Но вряд ли эти мелкие трудности смогут остановить настоящего любителя полноразмерных американских внедорожников. Ведь под прессингом «зеленых» и следуя тенденциям «кроссоверизации всей планеты» все идет к тому, что эти удивительные непрактичные «мамонты» в скором времени просто вымрут. Но знаете, нам будет их не хватать...

Chevrolet Tahoe, GMC Yukon GMT840 (2000–2005)


Краткие технические характеристики Chevrolet Tahoe, GMC Yukon
ПлатформаGMT400GMT800
ДвигательGM V8 350 TBIGM V8 350 VortecDetroit Diesel V8GM Vortec 4800GM Vortec 5300
Объем, л5,75,76,54,85,3
Мощность, л.с.200255180275285
ТрансмиссияАКПП / МКППАКПП
РКПPart-TimePart-Time с режимом 4 Auto
Длина / ширина / высота, мм5070 (4775) / 1951 / 18505050 / 2002 / 1900
База, мм2985 (2832)2946

Редакция благодарит за помощь в подготовке статьи ООО «Базис-Корп», тел.: (495) 760-74-68, 000 «Академия Плюс», тел.: (495) 755-88-10 и техцентр клуба «АвтоАмерика», тел.: (495) 228-76-99

текст: Дмитрий ЛЯХОВEНКО
Алексей РОЗАНОВ
фото: Александр ДАВИДЮК

Дмитрий ЧУГРИШИН
Владелец Chevrolet Tahoe GMT410, год выпуска - 1998

Хочется купить другую и сделать с ней что-то новое

Куплена машина была в 2005 году с пробегом 142 тыс. км, и через неделю я перебрал коробку, потому что, судя по всему, масло в ней не меняли никогда. Ну, еще левый суппорт, крестовину и две шаровые поменял. После этого ничего в машине чинить не приходилось. Потом поставил оптику, поменял выхлопную систему, поставил диски, кенгурин, лебедку, амортизаторы, новый капот и прочее. Раньше у меня были почти все «американцы», но в итоге остановился на этом, поскольку зима, бордюры, поездки за город и по дальним городам. Полный привод, комфорт, много вещей можно положить, машина безопасная, просторная - это и в дальней дороге удобно. Ну и опять же уступают на дорогах. А почему старый, а не 840-й - потому что с запчастями проще и они дешевле. Эту машину скоро планирую продать и купить такую же, но посвежее. Я на этой проехал уже 100 ты-с, да и когда машина уже закончена, на ней становится скучно ездить, начинает надоедать. Хочется купить машину лучше и сделать с ней что-то новое - то, что еще не делал. Это у меня уже четвертая по счету Tahoe и, кажется, далеко не последняя.



Владимир СОКОЛОВ
Владелец Chevrolet Tahoe GMT 840, год выпуска - 2003

Никогда не думал, что буду ездить на Tahoe

Я купил этот автомобиль год назад с пробегом 93 тыс. км, сейчас уже 130. Передвигаюсь на нем в основном в нелетнее время, когда не могу ездить на мотоцикле. Tahoe подвернулся случайно, никогда не думал, что буду владельцем Tahoe, но сейчас я думаю, что буду верен только этой модели. При продаже мне говорили, что ГУР на пределе, и даже запасной отдали. Я откатался год, и вот буквально неделю назад заметил в резком повороте, что насос загудел. Доехал до места, мотор заглушил, потом снова тронулся-звук исчез. Но я считаю, что машина 2003 года имеет право чуть-чуть где-то сломаться. Был неустраняемый, сколько мы ни бились, каприз задней подвески с автоматической подкачкой амортизаторов, поэтому мне заменили их на Rancho с подкачкой. Машина отучает, я бы сказал, от агрессивной езды, не располагает к ней вообще. Наоборот, приносит намного больше удовольствия, когда ты едешь в спокойном режиме, но это не означает, что она как увалень. У нее стоит адаптивная коробка, она следит за манерой езды и сама подстраивается. Хорошо с прицепом себя ведет, прицеп полтонны весом зимой, по снегу, тянет очень уверенно. Насколько я помню, Grand Cherokee чувствовал сзади прицеп более явно. Опять же много всяких мелочей, которые вроде бы необязательны, но к ним очень быстро привыкаешь, и когда садишься в другой автомобиль, их очень не хватает. Например, педальки регулируются, жене моей очень нравится - она у меня маленькая; ездит на Tahoe с большим удовольствием, чем на Grand Cherokee, хотя машина намного больше. На бездорожье очень удобно автоматическое подключение полного привода - передок срабатывает при пробуксовке задних колес, моментально и жестко блокируясь. Я к машинам привыкаю и езжу на них минимум три года, так что о продаже пока не думаю, тем более что доволен автомобилем.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты