Вызов пустыне

V этап Кубка мира FIA по внедорожным ралли. ОАЭ

Вот уже на протяжении семнадцати лет ралли UAE Desert Challenge ежегодно собирает в пустыне Руб-эль-Хали фаворитов внедорожной дисциплины. Более того, эта гонка по сути превратилась в генеральную репетицию дакаровского марафона. Так было и на этот раз, но с той разницей, что в этом году пятый и завершающий сезон этап Кубка мира FIA должен был определить обладателя почетного трофея в автомобильном зачете.

Среди почти полусотни автомобильных экипажей - участников ралли, название которого переводится как «Вызов пустыне», за редким исключением присутствовали все фавориты как будущего «Дакара», так и кубковой серии. Цвета Volkswagen Motorsport на пятилитровых турбодизельных Race Touareg 2, адаптированных к новому «дакаровскому» регламенту (то есть с уменьшенным с 39 мм до 38 мм диаметром ре-стриктора и 5-ступенчатой коробкой передач), защищали дуэты Жиниель де Вилье и Дирк фон Зитзевиц и главные претенденты на награду FIA - Карлос Сайнц и Мишель Перен.

Соперники из Mitsubishi выставили три Pajero Evolution MPR13 с бензиновыми двигателями для экипажей Хуан Рома - Лукас Круз, Стефан Петерансель-Жан-Поль Коттре и Люк Альфан - Жиль Пи-кар. А под знаменами команды X-Raid на старт вышли четыре BMW ХЗСС и три официальных экипажа - Насер аль-Аттия - Кристина Тернер, Герлен Шишери -Матье Бомель и Бруно Саби - Ален Геннек, а также примкнувшие к ним Пауло Нобре - Филипе Па-лмейру. Следует отметить, что последние теоретически (то есть если Сайнц вообще не наберет очков, а Альфан ограничится третьим местом) в случае финиша на второй позиции тоже имели шансы завладеть Кубком мира. Впрочем, всерьез думать о подобном было сложно. Особенно учитывая тот факт, что начиная с 1992 года команда Mitsubishi ежегодно участвует в Desert Challenge и с 2002 года остается непобедимой. Причем три раза эту гонку выигрывал именно «Петер» (в 2002,2003 и 2005 годах), а год назад - «Лучо» Альфан. К тому же кроме вышеперечисленных «заводских» экипажей в списке значилось еще и весьма проворное в песках моноприводное багги Шлессера (управлял им не знаменитый пилот-конструктор, а испанец Хосе-Луис Монтерде). Да и российский экипаж Леонид Новицкий - Олег Тюпенкин ( Mitsubishi MPR 96), вошедший в первую двадцатку на последнем «Дакаре», сбрасывать со счетов тоже не стоило. Они в этом году хотя и не выезжали на кубковые гонки, но зато стали чемпионами России и приехали в ОАЭ исключительно для пробы сил перед январским марафоном. Что же до « КАМАЗ-мастер», то команда из Набережных Челнов привезла в Эмираты свои новые наработки, чтобы проверить в песках полет технической мысли, в том числе в области трансмиссии и подвески.

Таким образом, на 2210-километровом маршруте, 1507 км которого пришлись на специальные участки (СУ), назревала жаркая схватка, тем паче, что воздух в пустыне в это время года накаляется до полусотни градусов Цельсия... Не секрет, что победу в этой гонке добывают в песках, а потому пролог неподалеку от самого роскошного отеля мира Burj Al Arab отдавал праздничной формальностью. Тем более опытные пилоты обычно предпочитают уступить соперникам сомнительное удовольствие открывать трассу. Однако на этот раз выигравший пролог представитель Катара аль-Аттия развил свой успех и на первом 272-километровом этапе. Конечно, ему не привыкать к местному климату, однако и его шведский штурман прекрасно справилась с жарой, от которой страдало немало спортсменов. Так, знаменитый французский фрирайдер Шише-ри, финишировавший шестым, приходил в себя, повалившись на песок в тени своего BMW. Не лучшим образом выглядел и Сайнц, показавший пятый результат. А ведь «матадор» лидировал до середины этапа (попутно став свидетелем переворота BMW ХЗ Нобре). Но потом он нагнал Mitsubishi Ромы, не разглядел в пыли острый камень и пробил колесо. Более внимательный де Вилье завершил этап четвертым. Уверенно прошли дистанцию Mitsubishi Альфана и Петеранселя, обеспечив себе соответственно второе и третье места. Аккуратно начал гонку экипаж Новицкого, но все же среди 44 участников он 14-й. Серьезные потери нанес этот по сути разми-ночный этап команде X-Raid: уже через семь километров как вкопанный встал BMW Саби, а все попытки экипажа оживить двигатель оказались тщетными. Вопрос же относительно пригодности к продолжению гонки помятого ХЗ Нобре решали технические комиссары, осматривающие каркас.

И снова на самом длинном -328-километровом - этапе не оказалось равных аль-Аттие: катарец продолжает лидировать, более чем на семь минут опережая вышедшего на второе место по сумме Альфана. Финишировавший вторым Сайнц, в свою очередь, поднялся с пятой на третью позицию, отставая от лидера на девять минут. Не обошлось без проблемы у Mitsubishi: Альфан, хоть и финишировал вторым, но в новой пятиступенчатой коробке километрах в семидесяти от финиша пропали вторая и третья передачи. Кстати, и выигравший в этом году чемпионат мира по фрирайду Ши-шери мучался от «морской болезни» в дюнах, а на бивуаке оказался под капельницей (с пульсом 180). Пробив колесо, только четвертый результат показал Петрансель, на этой же позиции он находится и по сумме этапов. С этим изобиловавшим огромными дюнами этапом удачно справился Новицкий - он уже восьмой в общем зачете.

Третий этап внес свои коррективы в расстановку сил. Сначала Альфан обошел стартовавших перед ним Сайнца и аль-Аттию, но вскоре экипажу Mitsubishi пришлось вызволять из песчаной ловушки свой автомобиль и возобновлять погоню. И она удалась, благо аль-Аттия стал заложником заднего дифференциала своего BMW, а Сайнцу пришлось доставать сенд-трапы прямо на контрольном пункте, выставленном на рыхлом песке (после этого случая судьи переместились на более твердое место). Таким образом Альфан показал второе время, а победа на этом этапе досталась стартовавшему с четвертой позиции Петеранселю. Однако, изучив жалобу, поданную командой VW, судейская коллегия компенсировала Сайнцу четыре минуты, видимо, так оценив преимущество, полученное соперниками в результате передислокации КП. В результате Альфан хоть и стал третьим, но все же остался лидером по сумме, тогда как Сайнц оттеснил Пете-ранселя на третье место. Впрочем, разрыв в первой тройке составлял менее пяти минут, а впереди еще было 626 километров специальных участков.

И действительно, ситуация коренным образом изменилась уже на следующий день. Выбыл из борьбы лидер гонки, мог растерять все свое преимущество и Сайнц, если бы подоспевший де Вилье не выдернул его беспомощно повисший на мостах Touareg. А после того как механики подремонтировали трансмиссию аль-Ат-тии, он одержал третью победу на этапе. Вторым приехал «Петер»; который останавливался помогать Альфану (после жесткого прыжка на его Mitsubishi была повреждена передняя подвеска, и вспыхнуло масло, полившееся на раскаленные тормозные диски). Тем не менее этот результат вывел Петеран-селя в лидеры по сумме, и за день до окончания гонки он почти на десять минут опережал Сайнца.

Под занавес появились признаки облаков, и жара немного отпустила, чего никак нельзя было сказать о накале спортивной борьбы. Никто из лидеров не отказался от своих претензий, и Петеранселю требовалось грамотно распорядиться достигнутым преимуществом на заключительных 287 километрах, тем более что после сходов на втором этапе Ромы и на четвертом Альфана на него возлагались последние надежды «трех бриллиантов». И опытный пилот, дважды покоривший «Вызов пустыне» на мотоцикле и трижды на автомобиле, не упустил восьмую победу в Эмиратах команды Repsol Mitsubishi Ralliart. Не менее осмотрительно действовали и Новицкий с Тюпенкиным, финишировавшие следом за де Вилье и уступившие только трем заводским болидам - Mitsubishi и двум VW. Кстати, долгое время лидировавшего и боровшегося за второе место аль-Аттию на последнем СУ подвел задний мост, и из команды BMW до финиша добрался только Нобре. Но ему пришлось довольствоваться 11-м местом. Так что четвертый результат российского экипажа в борьбе с такими соперниками - это не только большой успех, но и бесценный опыт, который очень пригодится на «Дакаре». К слову сказать, поскольку перед командой « КАМАЗ-мастер» стояла задача просто протестировать свои грузовики, то результат, показанный экипажем Фирдауса Кабирова (девятое место в общем автомобильном зачете), свидетельствует, что к марафонским схваткам в январе они готовы.

UAE Desert Challenge – V этап Кубка мира FIA по внедорожным ралли
МестоЭкипажСтранаАвтомобильВремяОтставание
1ПЕТЕРАНСЕЛЬ Стефан / КОТТРЕ Жан-ПольF Mitsubishi17:26'36''00:00'00''
2САЙНЦ Карлос / ПЕРЕН МишельE/FVolkswagen17:38'32''00:11'56''
3де ВИЛЬЕ Жиниель / фон ЗИТЗЕВИЦ ДиркZA/DVolkswagen17:55'11''00:28'35''
4НОВИЦКИЙ Леонид / ТЮПЕНКИН ОлегRUS Mitsubishi21:22'43''03:56'07''
5АЛХЕЛИ Иеха / АЛХЕНДИ ХалидUAELiberty22:04'22''04:37'46'

текст: Константин КОМКОВ
фото: организаторы
Антон НИКОЛАЕВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты