Тульская кольцевая

«Тульские засеки» – I этап открытого чемпионата Тульской области по трофи-рейдам

Нет, что ни говори, а весна – особенное время года. Прежде всего, это сезон перемен, когда каждый день не похож на предыдущий. В воздухе разлиты пьянящие запахи и свежие идеи, а все живое просыпается после зимней спячки. Просыпаются и организаторы внедорожных соревнований. А пробудившись, они всеми силами стремятся поймать эти витающие в воздухе весенние идеи и сделать таким образом нашу с вами жизнь более насыщенной и интересной.

В конце каждого сезона, да что там в конце сезона – почитай после любого прошедшего соревнования в формате трофи-ориентирования участники начинают бурное обсуждение того, что было хорошо, а что – не очень. И, как правило, приходят к выводу: все было очень интересно, жаль только, что этого почти никто не видел…Действительно, в плане зрелищности трофи-рейды – удивительно скучный спорт. Ну, уехали машины куда-то в лес, ну, приехали... Если есть свой автотранспорт, то, возможно, вам удастся подобраться поближе к одной, в лучшем случае к двум контрольным точкам и посмотреть, что там происходит. Но при любом, пусть даже самом благоприятном, стечении обстоятельств вы не сможете оценить всех перипетий борьбы на трассе, и уж конечно у вас не получится понять, кто в данный момент лидирует. Собственно, зачастую этого не понимают не только зрители. Участники, судьи и организаторы «знакомятся» с результатами гонки лишь через несколько часов после финиша, когда обработаны все сданные в судейскую коллегию флешки с фотографиями или прокомпостированные карточки. Есть, конечно, такая внедорожная дисциплина, как джиптриал. Но, как говорится, это совсем другое кино…

Трофи будущего

В общем, говоря словами Гоголя: «Если быгубыНиканора Ивановича, да приставить к носуИванаКузьмича, да взять сколь-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазаровича...». Я имею в виду, что если взять типичного для трофирейдов уровня сложности препятствия да поместить их на кольцевую трассу и дать одновременный старт, как в автокроссе, то получится как раз то, что нужно.Иборьба – вот она, вся на глазах, и результатыболее чемочевидны. Нет, правда, кто первый нафинишпришел – тот и победил. И не нужен никакой подсчет очков. Фактически даже секундомер нужен постольку-поскольку, да и то скорее для каких-то особенно сложных и спорных ситуаций. Конечно, проведение соревнований такого типа требует от организаторов больших усилий. Ведь прежде всего нужно найти подходящую для всего этого офф-роуд «безобразия» трассу. Чтобы и обзор был хороший, и препятствия интересные, и ширины коридора хватало для обгонов. А это, заметьте, гораздо сложней, чем выбрать участок заболоченного леса для ориентирования. Но, похоже, другого будущего у внедорожного спорта просто нет.Каналогичному выводу, видимо, пришли и организаторы«Тульских засек» – первого этапа открытого чемпионата Тульской области по трофи-рейдам.

И первое, что они сделали, – нашли относительно новое и исключительно богатое по своему потенциалу место: давно заброшенный и уже начавший зарастать карьер в окрестностях деревни Щетилово. В плане оффроуд потенциала он оказался просто уникальным плацдармом. Но вернемся непосредственно к соревнованию. Организаторы нарекли его «кольцевым трофирейдом», но я бы предложил назвать это не иначе как «трофикросс». Зря смеетесь: предложенныйформат, хотя и отличался трофийным уровнем препятствий (подразумевающих использование лебедок и соответствующие скорости движения), по организации мало чем отличался от автокросса в привычном нам понимании этого слова.

Cчет на минуты!

Всего за день прошло два заезда, каждый продолжительностью по три часа. В первом заезде соревновались шесть машин класса «Свободный» (внедорожники с уровнем подготовки ТР2 и ТР3) и два квадроцикла. Взмах стартовым флагом, и гонка начинается... Я, честно говоря, опасался «завала» на старте – обычного явления в кольцевых гонках, но все обошлось: спуск в карьер был достаточно широким, и никаких коллизий не возникло. Квадроциклисты сразу умчались вперед, для них эта трасса была достаточно простой (за исключением тех мест, где застрявшие внедорожники перекрывали оптимальные траектории прохождения бродов). Недаром среднее время прохождения круга у победителя в зачетной группе ATV Сергея Авдеева составило 17 минут 27 секунд, и за три часа он 11 раз пересек линию финиша.

Для внедорожников трасса оказалась намного более сложной, да и, прямо скажем, особо сильных участников в этом зачете не было. В итоге лучшие экипажи в классе «Свободный» прошли за три часа четыре круга, затратив на каждый около 45минут.Какминимумв трех или четырех местах им приходилось пользоваться лебедкой на каждом круге. Но иногда трос разматывался в неожиданных местах. Например, в самом начале гонки Алексей Зайцев и Сергей Черкасов плотно усадили свой УАЗ в «диагональ» на бугристомпрямике вдали от подходящих деревьев... А поскольку в таких ситуациях главной задачей обычно становится поиск подходящего «якоря» для лебедочного троса, то экипажотстал от пелотона более чемна полкруга.Больше таких ошибок они не допускали, но все равно для того, чтобы выйти в итоге на первоеместо, парням понадобилось все их умение и отчаянные усилия, а также…некая толика везения. Последнее выразилось в ошибке их главных соперников – Михаила Казакова иДмитрияДроздова, выступавших на подготовленном Jeep Wrangler. И совершили они эту ошибку буквально перед самым финишем. В итоге борьба за призы получилась необычайно острой. Первое место от второго отделили шесть минут, а второе от третьего – лишь три.

Игра на выбывание

На старт второго заезда вышло 14 автомобилей класса ТР1.Ивновь старт прошел гладко. А уже после первого круга сложилась ярко выраженная лидирующая группа, в которую вошли Лев Гарин на Land Rover Defender, Олег Романов на MercedesGelaendewagen иПетр Артищев на Toyota Land Cruiser 70. Ну а пока лидеры наматывали зачетные круги, среди остальных участников полнымходомшла «игра на выбывание». Автомобили один за другимтеряли способность к дальнейшему движению. Причем происходило это по самым разным причинам: «горели» лебедки, машиныломались и застревали в настолько «неудачных» местах, что экипажу не за что было зацепить трос...

Впрочем, бедынеминовали и лидеров. Сначала отказалась работать лебедка на Defender Льва Гарина, причем случилось это в момент, когда автомобиль погрузился в воду почти по оконные стекла. Все попытки реанимировать агрегат успеха не имели... Затем неудача постиглаОлега Романова: подвел старый синтетический трос, который просто начал раз за разом рваться при каждой попытке поднять тяжелый Gelaendewagen на обрывистый бережок. В итоге Романов сначала пропустил TLC70ПетраАртищева на круг, а затеми вовсе сошел с трассы.Причемпоследний в итоге успел пройти семь кругов за три часа. То есть на три круга больше, чем лучший из экипажей подготовленного класса, и на три больше, чем занявшие второе место Александр Телышев и Дмитрий Пичугин (они также выступали на Toyota Land Cruiser 70). Ну а на третью позицию переместилисьДмитрий Голубихин иМаксим Старкунас на «Ниве». Они прошли за три часа всего два круга.

Подводя итоги «Тульских засек», можно сказать, что первое внедорожное «кольцо» в нашей стране вышло отнюдь не «комом». Удовольствие получили и зрители, и участники. Единственное «но»: мне кажется, что если бы и тех (зрителей) и других (участников) было больше, то все проходило бы совсем не так гладко. То есть тем, кто решит развивать этот безусловно перспективный формат, нужно самое серьезное внимание обратить на вопросыбезопасности. Отчаянно не хватало и комментатора, который разъяснял бы гостям, что происходит на трассе и на какой позиции находится тот или иной гонщик.Но я надеюсь, что все это – болезни роста. И те, кто пойдет по этому пути, учтут приведенные замечания. А в том, что последователи у туляков найдутся, я нисколько не сомневаюсь. Например, у того же тверского клуба «Камекс» есть все, чтобы проводить соревнования в этомформате, включая собственный полигон…


текст и фото: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 май 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты