Он нарисовал джип

Интервью в Антоном Шаменковым – главным дизайнером концепт-кара Jeep Renegade

Все мы знаем, что русское слово в автомобильном дизайне еще не сказано. Удивительно другое: отечественные таланты остаются незамеченными именно на Родине. Вот и об Антоне Шаменкове, титулованном дизайнере концепт-кара Jeep Renegade, отечественные СМИ дружно промолчали. Мы решили восполнить этот пробел, задав восходящей звезде автомобильного дизайна десять простых вопросов. Но начать решили издалека…

ORD: Антон, расскажите, пожалуйста, о своих родителях...
А.Ш.: Моя мама, Людмила Шаменкова, сейчас старший бухгалтер в крупном концертно-спортивном комплексе. В свое время она настояла на том, чтобы я занялся рисованием в художественной студии. А отец, Сергей Шаменков, во многом повлиял на мой интерес к автомобилям. Он долгое время был инструктором по вождению, а сейчас работает водителем. Он отлично рисует, хотя и не получил какого-либо художественного образования. В детстве, перед тем как идти спать, я заказывал папе определенную машину, а утром, за завтраком, находил на столе рисунок желанного авто.

ORD: Накладывает ли отпечаток на творчество тоска по дому?
А. Ш:. Творчество складывается из миллионафакторов. Не буду называть это тоской, но постоянно помню и думаю о близких, детстве, друзьях, Питере, Родине. Однако я уже более 11 лет живу в Америке и уверен, что если бы пришлось уехать отсюда, скучал бы о многих и многом здесь. Вообще, пожив в разных местах, больше не можешь чувствовать себя полностью счастливым в каком-то одном месте. Поэтому люблю путешествовать. Везде своя прелесть. Не замечаю, чтобы ностальгия наложила видимый отпечаток на мои работы в дизайне. Возможно, она более заметна в художественном творчестве, не связанном с основной работой, – я изредка пишу картины и рисую на не автомобильные темы.

ORD: Кто Ваши начальники и наставники?
А. Ш.: В данный момент главой отдела, разрабатывающего стиль автомобилей компании Chrysler LLC, является старший вице-президент по дизайну Тревор Крид. Далее идут вице-президент по перспективным разработкам Брэндон Фэрот и мой непосредственный руководитель Джон Опфер. Проект Jeep Renegade Concept в той или иной степени контролировало много людей: менеджер Джеф Гейл, директор Стив Феррерио, вице-президенты Том Тремонт, Брэндон Фэрот, Джо Дейнер и Ральф Джилс, президент подразделения экологичных разработок ENVI Лу Родс, главный инженер Боб Смечинский. Что же касается наставников, то должен назвать Эндрю Дайсона – одного из менеджеров в нашем отделе. Многие учителя и студентыиз моего колледжа также повлияли на меня. Отдельно отмечу шеф-дизайнера студии Volkswagen в Калифорнии Дерека Дженкенса. Он был моим ментором со времени моей практики у них. А художественные основы заложила во мне замечательная питерская художница Наталья Кошелькова.

ORD: Кто были Ваши соперники по разработке дизайн-проекта для Детройтского автосалона?
А. Ш.: В корпорации Chrysler, куда входит и Jeep, очень интересная система выбора концепткаров. Конкурс открыт для всех дизайнеров отдела вне зависимости от марки. Это автоматически поднимает соревновательную планку работ. Обычно есть категории, на которых руководство предлагает сконцентрироваться в первую очередь, однако всегда находится место и «заоблачным» идеям. В прошлом году мы как раз и решили развить более «отрывные» темы. Заметно, что результат отличается от того, что Chrysler показывал в предыдущую пару лет. Нынешние концепты более... концептуальны. Они нацелены на отдаленное будущее.

ORD: В чем главная идея проекта, и каковы источники вдохновения?
А. Ш.: Доминирующими темами в этом году были «экология» и «покупатель». Невозможно игнорировать влияние на окружающую среду, но при этом клиенту по-прежнему нужен экономичный и привлекательный продукт. Это и стало основным для всех трех концепт-каров, представленных корпорацией в начале года. Сразу же появилась мысль: каким бы мог быть суперкомпактный и динамичный Jeep? Небольшие габариты и внедорожные качества соединили с открытым кузовом спидстер (speedster), часто использовавшимся на легких гоночных машинах 50–60-х годов. Экономия и резвость – одновременно.

В плане эстетики отправной точкой был оригинальный джипWillys. Его черты легко читаются в форме передка, дверного проема. Однако не хотелось останавливаться на дословном усовершенствовании оригинала. Мы черпали вдохновение вформе современных байдарок, досок для серфинга, аквалангистской экипировки.Вобщих чертах это выражено в больших, без подштамповок, поверхностях кузова с закругленными, но в тоже время геометричными переходами. В деталях это деконструктивные бамперы, зеркала, щитки от камней, фары с покрытыми черной резиной корпусами. Кстати, в эти детали, как и в пластиковые панели кузова, красящий пигмент добавлялся еще приформовании. Тем самым избегается «грязный» процесс покраски. Природосберегающие идеи заложены и в самой конструкцииRenegadeConcept.Каждую ось вращает отдельный электромотор, питающийся от батареи, заряда которой хватает на 40миль. Для подзарядки аккумуляторов используется маленький трехцилиндровый дизель, очень экономичный и экологичный. С его помощью дальность поездки увеличивается до 400 и более миль.

ORD:Что за странные детали хранятся в задней части салона?
А. Ш.: Это продолжение темы водных видов спорта. Идея возникла совместно с дизайнером интерьеров Скоттом Эндерсеном. Задний отсек может закрываться сменными крышками-контейнерами с выемками для хранения разных предметов. В данном варианте нижняя, закрытая, часть используется для перевозки гидрокостюма и акваланга. Сверху же совсем не ракеты из научной фантастики, а два моторчика для подводного плавания. Очень футуристично.

ORD: Как успех подобных ди-зайнерских проектов отражается на карьере художника?
А. Ш.: Большинство дизайнеров мечтает поработать над концепт-каром. Быстрота постройки, сравнительно щедрый бюджет, шанс поэкспериментировать… Много возможностей для самовыражения. Получаешь отличный опыт по формированию и развитию концепции, макетированию, конструированию самого автомобиля, вырабатывается слаженность в работе с инженерами и макетчиками. Эти навыки незаменимы при создании серийной модели. К тому же компания Chrysler дает редкую возможность своим дизайнерам участвовать в презентации концепт-каров. Удача, конечно же, позитивно сказывается на карьерных перспективах. У руководства появляется больше доверия к дизайнеру.

ORD: Существуют ли внутри студии какие-то «механизмы», страхующие от провала, и, если есть, расскажите, как они действуют.
А. Ш.: Создание любого продукта – это риск. Показ концепткара – еще больший риск. Такой проект по определению более футуристичный, неожиданный, необычный. Это именно эксперимент для оценки реакции публики. Определяются новые течения, покупателя подготавливают к восприятию новой эстетики. Думаю, для такого проекта не главное понравиться всем, но он обязательно должен вызвать реакцию. Настоящий провал – когда к новинке равнодушны. Конечно же, мы много обсуждаем проекты, проводим неоднократные просмотры, следим за тем, что делают конкуренты. Однако жесткой методики выверки концептов нет. При поиске новых идей нужна свобода. Приходится полагаться на дизайнерскую интуицию, которая должна быть развита довольно хорошо.

ORD: Расскажите подробнее о вашей деятельности вне Chrysler- Jeep. Ведь были проекты для Porsche, для гонщика Ро Джа. Вы также активный участник дизайн-форумов в Интернете и приезжали в Россию давать мастер-классы.
А. Ш.: С юношества продавал картины и поделки. Подрабатывал во время обучения на небольших проектах. Уже учась непосредственно на д и з а й н е р а в колледже «Арт-центр» в Пасадене (Art Center, Pasadena), пригороде Лос-Анжелеса, я прошел практику в калифорнийских студиях Porsche и Volkswagen. Примерно в то же время подружился с Ар Джей Дэ Верой, легендой уличных гонщиков Лос-Анжелеса. Вместе мы сделали довольно много интересных проектов по аэродинамическим обвесам кузовов, дискам, рекламе. По окончании «Арт-центра» там же, в Калифорнии, работал в дизайн-студии Porsche. Некоторое время был свободным художником. Сделали линейку эксклюзивной обуви совместно с PorscheDesign и Adidas. Доволен результатом, но дело в том, что сам пока не могу позволить себе ничего из этой коллекции. Работал с московской компанией GTR над доведением экстерьера Porsche Cayenne. Летом прошлого года участвовал в презентации компании Autodesk по случаю выхода их программного обеспечения Alias Studio на российский рынок. Мастер-класс в Британскойшколе вМоскве как раз и был частью мероприятий. Российские дизайн-форумы посещаю постоянно. У нас там собралась довольно неплохая компания профессионалов, студентов и продвинутых любителей. Вообще, в России огромный интерес к автомобильному дизайну, и очень много талантливых ребят.

ORD: На какой вопрос Вы бы сами хотели ответить?
А. Ш.: Наверное, чем бы я еще хотел заняться. Возможно, ответ даст мне дополнительный толчок что-то из этого все-таки сделать. Хотелось бы попробовать себя в самых разных областях дизайна и искусства: промышленный дизайн, развлекательный – для фильмов и видеоигр, архитектура, мода, скульптура, рисунок с натуры. Неплохо было бы больше работать над картинами, попробовать мультимедийный дизайн. Из более отдаленного: полетать на дельтаплане, проехать хоть чутьчуть на болиде Формулы 1 (сначала позанимавшись картингом, конечно), найти и отреставрировать гоночную Alfa Romeo и принять участие в итальянском ралли Mille Miglia, изучить еще один язык – наверное, португальский, поскольку было бы здорово когда-нибудь пожить в Бразилии… еще построить машину собственной конструкции, хотя бы в одном экземпляре, побывать на фестивале BurningMan, начать свое дело, пока не скажу, какое, научиться лучше управляться с серфингом, побывать на Аляске, Кубе, Мадагаскаре, в Киото и вообще путешествовать как можно больше. Мечтать могу бесконечно. А когда удается воплощать мечты, то вообще здорово!

текст: Денис ОРЛОВ фото: Chrysler Corp.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты