Легендарная трофи-экспедиция «Рейд двух столиц» была возрождена всего лишь три года назад. И вот в конце июня 2008 года из Тосненского района Ленинградской области в очередной раз стартовал офф-роуд конвой, состоящий из 30 стандартных и подготовленных внедорожников. Им предстояло добраться до города-героя Москвы. Причем сделать это было нужно, по возможности минуя асфальтированные дороги.
Начать рассказ о «Рейде двух столиц» я хотел бы с упоминания о… «фейс-контроле». Дело в том, что для участия в этом полузакрытом внедорожном мероприятии требуется не только уплатить стартовый взнос, но и пройти собеседование с организаторами рейда – Робертом Санакоевым и Яном Хайцеэром. Мера эта скорее вынужденная: как заверяют все те же организаторы пробега, только так в итоге можно добиться настоящей «клубно-внедорожной» атмосферы. Атмосферы, которая, собственно, и отличает это увлекательное путешествие от аналогичных мероприятий.
Общение на почве офф-роуда
Как и в прошлые годы, участники были поделены на две категории: экипажи на автомобилях «полированных» и на подготовленных. Но при этом, опятьже как и на предыдущих мероприятиях, доля первых оказалась, мягко говоря, незначительной. Более того, к концу рейда многие экипажи стандартных автомобилей напрочь забыли слова «лак» и «лоск» и стали двигаться по трассе наравне с теми, кто управлял подготовленными внедорожниками.
И вот что обязательно хотелось отметить. Вопрекишироко распространенному мнению «Питер – Москва» (для краткости участники предпочитали использовать это неофициальное название) – вовсе не трофи-рейд. В большей степени это именно экспедиция, где на первое место выходят общение и отдых всей семьей. А бездорожье – всего лишьфон, рождающий темы для разговоров. Отсюда и весьма умеренная сложность трасс.
В поисках новизны
Надо сказать, что главная проблема проведения подобных ежегодных мероприятий, конечноже…новизна маршрута. Нет, дело не в том, что он каждый раз оказывается настолько новым, что никто не может отыскать дороги. Все с точностью до наоборот – год от года эта самая новизна неизбежно уходит. Тем неменее организаторам«Рейда двух столиц» по большей части удалось избежать повторов, и большая часть пути была оригинальной, лишь иногда пересекаясь с треками предыдущих лет. И даже тем, кто участвовал в этой экспедиции не в первый раз (а таких было большинство), скучать не приходилось. К томуже дляжелающих предлагались более сложные альтернативные маршруты.
Комфортная составляющая
Еще одна особенность «Рейда двух столиц» – полноценное питание в базовых лагерях, обеспечиваемое передвижной кухней. Правда, в этом году «кухня» пару раз оказывалась недвижимым имуществом, но об этом ниже... Довершают же картину профессиональные механики, которые помогают решить большинство технических проблем, возникающих у экипажей. Таков «Рейд двух столиц» сегодня. А между тем в планах организаторов – дальнейшее повышение «комфортной составляющей» мероприятия, которое позволит отдохнуть всей семьей, даже с маленькими детьми. Более того, рассматривается вариант ежедневного развертывания (свертывания) полноценного лагеря обслуживающим персоналом! То есть от будущих участников не потребуется даже установки (и снятия) палаток! Так, глядишь, и до горячего душа недалеко... Не поймите меня превратно: не сказать, чтобы я был слишком уж щепетилен в этом вопросе, но единственное, к чему я так и не смог привыкнуть за время самых разнообразных путешествий, так это к отсутствию душа. Конечно,можномыться вмногочисленных водоемах, но вспомните хотя бы «Ладогу», где душевые организованыпрямо-таки в промышленных масштабах.
Без пленки…
В этом году местом старта экспедиции было избрано красивейшее озеро, образовавшееся на месте бывшего песчаного карьера в Тосненском районе Ленинградской области. Большинство участников прибыло туда накануне, а потому утро застало всех за последними приготовлениями к поездке. Кстати, интересное наблюдение. В прошлом году почти все экипажи воспользовались защитной пленкой для сохранения блеска лакокрасочного покрытия кузова. В этом же большая часть участников проигнорировала данный момент. Оно и понятно: основная их масса приехала на Land Rover Defender, а этому автомобилю дополнительные шрамы только к лицу. Что же касается TLC 105, Nissan Patrol и прочих универсальных автомобилей, участвовавших в пробеге, то, судя по всему, за прошедший год они повидали не одно приключение, так что заботиться об отсутствии царапин было излишне.
Первый день и первые потери
С самого начала образовалась небольшая, но дружная группа из пятишести экипажей, которая традиционно предпочла экстремальные варианты маршрута, тогда как пелотон во главе с организаторами выдвинулся единой колонной по базовому треку. С точки зрения навигации рейд этого года был самым простым: каждый вечер в GPS «заливались» все точки маршрута следующего дня, так что даже случайно отставший или потерявшийся экипажмог добраться до лагеря самостоятельно. К слову, потеряться было почти невозможно: в авангарде и арьергарде колонныпочти всегда присутствовали организаторские машины.Очень скоро пыльные грейдеры перешли в грунтовки, последние спустя некоторое время превратились в лесовозные дороги, на смену которымпришли гати. Причем несмотря на свой возраст последние находились в весьма приличном состоянии.
Буквально первый труднопроходимый участок принес потери: Mitsubishi L200 последнего поколения внезапно стал… очень скверно ехать. При осмотре выяснилось, что вышел из строяШРУС. Вероятно, одно из бревен, в изобилии плававших в глубоких лужах, сорвало пыльник. Запчастей на L200 в наличии, увы, не было, а попытка оперативно приобрести деталь в Москве и привезти в один из лагерей не увенчалась успехом. Как следствие до конца рейда экипаж L200 так и ехал исключительно на заднем приводе (благо со штатной блокировкой и лебедкой).
Одновременно начались проблемы с одним, мягко говоря, немолодым Range Rover. У «англичанина» появились сложности с включением пониженной передачи, и приходилось ехать на повышенной. Изза этого стала перегреваться автоматическая КПП. В основном же первый день не вызвал особых трудностей ни у одного экипажа. Группа «экстремалов» также доехала до следующего лагеря в полной боевой готовности. Как оказалось, им повезло с погодой – быломало дождей, и насыпь старой железной дороги, на которой пару месяцев назад «умирали» экипажи Чемпионата России по трофи-рейдам, оказалась сухой и легко проходимой для тяжелых экспедиционных автомобилей.
Потерянная кухня и северные москиты
Рейд шел своим чередом, один день сменял другой – гати, броды, колеи…Постепенно скорость движения колонны увеличивалась, то же самое можно сказать и о слаженности работы экипажей. Все было прекрасно, пока не потерялась… передвижная кухня. Добавьте сюда прямо-таки нашествие мелкой мошки, которую участники идентифицировали как…москитов. Не знаю, откуда москиты объявились в Ленинградской и прочих областях, когда их ближайший ареал находится значительно южнее. Скорее всего, это были именно «мошки», населяющие, как известно, все континенты, кроме Антарктиды. Нофакт остается фактом – искусаны были все! Противомоскитные сетки в палатках не спасали, у некоторых людей поднялась температура и распухли лица. Потом все утряслось – нет, мошка, естественно, осталась, но «кухню» к всеобщей радости нашли: у передвижного «пищеблока» банально лопнула ось. Пришлось срочно выходить из сложившейся ситуации. Был найден прицеп для перевозки автомобилей, на который и погрузили сломанный фургон.
Телефонные будки мертвых деревень
И вот рейд добрался до Селигера. Как и в прошлом году, здесь была запланирована дневка. В этой связи хочется отметить любопытную деталь. В течение всего пути мы проезжали большое количество деревень (как вполне жилых, так и «умирающих» или вовсе брошенных). Так вот, во всех деревнях, даже в «мертвых» уже не один десяток лет, стояли новенькие подключенные таксофоны! Зрелище дикое: от населенного пункта осталась лишь пара покосившихся столбов, а рядом новенький красно-синий телефон и свежие столбики с проводами, ведущими к нему. Вспоминаются Стругацкие, Пелевин и, конечно, «Матрица». Нет, правда, наверное, только герои этого фантастического блокбастера смогли бы оценить все преимущества такого телефонного аппарата. Но вернемся к Селигеру… Стало уже традицией устраивать навигацию, совмещенную с погоней за призами, в районе Селигерских озер. Не стал исключением и этот год. Одновременный старт нескольких десятков внедорожников выглядит весьма эффектно. И хотя призы были скорее шуточные, азарт заводил людей в болота и реки – лишь бы добраться до желанной награды (например, фонарика или копилки).
Нет, это не забор
Кстати, непосредственно на Селигере нас ожидал еще один сюрприз, связанный с загадочной русской душой. Нет, очередной телефонной будки на озере мыне нашли, но зато обнаружили деревянный настил длиной несколько сотен метров, который поначалу я принял за… будущий забор. Оказалось, нет, не забор. Просто движение «Наши», чей лагерь расположился неподалеку, готовилось к приему высоких гостей. А на вопрос, заданный одному из активистов, смахивающему на комсомольского работника из кинофильма, зачем этот настил, последовал поистине удивительный ответ: «Дорога-то устала, все по ней ходят и ходят, вот и застелили ее доской, чтобы отдохнула»... Причем все это было сказано так искренне и с такими честными глазами, что не поверить было невозможно...
Финальная жажда экстрима
Не секрет, что дневки помогают восполнить не только человеческие ресурсы, но и ресурсы автомобильные…В основном ремонт был мелким, вроде замены оборванных амортизаторов и удаления воздуха, проникшего в гидравлические системы. Ну а кульминацией вечера стал коллективный просмотр по специально приобретенному для этого телевизору футбольного матча Россия – Испания. На следующий день, отдохнувшие и починенные, экипажи выдвинулись на маршрут, но на этот раз желающих пройти экстремальную версию оказалось больше, чем обычно. Но не тут-то было: в тот день бездорожье оказалось серьезнее, и сразу начались проблемы с техникой.
Перегревались и сгорали лебедки, тросырвались…Несколько экипажей было вынуждено повернуть в обратную сторону, а до победного конца бились лишь два Land Rover Defender и Toyota LC 80 на 36-дюймовых Simex. В итоге, выйдя на маршрут в полдень, 12-километровый участок они преодолели только к 5 утра следующего дня. Затем проехали 170 км по асфальту и к 9 утра добрались до лагеря. На сон времени не было, так как в 11 часов планировалось стартовать, ведь к вечеру все должны были оказаться в финальном лагере. Жажда бездорожья была полностью удовлетворена, а красивейшая дорога по песчаным берегам реки Медведицы явилась заключительным аккордом «Рейда двух столиц».
P.S. Из секретных источников нам стало известно, что в ближайшее время планируется тестовый пробег вокруг Онежского озера. Не исключено, что он станет логическим продолжением «Рейда двух столиц».
текст и фото: Александр ДАВИДЮК
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.