«Дакар-2008»: хроника отмены

Рассказ о том, что происходило в столице Португалии

В этом году, впервые с момента создания ралли-рейда « Дакар» тридцать лет назад, террористическая угроза заставила отменить гонку. Исламисты не просто помешали старту известного раллимарафона, но и, возможно, вообще стерли его с лица Земли, по крайней мере в том виде, в котором он существовал… В этой статье мы знакомим вас с событиями, произошедшими в Лиссабоне в первых числах января. Что же касается анализа причин и прогноза последствий случившегося, то со всем этим, а также с исторической подоплекой отмены «Дакара» вы можете ознакомиться в материале «Между прошлым и будущим» (С. 96).

Самому крупному на планете внедорожному ралли в этом году должно было исполниться тридцать лет. Это настолько большой срок, что нам всем уже стало казаться, что « Дакар» был, есть и будет… Что поделаешь, привычка – второе «я» человечества. Кстати, обратите внимание, несмотря на то, что вот уже третий год отправной точкой гонки значится столица Португалии, январский марафон и сегодня зачастую именуют «Париж – Дакар». В общем, как я уже сказал, – был, есть и будет…

Среда, 2 января

Лиссабон. Недалеко от Вифлеемской башни, оригинального крепостного сооружения, стоящего в водах Тежу (именно отсюда в свое время уходили каравеллы в Африку и Индию) в восемь часов утра начались технические и административные проверки. В мыслях все уже в Африке, и самое время пожелать счастливого Нового года встретившимся здесь друзьям. Тем временем раскинувшийся рядом с ультрасовременным Культурным центром (в этом здании находились администрация гонки и пресс-центр) и величественным зданием монастыря ордена иеронимитов закрытый парк постепенно наполняется спортивными мотоциклами и автомобилями. Работы было непочатый край: за три дня технические проверки должны были пройти 248 мотоциклов и квадроциклов, 204 автомобиля и 98 грузовиков. То есть всего 550 транспортных средств, участвующих в гонке. Россия была представлена во всех зачетах, включая «Автомобильный» и «Мото».

Четверг, 3 января

Первой из заводских команд проверки проходит Mitsubishi. Вспышки фотоаппаратов, и десятки микрофонов тянутся к Стефану Петеранселю, Люку Альфану и прочим. Но в 10 часов утра в пресс-центре начинает гулять депеша AFP настораживающего содержания. Новость распространяется, и лица организаторов становятся напряженными. Официальный представитель французского правительства – госсекретарь при премьер-министре Лоран Вокье сразу после заседания совета министров заявил, что «Министерство иностранных дел настоятельно не советует французским гражданам (включая и тех, кто принимает участие в ралли «Дакар2008») направляться в Мавританию». Высказывание недвусмысленное: «Организаторы ралли были проинформированы об оценке риска во время встречи в Министерстве иностранных дел, и французское правительство может только со всей твердостью посоветовать воспользоваться рекомендациями, которые были даны путешественникам министерством».

Тут, пожалуй, самое время напомнить, откуда, собственно, взялись проблемы…24 декабря прошлого года на юге Мавритании в городе Алег были убиты четверо французских туристов. Нападение приписывалось лицам, близким к отделению «Аль-Каиды» в странах исламского Магриба». Предвидя осложнения, директор гонки Этьен Лавинь вылетел в Нуакшот и 27 декабря встретился с представителями властных структур Мавритании, получив от них гарантии обеспечения безопасности маршрута ралли. В итоге после 24-часового визита (в ходе его состоялись переговоры с представителями гражданских и военных властей Мавритании и с посольством Франции в Нуакшоте) организаторы «Дакара» решили не менять маршрут и сохранить мавританские этапы гонки, запланированные на 11 – 19 января. И все же Лавинь подчеркнул, что необходимо сохранять бдительность и «постоянно отслеживать ситуацию». А вот выдержка из официального коммюнике: «Проинформировав представителей французского правительства в Мавритании о мерах, принятых руководством этой страны, организаторы решили провести « Дакар» на первоначально предусмотренном маршруте».

В свою очередь мавританский министр внутренних дел Ял Закария заявил, что для обеспечения безопасности участников марафона его страна мобилизует 4000 военных и агентов. «Они уходили обнадеженные после наших переговоров, – подчеркнул министр, утверждая, что «два нападения являются изолированными актами и не могут служить доказательством того, что в Мавритании нет необходимых условий безопасности».

Но тем не менее 28 декабря на сайте Министерства иностранных дел Франции появились рекомендации воздержаться от поездок в Мавританию. Правда, в них нешло речи о «Дакаре»…И именно в связи с этим обстоятельством последнее заявление представителя французского правительства стало для организаторов неожиданностью. Оно же привело к новому витку консультаций (в частности, с французским МИДом). Чем эти консультации закончились, участникам стало известно только 4 января в полдень.

января, Лиссабон… Серьезного беспокойства пока не наблюдается. Правда, кто-то уже предполагает сокращение маршрута, но это так, разговоры: главное – завершить проверки и поставить на автомобили необходимое оборудование. Команда « КАМАЗ-мастер» представила три спортивных грузовика КамАЗ-4326 VK (см.: «На полпути в Африку». ORD. 2008. №1–2), подготовленных в полном соответствии с техническими требованиями Международной автомобильной федерации. Сомневаться в положительном заключении контролеров не приходится, ведь несмотря на то, что обновленный технический регламент был утвержден за шесть месяцев до старта, в Набережных Челнах успели построить гоночный грузовик на базе серийного и получить официальную сертификацию. Действительно, вскоре все три КамАЗа получают допуск к соревнованию и занимают свои места в закрытом парке.

Пятница, 4 января

Технические проверки еще не закончены, но…слухи усиливаются. Более того, ряд информационных агентств уже распространил сенсационную новость. Кто-то предполагает изменение маршрута. Но беда в том, что по замыслу организаторов основные события юбилейного «Дакара» должны были развернуться именно в песках Мавритании. На эту страну приходятся восемь из пятнадцати этапов марафона и больше половины общей протяженности специальных участков (3853 из 5736 километров). В 10 часов утра административные проверки внезапно останавливаются.

Организаторы объявляют: «Все участники приглашаются в 12:00 для важного сообщения». Некоторые еще цепляются за возможность запасного варианта. В полдень, когда Этьен Лавинь берет микрофон, большой амфитеатр Культурного центра заполнен под завязку. Директор гонки зачитывает официальное коммюнике и добавляет несколько слов от себя: «С большой грустью и разочарованием я обращаюсь к вам. « Дакар» в нокдауне, но не на полу». В зале раздаются робкие аплодисменты…Но когда все выходят на улицу, лица потерянные, улыбки вымученные, а взгляды в никуда. Два часа спустя в парке ожидания остается только пара заявленных Робби Гордоном прототипов Hummer. «Nomore Dakar for us» (Для нас больше не будет «Дакара»), – заявляет явно убитый этой новостью американский пилот.

Опустевший закрытый парк, туман и мелкий дождь: грустное зрелище являет собой лиссабонский квартал Белем, где должны были собраться несколько тысяч зрителей на старте ралли « Дакар». В палатке у входа на пункт административных проверок остались несколько представителей оргкомитета, завершающих оформление процедуры возврата заявочных взносов. Но это только начало. Оборотная сторона смелого решения об отмене выглядит еще более удручающе, ведь помимо участников есть еще и субподрядчики (авиация, питание, корабли на возврате). Более того, главы городов Портимана (финиш первого этапа) и Бенавенте (здесь должен был пройти маршрут первого специального участка) требуют компенсаций. Суммы: 1,5 млн евро (90% уже потрачены) просит вернуть Портиман, 30 тыс. евро – Бенавенте. В Марокко, Мавритании и Сенегале тоже шок. «Мы оплакиваем такое решение, это огромные потери для нашего туризма. Теряются миллиарды франков КФА», – объяснял один из руководителей сенегальского гостиничного бизнеса. При этом местная пресса пишет об экономических потерях, сопоставимых с «мини-цунами». Словом, отмена гулким эхом аукнулась по обе стороны Средиземного моря.

Что дальше?

«Супермарафон « Дакар» – это символ, и ничто не может разрушить символы. Отмена гонки 2008 года не ставит под сомнение будущее великой гонки», – провозгласило коммюнике. И все бы ничего, если бы знать, о каком будущем идет речь. Где будет проходить следующий « Дакар»? Кстати, по контракту с португальской стороной до 2009 года включительно « Дакар» должен был начинаться именно в Лиссабоне. Однако после того как ASO выставили счет за отмену, не исключается вариант «развода». Появились сообщения о том, что марафон готов принять Будапешт. Первоначально старт из венгерской столицы планировался в 2010 году, и контракт, стоимость которого оценивается в 2,2 млн евро, должен был быть подписан 15 марта. Тем временем свою заявку на проведение гонки в следующем году направило правительство Чили... В результате может случиться так, что « Дакар» займет место проводящегося в Аргентине и Чили этапа Кубка мира FIA по внедорожным ралли, известного под названием Por las Pampas. Но не все так просто: дело в том, что сугубо африканское внедорожное приключение по имени « Дакар» – это прежде всего гонка для любителей. Конечно, с появлением заводских команд марафон сильно изменился, но все же подавляющая часть участников – это просто европейские любители офф-роуда. В этой связи возникает вопрос: многие ли из них будут в состоянии понести расходы на доставку своих транспортных средств в Южную Америку?

Французский госсекретарь по вопросам спорта Бернар Лапорт обещал, что он сделает все, чтобы « Дакар-2009» состоялся в Африке. Однако он же отрицает возможность какой бы то ни было финансовой поддержки частнойфирмы, заявив 11 января, что государство не предоставит компенсации Amaury Sport Organisation (ASO): « Дакар» отменило не правительство, но должен сказать, что руководители ASO приняли смелое и честное решение». В свою очередь президент ASO Патрис Клерк, заверив, что « Дакар-2009» обязательно состоится, наоборот, не исключил того, что гонка будет проходить «далеко от африканского континента». Отмена сильно скомпрометировала будущее не только «Дакара», но и африканских ралли-рейдов в целом.

Неудивительно, что после отмены«Дакара» большинство организаторов ралли-рейдов в Африке стали задавать себе вопросы относительно будущего своих гонок. Так, бывший директор «Дакара» Юбер Ориоль все-таки решил проводить свою мотогонку «Легенда героев» с 8 по 22 марта на маршруте от Парижа до Дакара. Как и планировалось, она в третий раз пересечет Францию, Испанию, Марокко, Мавританию и Сенегал. «Отмена «Дакара» стала шоком для любителей ралли-рейдов. Но надо трезво оценивать положение вещей. Мы организуем гонку прежде всего для любителей, это ралли на регулярность движения, а не на скорость. Маршрут, который мы проложили в Мавритании, не имеет ничего общего с «Дакаром», – сказал Юбер.

Долгое время бывший спортивным директором «Дакара» Патрик Занироли теперь тоже организует собственное ралли на регулярность движения. К старту 10 ноября он готовит полностью безопасный маршрут с въездом в Мавританию через официальный пограничный переход в Нуадибу. Кроме того, по его мнению, « Дакар», став жертвой своего успеха и гипермедиатизации, превратился в лакомую цель бандитов, которые свирепствуют в удаленных приграничных районах Алжира,Нигера,Мали и северо-востока Мавритании. Занироли также подтвердил, что будет проводить с 14 по 18 июня TransAfricaine по Марокко. А вот организаторам исторического ралли «Берег – берег» (гонка, предшествовшая «Дакару») проезд через Мавританию представился слишком рискованным, и они перенесли сроки проведения первоначально запланированных на февраль соревнований на 10–21 ноября 2008 года. Это ралли должно было проехать 8200 км через Того, Буркина-Фасо, Мали,Мавританию,Марокко иИспанию, финишировать в Сан-Тропе на Лазурном берегу. Но организаторы пересмотрели маршрут и сменили название. Теперь это «Африканская петля» (Ломе – Ломе), и пройдет она через Того, Буркина,Мали и Бенин. Так,может быть, еще не все потеряно, и «Дакару» все-таки найдется место на Черном континенте?

текст: Константин КОМКОВ
фото: Константин КОМКОВ
Николай ПАЗЮК
Михаил ЛАСТОЧКИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты