Невыносимая легкость бытия

Серия Fedima Cup – I этап. Владимирская обл.

Когда богатые люди дают деньги на развитие спорта, это хорошо. С Fedima cup именно так и получилось. Команда WAT нашла спонсоров, и в календаре традиционных трофи-рейдов появилось четыре новых строчки. При этом Off-road Challenge никто не отменял. Что ждать от гонок WAT-Challenge, мы знаем. А какой будет Fedima, можно попробовать представить по первому этапу. Заявляя новую трофи-серию, организаторы обещали, что она будет легче традиционных гонок WAT и тем самым привлечет большое количество новичков. «Да-да, конечно же, легче…» – ехидно думал я, добираясь сквозь обложной дождь к базовому лагерю соревнования.

В те дни в Москве откровенно лило…Немного успокаивало лишь то, что основной костяк предварительно заявившихся спортсменов составили не новички, а заслуженные ветераны болотных битв. «Эти все равно проедут, а стало быть, гонка состоится», – размышлял я, оценивая уровень воды в кюветах вдоль «Владимирки». Но стоило мне прибыть на место, как стало ясно, что дело обстоит с точностью до наоборот. Не знаю, кто, как долго и вокруг чего плясал с бубном, но потепление в районе проведения трофи лишь уплотнило снег, сделав его липким и легко укатывающимся колесами. При этом земля под снегом не раскисла, а дождя тут и вовсе не было! Зато был старт в шесть вечера, 18 часов непрерывного ориентирования, 78 контрольных пунктов, 34 экипажа и одно дополнительное соревнование после финиша.

От заката до рассвета

Расписание гонки было составлено таким образом, что три четверти времени участники плутали по окрестным лесам в потемках. Сорвавшись со старта, машины разъезжались в разных направлениях, выхватывая фарами из ночного леса дорожки-колеи.

Как ни удивительно для Мещеры, но в районе проведения соревнования оказалось немало крутых склонов. Впрочем, очень скоро стало ясно, что подавляющая часть «рельефа» имеет явно рукотворное происхождение. В одних «складках» узнавались глубокие мелиоративные канавы, в других – искусственные насыпи. Ну а наиболее «зрелищный» по рельефу участок располагался у огромного замшелого бетонного моста через реку Киржач. Здесь, на скользком берегу Киржача, было размечено несколько КП. Причем спуск к тому из них, что располагался непосредственно под мостом, грозил превращением автомобиля в санки и «финишем» на зыбком речном льду.

Стройков опрокинулся!

Подъезжавшие к мосту экипажи были настолько озабочены темой вероятных «ушей», что…они все-таки случились. Но не там, где их все ждали, а немного поодаль. Дело в том, что кратчайший путь от моста к следующей точке пролегал параллельно реке через нетронутое снежное поле. Но чтобы туда выбраться, требовалось спуститься с бывшей железнодорожной насыпи и пересечь густо заросший деревьями кювет. И единственное, простое на первый взгляд, место для преодоления было на узкой перемычке около самого моста. Первый экипаж, обнаруживший этот путь, без труда пропахал целину по хитрой траектории и даже не заметил сильного бокового уклона при выходе на поле. Следующую машину уже начало стаскивать боком, и ее удалось выровнять, лишь зацепив переднюю лебедку и «забросив» корму вниз, чтобы встать вдоль склона. Третьим на этот путь вышел Роман Стройков, не видевший особенностей прохождения участка своими предшественниками. И что же вы думаете? Не успел никто и глазом моргнуть, как Toyota Романа замерла на дне кювета вверх колесами! Радовало одно: благодаря мягкому снегу автомобиль не получил ни единого повреждения (естественно, по трофийным меркам). Экипаж тоже не пострадал.

Если бы знал – пропилил

Кстати, несмотря на оттепель лед на Киржаче и впадающих в него мелких речках был настолько толст и прочен, что без труда выдерживал вес автомобилей. В итоге самые находчивые и отчаянные экипажи пользовались таким стечением обстоятельств и местами сокращали себе путь, двигаясь вдоль по руслу. Конечно, по ровному льду ехалось не хуже, чем по асфальту, но все равно было немного боязно – без разведки да при плюс пяти на термометре... Но как бы то ни было, а речной лед выдержал. Тем большей неожиданностью стал для участников ломкий панцирь и даже открытая вода на заиленных мелиоративных канавах. На самом деле в этом нет ничего сверхъестественного – ил промерзает хуже чистой воды, а процесс разложения растительной органики на дне подогревает водоем.

В одной из таких канав глубиной не более метра, но с полыньей посередине и толстым льдом у краев и развернулись самые драматические события этой ночи… В лесу за канавой пряталось несколько КП. Первые отправившиеся к ним экипажи подошли к делу основательно. Они нашли подходящее для переправы место, а после достали бензопилу и пропилили в прибрежном льду въезд и выезд. Но проскочить ходом у первой машины все равно не получилось. Пришлось разматывать трос, цепляться и вытаскивать себя лебедкой.

Тем временем к броду подоспели рвущиеся к победе в своих классах экипажи Владимира Пикулева на TLC 70 и Дмитрия Калинина на Suzuki Samurai. В погоне за временем они решились наштурм без подготовки и пошли вброд двумя параллельными курсами. Но добравшись до середины канавы, машины ухнули в полынью, причем ее ширины хватило, чтобы автомобили поместились туда полностью. Надо было как-то выбираться вперед, то есть «запрыгивать» на льдину другого берега (пробить ее бампером не получилось). К тому же выяснилось, что на машине Пикулева оборвана левая передняя полуось. И тут экипаж начал помогать… автомобилю выбраться. Точно не скажу, что делали во тьме пилот со штурманом перед капотом своей Toyota, но на берег она все-таки вышла.

А вот у экипажа Samurai все пошло совсем не так, как задумывалось. Поскольку на момент начала «переправы» этот автомобиль был в полном порядке, то после того, как машина уперлась в противоположную льдину, штурман зацепил трос, а пилот включил намотку. Вскоре им удалось забросить на лед левое колесо. Причем все настолько этому обрадовались, что не заметили, как правое колесо потащило вниз и затянуло под лед. Тем временем лебедка, сравнимая по мощности с основным двигателем Samurai, продолжала работать... Ей становилось все тяжелее, но она мотала… А потом произошло непредвиденное: откуда-то снизу раздался шлепок, и лебедке сразу стало легче. Но на этот раз радоваться было нечему – на поверку выяснилось, что не выдержала рессора. Кто-то из подоспевших друзей-соперников решил помочь с эвакуацией и начал вытаскивать сломанный автомобиль назад. И снова при выходе на ледяной уступ случилась незадача. Подтягиваемый сверху лебедкой автомобиль выполз задними колесами на берег, а полуоторванный передний мост потащило под лед и вскоре оторвало совсем, сделав надежным якорем. Чтобы всетаки вытащить изуродованную машину на берег, экипажу пришлось прямо в воде откручивать одно из колес. Ну а пока шла спасательная операция, рядом, буквально в нескольких метрах, через «пропиленный» брод то и дело сновали автомобили…

Вы по деревьям лазаете?

Поиск точек казался бесконечным. Время как будто бы замерло. Но для тех, кто потерял его в начале гонки и теперь отыгрывал упущенное, оно было неумолимо. Предрассветные сумерки означали сигнал к окончанию поисков КП в отдаленных районах и возвращению на финиш. Дело в том, что строго с 9:00 до 12:00 всем спортсменам требовалось посетить специальный «спонсорский» район, где их ждали многочисленные по меркам трофи-рейда зрители.

Первые экипажи появились здесь еще в начале девятого и терпеливо ждали прибытия организаторов. Приехавшие позднее уже выстраивались в очереди, которые, справедливости ради надо сказать, двигались достаточно быстро. Не повезло лишь нескольким экипажам, поленившимся положить сенд-траки через речные закраины при выходе на лед. «Лентяи» не только сами довольно долго провозились, но и застопорили движение других. В остальных местах дело шло веселее. Соперники, опасаясь не успеть попасть в зачет по милости других экипажей, иной раз даже помогали друг другу. Самая зрелищная из точек была отмечена прямо на большом дубе. На высоте нескольких метров над землей! Точнее, точка там была не одна. Пониже располагалась точка «Х» для ТР1, а в метре над ней – точка «У» для ТР2 и ТР3. Правда, поговаривают, что изначально организаторы планировали сделать для ТР3 отдельную третью, самую высокую, точку непосредственно в кроне дерева. Но почему-то не стали. Может, просто не придумали, как назвать…Но полно, вернемся лучше к происходившему у «контрольного» дерева. Проще всего было автомобилям с поднимающейся задней дверью из числа ТР1: задрав ее, участнику, забравшемуся на крышу машины, хватало размаха рук, чтобы дотянуться до точки. Остальным приходилось подтягивать автомобиль с помощью лебедки.

Ровно в полдень финиш был закрыт. Но на этом соревнование не закончилось. Устроить гонку без общего старта по снежной целине «WATовцы» ну просто не могли…Правда, в отличие от своих «титульных» соревнований, тут эту гонку перенесли на финиш. Три-четыре километра до лагеря, маршрут задан путевыми точками, но придерживаться их не обязательно. Ну, кто быстрее?! По взмаху стартового флага шеренга срывается вперед и мчится подобно потоку, стекающемуся в несколько русел.

P.S. Разговаривая со спортсменами после гонки, я обратил внимание на то, что многим такой «облегченный» формат соревнования понравился больше традиционного WAT-Challenge. Но вместе с тем были и те, кто, признавая возросшую динамичность мероприятия, говорили, что они «не накатались». В любом случае, по одному этапу выводы делать еще рано. Скоро начнутся соревнования Off-road Challenge, и вот тогда две трофийные серии от одного организатора можно будет сравнивать, что называется, непосредственно.

текст и фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты