В ритме чардаша

Венгерский внедорожный фестиваль «Сомогибабод» вот уже много лет является самым массовым офф-роуд событием Европы

История «Сомогибабода» началась в 1985 году. 50 немецких энтузиастов офф-роуда приехали в Венгрию, чтобы провести джамбори. Местная трасса мотокросса, принадлежавшая в то время Союзу коммунистической молодежи Венгрии, подошла для этого как нельзя лучше, а гостям с Запада пришлось по душе венгерское гостеприимство. С этого-то все и началось…

Уже на следующий год частная вечеринка превратилась в настоящий внедорожный фестиваль. Количество приехавших на него внедорожников (а это более 600 машин!) казалось воистину невероятным, равно как и количество дойчмарок, потраченных гостями. Затем, в 1987-ом, году в Сомогибабод на своих УАЗах и «Нивах», большинство которых ранее использовалось в венгерских сельхозкооперативах, приехали и первые венгерские «ньсвалловси» (так в Венгрии называют любителей езды по бездорожью). Вместе с ними появились и зрители, обнаружившие, что в Сомогибабоде не соскучишься. Более того, некоторые из них на следующий год вернулись сюда уже на своих внедорожниках. В результате подъемы мотокроссовой трассы вместе с восьмьюдесятью экипажами из Германии штурмовали и 40 венгерских. Кстати, эти перемены отчасти стали следствием событий, происходивших на политической сцене (венгерские участники могли заплатить стартовые взносы в форинтах). И все же в кассе оргкомитета попрежнему доминировала свободно конвертируемая валюта, собранная с 800 гостей из Германии. В итоге бывшая частная покатушка стала солидным оффроуд мероприятием: в течение пары лет количество участвующих в нем экипажей оставалось практически неизменным, зато число зрителей росло с драматической скоростью и било все существующие рекорды. А затем произошло неожиданное… В 1991 году владельцев местных ресторанчиков, гостиниц и продавцов сувениров постигло жестокое разочарование: из-за земельной реформы и приватизации угодий мероприятие было отменено, и 1991-й остался в памяти венгерских джиперов как «самый черный год».

Следующие два года стали решающими и принесли много перемен. С одной стороны, венгры пробрались на организаторские места (что имело своим результатом улучшение условий для местных участников), а с другой, многие гости из-за рубежа разочаровались в мероприятии. В 1993 году организаторы значительно расширили программу фестиваля и включили в нее множество новых соревнований, развлекательных мероприятий и концертов. В результате никто из 600 зарубежных гостей и 50 венгерских участников не мог пожаловаться на скуку. В том же году впервые в истории фестиваля была сооружена необъятная грязевая ванна, ставшая впоследствии неотъемлемым элементом соревнования.

В 1996 году был основан OMASE, и руководство организацией полностью отошло к венгерской стороне. Число участников из Венгрии побило все предыдущие рекорды и составило 200 экипажей. В следующем году их (наряду с 400 экипажами из-за рубежа) было уже 250. Кстати, именно 1997 год считается годом рождения венгерского внедорожного спорта. Постоянно растущее число зрителей, желающих посетить самое массовое офф-роуд мероприятие Венгрии (в 1998 году на технические инспекции было предъявлено 700 машин), заставило организаторов серьезней подойти к проблемам PR и рекламы фестиваля «Сомогибабод». Была развернута серьезная промокампания: по всей стране установили рекламные щиты, а во время фестиваля сняли документальные фильмы, показанные затем в Германии и Венгрии.

В 2000 году свой сюрприз преподнесла погода. Из-за непрекращающихся дождей вся территория проведения мероприятия превратилась в гигантскую грязевую ванну. Тем не менее число зарегистрированных участников вновь оказалось рекордным: 400 венгерских экипажей и 400 зарубежных! На следующий год впервые количество местных участников превысило число гостей, и с тех пор это соотношение остается практически неизменным: 400:600 в пользу Венгрии. В 2002 году территория фестиваля значительно выросла, и участники получили намного больше места для своих игрищ. В 2003-м были введены более жесткие технические правила, а слет окончательно подтвердил свое звание «Самого большого внедорожного события в Европе». Два года назад в правила соревнований были внесены определенные изменения, коснувшиеся в первую очередь триальной дисциплины. На следующий год мероприятие было перенесено с пыльных равнин Сомогибабода на берег озера Балатон, и число зрителей снова заметно возросло.

А что же 2005 год? 20-й – юбилейный – внедорожный фестиваль «Сомогибабод» оказался действительно незабываемым событием. Кстати, был побит еще один своеобразный рекорд: это было самое «грязное» и экстремальное мероприятие за всю историю проведения фестиваля. Небывалые дожди и наводнения, принесшие столько разрушений странам Центральной и Восточной Европы, сделали его этапы сравнимыми по сложности с Croatia Trophy! Зрители и наименее удачливые энтузиасты внедорожной езды просто не смогли пробиться к месту проведения соревнований через непролазные грязевые поля. Но так или иначе глину здесь месили несколько сотен внедорожников и 120 квадроциклов.

P.S. За более чем двадцатилетнюю историю фестиваль был отменен из-за природных катаклизмов только один раз. Это случилось в 2006 году, когда на Европу обрушилось невиданное наводнение. И я уверен, что решение об отмене далось организаторам не просто. Но не надо отчаиваться: с 9 по 11 мая 2008 года окрестности Сомогибабода вновь соберут тысячи любителей бездорожья. Праздник продолжается!

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты