Юбилейное, десятое, приключение малайзийской серии Rainforest Challenge (RFC) запомнится надолго... Муссон в считанные часы превратил джунгли в зону «боевых» действий. Чтобы вывезти из чащи почти 200 участников, RFC потребовалась помощь местных пожарных и полиции. Но, как выяснилось, этого было недостаточно, и 88 внедорожников на три недели оказались брошены в тропическом лесу.
Похоже, мать-природа не смогла больше терпеть, что досужие людишки вот уже десять лет кряду используют ее сокровенные джунгли в качестве игровой офф-роуд площадки. И возмездие не заставило себяждать: ливень обрушился на нас как кара небесная. Начался он 5 декабря – в тот самый день, когда первые 24 из 46 участвовавших в RFC экипажей подошли к старту последнего спецучастка в «сумеречной зоне» (кроныдеревьев здесь полностью скрывают небо). Помимо всего прочего эта заросшая джунглями гористаяместность отличается глубокими оврагами, осыпями и опасными спусками. И даже спецучастки здесь названы соответствующим образом: «Скалистая гора», «Укус скорпиона», «Терминатор» и т.д.
НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ ОБ RFC 2007
Наводнение
А дальше произошло неожиданное…Как заметил австралиец Питер Тейлор (единственный, кто принимал участие во всех экспедициях RFC), за все годы проведения гонки река Пелаггонг не была такой полноводной и быстрой. В общем, если в первые дни машины переезжали ласково плещущийся поток глубиной 30 см, а трое суток спустя я, задрав повыше фотоаппарат, с трудом, но переходил реку, то теперь уровень воды поднялся выше человеческого роста! Но самымнеприятнымбыло то, что этот бушу-ющий поток стал на пути спортсменов. В результате три внезапно «разбухшие» тропические реки отрезали от «большой земли» участников самого непредсказуемого и трудного внедорожного приключения в мире. Первую из них удалось преодолеть лишь двумэкипажам, а остальным пришлось заночевать на дороге перед переправой. Темвременемна принятие решения было отпущено лишь три часа…
Эх, если бы большая часть конвоя в тот момент повернула назад, то им, возможно, удалось бы выбраться из джунглей. Ситуация усугублялась еще и тем, что некоторые машины сопровождения не были подготовлены надлежащимобразом, – на них не было лебедок, а стертые дорожно-грязевые шины оказались слабым помощником в раскисшей глинистой почве. Конечно, будь организация немного четче, а действия самих участников осмысленнее, глядишь, им бы и удалось перегнать технику к базовому лагерю, расположенному на возвышении (туда быстро поднимающаяся вода добраться не смогла). Однако никто не был готов принять ответственное решение. Все просто стояли и ждали.
Пятеро самых смелых
Всю следующую ночь мы провели под тентом площадью четыре квадратных метра. И при этом к нам подтягивались все новые и новые «беженцы». У нас к тому моменту еще была вода и продовольствие, но паек пришлось радикально урезать, а цена сигареты выросла в пять раз. Ну просто как на войне... Тем временем ливень, не прекращающийся вот уже 40 часов, стал еще сильнее. Ручейки и речки превратились в бешеные потоки, а вся окрестная территория – в трясину. В отчаянных попытках выбраться конвой растянулся на несколько километров, и получить достоверную информацию о намерениях организаторов стало невозможно. При этом ни у кого не было ни малейшего понимания того, что будет дальше и как нам выходить из сложившейся ситуации. Замечу: несмотря на откровенно бедственное положение, среди нас не было представителя организаторов, да и вообще никто из официальных лиц гонки не интересовался, есть ли у нас вода, еда и не нужна ли кому-то медицинская помощь.
Впрочем, даже если бы среди нас оказались раненые, трудно представить, как бы к ним добрались медики, ведь даже вертолету в нашем импровизированном лагере было просто негде приземлиться. Вскоре многих из попавших в эту природную ловушку стало доставать бездействие тех, кто, казалось бы, обязан пытаться оперативно решить нашу проблему. Темболее, что у ливанца, оказавшегося среди нас, на руках был билет на самолет, который улетал следующим вечером…В конце концов семеро решительных и смелых (в том числе и ваш покорный слуга) собрали необходимые пожитки и объявили, что на свой страх и риск будут пробовать выбраться из джунглей. Мы знали, что ближайшая деревня находится в 15 км, и, возможно, мы сможем добраться до нее до захода солнца. Но главное, мыбыли уверены, что там мы найдемночлег, ужин и сможемвысушить одежду. Однако реально в путь отправилось лишь пять человек, поскольку двух новичков местные проводники убедили остаться: по их словам, идти пешком через джунгли очень опасно. Якобымыдолжныбыли опасаться аборигенов, которые могут нас ограбить, изнасиловать и закопать тела в лесу. Как говорится, без комментариев…
Запертые в Миаке
Но мы не послушались и пошли… При помощи лебедки, троса и смекалки нам в конце концов удалось перебраться через реку. А поскольку нашему другу Шабе Саламону и парню из Ливана хотелось выбраться как можно быстрее, они вышли в районе полудня и уже через три с половиной часа достигли деревни Миак. Мы же – я и пожилая пара из Дании (их сын поехал на RFC в качестве участника) – упросили одного из местных жителей «оживить» свой «джип» и отвезти нас. Мы думали, что догоним наших «пехотинцев», но они шли быстрее (нам понадобилось четыре с половиной часа, чтобы добраться до деревни).
И вот мы в деревне…В Миаке мы никак не ожидали встретить с десяток экипажей, которые встали лагерем вместе со своими «боевыми» машинами во дворе мечети. У них еще оставались съестные припасы, но при этом у многих кончилось топливо. Таким образом, о том, чтобы отправиться спасать оставшихся в джунглях участников, не было и речи. Тем более, что, как стало ясно спустя некоторое время, выбраться из самого Миака тоже оказалось непросто: дождь размыл дорогу в Лалох (следующий городок) до такой степени, что даже армейские вездеходы не могли прорваться сквозь бесчисленные оползни. А вот для местных жителей передвижение в таких условиях, напротив, не было проблемой, поскольку в период муссонных ливней они обычно пользуются лодками.
На пике популярности
Узнав о нашем положении, представители пожарной охраны и спасатели пришли в Миак на лодках. Руководитель одной из бригад пообещал на следующий день привезти нам паек и топливо, а также забросить нас в город. Но поскольку ливанец не хотел опоздать на самолет, он покинул нас в тот же вечер. А мы вчетвером остались в Миаке. Здесь нас за совершенно смешные деньги покормили вкусным ужином и пригласили провести ночь в доме одной из местных семей. И тут я вспомнил, что припас банку пива. Ее-то мы и выпили перед сном.
Проливной дождь продолжился и на следующее утро. Это был четвертый день наводнения. В обед прибыл пожарный катер с провиантом, и мы уже было собрались покинуть это гостеприимное место, когда к берегу реки подъехали два экипажа участников. Это были члены ливанской команды. Они тут же забрались в нашу лодку (один из них повредил спину на ухабистой дороге, и его нужно было как можно быстрее доставить к врачу). Плыли около часа, но даже полюбоваться видами не представлялось возможным – вобравшая в себя воду тропического ливня река залила все в округе. В Лалохе нас довезли до эвакуационного центра, а травмированного участника отправили в город Куала-Край.
В эвакуационном центре полицейские расспросили нас о том, как нам удалось выбраться. Основываясь на нашем опыте, они хотели организовать спасательную операцию по вызволению из джунглей тех участников RFC, что все еще оставались в ловушке. Ситуация осложнялась еще и тем, что, по словам полицейских, из-за непрекращающегося дождя вертолет не мог подняться в воздух, а дороги стали непроходимыми для любого транспортного средства. То есть эвакуация людей могла вестись только водным путем…Тем временем мы находились буквально на пике популярности: репортеры местных и центральных малайзийских каналов забросали нас вопросами о героическом пути сквозь джунгли. Сюжеты об этом показывали в вечерних новостях и публиковали на первых полосах газет несколько дней подряд.
Такая у нас планета…
В понедельник, 10 декабря (по первоначальному плану в этот день должна была проходить церемония награждения победителей RFC 2007), власти наконец развернули полномасштабную спасательную операцию. Но поскольку к этому времени наводнение стало региональным бедствием, для этих целей удалось снарядить только пять моторных лодок. Чтобы с их помощью вывезти почти 200 человек, потребовалось два дня. Операция завершилась 12 декабря.
Вы спросите, каким запомнился мне этот Rainforest Challenge? Тут все дело в подходе... Но в любом случае я бы хотел отметить вот что: никогда прежде к этой трофи-экспедиции не было приковано такое внимание. Несколько дней ряд центральных газет помещали информацию о ходе операции. И вот еще что: несмотря на всю сложность возникшей ситуации, жизни людей ничто не угрожало. С другой стороны, тем, кто собирается принять участие в каком-либо внедорожном мероприятии, всегда нужно быть готовыми ко всякого рода неожиданностям. Такая у нас с вами непредсказуемая планета…
P.S. В связи с чрезвычайной ситуацией организаторы отменили награждение. Смысла в нем не было, поскольку 10 из 16 спецучастков, пройденных в первые пять дней, являлись прологом.
P.P.S. Десятый Rainforest Challenge стартовал 1 декабря, а последние машины были эвакуированы 31 декабря. Таким образом, эта экспедиция стала самой продолжительной за всю историю проведения RFC.
текст: Ласло ГОГ (Laszlo GOG)
фото: Ласло ГОГ (Laszlo GOG) и RFC
перевод: Андрей ХОРЬКОВ
На Rainforest Challenge подобная ситуация уже складывалась. Было это в 1999 году. Но тогда масштаб разлива был меньше. На этот раз ливни не прекращалисьшесть дней. В общем, несмотря на то, что оказавшиеся в зоне затопления были подготовлены лучше остальных, у них просто не было шансов продолжать движение, поскольку глубина рек и скорость течения воды в несколько раз превосходили возможности автомобилей. И вот что еще нужно отметить. В отличие от 1999 года экипажи были гораздо лучше готовы к неожиданностям. По крайней мере, они не остались в джунглях без еды, питьевой воды и топлива. Особую благодарность хотелось бы выразить властям штата Теренггану, которые оказали всю необходимую поддержку. На помощь участникам RFC устремились полицейские, пожарные, военные и даже спецназ. Следует обратить внимание на то, что была одна группа людей, которая прошла существенно дальше, чем остальные. Это авангард гонки (мы их называем скаутами). В состав группы входят судьи, основной задачей которых является разметка спецучастков в «сумеречной зоне». В сезон муссонов обстановка меняется так быстро, что невозможно предугадать заранее, сколько будет воды и грязи на отведенных для СУ отрезках пути к тому моменту, когда подойдет конвой. Так вот, две группы скаутов остались в горах без связи на несколько дней. Их задачей было добраться до командира авангарда Питера Тейлора, находившегося на самой высокой точке местности. Скауты шли с разных сторон и были остановлены разлившимися реками. Их призывы о помощи услышали военные связисты и организовали эвакуацию. Затопленной оказалась вся территория проведения трофи-экспедиции. И, как выяснилось позже, не было ни одного маршрута, по которому можно было бы провести конвой.
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.