Магнитное склонение

Внедорожный марафон Croatia Trophy

Вам известно, что географы различают три вида «северов»? Географический север расположен на геометрической вершине «глобуса» по имени Земля, и его положение путем достаточно сложных вычислений было определено еще в древности. «Картографический север» – эта та сторона света, которую составитель карты определил как направление на север. Чаще всего оно соответствует направлению на географический север, но отнюдь не всегда. Еще интересней обстоят дела с «магнитным севером»: магнитное поле Земли постоянно меняется, и направление, куда указывает стрелка компаса, всегда отличается от направления на географический север. Это-то и называется умным термином «магнитное склонение». Вы спросите: а какое, собственно, отношение все это имеет к офф-роуду? Самое непосредственное!

Несколько лет подряд европейские ученые мужи наблюдают совершенно необъяснимый феномен, природа которого, тем не менее, совершенно понятна любому энтузиасту офф-роуда. Их как раз совершенно не удивляет тот факт, что в какой-то момент стрелки навигационных приборов (компасов) начинают указывать не на точку, расположенную на карте где-то выше Канады, а на Старо Село! Причина данного феномена проста, и кроется она в том, что именно в окрестностях этого небольшого хорватского городка традиционно проводится мероприятие под названием Croatia Trophy. Кстати, в этом году трофи-рейд, по праву считающийся одним из самых экстремальных внедорожных соревнований в Европе, отметил свой десятилетний юбилей.

Кто прокладывал трассы?

Как и всякий живой организм, Croatia Trophy год от года слегка меняется, но главные ингредиенты мероприятия остаются неизменными. Это обширные балканские горные леса, примыкающие к ним болотистые низменности, главный организатор соревнования – автоклуб Zagreb 92, место расположения базового лагеря и восемь тяжелых, как свинец, этапов. В этом году спортсменам предложили несколько совершенно новых трасс, в которые была включена часть самых живописных и сложных участков прошлогоднего маршрута. И вот еще какой момент: внедорожные трассы всегда несут на себе отпечаток личности человека, занимавшегося их прокладкой. Так вот, в 2008 году этим ответственным делом занимался Анжелко Цвек из клуба Zagreb 92, причем без помощи коллег из Германии и Австрии. Учитывая это обстоятельство, оргкомитет уделил прокладке трасс чуть больше времени, чем в годы, когда их прописывали гости из-за рубежа. И, похоже, старания хозяев гонки не прошли даром: по свидетельству участников, «дорожные книги» с легендами оказались точны, как никогда ранее.

Пролог в русле ручья

По обыкновению гонка началась с пролога. В этом году в нем приняли участие экипажи 29 внедорожников и три команды на ATV (каждая в составе двух квадроциклов). Кстати, вышеупомянутый внедорожный компас привел в Хорватию участников из девяти стран Европы. Протяженность трассыпролога не превышала ста метров, но препятствия на ней были достаточно сложными для того, чтобы разница в результатах оказалась весьма значительной. Сразу после старта спортсменам нужно было спуститься по крутому берегу к ручью, проехать метров двадцать пять по его руслу, подняться на противоположный берег, развернуться и пересечь его в обратном направлении, но уже в другом месте.

При этом густая растительность и исключительно скользкие склоны заставляли участников мобилизовать все свое водительское мастерство. Затем спортсменам вновь предстояло нырнуть в русло ручья, но лишь затем, чтобы выехать на финиш по узкому оврагу с крутыми стенками. Впрочем, для того, чтобы попасть в этот ведущий кфинишу овраг, нужно было сначала еще раз вскарабкаться на крутой обрывистый берег. Ну а практически вертикальные склоны в начале и в конце трассы не оставляли участникам другого выбора, кроме как использовать лебедки. Единственную попытку спуститься с обрыва без лебедки совершили Мейнхольф Дюннингхауз и Питер Хух из Германии, но она окончилась плачевно: после жесткого приземления передние рычаги подвески их Toyota оказались сломанными. Ну а лучшее время на прологе показал интернациональный экипаж в составе Ксабы Бороса из Венгрии и Пауля Деметра из Австрии.

Веселые старты

В субботу был дан старт первому по-настоящему трудному и длинному спецучастку. По выражению организаторов, нужно было помочь спортсменам освободиться от избытков накопленного во время пролога адреналина. Вернуться «домой» до темноты смогли очень немногие, а последние участники пересекли линию финиша далеко за полночь. На следующий день был назначен Trophy Day – традиционный праздник солидарности любителей бездорожья всех стран. Прежде всего участников разделили на команды по четыре экипажа, причем по традиции в каждуюобъединялись спортсмены из разных стран, говорящие на разных языках. Первым заданием стал крутой склон длиной около 50 метров, и единственной возможностью преодолеть его стала взаимопомощь внутри команды. В ходе следующего задания одни члены команды должныбыли протянуть над рекой трос, а два других участника – как можно быстрее пересечь реку по свежепостроенной «канатной дороге».

В обстановке взаимовыручки

Утро следующего дня было хмурым…Шедшие всюпредшест-вующую соревнованию неделю дожди превратили луга и болотца в глубокие грязевые ямы. Да, экипажам было трудно, но, как чаще всего оно и бывает, слабым звеном становились не люди, а машины. Люди продолжали бороться даже тогда, когда техника отказывала, и участники сходили с трассы лишь в том случае, если ремонт в полевых условиях был просто невозможен. Но вот что характерно: соперники с готовностью помогали друг другу, и нередки были ситуации, когда команды делились запчастями с тем, с кем они боролись за призовое место...

Невезучие

Увы, какие бы чудеса полевого ремонта ни показывали экипажи на трассе, в полевых условиях можно справиться далеко не с каждой проблемой. И первым с этим столкнулся австро-венгерский экипаж КсабыБороса и Пауля Деметра. Сначала их подвела передняя гидравлическая лебедка. Им удалось устранить поломку, но на одном из последующих СУ устройство снова отказалось работать. Оставшись без тягловой силы, они сначала сломали передний, затем задний мост, а вскоре и коробку передач. В итоге экипажу пришлось сойти... Такая же судьба постигла и другой международный экипаж: Иштван Доци и Норберт Альмахт. Им тоже пришлось сойти с дистанции на последних СУ, хотя они показывали отличные результаты и победили на ночном этапе.

Голландцы Ремко-Питер ван дер Ваарден и Ренс-Йен Веенстра также оказались на «острове невезения». В прошлом году они получили серебро Transilvania Adventure Trophy и за все время соревнования не испытывали никаких проблем с автомобилем. В Хорватии все началось с того, что в первый же день они потеряли заглушку сливного отверстия автоматической коробки передач, а на следующий день сломался вал передней лебедки (что не дало им закончить СУ). Но это было еще лишь начало: на третий день у них вышли из строя и центральная, и задняя лебедки. В довершение всех несчастий попавшая под нижнюю защиту ветка порвала тормозные шланги и воздушные магистрали пневматических блокировок. И только после этого голландцы смогли сказать, что черная полоса для них закончилась…

Список неудачников продолжают Беркхард Эггерман и Денис Недобиткин из Германии. В течение первых дней они держались в верхних строчках таблицы результатов, но дважды ломавшийся модуль управления зажиганием отбросил их далеко назад. Похожая история произошла с другим экипажем из Германии,Фрицем Беккером и Домиником Тройфером. Они также входили в группу лидеров, но поломка обоих мостов от Unimog означала, что соревнование для них закончилось. Еще более обидным образом судьба пошутила сМарио Экхардом и АндрэФулшем. Они отлично ехали в течение всей гонки, но за день до окончания сошли изза поломки.

На таком соревновании, как Croatia Trophy, опыт значит очень многое, но тем не менее заезды некоторых неофитов смогли оставить очень приятное впечатление. Например, Карстен Риссе иФрэнк Ниеманн из Германии никогда до этого не участвовали в хорватском марафоне, однако неоднократно выступали в чемпионате Голландии, что и позволило им вести свой Land Rover вполне уверенно. И все же наилучший результат из новичков показали англичане Джеймс Марсден и Крис Абель. Начали они не слишком хорошо и потеряли на первом СУ очень много времени. Но последующие этапы показали, кто есть кто и кто чего стоит. На третьем СУ англичане финишировали уже с третьим временем, а на четвертом и пятом они были первыми! Шестой этап – и снова третий результат, седьмой – снова первое место, восьмой – второе. Лишь неудача на самом первом СУ не позволила им подняться выше третьей позиции в итоговом протоколе, но, право, бронзовые награды – это совсем не тот результат, которого стоит стыдиться.

И все же почетное звание победителя Croatia Trophy досталось опытному экипажу Томас Шуккер иЖасмин Молл. В течение многих лет они участвовали в хорватском трофи-рейде, но каждый раз показанного ими результата чуть-чуть не хватало до победы. Но на этот раз их мастерство оказалось неоспоримым.

P.S. Гонка закончилась, и стрелка моего компаса вновь начала указывать туда, куда ей и положено, – на магнитный полюс Земли, расположенный где-то между островами Мелвилл и Девон у побережья Канады. Однако я чувствую, что ровно через год вновь стану свидетелем очередного магнитного склонения...

Croatia Trophy 2008
МестоПилотШтурманСтранаМарка автомобиля
1ШУККЕР ТомасМОЛЛ ЖасминГермания Mercedes G
2ЗЕЙФРИД Харальд ХАЙДИНГЕРДжеральдАвстрия Puch/ Jeep
3МАРСДЕН ДжеймсАБЕЛЬ КрисВеликобритания Land Rover

текст и фото: Мартин БРИНК (Martin BRINK)
перевод: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты