Название экспедиции было простым: «Путешествия UAZ Partiot». Но, памятуя о нашей борьбе с угарным газом в салоне ульяновских внедорожников, я и не надеялся на приглашение. Но как бы то ни было, в итоге все «срослось». Билет на самолет у меня в руке, в городе Алма-Ате нас уже ждут новенькие, только что с завода, UAZ Patriot, а маршрут проложен по самым интересным уголкам Казахстана и Киргизии. Давненько я не путешествовал по этим местам. Тянь-Шань: для меня эти слова – словно призывный звук колокола...
Самолет накренился, выполняя предпоследний разворот перед выходомна глиссаду. Гулко зашелестели приводыпосадочныхщитков, выравнивая тяжелое воздушное судно. Иллюминатор на несколько секунд оказался в положении «лицомвниз», и тут... что-то до боли знакомоемелькнуло в облаках. Горы... Острые вершины Заилийского Алатау пронзили облака, отозвавшись в сердце воспоминаниями юности. Господи, как же давно я здесь не был! Тем временем самолет мягко «топнул» по взлетно-посадочной полосе, и знакомое с детства ощущение путешествия снова захватиломеня. Я опять в Алма-Ате... Но это лишь начало пути к волшебному озеру ИссыкКуль, открывающемуся взгляду путника с перевалов и пиков ТерскейАлатау.
В Америке полно достопримечательностей. «Самые большие вмире мотки веревки» или «слепки со следа, оставленного Элвисом» есть чуть ли не в каждом городке. Но эти коротенькие очерки из туристических путеводителей – не больше, чем мелкие монеты, рассыпанные по карте. А что до достопримечательностей главных... Вы спросите: «К чему это он?». Отвечу: если у вас нет желания кататься в СШАтолько ради того, чтобыполюбоваться на Большой каньон Колорадо, смело езжайте в Чарын, что недалеко от долины Сагеты. Поверьте, не пожалеете. «Геометрические параметры» этого уникального творения природы таковы: протяженность около 200 км, а высота стен местами доходит до 300м! При этом в долине, рассекающей оранжевые скалы на невероятной формы столбы и изрезанные ветром слоистые склоны, течет удивительной чистоты река, питающая корни реликтовых деревьев. Этот каньон – словно большой провал на границе бескрайней степи, по которой идет пыльная и неспокойная грунтовая дорога
Вот на этой «дороге» я в полной мере, собственно, и познал качество комплектующих...Приводной ремень самого современного из двигателей, что когда-либо стояли под капотом ульяновских внедорожников, разлетелся в труху, заставив задуматься на тему: «А если бы не было технички?». А ведь этим маршрутом даже туристов возят крайне нерегулярно, не говоря уже об «уазовских» ремнях.Но на этот раз все обошлось: помощь прибыла вовремя, и вот уже восстановивший способность к самостоятельному передвижению Patriot несет нас по направлению к Иссык-Кулю.
Вскоре на горизонте начали проступать силуэтыТерскей-Алатау. Заправка топливом на высоте 1855 м в небольшом приграничном городке Кеген совпала с серьезной переменой в пейза-жах. Несколько километров по слегка разбитойщебеночной дороге, и перед нами открылся вид... Нет, ничего необычного в нем не было. Всего лишь лежащая под ногами зеленая долина, рассеченная извилистой рекой. Рекой, уводящей взгляд туда, где дождь, поливающий черно-зеленые вершины, рисовал в небе двойную радугу... Сколько я тампростоял?Может, полчаса, аможет, и больше. Уже ради этого определенно стоило лететь (а потом еще и ехать) в такую даль.
И тут я заметил орла… Гордая птица кружила над нами, разглядывая странных путников на нетипично сверкающих автомобилях (мы пытались преодолеть последниеметры подъема). Пятна снега, дорога, идущая вверх, и парящий горный орел. «В этом есть что-то мистическое», – подумал я и не ошибся. Перевал был взят, а беспристрастный GPS зафиксировал в графе «высота» число 3368. Мы въезжаем в пограничнуюзону. До Китая рукой подать, а внизу течет настоящая молочная река (мало кто удержался от такого сравнения). Именно долина этой водной артерии, несущей свои мутные (но при этом, как ни странно, удивительно чистые) водына высоте 3000 м, считается границей хребтов Терскей-Алатау и Сары-Джаз. Кстати, стоя на ее берегу, можно разглядеть и «раскрашенный» серыми «потеками» ледников пикСеменова (5816мнад у.м.). А буквально через десять километров я увидел исполинское каменное изваяние человека с грозным лицом и огромной палицей. Статуя была выточена ветром из стометровой глыбы...
А потом был перевал Чон-Ашу с быстрым, я быдаже сказал, прямотаки «драйверским», серпантином. Правда, с учетом вышеупомянутой странности в восприятии горного воздуха автомобиль разогнался только на пути вниз.Но ведь нестись сломя голову особо и не хотелось. Красотами любовались…А потом, когда еще удастся заехать (неважно, что только лишь одним колесом) на самый настоящий ледник?Заехал, сфотографировался, темсамымзафиксировав факт взятия ульяновским внедорожником отметки 3800 м!
Ущелье Джеты-Огуз начинается от курортного местечка с лечебными грязями и источниками. Кстати, помоему скромномумнению, именно так выглядели курорты в конце позапрошлого века. Очень интересно. Стрелка с надписью «гостиница», указывающая на несколько юрт…Да, это вам не Hilton и далеко не Radisson. Зато люди здесь радушные.Ивот, стоя возле скалыРазбитое Сердце, мы не удержались и забрели в чайхану. Уж больно велик был соблазн испить настоящего горного чая... Но, увы, первое, что мы увидели, это заварной чайник, из которого торчал обычный пакетик с известнымжелто-краснымлейблом. Обидеть хозяев нам не хотелось, посему чай был испит и заеден свежими лепешками, но осадок, как говорится, остался. Тоже мне, дети гор...
Дальше дорога петляла по ущелью, периодически «перенося» нас с берега на берег по простым деревянным мостикам. Наш путь лежал к чек-пойнту с названием «спецучасток». Там нас поджидало некое несложное состязание, призванное дать нам прочувствовать всю «глубину» проходимости UAZ Patriot... Но на деле внедорожные условия оказалась не типичны: камни уж больно крупные, да и размытость почвы совсем не соответствовала стоящей на тестовых машинах резине. А учитывая характерную для данного автомобиля тактику прохождения препятствий «ходом»,журналистский пелотон лишился пары колесных дисков, разбитых о камни. Я решил не рисковать и поехал медленно.Результат оказался еще хуже – позорная «посадка на мосты».
Маленькое высокогорное приключение
А теперь я поведаю вам об удивительном ущелье Барскаон, дороге к золотоносным рудникам и об одном маленьком высокогорном приключении.Не секрет, что дождь и горный (особенно грунтовый) серпантин – две практически несовместимые вещи. Но канадцы, в настоящее время ведущие в этих местах золотодобычу,фактически отстроили Барскаонскую дорогу заново. Раньше это был один из опаснейших дорожных подъемов, а теперь он стал почти верхом совершенства. Отличное полотно, достаточно широкое даже для разъезда двух встречных грузовиков. Так вот, по этому новому «почти шоссе» UAZ упирался, но ехал. Правда, по мере снижения процентного содержания кислорода использование второй передачи становилось все проблематичнее. В итоге, отчертив колесами по гравию больше 50 поворотов и поднявшись на отметку 3800 м, мы попали на большое плато долины реки Арабель.
А потом была ночь. Две яркие фарыосвещали эту пустыннуютерриторию. Камни, дорожные отвалы, пыль, песок и беспросветная тьма на сотни километров вокруг… Но горы нас все-таки отпустили, и мы снова вернулись к Иссык-Кулю. Вернулись с грузомусталости и впечатлений лишь для того, чтобы переночевать на его гостеприимном берегу в уютных юртах и умыться с утра кристально чистой водой. Ну вот и все.Мыпокидаемэти волшебные места. Наш путь лежит через ущелье Боом, долину реки Чуй и пограничный пункт Кордай. До свидания, Тянь-Шань, мы уезжаем...
Техническое послесловие
Закончив с «излияниями счастья и красоты», перейдем собственно к… UAZ Patriot. Первой и главной проблемой ульяновских внедорожников, участвовавших в горномпробеге, стали приводные ремни навесного оборудования (половина машин лишилась этой «запчасти» буквально в первый же день). Из возникших в дальнейшем неполадок стоит отметить срезанныйшкив насоса ГУР, некоторые проблемы с электрикой, пару застучавших рулевых наконечников и достаточно ощутимое на больших высотах кислородное голодание двигателей, а также вопросы по их температурным режимам. А потом, эти удивительные ульяновские двери!Нет, закрывались они очень даже неплохо, но открыть их можно было только после долгих заунывных молитв и применения грубой силы. В целом же вывод до обидного банален: на UAZ Patriot можно отправляться во вполне серьезную экспедицию, но только после достаточно основательной подготовки.Да, и непременно возьмите с собой обширный комплект жизненно важных запасных частей. Впрочем, в сравнении с восхитительными красотами Тянь-Шаня все это такие мелочи… ORD
текст: Дмитрий ЛЯХОВЕНКО
фото: Дмитрий ЛЯХОВЕНКО
Sollers
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.