«Какая машина у вас… необычная, – с такими словами обратился ко мне на заправке водитель Ford F-350 с техасскими номерами и длиннющим прицепом, на котором возвышалось несколько миниатюрных тракторов, – далеко ли путь держите?» – «В Моаб». – «Это пустыня такая, что ли?» – «Нет, скорее горы»… Надо же, а я ведь грешным делом думал, что в Америке все знают о грандиозном внедорожном фестивале, приходящемся на пасхальные каникулы. Фестивале не только самом масштабном, но и самом старом из ныне существующих – Moab Easter Jeep Safari проводится аж с 1967 года.
На самом деле техасскому торговцу тракторами такое незнание простительно. Дело в том, что, несмотря на всеамериканскую любовь к «тракам», внедорожная субкультура в США держится несколько особняком. Впрочем, разве не так обстоит дело во всех остальных частях света? Хотя первый взгляд на североамериканский дорожный поток может ввести в заблуждение. Возникает стойкое ощущение, что полноприводными автомобилями увлечены буквально все, но, пообщавшись с людьми ближе, начинаешь понимать различие между собственно джиперами и людьми, просто ездящими на «джипах».
Осторожно, снежные бури!
Пока свежеиспеченная редакционная Toyota FJ-Cruiser (см.: «Наш специальный корпункт в Америке») выруливала из лосанджелесского аэропорта через город в направлении шоссе, уводящего на северо-восток в сторону Невады, я внимательно разглядывал уличный автопарк…Такое впечатление, что за последние годы внедорожников в Америке прибавилось, а самым народным типом машины стал четырехдверный полноразмерный пикап! Этакая кибитка покорителей Дикого Запада на новый лад. Причем за рулем такого «семейного грузовичка» может восседать кто угодно – от старшеклассника в пирсинге и несусветном балахоне до благообразной старушки в синих буклях. Нередко пикапы везут еще и какой-нибудь прицеп, доверху набитый всевозможным барахлом или уставленный какими-нибудь механизмами. И вот еще какое наблюдение: не знаю, то ли дело было в пасхальных каникулах, то ли действительно многие тут так живут, но некоторые пикапы тащили за собой жилой модуль. Другие тем временем использовали жилой модуль в качестве тягача: по дороге то и дело попадались кемперы, к которым сзади на жесткой сцепке была пристегнута какая-нибудь легковушка или небольшой внедорожник.
Наш путь из Калифорнии в Юту проходил по трассе Interstate 70, которая проложена через несколько горных хребтов и соответственно весьма живописна. Но, как известно, весной погода в горах непредсказуема... Переночевав в придорожном мотеле где-то за Лас-Вегасом и порадовавшись теплому солнечному утру, мы двинулись дальше через изрезанные каньонами Скалистые горы. Но не зря ветер гнул макушки пальм у мотеля. Стоило нам подняться в горы, как налетели темные тучи, а горизонт закрыла снежная пелена. Вскоре мы въехали в настоящий буран. Видимость упала до трех десятков метров, мокрый снег лепил в ветровое стекло и заваливал бетонное полотно дороги. Движение на шоссе сразу замедлилось, а затем и вовсе достигло скорости пешехода. Причина стала ясна через пару километров: дорогу перегородили сразу несколько ДТП. Скользя по снежной каше, кто-то уехал в кювет, а кто-то кого то «догнал» с заблокированными тормозами. Хорошо еще, что на основных американских магистралях невозможна «лобовуха»: встречные потоки разделены очень широким «газоном», а в горах они и вовсе могут идти на разных высотах. Тем временем складывалось ощущение, что снежная туча следовала за нами. Небо то открывалось, являя взору нереальные пейзажи голливудских вестернов, то вновь смыкалось в слепящую пелену. Неудивительно, что табличку «Осторожно, песчаные бури!» при съезде с магистрали на шоссе, ведущее непосредственно в Моаб, мы прочитали как бури «снежные»…
Красота «Мясорубки»
Разглядеть, куда мы все-таки попали, удалось только следующим утром. Природа успокоилась, а солнце высветило заснеженную прерию с выветренными красными скалами. Кактусы в снегу… В таком виде прерия выглядела совершенно неожиданно. Выходит, зря фильмы про индейцев нас убеждали, что тут должна быть великая сушь и жара? До горизонта ни души, а единственный признак цивилизации – размокшая красная глинистая грунтовка, по которой двигалась колонна разномастных внедорожников…В этой связи надо отметить, что все эти не слишком пригодные для сельского хозяйства или другой приносящей прибыль деятельности просторы принадлежат государству, а потому кататься здесь можно, не спрашивая ничьего разрешения. Но только там, где уже есть какие-то дороги! Просто так свернуть с колеи и отправиться в поле прокладывать себе новый путь в Америке категорически запрещено. Впрочем, дорога в понимании американских джиперов не сильно отличается от нашей трактовки этого слова. Например, в какой-то момент глинистый проселок уперся в скальный уступ и…потерялся на нем. Дальше путь лежал вверх по камню, на котором верное направление угадывалось не всегда с первого раза. В общем, если бы не опытные проводники, знающие маршрут как свои пять пальцев, можно было бы долго плутать, прыгая по камням и рискуя свалиться в пропасть. Кстати, маршрут, на который мы отправились, носил название Metal Masher, что можно вольно перевести как «Железная мясорубка». В общем, один из самых известных моабских трейлов. Он достаточно длинный, а его название говорит само за себя. По местной четырехбалльной шкале сложности он тянет на твердую «тройку». Это значит, что маршрут достаточно экстре-мален, но проходим не только на кроулерах.
Правда, здесь есть одна особенность. Большинство сложных препятствий можно объехать по «упрощенной траектории». То есть «биться напролом» по полной программе могут лишь желающие. В сущности, так оно и получилось. Наша команда состояла из трех десятков самых разных машин (от багги, участвующих в официальных соревнованиях по рок-кроулингу, до почти стандартных городских автомобилей). Да и уровень подготовки пилотов был весьма различен. Поэтому при прохождении сложных уступов колонна разбивалась на два потока. Впрочем, находились еще и такие, что образовывали третий рукав. То есть пытались взять препятствие по еще более сложной траектории... Как несложно догадаться, в качестве «третьерукавников» выступали спортсмены на боевых багги, использовавшие скалы «Мясорубки» для внеплановой тренировки. Впрочем, в колонне хватало и других «неоднократных победителей и призеров», оставивших свои спортивные «боевые снаряды» дома и теперь творивших чудеса всепролазности на обычных автомобилях. Но вот о чем я подумал: много лет назад именно на таких дружеских покатушках, наверное, и зарождалось то, что сегодня называют рок-кроулингом…
Земля открытых возможностей
Как вы уже поняли, несмотря на «страшное» название, «Мясорубка» оказалась достаточно благосклонна к пилотам и машинам. Не все маршруты таковы. Хватает тут и относительно коротких, но при этом совершенно безальтернативных трасс. В основном они проложены по дну какого-нибудь отдельного узкого каньона, где после старта только один путь – через камни вперед до финиша. И одна верная траектория его прохождения. В общей сложности в окрестностях Моаба проложено несколько десятков трейлов различной протяженности и сложности. Проехать их все за одну неделю (такова продолжительность фестиваля) нет никакой возможности – это сотни миль каменистого бездорожья. Более того, насколько мне известно, люди тратят годы, чтобы объехать все моабские маршруты! А если еще комбинировать трейлы, по-разному проходить особо выдающиеся препятствия, задействовать не относящиеся к описанным трейлам дороги и заезжать в расположенные в окрестностях национальные парки, то разнообразие путей просто начинает стремиться к бесконечности. С другой стороны, такой простор дает возможность спокойно ездить в своем темпе, не оглядываясь постоянно на другие группы.
Но есть и еще один способ разнообразить внедорожные впечатления. Как правило, офф-роуд маршруты покоряются в светлое время, но отдельные джиперские команды (как правило, они достаточно опытны и хорошо знают местность) отправляются на штурм скальных «внедорог» в темное время суток. И тут все становится гораздо сложнее: в свете фар и луны даже знакомые препятствия выглядят совершенно не так, как днем. И это добавляет новизны ощущений. Мы тоже выбрались на один такой ночной трейл и были вознаграждены за это фантастическим пейзажем залитых лунным светом гор, а затем и видом на ночной Моаб с высоты птичьего полета. Кстати, для ночного марш-броска был выбран маршрут Moab rim, представляющий собой подъем на возвышающуюся прямо над городом скальную гряду.
Вообще же нужно сказать, что пасхальная моабская неделя – это даже не фестиваль в нашем понимании, а грандиозный внедорожный слет, на котором встречаются любители бездорожья практически со всех штатов. Здесь нет какой-то общей культурной программы. Кто-то устраивает междусобойные состязания, а кто то просто ездит, познавая новые пространства. Кто-то пробует свои силы, а кто-то банально тестирует технику. Ну а для новичков, еще не определившихся со своей компанией, но при этом желающих приобщиться, каждое утро на маршруты выходят добровольцы-вожатые из клубов Utah 4 wheel drive association и Red rock 4-wheelers.
Лучший город земли
Как вы уже поняли, на неделю пасхальных каникул (в Америке они приходятся почему-то не на Святую, а на Страстную седмицу даже по католическо-протестантскому календарю) Моаб превращается во всемирную столицу офф-роуда. Легковых автомобилей на его улицах почти не видно, а по городу раскатывают главным образом внедорожники разной степени монстрообразности. И самые многочисленные – Jeep Wrangler и CJ всех поколений (эти машины в Америке играют ту же роль, что у нас УАЗы). Но вскоре из этого потока глаз начинает выхватывать и другие марки. В том числе и весьма экзотичные… В основном это старые и почти забытые ныне модели вроде International Scout, Kaiser и Jeepster… В эти дни даже полиция закрывает глаза на транспортные средства street illegal на улицах города. Хотя американские джиперы этим особо не злоупотребляют и продолжают возить свои баггушки по асфальту на прицепах за грузовиками и лифтованными пикапами.
Не остаются в стороне и местные СМИ. Например, городская газета издает специальный внедорожный выпуск, из которого можно узнать о местах и времени сбора «новичковых» групп, о сложности и особенностях различных трейлов и о том, где собственно эти трейлы расположены (газета печатает карты и координаты точек). Печатают и обзоры событий, которые меж тем бывают самые разные. А наиболее традиционное из них – это пятничная выставка офф-роудных аксессуаров. По масштабу это, конечно, не SEMA-шоу, и крупных премьер тут не бывает, но весьма интересные новинки из серии полезной джиперской «мелочовки» все же встречаются. Например, устройство, позволяющее вернуть на ход машину с «убежавшей» полуосью от Offroad Trail Tools, или универсальный чехол-разгрузка на сиденье с целой системой съемных карманов под самые разные необходимые в дальней дороге вещи и инструменты, представленный Smittybilt.
Когда мы только въехали первый раз в Моаб, я поразился тому, сколько на улицах городка серьезно подготовленных внедорожников. Но, как стало ясно позднее, по здешним меркам «монстров» было еще мало. Просто в начале недели город (видимо, из-за погоды) еще не был забит до отказа. Как следствие на парковках встречались свободные места, а утренний поток рвущихся из плена городских улиц на скальные маршруты внедорожников не был сплошным. Но к выходным все пришло в норму: город заполнился до своего стандартного фестивального состояния. Шутка ли – в это время число машин на его улицах возрастает на 25–30 тысяч (то есть в несколько раз)! Нельзя сказать, что в остальное время года тут совсем безлюдно – поток туристов и любителей активного отдыха тянется в Моаб круглый год (благо, в окрестностях немало интересных мест), но пик сезона приходится именно на время проведения внедорожного фестиваля.
Заметки антрополога
А еще я бы хотел поделиться с вами некоторыми достаточно неожиданными наблюдениями, основанными на созерцании самого массового скопления североамериканских любителей офф-роуда. Во-первых, среди американских джиперов совершенно нет чернокожих! И знаете, мне кажется, что дело тут в особенностях расового менталитета. Вы когда-нибудь слышали о великих негритянских путешественниках?Меж тем джиперы в Америке до сих пор выделяются той самой любознательной непоседливостью и охотой к перемене мест, что двигала их предков на неизведанные просторы Дикого Запада.
Во-вторых, американские любители езды по бездорожью, как правило, держат себя в хорошей физической форме. Гораздо лучшей, чем «среднеамериканская бесформенность». Нет, в тусовке иной раз встречаются более или менее упитанные фигуры, но отвратительно расползшихся туш в рядах отважных покорителей скал за всю неделю пребывания в Моабе я не встречал. В отличие, кстати, от коренных моабцев и посторонних людей, попадавшихся нам по пути на заправках и в придорожных кафе. И это при том, что среди любителей активного офф-роуда есть люди всех возрастов – кататься по камням многие тут продолжают до весьма преклонного возраста. Например, нашими соседями по отелю была бравая команда седовласых ветеранов пограничной службы, укатывавшая каждое утро ни свет ни заря на нескольких отлично подготовленных Willys и Jeep CJ в горы и возвращавшаяся лишь с наступлением темноты.
И в-третьих: американские джиперы не пьют! То есть по нашим меркам «не пьют»: ни капли на маршруте (независимо от того, пилот ты или штурман) и очень скромно – вечером. При этом в барах засиживаются подолгу. Но разве две кружки пива или три стаканчика виски с содовой – это много? Впрочем, как меня уверили, в Моаб съезжаются не все любители бездорожья Америки, а лишь те, кто предпочитает сухие скалы. А ведь есть еще достаточно многочисленная категория поклонников жидкой грязи! В общем, делать совсем уж категоричные выводы мы повременим.
P.S. Из всех американских городов, которые я видел, Моаб произвел на меня самое приятное впечатление.Может быть, потому, что я наблюдал его в самый подходящий для этого момент? Но как бы то ни было, ему не помешало бы обзавестись и городом-побратимом в России. Представляете – целый джиперский город и неделя внедорожного отрыва!..
текст и фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.