Тихое развитие

Наш специальный корреспондент попробовал разобраться в перипетиях тайного советско-германского сотрудничества в 20–30-х годах прошлого века

«Для рейхсвера 20-е годы стали временем тихого развития» Генерал Вальтер Неринг, историк германских танковых войск.

Не секрет, что интрига сложных советскогерманских отношений, имевших место в 20-е годы прошлого столетия, оказала влияние и на автомобильную промышленность обоих «дружественных» государств. Однако в ходе подготовки материала мне стало ясно, что данная тема на самом деле гораздо обширнее и существенно многослойнее…

1911 год. За южной окраиной Казани, в начале Оренбургского тракта, то есть почти у берега Среднего Кабана, строятся казармы для 5-го драгунского Каргопольского полка. Их возводят по проекту архитектора Константина Саввиновича Олешкевича. Точнее, строят их вовсе без проекта. Дело в том, что благословленный одним лишь честным словом городского головы Олешкевич приступил к работе, не имея контракта, сметы и окончательного плана казарм… Всю эту неразбериху Олешкевич терпел недолго, до июля... Пока ему искали замену, строительство велось и вовсе без руководителя. Впрочем, что бы там ни было, а в сентябре полк уже обживал новые квартиры: 26 двух- и трехэтажных зданий. Надо сказать, что Пятый драгунский был вполне заурядным подразделением для своего времени. С другой стороны, оно и понятно: драгуны – это не гвардия. То ли пехота, посаженная на коней, то ли кавалерия, выученная сражаться в пешем строю.

В сентябре 1914-го на ближайшую железнодорожную ветку подали эшелон, и Пятый драгунский в полном составе отправился на войну (в теплушках поезда, идущего к западной границе Российской империи, помимо прочих тряслись и будущий маршал Константин Константинович Рокоссовский, и будущий генерал армии Иван Владимирович Тюленев). А спустя три года в опустевшие Каргопольские казармы пришла революция...

А в это время в Германии

Но прежде чем перейти к рассказу о положении дел в Германии, я задам, казалось бы, совершенно не относящийся к делу вопрос: придерживались ли большевики некогда существовавших правил «движения в городе Казани автоматических экипажей»? А между тем таковые, и довольно обстоятельные, приняты были еще до революции: « . В е с автомобиля с пассажирами и грузом не должен превышать 300 пудов. При железных шинах общий вес автомобиля. определяется в зависимости от ширины шин таким образом, чтобы на каждый дюйм ширины шины приходилось не более 35 пудов означенного общего веса». Очевидно, расчет делался исходя из допустимых нагрузок городских мостов. Знали бы казанские законодатели, какая техника будет передвигаться по их улицам спустя десять лет!

...Меж тем в Веймарской республике тоже гремели революция за революцией. Кайзер, безропотно отдавший свою саблю голландскому таможеннику, добровольцы из Freikorps, разгонявшие спартаковцев и устроившие самосуд над Розой Люксембург и Карлом Либкнехтом. Ну и, наконец, злой гений мюнхенских пивных- Гитлер. Но вернемся к нашему повествованию. После подписания 28 июня 1919 года Версальского договора Германия не просто была повержена, но унижена и растоптана. Конечно, в 1871 году после Франкопрусской войны немцы не менее бесцеремонно обошлись с французами, но к 1919 году живых свидетелей тому оставалось немного. Более других унижение испытывал рейхсвер- военные никак не могли смириться с поражением. Настроение того времени очень точно передано у Ремарка: «.. .вдруг накатывало прошлое и впивалось в меня мертвыми глазами».

По сути, великую империю низвели до уровня третьеразрядного государства. Германия потеряла 13% территории и все колонии. От нее требовали выплаты многомиллионных репараций. Ей нельзя было держать армию численностью более 100 тыс. человек. Никакой тяжелой артиллерии, аэропланов, дирижаблей, подводных лодок. Ну а частью третьей статьи 171 Версальского договора запрещалось иметь бронетехнику. Цитирую: «Производство, а равным образом и ввоз в Германию боевых бронированных машин, танков или какихлибо других подобных устройств для военных целей запрещены». Ликвидировался даже «мозг» немецкой армии- генеральный штаб, и закрывались все военные учебные заведения. Вдобавок в 1923 году французы и бельгийцы аннексировали промышленный район Рура.

Положение России было немногим лучше. Вчерашние союзники по блоку Антанта припомнили большевикам заключение в марте 1918 года так называемого Брестского мира с германской коалицией. Как следствие нашу страну не только оставили без причитающейся ей после разгрома Германии доли, но и затребовали возврата немалых долгов (их, кстати, только недавно погасило правительство Путина). По этой причине на международной конференции в Генуе в апреле 1922 года о красных делегатов Чичерина, Красина и Литвинова буквально вытирали ноги. Не случайно же британский премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж назвал Германию и Россию париями Европы.

И этим двум изгоям оставалось только найти друг друга. Тем более что опыт общения с немцами у большевиков к этому моменту уже имелся. Взять хотя бы путешествие Ленина со товарищи в опломбированном вагоне через кайзеровскую Германию, закончившееся октябрьским переворотом 1917 года, и вышеупомянутый Брестский мир. Но Гражданская война у нас и смута в Германии сгладили имевшиеся обиды. Более того, Ленин осудил условия Версальского договора как продиктованные «разбойниками с ножом в руках». Но главное даже не это: еще в феврале 1921 года Владимир Ильич одобрил тайное соглашение о «восстановлении немецкой военной промышленности».

И, не дожидаясь завершения Генуэзской конференции, наркоминдел Георгий Васильевич Чичерин отправился в городок Рапалло, где 16 апреля 1922 года заключил с министром иностранных дел Германии Вальтером Ратенау договор о восстановлении дипломатических отношений. При этом газеты ни строчкой не обмолвились о том, что 11 августа был заключен договор о сотрудничестве между руководителями Красной армии и рейхсвера.

Смычка с Западом

А как вам эти объявления периода НЭПа? «Русско-германское общество воздушных сообщений «Дерулюфт». Воздушная линия Москва- Кенигсберг. Обслуживается самолетами «Фоккер-Ф-3» с закрытыми шестиместными пассажирскими каютами. Прибытие в Кенигсберг к отходу берлинского экспресса.». «Русскогерманское торговое акционерное общество «Русгерторг». продает только новые автомобили первоклассных заводов, как-то: «Бюссинг», «Бенц» и др.».

Да что там, откройте замечательные «Пробеги и пролеты» Шкловского, там повсюду немцы и немецкое. Создавались совместные торговые общества, сельскохозяйственные концессии, и один за другим устраивались грандиозные автомобильные пробеги. Взять хотя бы случай, когда будущий технический директор Daimler-Benz Макс Зайлер и начальник отдела испытаний Отто Мерц подбросили на своем Mercedes до Смоленска советскую балерину- «ударили автопробегом » по бездорожью, разгильдяйству и бескультурью.

Тем временем обе стороны стремительно наращивали свой военно-технический потенциал. Например, ярославский автозавод ЯГАЗ, для которого в 1927 году Daimler-Benz выполняет заказ на поставку 137 двигателей MercedesBenz М26 (7,0 л, 6 цилиндров, 70 л.с. при 1600 об/мин) с коробками передач к ним, проектирует на основе этого силового агрегата танк. Что же касается филиала Русско-Балтийского вагонного завода в подмосковных Филях, то с 1923 года он передается в концессию известной немецкой авиационной фирме Junkers. И выпускают там отнюдь не только пассажирские аэропланы, но и истребители, и самолетыразведчики. Немцы завезли в Фили новейшее оборудование и начали очень жестко, не по-советски, спрашивать с русских сотрудников. Знаменитый немецкий порядок прочувствовал на себе будущий конструктор вертолетов Николай Ильич Камов. Его, дипломированного инженерамеханика, приняли в концессию простым рабочим и гоняли нещадно. Зато когда немцы оставят Фили, на этом авиазаводе будет развернут выпуск туполевских бомбардировщиков.

Что бы ни говорили, то время еще ждет своего исследователя. Возьмем, к примеру, дюралюминий... Из этого материала изготовлены гофрированные крылья моноплана Junkers (они напомнили Шкловскому «две летящие рядом вагонные крыши»). Название этого сплава алюминия, меди, магния и марганца происходит от немецкого города Дюрен, где его придумали. И вот в 1924 году металлургический завод в селе Кольчугино Владимирской губернии осваивает выпуск авиационного листового «кольчугалюминия». Лицензия? Обмен опытом? Но ясно, что не простое совпадение. Впрочем, российские инженеры продолжали привычно звать этот сплав дюралем.

А моторы для филевского Junkers поставляла фирма BMW AG. В марте 1924 года Фили даже посетил генеральный директор Баварского моторного завода Франц-Йозеф Попп, сопровождаемый, заметьте, офицером рейхсвера. В свою очередь, в составе технической комиссии ВВС РККА в Европу ездил смотреть авиадвигатели наш будущий «король истребителей» Николай Николаевич Поликарпов...

В те годы 50-60% произведенных моторов Бавария отправляла Советам! Причем заметьте, что двенадцатицилиндровый V-образный BMW VI мощностью 580 л.с. годился не только для самолета. Конструкторы Асафов, Алексеев и Скворцов в ЭКО ОГПУ ЛВО (это одна из чекистских тюрем для запятнавших себя инженеров) «сочиняли» танк ТА-1 с этим двигателем.

А в скором времени по заказу нашей страны патриарх германских танковых конструкторов Йозеф Фольмер и вовсе проектирует колесно-гусеничный танк. Под большим секретом машину доставляют в Ленинград. Ответим нашим «Рапалло» на их «Версаль»! Присланная бронированная машина не устроила Управление механизации и моторизации РККА, но Фольмер не растерялся и быстренько «впарил» ее чехам. Но сколько было и удачных проектов! Истребители, разведчики-корректировщики, химическое оружие, пушки и даже подводная лодка! Неудивительно, что британские моряки, приходившие во время Второй мировой войны в порт Мурманск, были убеждены, что на советских подлодках стоят немецкие дизели. Погодите, доберемся и до автомобилей.

Каргопольские казармы

Настала пора вернуться в Казань, в обветшалые драгунские казармы... Первого августа 1928 года в них открылись технические курсы Осовиахима- ТЕКО. Но чтото подсказывало казанским комсомольцам: не стоит стучаться в густо выкрашенные зеленой краской ворота. Там, за воротами, находились отнюдь не курсы, а «объект К», или танковая школа «Кама». Название произошло от начальных слогов имени города и фамилии ее первого начальника. А поскольку фамилия эта была немецкая- Мальбранд, то и название школы мы вправе писать на немецкий манер: «КаМа». Тем более что и в Германии, и в СССР тогда повально увлекались подобными словесными конструкциями.

Договор о создании школы еще 2 октября 1926 года подписали с нашей стороны начальник разведуправления штаба РККА Ян Карлович Берзин, а с немецкойполковник Герман фон дер ЛитТомзен, возглавлявший так называемый «Центр-Москва» (это был исполнительный орган «Зондеркоманды Р»- русского отдела в военном министерстве Германии). Два матерых разведчика знали свое дело. Немцам передавались не только сами казармы, но и учебное поле, стрельбище, а также полигон в семи километрах от казарм. В свою очередь немцы брали на себя организацию школы, ремонт помещений и насыщение их всем необходимым для учебного процесса. На это рейхсвер выделил ни много ни мало два миллиона марок. Для сравнения: один грузовой автомобиль обходился германскому военному ведомству примерно в 25 тыс. рейхсмарок (в дальнейшем на содержание школы рейхсвер выделял ежегодно более 1,2 млн марок).

Учебный процесс немцы намеревались проводить преимущественно на технике собственной конструкции. «Быстрый Гейнц»знаменитый полководец Гейнц Гудериан в «Воспоминаниях солдата» очень корректно обошел вопрос предвоенных отношений с Россией: «С 1926 года за границей работала опытная станция, где проводились испытания немецких танков. Управление вооружения армии сделало заказ на производство двух типов средних танков и трех типов легких танков. Было выпущено по два танка каждого типа... Опытные танки имели не броневые, а железные корпуса.». Так вот, под словом «заграница» скрывалась казанская танковая школа Panzertruppenschule KaMa.

Танки прибыли в Казань с открытием навигации 1929 года... Пока всего лишь три штуки. Поскольку и это уже считалось прямым нарушением Версальских соглашений, по документам груз провели как тракторы. Средние танки обозвали Grosstraktoren, а легкие- Leichtetraktoren. То, что поначалу танков было именно три, следует из стенограммы беседы от 5 сентября 1929 года наркома по военным и морским делам Климента Ефремовича Ворошилова с инспектировавшим казанскую школу начальником управления сухопутных сил рейхсвера генералом фон Хаммерштейн-Эквордом.

Ворошилов получил доклад Берзина о том, что в аналогичной авиационной школе «Липецк» (немецкие пилоты обучались в СССР с 1924 года) партнерская сторона использует не самые прогрессивные методики и устаревшие самолеты. И поэтому с помощью крестьянской смекалки Климент Ефремович всячески старается выудить из прусского барона обещание поставить в Россию действительно современную технику. В ходе переговоров в частности звучит такая фраза: «Для нас чрезвычайно важно работу по лабораторным опытам, ведущуюся в Казани немцами, увязать с нашими мероприятиями по танкостроению».

В беседе наркомвоенмор вовсе не производит впечатления недалекого кавалериста-рубаки. В нужный момент он тонко использует нажим, напоминая, что по Версальскому договору Германия не может производить танки. Остро осаживает Ворошилов собеседника и когда тот в ответ напоминает о враждебности двух государственных строев. В итоге Климент Ефремович все-таки вытягивает из генерала обещание прислать еще танки и расширить исследовательскую работу (в данном случае речь шла не о Казани, а о Липецке). Вообще же источники называют различное число техники, поступившей в Казань на испытания. Например, в иностранной печати сообщается о шести 23-тонных танках с двигателями BMW, вооруженных 75-мм пушками, и о трех 12-тонных танках с 37-мм пушками. Наши же исследователи говорят о десяти машинах. При этом нужно понимать, что, не имея фотографий, сегодня достаточно сложно определить, идет ли в архивных документах речь о тракторе, тягаче или все же о танке.

Неусыпное око

Но фотографии рано или поздно найдутся. Где-нибудь в архиве ФСБ города Казани. Знаете, такие типичные филерские карточки из-под полы, на которых с трудом, но можно разглядеть мрачные двухэтажные казармы и бронированные машины, стоящие перед ними. Хотя надзор наверняка велся. Например, за тем же Гудерианом, побывавшим в школе с инспекцией в 1932 году. И действительно, история еще не знала примера столь парадоксального сотрудничества государств, в одном из которых избивали коммунистов, а в другом пионеры маршировали с кличем «Рот фронт!». Причем в Казани немецких курсантов на всякий случай обмундировали в форму механизированных частей РККА (без знаков различия), а весь немецкий персонал «Камы»- 15 человек- числился на преподавательских и технических должностях в Осоавиахиме. То есть на время обучения или преподавания в школе все они формально увольнялись из рейхсвера исфиктивными паспортами добирались в Кенигсберг, оттуда в СССР. Берлинский экспресс, «Дерулюфт».

Кстати, сегодня немецкими историками уже найдены и опубликованы списки курсантов школы «Кама». Одиннадцать гауптманов и обер-лейтенантов под началом гауптмана Кюна в семестр 1929-1930 годов; двенадцать, во главе с гауптманом Брюнном,в семестр 1931-1932 годов и десять, во главе с гауптманом фон Кеппеном,- в семестр 1933 года. Правда, самое интересное для нас в этом списке- графа «а также» совершенно не раскрыта. А между тем в этой графе наши «друзья» подсчитали, сколько подготовили советских офицеров: десять- в первый год обучения, 30- во второй, 40- в третий и 100- в четвертый! Таким образом, становится очевидно, что мы старались перенять опыт будущего противника. «Немецкие специалисты, в том числе военного дела, стоят неизмеримо выше н а с . »- заявил член реввоенсовета СССР командарм Иероним Петрович Уборевич, проведший более года на стажировке в Германии. И эти слова власть припомнит ему в 1937-м.

Что же касается прикрытия этих отношений, то оно было обставлено воистину виртуозно. В Берлине, на Унтер-ден-Линден, 11, открылась контора эстонского гражданина, некоего Виктора Коппа. Официально Копп помогал русским солдатам возвращаться домой из германского плена, а на самом деле налаживал отношения между партнерами. Буквально в нескольких кварталах от конторы Коппа- на Потсдамер-платц- под вывеской Koch, Kienzle E квартировало проектное бюро Krupp-Grueson Werke. Но лишь посвященные в тайну буквы «Е» (от слова Entwicklung«разработка») знали, чем на самом деле промышляют господа Кох и Кинцле. Кстати, работавшие в этом бюро танковые инженеры Хогельлох и Вольферт позднее тоже побывают в Казани. И вот еще интересный факт: в 1941 году, когда германская военная машина уже вышла на полную мощь, «пушечный король» Крупп разоткровенничался: «.шнырявшие повсюду союзнические миссии были банально обмануты: навесные замки, бидоны, кассовые аппараты, приспособления для изготовления кувшинов, мусоровозы и другой мелкий хлам, который мы изготовляли, действительно не вызывал подозрений...». Не случайно же 20-е годы историк германских танковых войск генерал Вальтер Неринг впоследствии назовет Die Zeit der stillen Entwicklung, что в переводе означает «время тихого развития».

Впрочем, сказать, что Запад ниочем не догадывался, тоже было бы не вполне правильно. В1926 году о советско-германских отношениях написала газета Manchester Guardian. Затем немецкие социал-демократы пронюхали о поставке в Германию снарядов из СССР. По этому поводу разразился правительственный кризис. Ив1928 году кабинет во главе с премьером с красноречивой фамилией Маркс вынужден был уйти в отставку.

С другой стороны, если военных и технических знаний в те годы нам действительно недоставало, то умению «наводить тень на плетень» мы и сами могли поучить немцев. Так, в марте 1929 года Сталин запретил заключать с концерном Rheinstahl липовый договор по закупке танков (и это при том, что Ворошилов ходатайствовал об этом, считая, что подобный ход только ускорит поставку в СССР современных боевых машин). Однако подобное прикрытие выглядело чересчур откровенным. И резолюция вождя звучала соответствующе: «...мы неможем пойти на фиктивную сделку».

Этот период нашей общей истории до сих пор хранит великое множество загадок. Например, липчане и по сей день гадают, не оттого ли их город ни разу не бомбили немцы в Великую Отечественную войну, что там по слухам жила зазноба Геринга? На первый взгляд, абсурдное предположение. Однако журналисты из Deutsche Welle вычислили: пассию будущего рейхсмаршала звали Надежда Горячева, и работала она на железной дороге. Русско-германскую дружбу крепили карманный разговорник и граммофон на танцплощадке. А тем временем в фатерлянд из Липецка возвращались ящики с надписями «детали». В них- обложенные льдом тела немецких курсантов, разбившихся во время учебных полетов.

Танки и вездеходы

В отличие от танков немецкие автомобили могли проверяться в СССР открыто. Например, с 1925 по 1929 год в СССР испытывали трехосный штабной вездеход Horch (конструктором машины был Пауль Даймлер, сын автомобильного пионера Готлиба Даймлера). С советской стороны в испытаниях задействовали инженера Крживицкого.

Отставной полковник царской армии Александр Александрович Крживицкий с 1920 по 1929 год занимал должность председателя автотракторной секции Главного военно-технического комитета РККА. Именно Крживицкий продвигал мысль об использовании гусеничного хода для повышения проходимости автомобилей. Не исключено, что при его непосредственном участии у концерна Daimler-Benz заказывалась партия полугусеничных тягачей Typ ZD 5 со 150-сильным мотором Maybach. Непонятно, отправлялись ли эти машины в РККА, или мы в очередной раз сталкиваемся с прикрытием секретных «рапалльских» отношений?

Обратимся к примеру все того же трехосного Horch (кстати, потерпевшего фиаско в русских снегах). Этот вездеход создавался по техническим требованиям министерства транспорта Германии, и при этом делался вид, что инспекция по моторизованным войсковым соединениям рейхсвера ни при чем. На самом деле таким образом немецкие военные выбирали себе штабной автомобиль. Фирмы Horch и Selve конкурс проиграли, и в итоге заказ достался Daimler-Benz. Что же касается полугусеничного движителя, то немцы по достоинству оценили его преимущества. В чем у нас появится возможность убедиться 22 июня 1941 года...

А теперь, возвращаясь кдискуссии между Ворошиловым и фон Хаммерштейн-Эквордом, попробуем понять, кто в процессе германосоветского сотрудничества черпал больше полезных идей? Скорее всего, каждый из участников этой захватывающей, достойной приключенческого романа дуэли всячески старался «перечерпать» другого. Например, в воспоминаниях все того же Гудериана есть интересная фраза: «Мы остановили выбор на закупленной в Англии танкетке «Карден-Ллойд».

Интересно, кто же ее закупил? Германия, которой согласно Версальскому договору запрещалось иметь танки? Воспользуемся выдержкой из академического труда «Отечественные бронированные машины» (М.: Экспринт, 2002): «В Советском Союзе по английской лицензии на Московском танковом заводе №37 имени Г.К. Орджоникидзе серийно выпускались танкетки Т-27». Получается, что с танкетками немцев познакомили именно мы, и произошло это, естественно, в Казани. Немецкому учебному подразделению была придана рота в составе двух взводов танкеток Т-27 и взвода танков МС1. Кстати, главная привлекательность танкетки типа «КарденЛлойд»- в использовании обычного силового агрегата Ford.

Это позволяло покупать в Америке машинокомплекты гражданских Ford, а собирать из них бронемашины! Горьковский автозавод еще строился, а напротив него, через дорогу, во временных деревянных цехах уже делали танкетки. Вообще же надо сказать, что танк того времени и по возможностям, и по конструкции недалеко ушел от автомобиля. Поначалу немцы даже «надевали» на шасси обычных легковушек специальные жестяные короба и на получившейся бутафории отрабатывали тактику действия танковых соединений. Не желая сдаваться, юнкера забрасывали подобные «танки» камнями. Правда, в Казани, вдали от глаз европейских комиссий, такой ерундой никто не занимался.

И вот еще какой возникает вопрос: побывал ли в казанской школе вместе с Гудерианом и легендарный конструктор Фердинанд Порше? Ведь после того как советские военные показали немецким «друзьям» танкетки, те сделали ответный жест и привезли в «Каму» прототип бронеавтомобиля. Это была диковинная машина- водоизмещающий несущий бронекорпус, колесная схема 8х8 и две управляемых оси (передняя и задняя). Как водится, эту тему разрабатывали сразу несколько соперничающих концернов- Buessing-NAG, Daimler-Benz, Magirus. Но в СССР доставили именно вездеход Порше, тогдашнего технического директора Daimler-Benz. Мы нашли фотографию этого чудо-вездехода, причем более качественную, чем та, что помещена в «библии» всех историков техники- книге Вернера Освальда «Транспортные средства рейхсвера, вермахта и бундесвера». На снимке даже сохранилась дата: 26 апреля 1929 года.

Доподлинно известно, что Фердинанд Порше посетил СССР в 1932 году. Для той поездки видному инженеру предоставили роскошный салон-вагон! Гостю с гордостью демонстрировали успехи индустриализации, и, как он сам писал, ничего не скрывали. Более того, ему предложили занять пост генерального конструктора по автомобилям, танкам и моторам!

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Когда материал уже был подготовлен к печати, нам удалось разыскать эти фотографии... На них отражены этапы разработки и испытаний прототипа Mtw 1. Что же касается двух нижних снимков, то они сделаны кем-то из немецких курсантов школы «Кама». Данные фотографии публикуются впервые, тем самым подтверждая истину, что все тайное когда-нибудь становится явным.

Деревянная модель броневика в уменьшенном масштабе. Видна башня сферического типа, двухлопастный гребной винт и барабаны- расширители колес, предназначенные для движения по грунтам со слабой несущей способностью. А сколько подобных не менее фантастических проектов танков, броневиков и самоходок Третьего рейха так и остались на стадии таких деревянных макетов!

Корпус бронеавтомобиля в цехе для варки котлов... За колонной угадывается вторая машина. Оба корпуса, судя по всему, изготовлены из обычной листовой стали. Заметим, что производство гнутой брони в те годы было довольно проблематично и могло послужить причиной отказа от проекта. Надпись на снимке: «Несущий корпус, масса- 2680 кг».

Испытания одного из прототипов Mtw 1 (Daimler-Benz). Передняя и задняя пары колес машины управлялись. Подвеска полностью независимая, пружинная, на качающихся полуосях. Испытания на плаву первый раз проводились весной 1928 года. Гребной винт отсутствовал, поэтому Mtw 1 съезжал в воду своим ходом, а на берег его вытаскивали.

Необычный вариант Mtw 1. Кузов машины обшит панелями пробкового дерева для улучшения плавучести. Фотография показывает недостаток компоновки 1-2-1. При большом угле продольного перелома хода сжатия подвесок колес средних осей малы и колеса внешних осей вывешиваются.

«Пробковый» вездеход на испытаниях. Обратите внимание, что гребной винт находится в носовой части амфибии! Впрочем, Mtw 1 едет «задом наперед». В противном случае вращение винта толкало бы воду на корпус вездехода.

А этот снимок сделан на полигоне танковой школы «Кама» под Казанью. Десяток BMW/Dixi DA3 использовались в германской армии как командирские автомобили, так и в роли носителя жестяной имитатора танка для проведения тактических занятий. Обратите внимание на казанские номерные знаки.

Немецкие курсанты возле BMW/Dixi DA3. Загорелые, чумазые, в советских «комбезах»... После свертывания школы эти машины остались в СССР и служили на Казанском почтамте. Кстати, по иронии судьбы именно Казань стала первым местом, где после войны приступили к испытанию трофейных немецких танков.

По своим окопам

Даже сегодня проекты того времени завораживают фантастичностью своих решений. Так рисуют дети, чье воображение еще не обременено знаниями. Конечно с годами и к немецким и нашим инженерам придет более отчетливое понимание поставленных задач. Но пока подкупающей непосредственностью замыслов заражены, похоже, и сами заказчики... «Когда же новый и необходимый танк Гроте наконец появится в частях Красной армии?»- осведомляется в 1931 году наркомвоенмор Ворошилов у начальника Управления механизации и моторизации Красной армии (УММ РККА) командарма II ранга Иннокентия Андреевича Халепского. Харьковский паровозный завод, где готов собственный танк Т-24, год не получает финансирования на его серийный выпуск- командование ждет завершения испытаний танка ТГ немецкого инженера Э. Гроте (Михаил Свирин, Александр Бескурников. Первые советские танки. М.: М-Хобби, 1995). Как знать, виной тому извечное наше поклонение всему заграничному, или же успеху способствовало врожденное умение иностранцев преподносить себя? Однако в КБ ленинградского завода «Большевик», где трудился «устремленный в будущее» немецкий инженер, стены были увешаны еще более фантастичными проектами боевых машин.

«Мы так полагали, что ваша сторона будет давать макеты, чертежи, проекты, идеи, словом, что мы получим лаборатории и для вас, и для нас»,- убеждал Ворошилов не столько нового начальника германского генштаба В. Адама, сколько самого себя. А подчиненные рады выслужиться перед командиром. Пусть танк Гроте отправили в металлолом. Главное- произвести впечатление. Уподобляясь главному герою только что вышедших романов Ильфа и Петрова, заместитель начальника УММ РККА комкор Иван Кенсоринович Грязнов сочиняет 14 марта 1932 года доклад Ворошилову, в котором приписывает сотрудничеству с немцами едва ли не все достижения отечественного танкостроения. Ну как немецкой разведке было не воспользоваться сложившейся ситуацией? Пока в Казани пускала пыль в глаза диковинная восьмиколесная машина, в самой Германии потихоньку готовили серийное производство более технологичных и дешевых бронеавтомобилей на обычном грузовом (6х4) шасси. И танков, совсем не похожих на казанские «трактора». Но стоит ли переоценивать дезинформационную роль школы «Кама»? Иными словами, кто кого переиграл- немцы нас или наоборот?

В 1932 году на Ярославском заводе выпустили первый советский грузовик 8х8. Немецкий след? Но ведущий конструктор ЯАЗ Виктор Васильевич Осепчугов называл в качестве прообраза этой машины британский грузовик Guy. И, между прочим, Daimler-Benz выпустит аналогичную машину ( Mercedes-Benz LG 65/4) только в 1934-м. Точно так же можно сколько угодно искать параллели советского «танка прорыва» Т-35 с конструкциями Порше и Круппа, но ведь существовали подобные английские и французские проекты. Ответа не получить, даже если выпотрошить все архивы России и ФРГ. Впрочем, немцы все же сделали еще одну попытку извлечь выгоду из советско-германских отношений: есть версия, что гитлеровская разведка подбросила Сталину документы о сотрудничестве советских офицеров с разведслужбой рейхсвера. В числе тех, кого расстреляли в 1937 и 1938 годах, оказались и Грязнов, и Халепский, ив чем можно не сомневаться- еще многие из выпускников школы «Кама». Но и здесь нельзя быть уверенным, что именно факт общения с немцами послужил причиной репрессий.

Когда к власти в Германии пришел Гитлер, Версальский договор был денонсирован. Летом закрылись и военные школы в СССРнеобходимость в них просто отпала. Хотя и теперь немцы постарались обернуть дело так, чтобы все думали, что инициатива по свертыванию сотрудничества исходила не от них, а от советской стороны. По свидетельству посла Германии в СССР в 20-х- начале 30-х годов фон Дирксена, именно «советское военное руководство потребовало, чтобы рейхсвер прекратил осуществление всех своих мероприятий в России.». Немцы уходили, оставляя нам значительную часть материальной базы, которая им была явно не нужна. «Время тихого развития» кончилось для обеих взаимодействующих сторон...

PS. Позднее на базе школы «Кама» было сформировано Казанское танковое училище. Внаши дни оно стало Казанским филиалом Челябинского танкового училища. В2002году филиал признали лучшим военноучебным заведением сухопутных войск, а после расформирования ЧТУ он вновь получил статус полноправного танкового училища - крупнейшего в России.

В подготовке материала использована информация В.Е. Лен, М.В. Коломийца, Е.И. Прочко, Л.М. Шугурова Военно-исторического журнала № 6-8 за 1993 год, сайтов <rdp4v.livejoumal.com>, <bratishka.ru>, <lib.aldebaran.ru>, <rodgaz.ru>, <feldgrau.com>, <en.wikipedia.org>, <e-kazan.ru>, <hrono.ru>, <tartaria.ru>, <autowp.ru> и др. Фотографии: архивы Audi AG, Daimler AG, Dr.-Ing. H.c. F. Porsche AG, НАМИ и др.


текст: Денис ОРЛОВ фото: из архивов

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 май 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты