В пылу вязких битв трофи-рейдов и покорения железобетонных твердынь триалов мы уже стали подзабывать о такой дисциплине, как джип-спринт. Меж тем именно с нее в России начинался весь внедорожный автоспорт. Скорее всего среди наших читателей есть те, кто помнит Звенигородский карьер и прибрежные пески Кронштадта... Да-да, вне зависимости от заявленного названия те первые покатушки проходили именно в спринтовом формате. Со временем трассы становились все более скоростными и ровными, и лишь стереотипы мышления мешали организаторам называть эти гонки «недоприводным» словом ралли-кросс. И вот чтобы привлечь внимание к потерявшим былую популярность спринтам, тверской клуб КАМЭКс свел на одних и тех же ледяных трассах джиперов, стритрейсеров, кроссовиков и раллистов.
Не секрет, что даже самые закоренелые фанаты бездорожья время от времени вынуждены выезжать на шоссе и тем самым пополнять ряды обычных автомобилистов. А раз так, то почему бы не свести между собой поклонников асфальтовых и грязевых дисциплин на «нейтральном» поле? Мне кажется, что примерно так рассуждали активисты Тверского клуба авто-мото экстрима, планируя в сезоне 2007–2008 проведение трехэтапной серии зимних спринтов. Правда, окончательно технику разных классов смешивать не стали, а разделили по зачетам.
Погоды и зрелищ!
Первый этап кубка устроили за неделю до Нового года на клубном полигоне, построенном в трех десятках километров от Твери. Там прямо в поле расчистили трассу протяженностью 1,5 км: три длинных прямика и масса поворотов разной степени «медленности». Ну а «зрелищное» покрытие обеспечила соответствующая погода… Температура в районе нуля и серия утренних тренировок перед началом соревнований изрядно подтопили снег, но при этом под тонким слоем воды образовалась плотная ледяная корка.Мало того, на отдельных участках этот гладкий «каток» неожиданно превращался в череду зубодробительных ям и кочек, в первую очередь вынуждавших сбрасывать газ пилотов моноприводных классов.
Что же касается зачета «4х4», то здесь можно было увидеть «полноприводники» всех категорий: от сугубо легковой Subaru Legacy до трофийных УАЗов на 36-х SuperSwamper. Но не стоит думать, что с учетом трассы последние с позором уступили первой. Отнюдь.Шансы уравнивали те самые ямы и кочки, периодически превосходящие дорожный просвет Subaru. К тому же на одном из гоночных УАЗов были шипы особо оригинальной конструкции (благо регламент и технические требования обошли этот вопрос стороной). Но уже после отборочной серии часть его средств противоскольжения покинула насиженные места, заставив другие экипажи внимательно осматривать после каждого заезда колеса и радоваться, не находя в них чужих «шипов»…
Фировский вираж
Второй этап кубка должен был состояться еще в рождественские каникулы. Но по причинам организационного характера он был перенесен, образовав тем самым месячный разрыв в серии. Впрочем, другие соревнования тоже «не стояли на месте». В результате 26 января были даны два старта, разделившие тверских и московских любителей скоростного перемещения по плохим дорогам на два лагеря. В поселке Фирово, что в шестидесяти километрах к западу от Вышнего Волочка, состоялся этап зимнего кубка КАМЭКс, а в окрестностях Кувшиново, в сотне километров к югу, – этап ралли-рейдового Кубка России. Проблема была в том, что многие планировали посетить оба соревнования, но в результате переносов оказались в ситуации непростого выбора. Тем не менее участников на кубке КАМЭКс было даже больше, чем на его первом этапе. Повышению массовости и, как следствие, зрелищности способствовал широкий жест администрации Фировского района, оплатившей стартовые взносы всех участников. Организаторы обещали даже устроить спортсменам бесплатный бензин, но не успели оформить спонсорские взаимоотношения с топливной компанией.
Для маленького и неторопливого Фирова (а также близлежащих поселков и деревень) гонка стала настоящим событием. Вокруг трассы собралось несколько тысяч зрителей. А поскольку виражи хорошо просматривались с шоссе, число болельщиков пополнялось остановившимися у обочины водителями лесовозов и другой проезжей публикой. Среди местных жителей, не избалованных автоспортом, нашлись и желающие выйти на старт. Даже глава районной администрации Андрей Рассказов не устоял перед этим соблазном и вывел на старт свой SsangYong Rexton.
Сама трасса представляла собой примерно то же, что и на первом этапе. Вот только прямиков было четыре, но покороче, а покрытие – более ровным и менее скользким. Воды практически нет, а вместо льда – плотный снег. При этом небесная канцелярия то и дело подсыпает на трассу свежего снега, который тут же укатывался. Правда, к концу гонки в крутых поворотах узкие и шипастые колеса машин участников разрыли его до травы.
Было заметно, что с организационной точки зрения второй этап заметно шагнул вперед (быстро набирающая организаторский опыт команда КАМЭКс учла и исправила многие шероховатости первого этапа). А вот со спортивной странностей, увы, хватало. Например, всех тех, кто не смог удержать машину на трассе и, вылетев за бруствер, потребовал эвакуации, отправляли (ни за что не догадаетесь куда) на… перезаезд! Таким образом они оказывались в более выгодном положении по сравнению со своими более аккуратными соперниками, доезжавшими без вылетов, ведь в ходе повторного прохождения «второгодники» уже знали предел своих возможностей и опасные места на трассе.
Нельзя не сказать и об излишне вольном обращении с регламентом. Из-за наплыва участников и желания сделать зрелище более динамичным организаторы убрали из программы «олимпийскую» схему, оставив лишь финалы. То есть по лучшему времени в двух предварительных попытках выявлялась пара финалистов, а «бронзу» проставляли «автоматом»!
Ставка на скорость
Финал зимнего кубка снова вернулся на полигон клуба КАМЭКс. И произошло это спустя две недели после «фировского» этапа. Конфигурация трассы осталась с первого этапа, а вот покрытие и скорости изменились радикально. Нежданная оттепель растопила лед и тем самым превратила спортивную трассу в снежную кашу с твердой земляной основой. Скорости возросли пропорционально литровой мощности моторов. Как результат увеличился отрыв подготовленных моноприводных спортсменов от джиперов. Регламент на этот раз напоминал среднее арифметическое между правилами первого и второго этапов, демонстрируя «заботу» о продолжительности мероприятия. То есть не было ни перезаездов, ни полуфиналов. Две попытки на время, и... финал. И резон в этом был, учитывая долготу дня и численный состав участников, увеличившийся за счет любителей и джиперов. А вот количество стритрейсеров сократилось до… двух.
Состав спортсменов в целом тоже сильно обновился, а заодно пополнилась коллекция экзотичных транспортных средств. На сей раз отличился известный любитель американских автобусов Сергей Соболев. Увы, многолитровый двигатель не помог Сергею преодолеть дистанцию быстрее участников на более маневренных «легковушках».
Интересно, что у многих фаворитов гонка не задалась. Так, усердно рвавшийся к победе Николай Арсеньев («короткий» Mitsubishi Pajero 2) в обеих попытках переигрывал со скоростью. Результатом этого становились лишь эффектно пробитые сугробы. А вот Евгений Павлов, напротив, ехал четко и грамотно, но в итоге все равно уступал... По его словам, атмосферному дизелю его TLC 105 не хватало динамики на прямиках. И если на первом этапе лед не давал соперникам возможности реализовать всю мощь моторов, то теперь, при лучшем сцеплении колес с дорогой, они уходили в отрыв.
Из фаворитов лишь Алексей Малышев уверенно пробивался к победе, но все равно оставался вторым. Лидерство же с первого заезда захватил Борис Павлов на TLC 70. Похоже, неудача на первом этапе привела к правильным выводам. В итоге победа на этот раз осталась за Борисом. А Алексею достался кубок победителя серии: по сумме трех этапов он стал лучшим в категории 4х4.
P.S. На мой взгляд, зимняя серия КАМЭКс добавила драйва откровенно небогатому на внедорожно-спортивные события времени года. Ну а поскольку организаторам соревнование понравилось не меньше, чем участникам, следующей зимой они готовы его повторить.
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.