Финская мерзлота

«Затерянные в морозе» – I этап кубка Финляндии по трофи-рейдам

В этом году финская кубковая серия по трофи-рейдам началась с соревнования Talvieksytys 2008. Кстати, в переводе с финского Talvieksytys означает не что иное, как «затерянные в морозе». Штаб соревнования разместился в городке Нуммела, в 50 км к северо-востоку от Хельсинки. А поскольку «отморозкам»… простите, участникам, предстояло «не затеряться» на стылых просторах четырех навигационных секций, разбросанных по Восточному Порвоо, все допущенные на старт автомобили в обязательном порядке имели регистрационные номера и допуск к движению по дорогам общего пользования.

Ландшафт места проведения Lost in the Frost представлял собой типичныйфинский лес с многочисленными скальными выходами. Но поскольку из-за малоснежной зимы и поздней весны грунт в лесу не успел оттаять, именно эти камни и должны были по замыслу организаторов стать основными препятствиями. А теперь пару слов относительно регламента соревнования: финский кубок по трофи-рейдам проводится в четырех зачетных категориях – Original, Standard,Modified и Prototype. Технические требования кубка Финляндии просты и понятны: автомобиль относится к той или иной зачетной категории исключительно иcходя из размера колеса. Предельный диаметр шин в классе Original равен 787 мм, Standard – 898 мм (для мостов обычного типа) и 787 мм – для портальных. Для обычных и портальных мостов классаModified эти ограничения соответственно равны 915 и 835 мм. Что же касается категории Prototype, то здесь имеется одно-единственное ограничение: диаметр резины не должен превышать 1043 мм. Кстати, чисто женским экипажам финны сделали послабление: в любой категории слабый пол имеет право использовать шины, наружный диаметр которых на 51 мм больше максимально оговоренного в регламенте.

В стартовом протоколе «Затерянных в морозе» значилось (небывалый случай в истории финских трофи-рейдов!) 114 экипажей. Больше всего участников заявилось в классах Standard иModified. Плюс ко всему вне зачета в соревновании приняли участие три экипажа из Эстонии и два – из Швеции. Сюрпризом стало и выступление первого с момента проведения Talvieksytys (похоже, что пункт технического регламента про большие колеса для слабого пола писался с расчетом на будущее) чисто женского экипажа, заявившегося в зачете Original. Контрольное время гонки составило 23 часа плюс один льготный час. За эти сутки участникам нужно было найти в лесу 150 точек (уровень сложности подъезда к контрольным меткам в этом году значительно повысился). И как всегда на соревнованиях такого типа, важнейшуюроль сыграла погода: холод, солнце и практически полное отсутствие снега (следствие необычно теплой и малоснежной зимы). Однако ударивший накануне проведения соревнова-ний мороз (в противном случае участникам и теряться было бы не в чем…) сделал свое дело: стало очень скользко, а поверхность скал больше походила на каток. Так что без лебедок было не обойтись...

После старта экипажи могли ехать в любую из секций, но большинство предпочло начать с самой сложной, носящей имя Саннайнен. Что в свою очередь, естественно, привело к возникновению офф-роуд пробок. Кстати, Саннайнен – это совершенно новая секция, с крутыми скальными подъемами и спусками. Причем подъезды к некоторым точкам больше всего походили на секции финских соревнований по джип-триалу. Осложнил жизнь участникам и пошедший утром снег. Впрочем, переворотов случилось на удивление мало. А вот без полевого ремонта, увы, не обошлось: по крайней мере лишь единицам удалось пройти всюдистанцию без поломок лебедок или рулевых тяг. Подавляющее число участников справилось с этими сложностями и добралось дофиниша, уложившись в контрольное время.

А теперь коротко об итогах соревнования. Команда Harbour Cruisers, выступавшая на Suzuki в зачете Original, сумела повторить свой прошлогодний успех. При этом преследовавшая ее буквально по пятам команда Erikasi (она также выступала на Suzuki) отстала всего лишь на 5 очков. Но разрыв с другими командамифаворитами оказался много больше. Например, команда Double Trouble («Двойная неприятность») оправдала свое название и вынуждена была сойти с дистанции из-за поломок. А вот выступавшая на Jeep команда Offsailors, напротив, выйдя на старт со сломанным маховиком, сумела довести машину до финиша и занять пятое место в зачете Original. Очень острой оказалась борьба в категории Standard: прошлогодние обладатели кубка, команда Montenegro Team 1, в этом году решили не участвовать, и их место на подиуме оказалось вакантным. В итоге оно досталось их одноклубникам, командеMontenegro Team 4.

Лучший результат в классе Modified показала команда Radical Cruiser в составе неоднократного победителя Formula Offroad Яри Салонена, а также Тармо Синисало и Веллу Раунио. Кстати, у меня была возможность в течение довольно долгого времени сопровождать эту команду на трассе, и сегодня мне остается разве что выразить свое восхищение слаженной работой всего экипажа.

Шведские команды NOBO и MILA выступали в двух категориях – Modified и Prototype соответственно. Так вот, к огромному удивлению всех финских участников и болельщиков, команда NOBO из Стокгольма сумела занять в своей категории весьма почетное второе место. И это несмотря на то что их оснащенная портальными мостами Suzuki Vitara по ходу гонки успела даже сделать «уши»… Вторая шведская команда хотя и не получила призового места, но в целом выступила вполне успешно.

Кстати, одним из главных претендентов на победу в классе Prototype на этот раз считался ветеран финского офф-роуда и неоднократный участник «Ладога-трофи» Роберт Форсберг: на «Затерянные в морозе – 2008» он приехал с новым штурманом и за рулем только что построенного прототипа на базе Land Rover Discovery. Но, увы, автомобиль оказался откровенно «сырым», и по ходу гонки экипаж постоянно преследовали технические проблемы, связанные то с рулевым управлением, то с лебедкой, то с работой электрической системы. Ну а последней каплей, заставившей экипаж отказаться от дальнейшей борьбы, стала лопнувшая тормозная магистраль.

Воспользовавшись неожиданной «паузой», я задал Рупе (так называют Роберта его хорошие знакомые) несколько вопросов касательно его дальнейших планов. Ответы оказались достаточно интересны. В частности,Форсберг сказал, что обязательно поедет на «Ладогу», но на своем старом проверенном Jeep на портальных мостах. Что же касается Discovery, то над ним нужно еще работать и работать. Но, знаете, на Рупе сходы не закончились: в ночь с субботы на воскресенье по причине многочисленных технических отказов прекратила гонку и команда TeamOffitarvike, также считавшаясяфаворитом. В итоге первое место досталось команде PPengineering, выступавшей на Volvo C303.

P.S. Несмотря на промерзший грунт и практически полное отсутствие грязи, трофи-рейд «Затерянные в морозе» получился сложным и интересным. Что же касается следующего этапа кубка Финляндии TML Trophy, то он пройдет в Юукке в августе.


текст и фото: Ари МИЛЛИЛ (Ari MYLLYLA)
перевод: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 май 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты