На весенних «Голубых озерах» можно было встретить не только собственно «рейдовиков». На старт вышли и спортсмены, прежде выступавшие лишь в классических ралли, и сильнейший российский пилот по кольцевым и ипподромным гонкам Алексей Басов. Я уж не говорю об изголодавшихся по скоростям трофистах, ради участия в бахе поменявших свои «котлеты» на машины куда более быстрые. Расширилась и география участников – на этот раз в Бологое приехали два экипажа с Урала! Причина образования подобного внедорожного коктейля проста: в последнее время в нестройных рядах оффроуд активной части российского населения возник глобальный, сложно распределенный интерес (этакое перекрестное опыление) к смежным дисциплинам. Впрочем, все это – «лирика», а «физика» момента заключалась в том, что…
Морозным солнечным утром в конце марта под городом Бологое в Тверской области на предстартовую техинспекцию собрались 34 экипажа из Москвы, Иванова, Коломны, Перми, СанктПетербурга, Твери, Ульяновска, Шлиссельбурга и выступающий по российским лицензиям экипаж Богдана Новицкого и Сергея Совгира из Украины. После фактически сорванного январского этапа (трасса ралли-рейда была проложена без учета аномально теплой погоды, приведшей к раскисанию грунта) весеннее Бологое порадовало спортсменов не только интересной, но и по-настоящему зимней гонкой. Накануне ночью небесная канцелярия подсыпала снежка, и столбик термометра замер на отметке -10 °C. Таким образом вступающая в свои права весна, словно оправдываясь за срыв первого этапа, взяла паузу, подарив гонщикам возможность прокатиться по основательно обледенелой трассе (что однозначно воспринималось как положительный момент).
На склоне коварного ручья
Но не думайте, что гонка получилась совсем уж «паркетной». Разбитоешипами снежно-ледовое покрытие и здоровенные лужи делали свое черное (читай – грязное) дело. На трассе образовались опасные ледяные «линзы» (лед набивался в лужи, создавая болезненные для автомобиля уступы). Несколько «Нив» попытались пройти эти препятствия ходом. Результат – вырванные шаровые опоры…
В скором времени солнце скрыла белесая мгла, а температура воздуха медленно поползла вверх. Как следствие перед спортсменами встала непростая задача поддерживать высокий темп движения на трассе, меняющейся от круга к кругу. Последствия такого «подарка судьбы» не заставили себяждать. Уже после первых кругов, когда гонщики прибавили газу, начались вылеты.
Старт, финиш и КП, для отметки на котором спортсмены должны были останавливаться, находились в деревне. Тут согласно регламенту скорость приходилось сбрасывать. Да и кружившая между деревянными заборами разбитая дорога с узким мостиком через речку к тому обязывала. А вот дальше трасса проходила по живописным лесным и полевым дорожкам. Кстати, примерно половина этого двадцатикилометрового с небольшим кольца совпадала с допом «Кооперативный», традиционно входящим в маршрут нескольких клубных ралли. Тут можно было и разогнаться. Что же касается «офф-роуда», то он начинался во второй части трассы. Узкая дорога с различными по сложности ямами петляла по лесу, давая пилотам возможность проявить свое мастерство.
Пожалуй, самым опасным здесь был участок с серией крутых поворотов. Дело в том, что за деревьями дорога совершенно не просматривалась. А сразу за поворотом находился мостик через протекавший в овраге между деревьями лесной ручей. Малейшая неосторожность в этом месте грозила очень серьезными последствиями. Более того, участники, не в первый раз ездившие по этой трассе, помнят, как на его склонах заканчивали гонку сразу по две-три машины (иногда даже собираясь «гармошкой»). О тех событиях свидетельствует прорубленный в самых «улетных» местах лес. На нынешних «Голубых озерах» здесь отметилась « Нива» Андрея Левкина и Саяна Аветисяна. Не вписавшись в поворот, вазовский внедорожник перепрыгнул через сугроб и, сделав два с половиной оборота через крышу, повис на стволах деревьев над водой. Экипаж, к счастью, отделался легким испугом. А вот спасение самой машины, которая тоже практически не пострадала (после извлечения ее поставили на колеса, и до базы она добралась своим ходом), затянулось.
Не помешает раллийная подготовка
Но вернемся на трассу. Тем более что страсти там разгорались нешуточные: чего стоили массовые обгоны, в ходе которых «неспешно» едущий экипажпытались обойти одновременно два, три, а то и четыре автомобиля. Причем чем ближе был финиш, тем больше собиралось машин. Настойчивые требования убраться с траектории были слышнызадолго до того, как в зоне видимости появлялись сами участники, а за время затянувшегося обгона группу догонял еще кто-нибудь. Но дело тут, пожалуй, не в том, что кто-то намеренно препятствовал проведению опережающего маневра (по регламенту спортсмены обязаны уступить дорогу тем, кто идет быстрее). Свою роль сыграло и то, что для всех зачетных групп трасса была одна, и в какой-то момент на ней одновременно оказались участники на автомобилях с различной степенью подготовки. Не исключено, что, видя (или слыша), как их догоняют, многие пытались ехать быстрее, до тех пор пока не понимали, что борьба не имеет смысла. Но все-таки сама специфика трассы оказалась такова, что даже в достаточно широких местах, вылетев из колеи, экипаж рисковал потерять контроль над автомобилем. Справлялись по-разному и с переменным успехом.
Особенно интереснымнампредставляется опыт экипажа Сергея Волкова и Анны Завершинской, пришедших в ралли-рейдыиз классического ралли. Ребята ухитрились прописать собственную стенограмму (как это делается в классике). В результате уже после второго (проверочного) круга, точно зная, что ждет за следующим поворотом, они могли ехать гораздо быстрей. Кстати, сделать это позволяла и сама концепция гонки – десять кругов по двадцатикилометровому кольцу, – хотя такой формат трассы в общем-то не является характерным для ралли-рейдов (например в Чемпионате России нередки двухсоткилометровые участки, и прописать их практически нереально). Но как бы то ни было, а этого оказалось достаточно, чтобы привести дебютантов сразу к золоту! Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что Сергею Волкову немного повезло: в борьбе за свою первую победу ему не пришлось тягаться с Биньямином Джепаевым (у легендарного гонщика из Ульяновска на первых кругах сломался автомобиль, и он был вынужден его ремонтировать). Сильнейшим же в классе Super Production, как и ожидалось, стал Павел Логинов.
Впечатления от гонки очень хорошие! В лесу был скоростной грейдер с положительными и отрицательными поворотами, из которых машину буквально выбрасывало. В таких местах не помогает ни визуальная память, ни рулежка. Буквально телом чувствуешь, держится машина или уже нет. Мы боролись с моим старым знакомым Володей Терехиным. Он ехал на красном Pajero, стартовал раньше нас. Мы едем и видим: он остановился…Может быть, поломка. Обгоняем, проезжаем несколько километров, и вдруг в зеркале заднего вида замечаю его автомобиль. Мы только стартовали, я еще не успел «вкатиться», а уже начинаю нервничать, совершать ошибки, в ямы попадать…И я принимаю решение: надо пропускать. Сбавляю скорость, беру вправо, он обгоняет – и теперь уже он «греется»! Постоянно делает ошибки: его заносит, один раз врезался в дерево, благополучно от него отскочил и поехал дальше, один раз серьезно влетел в яму. И мне штурман говорит: «Он уберется. Не надо за ним гнаться». Мы отстаем. А на седьмом круге видим: Терехин торчит в сугробе с буксирным тросом и ждет подмоги. Мы были готовы оказать помощь, но он, как достойный конкурент, показывает: проезжай! Дальше сломался Воликов – техника не выдержала, оторвалось колесо. И мы понимаем, что приехали третьими! Поэтому очную борьбу я очень люблю.
Бюджетная альтернатива
И вот что еще хотелось бы отметить. Если в целом машины, участвующие в Кубке, проще, и к ним предъявляются менеежесткие требования, чем к автомобилям, участвующим в Чемпионате, то ситуация в классах Т1 и Т2 (Super Production и Production) больше напоминает именно Чемпионат России: чем лучше машина подготовлена, тем большешансов на призовые места. С другой стороны, такиемашиныпозволяют ехать более рискованно. В результате – вылеты, поломки, сходы... Если же машина чуть слабее и пилот понимает, что ее нужно беречь, то у экипажа больше шансов доехать до финиша.
Несколько иная ситуация в Трофее РАФ (он проходит вместе с Кубком России). При том что разделение на зачетные группы здесь очень схоже, участников в эту зачетную категорию заявляется гораздо меньше и, таким образом, у них появляется шанс побороться за победу. А дальше и вовсе начинаются чудеса. К примеру, есть машины, которые могут нормально ехать только в Кубке, потому что в ЧР они оказываются в одном классе с болидом Бориса Гадасина. Также в Кубке «катаются» машины, которые сегодня уже не укладываются в жесткие требования ЧР. Это устаревшая техника, переделанная или с просроченной омологацией. Но темнеменее в Кубке такие машины могут участвовать и бороться за призовые места. Таким образом, Кубок является дисциплиной максимально бюджетной, где, в принципе, могут ездить и новички (с тем чтобы почувствовать, стоит им заниматься ралли-рейдами или нет). Единственное, на чем нельзя экономить при подготовке автомобиля, это безопасность.
К вопросу о расширении географии участников… На «Голубые озера» приехали два экипажа с Урала (оба из Перми)! На наш взгляд, это достаточно знаменательное событие. Дело в том, что обычно география участников Кубка России по ралли-рейдам ограничивается Центральным регионом, а спортсмены из более далеких уголков страны предпочитают местные соревнования. Что же касается результатов, показанных пермскими экипажами в Бологом, то они очень неплохи. В своих классах экипажи Андрея Селиванова и Марата Хисматуллина заняли второе и третье места соответственно.
Дискриминация
Интересна ситуация и в «Национальном классе». Раньше между «Нивами» и УАЗами существовал паритет, и многое зависело от трассы. Чем тяжелее дорожные условия, больше ям и грязи, тем увереннее чувствовали себя вездеходы Ульяновского завода. В противном случае больше шансов на победу было у более скоростных «Нив». Сегодня все изменилось: «Нивы» в Кубке неконкурентоспособны. С появлением «406-го» мотора на пьедестал поднимаются лишь пилоты УАЗов. Тут сказывается и надежность автомобиля, и то, что он лучше «держит удар». А если учесть, что в Кубке России в «Национальном классе» нет деления на категории по объему двигателя, то выигрышное положение УАЗов становится очевидным. В общем, при таком положении вещей «Нивы» автоматически стали бы вымирающим классом, если бы не Трофей, где такое разделение имеется...
«Голубые озера» – II этап Кубка России по ралли-рейдам (первые места в зачетах) | ||
---|---|---|
Экипаж | Зачет | Автомобиль |
ЛОГИНОВ Павел / ШУБИН Кирилл | Super Production | Mitsubishi Pajero |
НОВИКОВ Андрей / СОЛОВЬЕВ Александр | Production | Toyota Land Cruiser |
ВОЛКОВ Сергей / ЗАВЕРШИНСКАЯ Анна | «Национальный» | УАЗ-31514 |
ШАМАРОВ Андрей / ФЕСЕНКО Анна | «Рейд» | ВАЗ-21214 |
«Голубые озера» – II этап Трофея РАФ по ралли-рейдам (первые места в зачетах)) | ||
НОВИЦКИЙ Богдан / СОВГИР Сергей | «Рейд-Спорт» | Mitsubishi Montero Sport |
ИСАЕВ Алексей / ЕЖОВ Илья | «Национальный», о/д до 2000 см3 | ВАЗ-21230 |
ВОЛКОВ Сергей / ЗАВЕРШИНСКАЯ Анна | «Национальный», о/д свыше 2000 см3 | УАЗ-31514 |
II этап Кубка России по ралли-рейдам | |
---|---|
Место | Команда |
1 | «Русь-Спорт АМТ» |
2 | «Гео-Рейд RSG» |
3 | «Русь-Спорт» |
Впечатления от гонки очень яркие. Может быть, потому, что для меня это первая рейдовая гонка. Я уже был с командой «Русь-спорт» во Франции, когда мы участвовали в 24-часовой гонке в окрестностях Парижа, но это скорее был кросс: одиннадцатикилометровая трасса с множеством кругов. А первый этап Кубка России сорвался. Поэтому я был встревожен, когда команда предложила мне ехать на УАЗе. В моем сознании эта машина ездить быстро не умеет и не должна. Оказалось, это не совсем так. Конечно, УАЗ не показывал космических скоростей, и мы больше 110–120 км/ч не разгонялись, но в целом он довольно бодро переезжал все неровности и при этом не сильно прыгал. Мне уже приходилось стартовать на неизвестных мне машинах, и я волновался лишь о том, сколько времени потребуется на адаптацию. Рассчитывал, что на это уйдут первые два-три круга. Но выяснилось, что получаса днем раньше хватило, чтобы снять главные опасения. Машина не страдает избыточной поворачиваемостью из-за отсутствия межосевого дифференциала. Но оказалось, ее можно достаточно просто и понятно спровоцировать на скольжение, и тогда она едет в направлении поворота. Поняв это, я успокоился: остальные вопросы относятся уже не к основной скорости движения, а к нюансам, которые еще предстоит изучать в течение сезона.
Серьезных сложностей не было. Пара помарок в пилотаже, и под конец гонки, кругу на девятом, когда начала сказываться усталость, пришлось сбавить темп. Но проверять на крепость окрестные деревья или «брустверы» мы не собирались. Интересных моментов было много, особенно обгонов. Мне нравится очная борьба, но обгоны, особенно на узкой части трассы, для раллийного гонщика в новинку. У нас этого практически нет, и умением правильно обгонять, правильно пропускать более быстрые машины я, наверное, не обладал. Поэтому мне приходилось учиться на ходу. Но это было очень интересно, и когда стало получаться, очень радовало! Каждый раз – целый роман. Мы приближаемся к автомобилю, и нужно успеть оценить, что он делает перед поворотом и в повороте, тормозит ли гонщик или, наоборот, разгоняется, когда он тебя видит…Нужно услышать стенограмму в нескольких позициях перед обгоном (мы ехали по раллийной стенограмме) и понять, в какой момент лучше его совершить. Далеко не всегда обгоны получались простыми и на прямиках, большинство же было совершено в поворотах. Наверное, сказывалось как раз то, что я знал, что будет за этим поворотом, а те гонщики – нет.
текст: Елена ОЛЬХОВСКАЯ
фото: Елена ОЛЬХОВСКАЯ
Мария ГОРШКОВА
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.