Зов джунглей

Nusantara Challenge of Indonesia – новые внедорожные приключения на островах Сумбава, Ломбок и Бали

Прежде всего я хочу сказать, что команда клуба Cheetah Off Road при поддержке Индонезийской федерации офф-роуда (IOF) буквально за несколько месяцев создала совершенно новое внедорожное приключение Nusantara Challenge. Подготовка мероприятия потребовала организации двух разведывательных экспедиций в самое сердце джунглей островов Сумбава, Ломбок и Бали. В их ходе были проложены интереснейшие маршруты, написаны дорожные книги, составлены карты и собраны все нужные точки GPS. И вот 15 января 2008 года 27 подготовленных машин плюс команды поддержки и организаторы отправились в удивительное путешествие по джунглям...

Ну а теперь можно спокойно и вдумчиво рассказать, как день за днем проходило это замечательное приключение в джунглях трех индонезийских островов. Большая часть участвующих машин прошла предварительную техническую инспекцию еще в столице Индонезии – Джакарте, но окончательные проверки были запланированы в городе Сумбава-Безар. Чтобы попасть туда, участникам нужно было проделать долгий путь. Сначала большая часть конвоя собралась в городе Денпасар на острове Бали, откуда ровно в семь утра 15 января участники экспедиции (в том числе и ваш покорный слуга) направились в сторону Паданг-бей, чтобы на пароме переправиться в ПортЛембар на острове Ломбок. Переправа заняла около пяти часов, а затем по асфальтовому шоссе мы переехали на другой паромный терминал Порт-Лабухан. Здесь к нам присоединилось еще шесть экипажей. После полутора часов морской прогулки мы высадились на паромном терминале Порт-Пототано на острове Сумбава, откуда без проблем добрались по асфальту до города Сумбава-Безар, где и разместились в отеле, ставшем штабом мероприятия. На все про все у нас ушло около 12 часов.



ОСТРОВ БАЛИ

Расположен в западной части архипелага Лессер-Сунда между островами Ява и Ломбок. Территория является отдельной провинцией Индонезии со столицей в городе Денпасар, расположенном в южной части острова. Подавляющая часть населения, исповедующего индуизм, проживает именно на острове Бали. Остров является крупнейшим туристическим центром Индонезии, славится фольклорными танцами и музыкой. Бали расположен в 3,2 км восточнее острова Ява и примерно в 8 градусах южнее экватора. Протяженность острова с запада на восток составляет 153 км, с севера на юг – 112 км, площадь острова – 5632 км2. Самая высокая точка – действующий вулкан Агунг (3142 м; последнее извержение зафиксировано в марте 1963 года). Имеется еще один действующий вулкан, Маунт-Батур (1717 м). Его катастрофическое извержение, произошедшее 30 000 лет назад, геологи считают одним из крупнейших в истории планеты. Южная часть острова – обширная равнина, заполненная аллювиальными отложениями и разливающейся водой – в сезон дождей.

ОСТРОВ ЛОМБОК

Остров входит в состав провинции Западная Нуса-Тенггара и архипелага Лессер-Сунда. От острова Бали его отделяет пролив Ломбок, от расположенного восточнее острова Сумбава – пролив Алас. Остров имеет очертания запятой примерно 70 км в поперечнике с «хвостиком», направленным на юго-запад. Площадь – 4725 км2. Административный центр и самый крупный населенный пункт – город Матарам. В 1674 году остров был открыт голландцами, которые основали в его восточной части поселение, оставив западную под властью династии Хинду, правившей островом Бали. В результате восстания племени сасак против власти Хинду, произошедшего в 1891 году, остров был аннексирован Голландией и присоединен к Голландской Ост-Индии. Доминирующей точкой острова является вулкан Ринджани (3726 м над уровнем моря), представляющий собой третью по высоте вершину Индонезии.

ОСТРОВ СУМБАВА

Расположен в середине архипелага Лессер-Сунда. К западу от него лежит остров Ломбок, к востоку – остров Флорес, несколько далее к юго-востоку расположен остров Сумба. Территория острова входит в провинцию Западная Нуса-Тенггара. Площадь острова Сумбава составляет 15 448 км2, что втрое превышает площадь острова Ломбок. Население порядка 1,5 миллиона человек. Сумбава находится на границе зоны влияния индийской культуры, которую составляют преимущественно лежащие к западу острова. Остров имеет вулканическое происхождение и входит в Тихоокеанское Огненное Кольцо. Извержение находящегося на нем вулкана Тамбора, произошедшее в 1815 году, считается самым разрушительным в истории, поскольку по объему выброшенной лавы оно примерно вчетверо превзошло знаменитое извержение вулкана Кракатау 1883 года (остров Кракатау расположен между Явой и Суматрой).


САМОЕ ЛУЧШЕЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ

Три острова, на которых проходило мероприятие (Сумбава, Ломбок и Бали) входят в архипелаг, носящий местное название Нусантара. Цели участников мероприятия – не только насладиться «лучшим в жизни приключением», но и увидеть пейзажи Индонезии, ознакомиться с ее культурой и способствовать развитию туризма. Также спортсмены стремились к установлению дружеских отношений и взаимопонимания между людьми, приехавшими со всех концов земного шара, поэтому лозунг мероприятия гласит: «Уважать окружающую среду, взаимопомощь и спортивный дух».



Будем передвигаться группами

Утром к нам присоединились последние недостающие участники, и следующие два дня прошли в технических инспекциях и напряженной подготовке. Прежде чем получить «зеленый свет» на выезд в джунгли, все машины, включая автомобили прессы и поддержки, должны были пройти тщательнейшую проверку. Ни один автомобиль – я повторяю: ни один, включая машины прессы и транспортные средства организаторов, – не мог быть допущен к участию в экспедиции без мощной лебедки, грязевой резины пристойного размера и каркаса безопасности. Кроме того, в течение этих двух дней шли энергичные инструктажи, в ходе которых каждый участник получал базовый объем знаний по правилам поведения в джунглях, а также сведения о дорожных условиях, уровне воды в реках и способах их форсирования.

Несмотря на то что официальная церемония старта состоялась еще 10 января, по-настоящему приключения начались неделей позже, когда конвой из 27 подготовленных внедорожников направился по горным дорогам в сторону Батуротока. Конечно, это еще не был настоящий экстрим в джунглях, но по пути нам встретились первые скользкие и крутые подъемы и спуски. Впрочем, такое «умеренное» начало было частью общего организационного плана. Для того чтобы конвой не останавливался в пробках в «засадных» местах, решено было разбить его на небольшие группы. Такая организация, спланированная за месяцы до начала приключения, оказалась весьма эффективной. Группа из нескольких машин, преодолев сложный участок, тут же отправлялась на следующий, и таким образом конвой мог поддерживать достаточно высокий темп движения. К вечеру мы добрались до первого базового лагеря.

Нож охотника за головами

Два следующих дня мы упорно двигались в направлении второго лагеря. Тем временем состояние трассы менялось в худшую сторону: прошедший ночью дождь превратил несложные грунтовые дороги в глубокие колеи, заполненные вязкой глиной. Впрочем, пока что «зубастые» Super Swamper и Simex Jungle Trekker справлялись с этими препятствиями без особых проблем. Встретились мы и с первыми водными преградами. Дело в том, что часть деревянных мостков, как водится, оказалась смыта, и для того чтобы попасть на другой берег, нужно было лезть в воду. Переговоры по радио подтверждали, что экипажи, двигавшиеся позади нас, также успешно пробились вперед. В итоге лагеря номер два (он был разбит в окрестностях Ленангоуара) мы достигли уже на закате. Стоянка располагалась на окраине небольшой деревушки, и местные жители, естественно, пришли посмотреть, кто мы такие и что делаем в позабытой всеми глуши посреди джунглей. Потом мы быстро подружились и завели новые знакомства, а массовые закупки продовольствия сильно поддержали экономику этого маленького сообщества. Следующим утром мне даже удалось купить здесь местный нож «мандау». Говорят, что в прежние времена такие ножи использовались при «охоте за головами». Мой, похоже, тоже использовался, и очень интенсивно, хотя я и не уверен, что в столь кровожадных целях. Во всяком случае, этот «мандау» был действительно очень старый.

Как долго будет идти дождь?

Надо сказать, что во время своих предыдущих путешествий в Индонезию в составе конвоев клуба Cheetah Off Road я хорошо запомнил принятый здесь жесткий распорядок дня. Подъем в 6:00, в 7:00 – брифинг, и ровно в 8:00 первая машина скрывается под зеленым пологом дождевого леса. В этом году организаторы придерживались тех же правил, ведь в наших планах было преодолеть более 900 километров! А для этого требовалось не только время, но и согласованная работа всех участников. С другой стороны, все прекрасно понимали, что невозможно провести машину через ручей или овраг по деревянному мостику, представляющему собой две пары скользких бревен, без помощи со стороны и точных команд штурмана. Ну а падение с такого препятствия, вне всяких сомнений, означает повреждение автомобиля и задержку всей колонны. Этот день ознаменовался еще несколькими бродами, но в конце концов мы все же добрались до реки Тарар и третьего лагеря.

Лагерь номер три был разбит прямо на старой дороге в джунглях. Вечером организаторы рассказали мне, что нашли это место два месяца назад, во время разведки. Тогда команде пришлось провести здесь две ночи: река разлилась после дождей, и они не рискнули переправляться через бурный поток маленькой группой из трех машин. Сразу после того, как мы прибыли в лагерь, матушка-природа решила, что нам пора принять душ, и обрушила на нас потоки теплой воды, смывающие липкую глину с измученных тел. С одной стороны, дождь принес облегчение, а с другой – у нас появился серьезный повод для беспокойства. Дело в том, что ввиду начавшегося ливня наши планы на следующий день становились не вполне ясны. Все зависело от того, окажется ли уровень воды в реке достаточно низким для переправы. Более того, далее нам предстояло переправиться еще через три реки, а также действительно трудные участки, изобилующие глубокими грязевыми ямами.

Самая трудная переправа

Утро дало ответы на некоторые наши вопросы: дождя ночью не было, и уровень воды в ближайших двух речках оказался вполне приемлемым для того, чтобы конвой благополучно переправился через них. Но, как я уже сказал, чтобы добраться до базовых лагерей номер четыре и пять, нам нужно было форсировать еще три реки. Следующий брод стал серьезным испытанием для всех участников Nusantara Challenge. Здесь развернулась настоящая офф-роуд битва. Плюс ко всему в небесной канцелярии, видимо, решили, что хватит нас баловать тепличными условиями, и на конвой обрушился первый по-настоящему сильный тропический ливень. Как следствие переправа сразу стала на порядок сложней. Особенно проблемным оказался подъем на скользкий противоположный берег. Естественно, сделать это можно было только при помощи лебедок.

После этого участка дальнейший путь показался нам очень простым, и в результате мы без особых затруднений добрались до Секонгканга – точки перегруппировки и базового лагеря номер четыре и пять. На следующие два дня мы превратились в гостей внедорожного клуба острова Сумбава. После времени, проведенного в джунглях, мы смогли отдохнуть и хорошенько подготовиться к следующему этапу путешествия, который должен был пройти на острове Ломбок. Шоссе привело нас к терминалу Пототано-Кроссинг, а паром доставил в Каванган-бей на острове Ломбок.

Красота горных серпантинов

Перед тем как вновь углубиться в джунгли, нам нужно было запастись горючим. Дозаправка проходила в стиле начала автомобильной эры, когда такое простое устройство, как насос, было еще не изобретено. Процесс выглядел следующим образом: при помощи небольшой банки топливо переливалось из бочек в 10и 20-литровые канистры, а уже из канистр – в баки автомашин. Казалось, что для того, чтобы заправить таким способом 27 машин, понадобятся как минимум сутки. Но местное население отработало эту процедуру до блеска, так что на все про все в результате ушло не более двух часов.

И вот 22 января конвой снова пришел в движение. Команды поменялись местами, и в течение трех последующих дней мы молотили протектором грунтовые дороги в горных джунглях. Постоянно идущие дожди делали это занятие отнюдь не детской забавой. Некоторые участки проходились без особых проблем, но временами глубокие раскисшие колеи заставляли разматывать троса лебедок. Конвой держал курс к водопаду Риниан, около которого должен был расположиться лагерь под номером шесть. А затем был перегон между лагерями шесть и семь, который запомнился нам не какимито особыми трудностями (ничего сложней мостиков из бревен и бродов через неширокие речки нам преодолевать не пришлось), а совершенно фантастической красоты видами, открывавшимися на каждом повороте горных серпантинов.

Лесные завалы

Признаться, мы несколько расслабились: колонна успешно прошла большую часть намеченного 900километрового пути. Оставалось выйти на побережье острова, перебраться на остров Бали и за два дня преодолеть последний отрезок маршрута. Но в индонезийских джунглях никогда не знаешь, с чем придется встретиться за очередным поворотом. Вот и сейчас наш путь оказался перегорожен гигантскими стволами упавших деревьев, объехать которые не было ни малейшей возможности. Пришлось пускать в ход бензопилы и лебедки. Причем как только нам начинало казаться, что дорога свободна, мы вновь натыкались на лежащие стволы зеленых великанов. Наконец после долгих часов тяжелого труда последний ствол был распилен и убран с дороги. И тут к великой радости организаторов и нашему большому удивлению выяснилось, что мы даже не выбились из графика, согласно которому требовалось пересечь остров Ломбок за три ходовых дня. Тем временем дожди прекратились, трасса подсохла, и спустя несколько часов мы успешно прибыли в последний на этом острове лагерь. Здесь мы распрощались с участниками, представлявшими клубы островов Сумбава и Ломбок. Они возвращались домой, а остающимся 13 экипажам предстояло погрузиться на паром, за 5 часов преодолеть расстояние между Ломбоком и островом Бали и за двое суток пройти последний несложный участок маршрута. Но, как известно, все хорошее имеет свойство заканчиваться… И вот 27 января 2008 года в знакомом нам уже городе Денпасар (столице острова Бали) состоялась официальная церемония закрытия Nusantara Challenge. Общим голосованием была определена лучшая команда и лучший участник, получивший звание человека джунглей.

Вернулись все

Nusantara Challenge 2008, Большое Внедорожное Приключение в Джунглях Индонезии, успешно завершилось. Ни одна машина не была брошена на маршруте и никто из участников не получил сколько-нибудь серьезных травм. Что же касается меня, то теперь я точно знаю, куда я направлюсь ровно через год: в 2009-м это великолепное мероприятие, в котором живет настоящий дух приключений, пройдет на острове Калимантан. На этот раз участникам нужно будет пересечь остров с запада на восток, и, как обещают организаторы, «это будет приключение, о котором вы даже и не мечтали!»

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты