Вопреки гендерным предрассудкам

Женское ралли Aicha des Gazelles. Марокко

«О, Сахара! Угрожающая Сахара, прячущая свою прекрасную темную душу в негостеприимном и угрюмом одиночестве! Да, я люблю эту страну песка и камня».
Изабель Эберхардт, швейцарская исследовательница Африки (1877–1904)

Сегодня, когда женщины занимаются видами спорта, еще недавно бывшими уделом исключительно сильного пола (культуризм, тяжелая атлетика), а мужчины пробуют свои силы в традиционно женских видах (например, синхронное плавание), дискуссии об интеллектуальной и биологической состоятельности слабого пола, казалось бы, потеряли актуальность. Но даже после того как в 2001 году Ютта Кляйншмидт выиграла дакаровский марафон, интеграция женщин во внедорожные ралли происходит удручающе медленно.

Почему Доминик Серра построила своюгонку по принципу гендерной (половой) дифференциации? Ответить на этот вопрос сложно. Но, создав «Ралли газелей» в 1990 году, она решила, что в нем смогут соревноваться на равных все женщины, – даже те, которые никогда не интересовались техническими видами спорта, но мечтали о необычном приключении. Заметим, что многие коллеги по цеху с некоторой снисходительностью рассматривают это соревнование. А зря, в чем нам в очередной раз удалось убедиться, на две недели оказавшись в «семействе антилоп». Кстати, название ралли не случайно. Именно так марокканцы называют девушек...

От 22 до 65

Но вернемся собственно к соревнованию… В этом году в восемнадцатый раз вМарокко проходило внедорожное состязание для представительниц «слабой» половинычеловечества. Выступать девушки могут на внедорожниках, грузовиках, а также мотоциклах и квадроциклах. Критерий скорости здесь отступает на второй план: приоритетная задача участниц обнаружить разбросанные по пустыне контрольные пункты (КП) и отметиться на них в определенном порядке. За «взятие» КП участницыполучают очки, но проехатьмежду ними необходимо по наикратчайшему пути. То есть на каждом этапе предусмотрена идеальная протяженностьмаршрута, и за каждый «лишний» километр вычитаются очки. Также штрафные очки можно получить, если не уложиться в контрольное время, прибегнуть к посторонней помощи или если судьи решат, что экипажи намеренно следуют друг за другом. Задача непростая, если учесть, что общая протяженность очень сложного в плане рельефа маршрута составляет примерно 2500 км, а на прохождение отводится восемь дней. Такое вот испытание... Кстати, весьма недешевое: размер только заявочного взноса за экипаж составляет 13 900 евро! Тем неменее Aicha des Gazelles ежегодно собирает более сотни участниц в возрасте от 22 до 65 лет, представляющих разные страны и социально-культурные слои.

Но если в целом для этого ралли характерен возврат к духу приключения, то спутниковая система «отслеживания экипажей» служит гарантией безопасности. Чтоже касается инфраструктуры, то она во многом схожа с «дакаровской». Каждый вечер (за исключениеммарафонских этапов) участницывстречаются на бивуаке, гдеихждет ужин, а на следующий день – и завтрак. Здесь же в их распоряжении душ, иногда даже с горячей водой. На день участницам выдается суточный боевой паекфранцузской армии. Впрочем, на нашвзгляд, этот рацион, в отличие от «дакаровского» энергетического пайка, не соответствует особенностям африканского ралли-рейда. А учитывая, что во время гонки времени на прием пищи у девушек было гораздо меньше, чем у бойцов Иностранного легиона, то сладкая часть пайка чаще всего доставалась берберским ребятишкам.

С каждым годом их все больше

Как бы то ни было, ноформат чисто женского ралли сегодня пользуется популярностью, и с каждым разом на старт этой гонки выходит все больше женщин. В этом году их было 192 против 156 годом ранее, причем кроме «ветеранок», имеющих за плечами больше десятка Aicha des Gazelles, много дебютанток, и при этом караван становится все космополитичнее. Изначально в этом ралли участвовали только француженки. Теперь его «распробовали» представительницы еще дюжины стран (Анголы, Бельгии, Голландии, Испании, Канады, Ливана, Марокко, Португалии, Финляндии, Швейцарии, Японии и России). Кстати, в этом году в Африку собирались три российских экипажа, но за отсутствием спонсорской поддержки на старт смог выйти только один.

Кстати, Елена Голубкина и Елена Правдина (в этом году им в последний момент удалось арендовать во Франции пикап Isuzu D-Max) участвуют в этой африканской гонке уже во второй раз, а их дебют состоялся годом ранее (см.: «В поисках идеала». ORD. 2007.№5). Всего же в ралли Aicha des Gazelles 2008 в категории внедорожников приняли участие 86 экипажей. Лидерами среди них были французский экипаж Катрин Улэ – АрмельМедар на Toyota HDJ 80 и Корентин Киниу – Флоранс Бурньон-Мигрен на Toyota Land Cruiser KZJ120. Конечно же, невозможно было не обратить внимание на грузовик под управлением представлявшей Португалию Элизабет Жасинту. В мотозачете на этот раз на восьми квадроциклах и одном легком багги участвовали только француженки. И если самая опытная из них – Франсуаз Прюн Салти (Sportman Polaris X25OO EF) участвовала в гонке в 11-й раз, то ее напарница Даниэль Лубрано (Scrambler 500) стартовала впервые. В третий раз принимала участие в ралли команда на Polaris Sportsmann 800, состоявшая из домашней хозяйки Изабель Кастель и ветеринарного врача Элизабет Крафт. Забегая вперед, скажем, что в итоге они выиграли гонку.

Прелюдия и первая петля

Но до начала гонки девушкам нужно было пройти административные и технические проверки в городе Сет (побережье Лионского залива). Затем погрузиться на корабль и два дня плыть до порта Танжер. Потом еще 400километровая связка до одного из четырех имперских городов Мекнеса (север Среднего Атласа). В этом марокканском Версале, основанном берберами-зенетами в Х веке, а в конце XVII века превращенном султаном Мулай Исмаилом в главный город империи, участниц ждала церемониальная встреча. А на следующий день, уже в трех сотнях километров к юго-востоку от Эрфуда, в уэде Нейжах состоялась прелюдия к гонке, не влияющая на классификацию (по ее результатам организаторы судили о степени готовности участниц). В ходе ее «газелям» предстояло проехать всего 39 км и обнаружить три КП. Кстати, маршрут, хотя и был проложен там же, что и годом ранее, то есть за горной цепью Высокого Атласа между Эрфудом и населенным пунктом Фум-Згид, не повторял предыдущий.

Несмотря на кажущуюся негостеприимность природы, эти края пользуются туристическим спросом: по каменистым пустыням и дюнам колесят внедорожники и квадроциклы. А предприимчивые туроператоры организуют пешие походы, или, как теперь модно говорить, треккинги в сопровождении караванов верблюдов. Но вернемся к гонке…Настоящие трудности ждали участниц уже на первом этапе – петле со стартом и финишем на бивуаке под условным названием Нейжах. Этот кольцевой этап предлагал 220 км «идеального» маршрута, на прохождение которого отводилось 9 часов 35 минут.

Я ему не нужна!!!

С этого момента начался новый распорядокжизни участниц на ближайшие восемь дней: подъем в четыре утра, брифинг и в 6 часов, с восходом солнца, – старт. Организаторы распределили «газелей» по четыреммаршрутамодинакового уровня сложности и одинаковой протяженности дистанции. Но шли девушки исключительно по своимконтрольнымточкам, ведь ориентироваться здесь требуется самостоятельно. Этап рассматривался скорее как разминочный, однако и он стал непростымдляштурманов. И именно здесьЖасинту и ее штурмана Карвальоза недвусмысленно продемонстрировали, что являются едва ли не основными претендентка-ми на победу. Португалки «собрали» все восемь КП.Причем, что важно, сделали это, не сильно отк л о няясь от идеального маршрута. А ведь на грузовике было весьма непросто лавировать в проходах среди нагромождений камней.

Не обошлось на этом участке и без поломок: у принадлежащего экзальтированной испанке Ирен Сальвадор Nissan, подготовленного каталонской «конюшней» Tot Curses, отказал бензонасос. Да что там техника, когда сдают нервы и самый, казалось бы, безобидный пустяк – «Он не прислал мне ни одного e-mail! Я ему не нужна!!!» – чреват сходом с гонки (чтобы заставить «сломленную жизнью» гонщицу продолжить борьбу, потребовалось больше усилий, чем для вызволения зарывшегося по самые мосты в песок внедорожника).

Не все ладношло и у российского экипажа. Торопясь собрать все КП, девушки потеряли ненадежно закрепленнуюв кузове IsuzuD-Max запаску. Подчерк-нем, что на этой гонке Правди-на и Голубкина выступали на гражданском автомобиле, без каркаса безопасности и спортивных сидений! Да и стандартные амортизаторы не выдерживалинагрузки.Погода тоже не баловала: к вечеру поднялся ветер, и воздух наполнился песком...Когда стемнело, на бивуак обрушилась песчаная буря.Шатрыс трудомвыдерживали порывы ветра, а песок жег глаза.

Настоящий дождь над Сахарой

На следующий день «газелям» предстояло проделать еще одну петлю вокруг бивуака. Протяженность второго этапа составляла 177 км, и пройти их требовалось за 10 часов 30 минут. Но разыгравшаяся с вечера непогода внесла свои коррективы. Организаторам пришлось отложить старт на два часа (пока не стих ветер) и отменить один КП, чтобы «газели» успели пройти весь маршрут. К этому времени температура воздуха упала на 17 градусов… Этап начинался с преодоления небольшого дюнного кордона, в котором спрятался первый КП. Но для многих участниц первое знакомство с песками стало откровением. Заметим, что на этой гонке запрещена посторонняя помощь, и «газели» могут рассчитывать лишь на взаимную выручку. Поэтому большинство экипажей, не считаясь со временем, помогали соперницам. После дюн участницы направились в сторону плато, усеянного камнями. Скорость передвижения упала, и до темноты лишь немногим (среди них был и российский экипаж) удалось «взять» все КП и возвратиться на бивуак. Более того, некоторые экипажи вернулись на базу лишь перед самым стартом следующего этапа.

А долгожданный бивуак выглядел уже не столь заманчиво... Прошедший в пустыне ливень промочил насквозь шатры, ковры и палатки; песок превратился в грязную жижу. К тому же и ночь выдалась на удивление прохладной – плюс семь градусов. И тем не менее старт третьего этапа был задержан всего на час.

На трассе дочь президента

И вот в 7 часов утра участницы отправились на третью петлю Нейжах – Нейжах. На этот раз организаторы предложили два варианта маршрута протяженностью соответственно 147 и 89 км. Один из них проходил напрямуючерез дюны эрга Шеби (самая высокая из них достигает 150 метров), а второй огибал эти песчаные препятствия. Но поскольку на «щадящем»маршруте было невозможно набрать достаточного количества очков, лидеры предпочли сложности… То тут то тампоявились ожившие русла пересохших было рек – свидетельство того, что над пустыней прошел весьма сильный дождь. Правда, к моменту старта погода стала приходить в норму, а промокший верхний слой песка даже облегчилштурмдюн.Иснова с десяток экипажей провели ночь в пустыне, наслаждаясь зрелищемлуны в «прямой трансляции»…Российский экипаж выбрал сложный маршрут и взял все КП, но в итоге победу на этом этапе одержала Синдиели Вад. И это вряд ли было случайностью, ведь дочь президента Сенегала (!) неоднократно принимала участие в «Дакаре».

Следующий этап гонки был марафонским, то есть без бивуака. Гонщицыобязаныбылиостановиться где-то «посреди ничего», словом, там, где их застанет ночь. На прохождениемарафонской дистанции Нейжах – Эль-Хазбан (358 км идеальногомаршрута)отводился21час. Абивуак темвременемсворачивался,инекоторые «газели»былидаже рады этому обстоятельству. Ведь, по признанию девушек, у них «появлялось чувство свободы», и они могли «остановиться на ночь, когда и где захочется»… Следом за первым КП у подножия дюн нужно было обнаружить сериюточек, расположенных в труднодоступныхместах отрогов Хамада- дю-Гир (недалеко от границы с Алжиром). Все это пространство представляет собою каменистую пустыню, в которой с трудомвыживает скудная растительность.Возможно, со временем эти склоны Анти-Атласа переметут пески, и они потеряются в бесконечной Сахаре.

На грани теплового удара

Ночью шквальные порывы ветра, уносившие палатки, заставилимногих спать в неудобных салонах автомобилей. А ведь еще накануне вечером, оказавшись посреди пустыни, «газели» собирались встать в четыре утра…Но взошло солнце, а движения не наблюдалось. Несложный на первый взгляд маршрут на практике оказался более чем коварным.Неожиданные сменырельефа (поля вулканической породы чередовались с песчаными дюнами, ощерившимися острыми зубцами базальта) не позволяли сбросить давление вшинах и ограничивалиманевры.Вскоре стало по-настоящему жарко: выставленный на солнышко термометр показывал 60 °С, и с трудомможно было представить температуру подшлемами гонщиц. А между тем снимать их было никак нельзя – это грозило штрафными очками. Добавим, что ощущение температуры в марокканской пустыне коварно: стоит оказаться в тени, и даже небольшой ветерок создает иллюзиюпрохлады, хотя солнышко продолжает печь совершенно беспощадно.

На этоммарафонскомэтапе случались не только климатические проблемы.Например, на огромном валуне повисла Toyota Land Cruiser французского экипажа, а при ударе об один из камней наши девушки помяли порог своего пикапа. Именно на этом этапе на вторую позицию в гонке вышел очаровательный дуэт Жасинту и Карвальозы: «Поскольку самая короткая дистанция между двумя контрольными точками – это прямая, мы вынуждены ехать по полному бездорожью, а порой заниматься настоящимтриалом. Сегодня намудалось все, за исключением форсирования одного уэда, где пришлось проехать лишний километр».

«АДРИАНА И Я»

ORD: Адриана, почему Вы так привязаны к ралли Aicha des Gazelles?
А.К.: Это удивительное приключение. Многие женщины готовятся к нему не один год, чтобы прожить эту полную эмоций гонку, почерпнуть новый опыт... Может быть, чтобы доказать себе свою смелость и найти ответы на вопросы, на которые они не получили ответа в обычной жизни...
ORD: В прошлом году Вы! вы/ступили в новом амплуа, снявшись в главной роли в художественном фильме «Адриана и я»?
А.К.: Уже несколько лет я испытываю слабость к кинематографу. Четыре года назад я сыграла роль в моем первом фильме, который назывался «Три девочки» с Жера ром Жюно. Мне нравится пробо вать что-то новое, и я с удоволь ствием снялась в этом комедийном телефильме об истории невозможной любви.
ORD: С2006 года Вы! поддерживаете деятельность Международной федерации по правам человека. Какие проблемы в этой области Вас беспокоят?
А.К.: Существует немало проблем, связанных с правами женщин, в частности подвергшихся насилию, которые нуждаются в поддержке. Но я по-прежнему, вот уже девять лет, работаю в Красном Кресте. Это дело, которому я отдала много сил и от которой не откажусь.
ORD: Сейчас Вы занялись созданием косметической линии на базе кремния?..
А.К.: Эта линия существует уже два года - она представлена в 14 странах. Недавно я запустила линию spa professionnel (то есть Sanus Per Aquam - «здоровье через воду») и линию макияжа.
ORD: В чем особенность, так сказать, «изюминка» этой косметики?
А.К.: В кремнии, или силиции. Этот элемент естественным образом присутствует в нашей коже, но его содержание сокращается по мере старения. Он очень важен для гидратации и регенерации. Он весьма эффективен, один из самых эффективных в косметологии.
ORD: Что посоветуете женщинам, чтобы сохранить молодость?
А.К.: Нужно быть осторожнее с солнцем, увлажнять кожу хорошими кремами, защищать глаза.
ORD: Спасибо вам за интересный рассказ. (Реплика в сторону: Вот только бы понять, зачем мы обо всем этом спрашивали...)

Отключиться от реалий

После выматывающего двухдневного марафона пятый линейный этап Эль-Хазбан –Мхамид (идеальный километраж – 197 км, расчетное время – 10 часов 30минут) уводил современных амазонок дальше на юг через огромный кратер Тафенна к новому бивуаку неподалеку от деревушки Мхамид. По расчетам организаторов, для большинства экипажей не должно было составить труда найти восемь контрольных пунктов.Здесь продолжилась борьба между лидерами, но большинство участниц не удержались от соблазна полюбоваться фантастическими пейзажами созданного природой каменного цирка. Ничего удивительного, ведь для многих из них, как, например,для марокканки Каримы, главы консалтинговой фирмы, это ралли - не что иное, как возможность вырваться из повседневной рутины: «Не помню, какой сегодня день недели. Даже не знаю, когда заканчивается гонка. Я хотела отключиться от реального мира, и мне это удалось». Завершала ралли двухдневная финишная прямая Мхамид-Фум-Згид. Организаторы не скрывали, что этот, шестой, этап (протяженность- 262 км, отведенное время - 20 часов), возможно, самый сложный. К тому же участницы уже подустали. Положение осложнялось еще и тем, что на пути «газелей» вставал эрг Шегага. Впрочем, у участниц имелась возможность обогнуть коварные дюны. К вечеру несмотря на непереносимую жару с десяток экипажей успел доехать до пятого КП. Но напрасно я ждал российский экипаж - наши девушки выбрали самый трудный маршрут.

Это можно было выдержать?

Последняя ночь в пустыне пролетела незаметно, да и вторая часть марафонского этапа, по дну пересохшего озера, оказалась более быстротечной, чем рассчитывали организаторы. И уже к полудню экипажи начали подтягиваться к бивуаку рядом с Фум-Згидом. Пока лишь те, кто сумел взять не более пяти КП. Конечно, они не рассчитывают на призовые места, но искренне радуются, что доехали, что наконец-то смогут принять душ...

Приключение еще не закончилось, на следующий день «газелям» предстояла дорожная связка до Эс-Сувейры, где и будет поставлена точка в восемнадцатом по счету ралли Aicha des Gazelles.

Награды ждали участниц в старинном Амогдуле - городе, четвертый год подряд принимающем гонки. На этот раз во «внедорожном» зачете первое место занял экипаж Катрин Улэ - Армель Медар: девушки отклонились от «прямой» на какие-то 168 км. Чуть больше 12 км уступили им португалки Элизабет Жасинту и София Карвальоза. Третье место у итальянок Таруффи Приска и Джюлианы Кар-пена.

Россиянки - восьмые. И это большое достижение в столь трудном состязании. Слово Елене Голубкиной: «На пятый день я уже почти ничего не видела из-за солнца. Перед глазами пелена... Тогда я впервые почувствовала, что все, больше ни минуты не могу. Да и теперь, когда все закончилось, сами удивляемся, как это можно было выдержать?».

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала компанию «ЛАЙЕРТ»

P.S. Ралли Aicha des Gazelles - серьезное испытание не только на выносливость, но и на находчивость. И, естественно, как при участии в любом внедорожном марафоне, здесь надо уметь управлять автомобилем и ориентироваться. В общем, совершенно незабываемая авантюра! Мне в какой-то момент даже стало обидно, что соревнование проводится по тендерному принципу.


текст: Константин КОМКОВ
фото: Николай ПАЗЮК

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 май 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты